Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Разработка моделей для изучения движения космических аппаратов средствами Mathcad на внеурочных занятиях по физике учеников старших классов

Работа №14729

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

физика

Объем работы62 стр.
Год сдачи2018
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
888
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1. Теоретические аспекты применения компьютерных моделей в
школьном курсе обучения физике 7
1.1. Использование информационных технологий при обучении
физике 7
1.2. Применение компьютерных моделей на занятиях по
физике 11
1.3. Отличие внеурочной и урочной работы 13
1.4. Виды заданий к компьютерным моделям 17
Выводы по главе 1 23
Глава 2. Разработка компьютерных моделей Mathcad и методических материалов для внеурочных занятий по физике на тему «Движение космических аппаратов» 24
2.1. План организации внеурочной работы в школе 24
2.2. Требования, предъявляемые к использованию компьютерных
моделей на занятиях по физике 25
2.3. Описание Маthcad 26
2.4. Методические материалы для внеурочных занятий по физике в старших
классах с применением компьютерного моделирования 30
Выводы по главе 2 55
Заключение 56
Библиографический список 58


В современных условиях одной из составных частей функциональной грамотности является компьютерная грамотность, как неотъемлемая часть общего уровня образования. Выпускник современной школы должен обладать определенными качествами личности, в частности:
а) гибко адаптироваться к меняющимся жизненным ситуациям, самостоятельно приобретая необходимые знания, умело применять их на практике для решения разнообразных проблем;
б) самостоятельно критически мыслить, четко осознавать, где и каким образом приобретаемые им знания могут быть применены в окружающей действительности, творчески мыслить;
в) грамотно работать с информацией;
г) быть коммуникабельным, контактным в разных группах, уметь
работать сообща;
д) самостоятельно трудиться над развитием собственного интеллекта, культурного уровня.
Поэтому современный этап обучения в школе - это реализация в образовательной практике личностно ориентированных педагогических систем, когда учитель становится не только источником знаний, но и организатором собственной познавательной деятельности учащихся. Это требует поиска особых организационных форм, учитывающих тот неоспоримый факт, что подлинное знание - это индивидуальное знание, созидаемое в опыте собственной деятельности и связанное с формированием конкретных навыков деятельности в определенных ситуациях.
Применение новых информационных технологий позволяет практически безгранично разнообразить и комбинировать средства педагогического воздействия на учащихся. Но, в свою очередь, требует изменения привычного учебного процесса, создания определенных учебных
ситуаций, в которых учащийся самостоятельно приобретает опыт определенного вида деятельности.
Компьютерные средства дают возможность сочетать индивидуальные задания с различными вариантами групповых форм работы. При такой вариативности занятий в ситуации коллективной деятельности учитель играет роль одного из партнеров, но обладающего особыми знаниями и статусом. Таким образом, и контакт с учениками начинает строиться на иных, по сравнению с традиционной школой, ценностных и личностных основаниях.
Когда же следует использовать компьютерные программы на уроках физики? Прежде всего, в тех случаях, в которых возникает существенное преимущество по сравнению с традиционными формами обучения. Одним из таких случаев является использование компьютерных моделей в учебном процессе.
Актуальность выбранной темы состоит, с одной стороны, в том, что для внеурочных занятий по физике разработано недостаточно методических материалов, использующих компьютерные модели, предоставляющие уникальную, не реализуемую в реальном физическом эксперименте, возможность визуализации упрощённой теоретической модели явления природы или технической системы, с поэтапным включением в рассмотрение дополнительных усложняющих факторов, постепенно приближающих эту модель к реальному явлению или процессу, а с другой - в том, что тематика движения космических аппаратов вновь становится популярной ввиду развития и повсеместного использования систем спутниковой навигации и связи.
Объектом исследования является моделирование и применение
компьютерных моделей на внеурочных занятиях по физике в старших классах.
Предмет исследования - изучение движения космических аппаратов на внеурочных занятиях по физике в старших классах с применением компьютерных моделей Mathcad.
Цель работы - разработка компьютерных моделей Mathcad и методических материалов по теме «Движение космических аппаратов» для их применения на внеурочных занятиях по физике учеников старших классов.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1) рассмотреть особенности использования информационных технологий при обучении физике;
2) дать характеристику компьютерных моделей, в том числе разработанных в Mathcad, и их использованию на занятиях по физике;
3) разработать компьютерные модели Mathcad и задания к ним;
4) разработать методические материалы для внеурочных занятий по физике на тему «Движение космических аппаратов» с использованием компьютерных моделей.
Для решения поставленных задач были использованы следующие
методы:
а) изучение методической, педагогической и справочной литературы по вопросам исследования;
б) компьютерный эксперимент.
Практическая значимость работы состоит в том, что разработанные методические материалы по физике можно использовать на внеурочных занятиях в старших классах при изучении темы «Движение космических аппаратов».
Разработанные методические материалы частично апробированы в работе, опубликованной в трудах конференции «Наука и образование: проблема и перспектива. Материалы XX Всероссийской с международным участием научно-практической конференции молодых ученых, студентов и учащихся (Бийск, 27 апреля 2018г.).


