Аннотация 4
ВВЕДЕНИЕ 6
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ ИГРЫ В ФУТБОЛ В ПРОГРАМАХ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ ДЛЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 8
1.1. Анализ программ по физической культуре для младших школьников 8
1.2. Использование элементов игры в футбол в программах по физической
культуре для младших школьников 13
1.3. Возрастные особенности развития физических качеств 20
ГЛАВА II. ИССЛЕДОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ШКОЛЬНИКОВ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В ПРОЦЕССЕ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО СОДЕРЖАНИЯ ИГРЫ В ФУТБОЛ 37
2.1. Задачи, методы и организация исследования 37
2.2. Методика использования элементов игры в футбол на уроках физической
культуры для учеников начальной школы 40
2.3. Исследование физической подготовленности школьников начальных
классов в процессе освоения учебного содержания игры в футбол 45
2.4. Оценка эффективности методики развития физических качеств учащихся
начальной школы 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 52
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 55
Известно, что физическая культура человека определяется, прежде всего, степенью владения знаниями и умениями по использованию ценностей физической культуры с целью удовлетворения собственных потребностей в укреплении здоровья, физическом совершенстве, организации здорового образа жизни. Хорошо известно, что приобщение человека к систематическим занятиям физической культурой активно происходит в младшем школьном возрасте на основе формирующихся возрастных интересов к двигательной деятельности. Именно активное включение школьников в самостоятельные занятия физической культурой и спортом, формирование их интереса к укреплению собственного здоровья, вовлечение в разнообразные формы здорового образа жизни, предстает сегодня в качестве современной целевой установки развития школьного образования по физической культуре.
Одним из популярных видов спорта среди подрастающего поколения признается игра футбол. Как следствие этого, многие специалисты предлагают использовать ее в качестве средства всестороннего физического развития школьников, комплексного развития основных физических качеств. Вместе с тем, несмотря на большое количество научных работ по проблеме развития физических качеств школьников средствами физической культуры, данных по целенаправленному использованию игры футбол для решения данной проблемы в имеющейся литературе явно недостаточно. В государственные стандарты содержания образования по физической культуре для начальной школы (2009) включен материал по спортивным играм. Однако на освоение технических элементов и приемов игры футбол младшим школьникам отводится относительно небольшой объем времени.
Таким образом, разработка и обоснование новых подходов по использованию игры футбол как средства повышения физической подготовленности учащихся младшего школьного возраста, развитие основных физических качеств является актуальным и своевременным как для теории, так и практики физического воспитания подрастающего поколения.
Цель работы: Разработать методику использования элементов игры в футбол на уроках физической культуры для учеников начальной школы и исследовать физическую подготовленность в процессе освоения учебного содержания игры в футбол.
Объект исследования - образование учащихся начальных классов в области физической культуры
Предмет исследования - развитие физических качеств младших школьников в процессе освоения учебного содержания игры футбол
Задачи:
1. Проанализировать научно - методическую литературу по проблеме исследования;
2. Разработать методику использования элементов игры в футбол на уроках физической культуры для учеников начальной школы;
3. Оценить эффективность методики развития физических качеств учащихся начальной школы.
Методы исследования: анализ научно-методической и программнонормативной литературы, анкетирование, педагогический эксперимент, тестирование физической подготовленности, методы математической статистики.
Проанализировав литературные данные выявились проблемы воспитания физических качеств и воспитания физической активности у детей младшего школьного возраста и нуждаются в глубоких исследованиях развития этой проблемы. Необходимо выявить среднюю в развитии физических качеств у детей и разработать методы и средства воспитания физических качеств, которые будут эффективно влиять на физическое состояние школьников, но соблюдая при этом исходный уровень их развития.
Во время анализа литературных источников были проработаны всевозможные методики развития физических способностей, которые в первую очередь необходимы для развития физических качеств школьников. Кроме того раскрыты характерные средства, используемые специалистами в воспитании физических способностей и учебно-тренировочном процессе.
Для повышения эффективности работы и надежности игровых действий используется путь воспитания личностных качеств посредством целенаправленно организованной деятельности в условиях, требующих обязательного проявления определенных качеств, а также путем создания специфических игровых ситуаций, позволяющих развивать у юных спортсменов способность к ориентированию в сложных условиях, включающих быстрое, точное восприятие и анализ постоянно меняющихся ситуаций, что обеспечит выполнение адекватных действий.
При работе на общую выносливость надо знать: что выносливость с возрастом увеличивается. Причем это увеличение носит неравномерный характер. Несущественный рост ее величины на этапе начального обучения (возрастет 7 до 10 лет) сменяется резким приростом в возрастных группах от 11 до 13 лет (этап специализации).
