Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ТЕМА ДРУЖБЫ В СОВРЕМЕННОЙ ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ (литературоведческий и методический аспекты)

Работа №147292

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы51
Год сдачи2019
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
10
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Содержание Введение 3
I. Традиции темы дружбы в мировой литературе, адресованной подростку 6
1.1. Канон дружбы. Тема дружбы в литературе IX-XIX вв 6
1.2. Советский канон дружбы 15
II. Раскрытие темы дружбы в современной литературе для читателя-
подростка 20
2.1 Специфика темы дружбы в повести М. Парр «Вафельное сердце» 20
2.2. Образ друга в повести О. Раина «Человек дейтерия» 25
III. Методические рекомендации по изучению в школе современных детских
произведений на тему дружбы 29
3.1. Урок внеклассного чтения по повести М. Парр «Вафельное сердце» в 5
классе 29
3.2. Элективное занятие по повести О. Раина «Человек дейтерия» в 8
классе 37
Заключение 46
Список литературы 50

Детская литература — часть общей литературы, обладающая всеми присущими ей свойствами, при этом ориентированная на интересы детей- читателей и потому отличающаяся художественной спецификой, адекватной детской психологии. Функциональные виды детской литературы включают учебно-познавательные, этические, развлекательные произведения.
Особенности детской литературы определяются воспитательно­образовательными задачами и возрастом читателей. Основная ее черта — органическое слияние искусства с задачами педагогики. Это учет интересов и возрастных особенностей детей.
Тема дружбы в детской литературе является одной из главных. К ней обращались русские и зарубежные писатели разных эпох. Среди классиков это А.С. Пушкин, Л.Н. Толстой, И.А. Гончаров и др. В детской литературе - такие авторы, как А.П. Гайдар, В.Ю. Драгунский, Н.Н. Носов, М. Твен, А. Линдгрен и др.
И в современной литературе тема дружбы не утрачивает своей актуальности.
Произведения современных писателей привлекают подростков занимательным сюжетом, близким для них языком. Они учат, но не поучают, не осуждают, наоборот, с помощью шутки могут разрешить сложную ситуацию. Такие произведения заставляют читателя задуматься, помогают формировать систему ценностей. Таким образом, тема дружбы раскрытая в произведениях современных авторов, понятна и близка подросткам.
Введение качественных современных текстов о дружбе в круг детского чтения - актуальная задача.
Отдельные аспекты детской литературы в тематическом ключе освещены в работах Н.Я. Эйдельмана, А. Ивича, И.С. Кона и др. Однако наблюдается отсутствие концептуальных работ, посвященных теме дружбы в современной детской литературе. Данным фактом определяется новизна исследования, связанная с изучением темы дружбы в современной литературе для подросткового чтения и определением возможностей обращения к подобным текстам в школьной практике.
Объект исследования: тема дружбы в мировой литературе, адресованной подростку.
Предмет: восприятие темы дружбы в современной детской литературе читателем-подростком.
Художественным материалом исследования является повесть Марии Парр «Вафельное сердце» и повесть Олега Раина «Человек дейтерия». Выбор произведений определен разными аспектами темы дружбы, раскрытой в текстах; разной возрастной адресацией повестей; нравственно-этической ценностью произведений.
Цель данной работы: выявить специфику темы дружбы в современной детской литературе.
Задачи:
1. Обозначить традиции темы дружбы в детской и подростково­юношеской литературе;
2. Выявить традиционные и новаторские черты в раскрытии темы дружбы в современной детской литературе на примере повестей М. Парр «Вафельное сердце» и О. Раина «Человек дейтерия»;
3. Разработать методические рекомендации по изучению в школе современных детских произведений на тему дружбы.
Методологической основой исследования являются работы: Ф.И. Сетина, И.Г. Минераловой, И.Н. Арзамасцевой и др.
Методы исследования: сравнительно-сопоставительный, культурно­исторический.
Практическая значимость: материалы исследования могут быть использованы в рамках урока внеклассного чтения по повести «Вафельное сердце» в 5 классе и на занятии элективного курса по повести «Человек дейтерия» в 8 классе.
Структура работы: дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы. В первой главе обозначены традиции темы дружбы в мировой литературе. Во второй главе выявлены традиционные и новаторские черты в раскрытии темы дружбы в современной детской литературе на примере повестей М. Парр «Вафельное сердце» и О. Раина «Человек дейтерия». Третья глава - практическая, в ней предложены методические рекомендации по изучению в школе современных детских произведений на тему дружбы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Философские концепции раскрывают особенности понимания дружбы в различные эпохи, ее место в системе межличностных и общественных отношений.
В античности дружба изначально связывается с ритуалами и отношениями родства, существует некое воинское товарищество. Друзья связаны общей деятельностью, а дружба в большей степени представлена в системе общественных отношений. Постепенно дружба распространяется на межличностные отношения и приобретает избирательный характер.
В средние века представления о дружбе несколько меняются. Прежде всего, выделяется понятие «божественной дружбы», которая противопоставлена реальным межличностным отношениям и является выражением любви к Богу. Хотя реальные дружеские отношения в средние века отличаются сословным характером.
Гуманисты эпохи Возрождения прославляют дружбу как самое естественное и высокое человеческое чувство. Дружба представляется более устойчивыми и постоянными отношениями, чем любовь.
В эпоху Просвещения дружба определяется как отношения, основанные на морали и соображениях разума. Дружба осмысливается как нравственная ценность, она важнее сословного происхождения. Тем не менее мотивами дружеских отношений представляются личные интересы, потребности и выгоды человека.
Настоящий культ интимной дружбы в России, как и в Европе, появляется вместе с романтизмом.
Романтический канон дружбы подчеркнуто элитарен. Приписывая своим переживаниям особый, высший смысл, недоступный непосвященным, романтики стремились подняться над уровнем обыденности и всякой организованной коллективности.
В советские времена важнейший принцип коммунистической идеологии - коллективизм, где общественные интересы ставятся выше личных. В соответствии с этим одной из главных социально-нравственных ценностей признается товарищество. За более индивидуальной и избирательной дружбой также признавалось право на существование, но подчеркивалось, что социально-нравственная ценность любой конкретной дружбой определяется ее общественной направленностью.
Распад Советского Союза и переход к капитализму повлиял и на характер межличностных отношений. Общение между людьми стало менее интенсивным.
Атомизация общества и усиление социального неравенства
способствовали росту чувства одиночества и недоверия к людям.
Таким образом, русский канон дружбы меняется в том же направлении, что и на Западе. Но, проанализировав повесть норвежской писательницы М. Парр «Вафельное сердце» и российского писателя О. Раина «Человек дейтерия», можно отметить, что идеалы дружбы - то, что отличает ее от других видов межличностных отношений, - не изменились.
Герои повестей находятся в разных социальных условиях, имеют разный менталитет, но дружба в любых обстоятельствах имеет непреходящую ценность.
Бескорыстие в дружбе предполагает такие отношения, которые свободны от соображений выгоды и строятся на готовности помочь друг другу, порой в ущерб своим личным интересам. Преданность и верность друга укрепляют веру человека в собственные силы: он знает - в трудную минуту друг никогда не оставит его в беде и найдет возможность помочь и поддержать. Взаимная требовательность и принципиальность, делая дружбу активной силой, могут привести к большим творческим успехам, так как способствуют самосовершенствованию каждого из друзей. Дружба предполагает доверие, проявляющееся в открытии другому собственного я, своих тайн, намерений, состояний, то есть в самораскрытии.
М. Парр идеализирует сельскую жизнь и изображает дружбу, придерживаясь традиционных взглядов. М. Парр пишет о современных детях, но атмосфера повестей напоминает атмосферу произведений Астрид Линдгрен. Время в повестях Парр течет медленнее, а отношения с окружающей природой более тесные, чем сегодня.....