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Внедрение информационных технологий во все сферы жизнедеятельности человека постепенно происходит и в основном звене образования - школе. Несмотря на плохую техническую оснащенность школы в целом, и кабинетов физики в частности, учителя с помощью имеющихся средств выполняют демонстрации опытов и проводят с учащимися лабораторные работы, определенные государственной программой и обязательным минимумом содержания образования по физике. Поскольку в настоящее время резко возросло число школ, имеющих выход в глобальную сеть, а также актуальность перехода к открытым системам обучения, ценность для процесса обучения физике виртуальной лаборатории возрастает. Это тем более важно, что в настоящее время формируется единое информационное образовательное пространство.
Физика - наука, в которой математическое моделирование является важным методом исследования. Сегодня кроме теоретической и экспериментальной физики можно выделить третий раздел - вычислительную физику. Одним из наиболее перспективных направлений использования информационных технологий в физическом образовании является компьютерное моделирование физических процессов и явлений. Компьютерные модели легко вписываются в традиционный урок, позволяя учителю продемонстрировать на экране компьютера многие физические эффекты, а также позволяют организовать новые нетрадиционные виды учебной деятельности. При грамотном использовании компьютерных моделей физических явлений можно достигнуть многого из того, что требуется для неформального усвоения курса физики и для формирования физической картины мира
В настоящее время, с развитием компьютерной техники и подорожанием составляющих экспериментальных установок, роль компьютерного моделирования физических процессов значительно возрастает. Не вызывает сомнения необходимость наглядной демонстрации исследуемых в процессе обучения зависимостей для их лучшего понимания и запоминания. Также актуальным является обучение учащихся в образовательных учреждениях основам компьютерной грамотности и компьютерного моделирования.
На современном этапе компьютерное моделирование в области физики является очень популярной формой обучения.
В результате выполнения выпускной квалификационной работы разработаны компьютерные модели Mathcad и методические материалы по теме «Движение космических аппаратов» для проведения внеурочных занятий по физике в форме факультатива в объеме 12 академических часов для учеников старших классов общеобразовательной школы.
В процессе выполнения работы рассмотрены особенности использования информационных технологий при обучении физике. Были использованы источники Б.Ц. Бахшиян, К.С. Федяев «Основы космической баллистики и навигации» М-2013; В.Е. Косенко, В.Е. Чеботарев «Основы проектирования космических аппаратов информационного обеспечения» Красноярск 2011. разработаны компьютерные модели Mathcad, задания к ним, а также другие методические материалы (теоретическое введение, тестовые задания для контроля теоретических знаний перед решением задачи по компьютерной модели), пригодные для проведения внеурочных занятий по физике на тему «Движение космических аппаратов». Компьютерные модели в Mathcad разработаны для следующих занятий: «Уравнение орбиты спутника», «Первая космическая скорость», «Вторая космическая скорость», «Задача Кеплера о взаимодействии двух тел», «Задача Кеплера о взаимодействии трех тел»