Скорость бега у юных футболистов значительно увеличивается с 8-летнего возраста. За период подготовки скоростные возможности юных футболистов повышаются в среднем на 20-25%.
В период от 8 до 11 лет темпы прироста скоростно-силовых качеств незначительны и не превышают 7-8%. Это связано с низкими возможностями детей данного возраста.
Динамика развития физических качеств у юных футболистов разного возраста показывает следующее:
с возрастом, начиная с этапа начальной подготовки, все физические качества имеют тенденцию к росту;
на этапе наибольшего естественного роста оптимальное воздействие тренировочной нагрузки может ускорить прирост данного качества;
стабилизация показателей разных физических качеств футболистов происходит в разных возрастных группах
Сила в ее чистом виде в незначительной степени проявляется в соревновательной деятельности футболистов. Поэтому при воспитании силы тренер-преподаватель должен рассматривать ее лишь как базу для воспитания и совершенствования скоростно-силовых качеств.
Планируя занятия по общей физической подготовке с учащимися, тренеры- преподаватели должны соблюдать следующие методические требования:
• подбор упражнений следует осуществлять с учетом охвата всех мышечных групп;
• объем нагрузки в каждом занятии и в серии следует повышать постепенно с учетом возраста и подготовленности занимающихся;
• умеренную нагрузку необходимо чередовать с более высокой;
• в занятиях с юными футболистами 10-12-летнего возраста не рекомендуется в течение длительного времени применять повышенные нагрузки, т.к. из- за большой возбудимости и быстрой утомляемости нервной системы, занимающихся данного возраста такие нагрузки приводят к резкому снижению работоспособности.
...
1. Аванесов, В.У. Исследование влияния дозировки упражнений на
эффективность развития скоростно-силовых качеств. Проблемы
физического воспитания студентов/В.У. Аванесов, Ю.К. Лукин // Материалы III республиканской научной конференции. - Баку, 2003. - 190с.
2. Аванесов, В.У. К вопросам совершенствования методики развития физических качеств футболистов высокого класса. Проблемы физического воспитания студентов/ В.У. Аванесов, Ю.К. Лунин // Материалы II республиканской научной конференции. - Баку,2001. - 174с.
3. Азарова, И.В. Темпы прироста скоростно-силовых качеств у детей младшего и среднего школьного возраста/ И.В.Азарова:Автореф. дисс. - Омск, 2003. - 31с.
4. Айсман, Х.И. Взгляд врача на правильное построение процесса подготовки юных футболистов/ Х.И. Айсман // Зарубежные научные исследования. Отбор и юношеский спорт. Вып. I. - М.: ФиС, 2002. - 177с.
5. Андреев, С.Н. Играй в футбол С.Н. Андреев//. - М.: ФиС, 2000.- 167с.
6. Баландин Г.,.Назарова Н,.Казакова Т /Урок физкультуры в современной школе. Методические рекомендации для учителей. Выпуск 2. "Советский спорт" / 2003.- 72 с.
7. Бизанц, Г.О. Основные положения предсезонной подготовки юных футболистов/ Г.О. Бизанц // Зарубежные научные исследования. Вып. I. - М.: ФиС, 2002. - 177с.
8. Вихров К.А., Догадайло В.П., Педагогический контроль в процессе тренировки, 2000. -66 с.
9. Годик М.А. Физическая подготовка футболистов - М.: Терра-Спорт, Олимпия Пресс, 2006. - 272 с.,ил.
10. Голомазов, С.В. Футбол/ С.В. Голомазов// Теоретические основы и методика контроля технического мастерства. - М.: ФиС, 2000. - 220с.
11. Драндров, Г.А. Развитие скоростно-силовых качеств и быстроты у футболистов 13-16 лет с учётом типологических особенностей проявления свойств нервной системы/ Г.А. Драндров//Автореф. дисс... - Омск, 2003. - 33с.
12. Дрюэт Д. Футбол. Спорт для начинающих/ АСТ"Астрель" 2002. -75с.
13. Кардосо А.М., Средства и методы скоростной и скоростно-силовой подготовки юных футболистов 11-12 лет/ А.М. Кардосо//Автореф. дисс. - М., 2000. - 37с.
14. Крисфилд Д. Футбол. Шаг за шагом/ 2005. - 298с
15. Лалаков Г.Е. Структура и содержание тренировочных нагрузок футболистов разных возрастов и квалификаций/ Г.Е. лалаков - Омск, 2000. - 198с.
... всего 43 источников