1. Арзамасцева И.Н., Николаева С.А. Детская литература: Учеб. пособие для студ. средних пед. уч. заведений. - М.,: Изд. Центр «Академия», 2002.
2. А.С.Пушкин в воспоминаниях современников. 1974 В двух томах. - М.: Правда.
3. Баткин Л.М. Итальянские гуманисты: стиль жизни, стиль мышления. - М. 1978. 104 с.
4. Белинский В. Г. 1956 Полное собраний сочинений в 13 томах. - М.: Наука.
5. Гассенди П. Сочинения в двух томах / Том 1.Общ. ред. и вступит. статья Е.П. Ситковского. Перев. с лат. А.Гутермана. - М.: Мысль, 1966,1968.- 431 с.
6. Громыко М.М. Мир русской деревни. - М.,1991.
7. Жирмунский В. М. Религиозное отречение в истории романтизма. - М.,1919.
8. Ивич А. Аркадий Гайдар. Воспитание поколений. - М.: Дет. лит.,1969. - 409 с.
9. Кардини Ф. Истоки средневекового рыцарства. Пер. с итальянского. - М.: Прогресс, 1987.
10. Кон И.С. Психология ранней юности. - М.: Просвещение, 1989. 255 с.
11. Кон И.С. Дружба. Этико-психологический очерк. - М.: Политиздат, 1980.
12. Кутейникова Н.Е. Навигатор по современной отечественной детско- подростковой и юношеской литературе: методические рекомендации. - М.: Маэстро платинум, 2017. - 158 с.
13. Литература. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. Организаций. В 2 ч. / В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. — 3-е изд. - М.: Просвещение.
14. Лиханов А. А. Сострадательное наклонение. — СПб. : СПбГУП, 2010. - 576 с.
15. Меткаф Э.-М. Шведские портреты. Астрид Линдгрен/ Пер. с англ. Т. Доброницкой. - Мальмё, Швеция: Шведский институт, 2004....33


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