1. Балаш, В.А. Задачи по физике и методы их решения [Текст] :В.А. Балаш.- М.: Просвещение, 2009. - 287 с.
2. Белостоцкий, П.И. Компьютерные технологии: современный урок физики и астрономии [Текст]: учеб.пособие //П.И. Белостоцкий, Максимова Г. Ю., Гомулина Н. Н. Физика, 2015. - № 4. - С. 20-21.
3. Бахшиян, Б.Ц. Основы космической баллистики и навигации [Текст]: курс лекций / Б.Ц. Бахшиян, К. С. Федяев; - М.: ИКИ РАН, 2013. - 119 с.
4. Бутиков, Е.И. Лаборатория компьютерного моделирования// Компьютерные инструменты в образовании[Текст]: учеб.пособие 2014. - № 5. - С. 30-33.
5. Воронин, Ю.А. Компьютеризированные системы средств обучения для проведения учебного физического эксперимента [Текст]: А.Ю.Воронин, Чудинский Р.М // Физика в школе, 2012. - №3. - С. 14-18.
6. Ишлинский, А. Ю. Классическая механика и силы инерции [Текст]: М.: Наука, 1987. - c. 47-48
6. Кавтрев, А. Ф. Компьютерные программы по физике в средней школе // Компьютерные инструменты в образовании [Текст]:учеб. пособие 2015. - № 6. - С. 50-54.
7. Кавтрев, А.Ф. Методика использования компьютерных моделей на уроках физики. Пятая международная конференция «Физика в системе современного образования» (ФССО-99), тезисы докладов, том 3, Санкт- Петербург [Текст]: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2012. - 201 с.
8. Кавтрев, А.Ф. Опыт использования компьютерных моделей на уроках физики в школе «Дипломат» [Текст]: сборник РГПУ им. А. И. Герцена «Физика в школе и вузе». - Санкт-Петербург: Образование, 2013. - 172 с.
9. Кондратьева, А.С. Физика и компьютер [Текст]: учеб.пособие А.С. Кондратьева, Лаптев В.В Л.: Изд - во ЛГУ, 2010. - 412 с.
10. Кононович, Э. В. Общий курс астрономии: учебное пособие [Текст]: Э.В. Кононович, Мороз В. И. Под ред. В. В. Иванова. — 2-е изд., испр. — М.: Едиториал УРСС, 2004. — С. 91. — 544 с. — (Классический университетский учебник). — ISBN 5-354-00866-2.
11. Космические скорости // Физическая энциклопедия [Текст]: [в 5 т.] / Гл. ред. А. М. Прохоров. — М.: Советская энциклопедия, 1990. — Т. 2: Добротность — Магнитооптика. — С. 474—475. — 704 с. — 100 000 экз. — ISBN 5-85270-061-4.
12. Красовский, П.Н. [Текст]: под общ. ред. И. А. Василькова ; предисл. В. А. Шаталова]. - М. : Искусство, 1988. - 166с.
12. Крутые дороги космоса [Текст]: сб. документ. сценариев / [сост. В. В.
13. Левантовек, В. И. Механика космического полета в элементарном изложении[Текст]: учеб.пособие М.: Наука, 1974. - 488 с.
14. Лобанов, Н. А. Основы расчета и конструирования парашютов [Текст]: учеб.пособие М.: Машиностроение, 1965. - 363с.
15. Матвиенко, О.В. Основы теории реактивного движения [Текст]: методические указания к самостоятельной работе студентов / О.В. Матвиенко, О.И. Данейко; Томский гос. архит.- строит. ун-т - Томск: ООП ТГАСУ, 2010. - 28 с.
16. Mathcad. Общая характеристика [Электронный ресурс]. - Режим доступа http://www.km.ru/referats/10E91D3717EF4FE1A494AE717290DEC3 Thursday, 24 may 2018
17. Мержиевский, Л. А.. Защитные свойства тонкого экрана при высокоскоростном ударе [Текст]: учеб.пособие Л.А.Мержиевский, Титов В. М - «Прикладная механика и техническая физика», 1977, № 2. Новосибирск, Наука, СО, с. 134 - 139.
18. Методика факультативных занятий по физики: [Текст]: Пособие для учителей / О.Ф. Кабардин, С.И. Кабардина, В.А.Орлов. - М.: Просвещение, 2011. - 201 с.
18. Механика оптимального пространственного движения летательных аппаратов в атмосфере [Текст]: учеб.пособие / Л. М. Шкадов, Р. С. Тухаиов, В. Ф. Илларионов, В. П. Плохих. М.: Машиностроение, 1972.- 240с.
19. Назарова, Т. Н. Метеорное вещество по измерениям с космических аппаратов [Текст]: учеб.пособие «Космические исследования», 1976, т. XIV, вып. 3, с. 435 - 444. Новая транспортная космическая система США, ч. I и II. М., Институт проблем управления, 1978.
20. Неизвестный космодром [Текст]: [документ. повесть-репортаж] / [сост. А. А. Тарасов]. - М. : Орбита, 1990. - 238с.
21. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст]: учебное пособие для студ. вузов / Под ред. Е.С. Полат. - М.: Академия, 2011. - 433 с.
22. Описание Mathcad [Электронный ресурс]. - Режим доступа https://ru.wikipedia.org/wiki/Mathcad Thursday, 24 may 2018
23. Основы космической биологии и медицины [Текст]: Совместное советско-американское издание в 3-х томах / Под общ. ред. О. Г. Газенко (СССР) и М. Кальвина (США). М.: Наука, 1975.
24. Основы теории полета космических аппаратов [ Текст]: Под ред. Г. С. Нариманова и М. К. Тихонравова. М.: Машиностроение, 1972. - 608с.
25. Педагогика: учебное пособие [Текст]: Под. ред. Л.П. Крившенко. - М.: ТК Велби, 2014. - 240 с.
26. Петров, В. М. Радиационная опасность солнечных вспышек в околоземном космическом пространстве [Текст]:учеб.пособие В.М. Петров, Коломенский А. В., Зиль М. В. - «Космические исследования», 1979, т. XVII, вып. 1, с. 122 - 126.
27. Пилотируемые космические корабли [Текст]: Сб. статей. Пер. с англ. М.: Машиностроение, 1968. - 476с.
28. Планеты Солнечной Системы -Данные о планетах Солнечной
системы [Электронный ресурс]. - Режим доступа
http://www.solsys.ru/dannye.htm Saturday, 26 may 2018
29. Попович, П. Р. Профессии - космическую высоту [Текст]: публицист раздумья [для детей] / П. Р. Попович, А. Дринь. - Киев :Вищашк., 1983. - 199 с.
30. Программы для общеобразовательных учреждений: Физика [Текст]: Астрономия. 7 - 11 класс / Ю.И. Дик, В.А. Коровин - второе издание, исправленное. - М.: Дрофа, 2007.
31. Раушенбах, Б. В. Управление ориентацией космических аппаратов [ Текст]:учеб.пособие Б.В. Раушенбах, Токарь Е. Н.. М.: Наука, 1974. - 600с.
32. Ракеты-носители (Ракетно-космический комплекс) [Текст]: Под общ. ред. проф. С. О. Осипова. М.: Воениздат, 1981, 315 с.
33. Решение задачи Кеплера трех тел [Электронный ресурс]. - Режим доступа http://dodiplom.ru/ready/129262 Tuesday, 22 may 2018
34. Рябов, Ю. А. Движение небесных тел [Текст]: учеб.пособие 3-е изд., перераб. — М.: «Наука», 1977. - 146 с.
35. Савельев, И.В. Курс общей физики [Текст]: учеб.пособие Т. 1. Механика. Молекулярная физика. - М.: Наука, 1987. - 178 с.
36. Сарычев, В. А. Вопросы ориентации искусственных спутников: [Текст]: Серия «Исследование космического пространства», т. 11, ВИНИТИ, 1978.
37. «Союз» и «Аполлон» [Текст]: Сб. статей / Под ред. К. Д. Бушуева. М.: Политиздат, 1976. - 271 с.
38. Средства спасения экипажа самолета [Текст]: учеб.пособие С. М. Алексеев, Я. В. Балкинд, А. М. Гершкович и др. М.: Машиностроение, 1975. - 432 с.
39. Схема полета КК «Аполлон -17» [Электронный ресурс]. - Режим доступа http://epizodsspace.airbase.ru/bibl/getlend/k19.html Tuesday, 22 may 2018
40. Теория и методика обучения физике в школе [Текст]: Общие вопросы / Под ред. С.Е. Каменецкого, Н.С. Пурышевой. - М.: Академия, 2012. - 268 с.
41. Теория и методика обучения физике в школе [Текст]: Частные вопросы. Под ред. С.Е. Каменецкого. - М.: Академия, 2012. - 264 с.
42. Типы космических аппаратов [Электронный ресурс]. - Электрон. - Режим доступа http://poznayka.org/s94685t1.html Sunday, 20 may 2018
43. Титов, Г. Этапы подготовки к первому суточному космическому полету [Текст]: фотодок. из арх. ГосНИИ военной медицины М-ва
обороны России / сост.: Ушаков И. Б. [и др.]. - М. :КоЛибри, 2006. - 38 с. : ил.
44. Учебное пособие для десятых классов школ и классов с углубленным изучением физики [Текст]: 10 класс / А.А. Пинский. - М.: Просвещение, 2010. - 305 с.
45. Ушакова, Н.Ю. Метод симметричных составляющих [Текст]: методические указания к самостоятельному изучению раздела курса ТОЭ и к выполнению расчетно-графического задания /Н.В. Ушакова, Л.В. Быковская; Оренбургский гос. ун-т. - Оренбург: ОГУ, 2010. - 59 с.
46. Циолковский, К. Собр. соч. - М.: Изд-во Академии наук [Текст]: К. Циолковский, 1951.
47. Черток, Б. Ракеты и люди. [Текст]: Б. Черток, - М.:
«Машиностроение», 1999.
48. Чирцов, А.С. Информационные технологии в обучении физике [Текст]: // Компьютерные инструменты в образовании, 2012. - № 2. - С. 17.
49. Штернфельд, А. Полет в мировое пространство [Текст]: учеб.пособие
А. Штернфельд, - М. - Л.: Государственное издательство технико¬
теоретической литературы, 1949.
50. Яздовский, В. На тропах Вселенной. Вклад космической биологии и медицины в освоение космического пространства [Текст]: учеб.пособие В. Яздовский , - М.: Слово, 1996.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