Аннотация 3
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. КРУГОВАЯ ТРЕНИРОВКА КАК МЕТОД РАЗВИТИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ 6
1.1. Характеристика баскетбола как вида спорта 6
1.2. Анатомо-физиологическая характеристика юношей старшего
школьного возраста 14
1.3. Характеристика скоростно-силовых способностей 19
1.4. Особенности методики развития скоростно-силовых качеств юных
баскетболистов 22
1.5. Круговая тренировка как метод развития двигательных
способностей 24
1.6. Круговая тренировка баскетболистов 30
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 34
2.1. Организация исследования 34
2.2. Методы исследования 35
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИСЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 51
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 55
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 56
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 57
Одним из важнейших физических качеств, определяющих успешность игровой деятельности баскетболиста, являются скоростно-силовые способности. Работы учёных Л. П. Матвеев, В. П. Филин и др., в области баскетбола показали, что около 80% двигательной деятельности баскетболиста составляют действия скоростно-силового характера. Поэтому в процессе многолетней тренировки особое внимание следует уделять развитию именно этих способностей. В данных целях тренеры и педагоги физической культуры могут успешно использовать метод круговой тренировки. Однако, несмотря на всю привлекательность, простоту и эффективность, данная организационнометодическая форма занятий недостаточно полно освещена в современной научной и методической литературе, в контексте её применения в подготовке баскетболистов.
Баскетбол - одна из самых увлекательных командных игр. Наряду с этим баскетбол является важным средством физического воспитания детей и подростков. Баскетбол способствует комплексному совершенствованию двигательных навыков и развитию физических способностей. Баскетбол состоит из:
• естественных движений (ходьба, бег, прыжки);
• специфических двигательных действий без мяча (остановки, повороты, передвижения приставными шагами, финты и т.д.);
• с мячом (ловля, передача, ведение, броски).
Противоборство, целями которого являются взятие корзины соперника и защита своей, вызывает проявление всех жизненно важных для человека физических качеств: скоростных, скоростно - силовых и координационных способностей, гибкости и выносливости. В работу вовлекаются практически все функциональные системы его организма, включаются основные механизмы энергообеспечения. Достижение спортивного результата требует от игроков целеустремленности, настойчивости, решительности, смелости, уверенности в себе, чувства коллективизма. Такое всестороннее и комплексное воздействие на занимающихся дает право считать баскетбол не только увлекательным видом спорта, но и одним из наиболее действенных средств физического и нравственного воспитания в различные возрастные периоды. Баскетбол широко используется как средство физического воспитания детей школьного возраста. Систематические занятия спортивными играми способствует всестороннему развитию школьников, особенно положительно влияют на развитие таких физических, как быстрота, скоростная и силовая выносливость, ловкость. Скоростно-силовая работа в баскетболе очень важна. Скорость одна из самых часто применяемых качеств во всех упражнениях баскетбола. Сила так же преобладает в этом виде спорта.
Несмотря на относительную изученность проблемы (И. А. Гуревич; В. Н. Кряж, М. Шолих и др.) применения круговой тренировки для развития двигательных способностей, в частности скоростно-силовых, нами были обнаружены следующие противоречия:
• между значительным количеством средств скоростно-силовой подготовки и недостаточной информацией по их эффективности;
• между применением нагрузок скоростно-силового характера и неизвестностью реакции организма на их применение;
• между применением круговой тренировки скоростно-силовой направленности и технической подготовкой игроков.
...
На основе проведённого эксперимента можно сделать следующие выводы:
1. Анализ литературы позволяет утверждать, что круговая тренировка является одним из эффективных методов спортивной подготовки юных баскетболистов. Анализ литературных источников помог определить возможные способы развития необходимых для баскетболистов физических качеств и показал наиболее характерные методы, которые используются специалистами, как в учебно-тренировочном процессе, так и в физическом воспитании. Из всего описания методики развития скоростно-силовых способностей был отмечен метод круговой тренировки, как один из тех, которые, по мнению многих авторов, дает качественный прирост показателей и способствует совершенствованию техники в баскетболе.
2. Контрольные испытания в начале эксперимента позволяют говорить о неравномерном развитии скоростно-силовых способностей у игроков различных амплуа. Проведение экспериментальной работы показало, что подготовленная и внедренная в занятия круговая тренировка для развития скоростно-силовых способностей с использованием средств баскетбола, дала положительные результаты.
3. Разработанный комплекс круговой тренировки оказал положительное воздействие на скоростно-силовые способности, что позволило использовать его в тренировочных занятия баскетболистов. Организационную основу круговой тренировки составляет циклическое проведение комплекса физических упражнений, подобранных в соответствии с определенной схемой и выполняемых в порядке последовательной смены «станций», которые располагаются на площадке.
Круговая тренировка рассчитана в основном на групповые занятия. В самой структуре круговой тренировки заложена важность согласованных действий группы, точного соблюдения установленного порядка и дисциплины.
Динамика развития скоростно-силовых способностей за исследуемый период имела положительную тенденцию прироста у всех участников эксперимента. Темпы прироста результатов были выше у игроков с изначально более низким уровнем развития скоростно - силовых способностей. Результаты заключительного тестирования показали более значительный прирост показателей у защитников над нападающими. В том же тесте выпрыгивании вверх с места средний результат защитников увеличился на 5,3 см и составил прирост - 6,8%, у нападающих результат увеличился на 4,3 см и прирост составил - 5,7%. Такая же тенденция в поднимании туловища и метании набивного мяча. Однако, средние результаты нападающих во всех тестах всё равно выше, чем у защитников. Меньший прогресс нападающих можно объяснить тем, что повысить результат теста было труднее, чем добиться такого же прироста результатов в зоне низких достижений. Центровые игроки продемонстрировали наиболее слабые результаты во всех тестах, кроме поднимания туловища, и более медленную динамику роста результатов. Это, можно объяснить индивидуальными анатомофизиологическими особенностями (высокий рост и недостаточная масса тела).
Из результатов первоначального тестирования видно, что наиболее развитые скоростно-силовые способности оказались у нападающих. Так, в выпрыгивании вверх средний результат нападающих увеличился на 3,5 см, и прирост составил 5,7% , это лучше, чем у защитников. У центровых, средний результат увеличился на 2,7 см, и прирост составил 4,8%. Такая же, примерно, разница просматривается и в остальных тестах. На наш взгляд данное превосходство нападающих над игроками других амплуа можно объяснить разнообразием и многочисленностью функций, выполняемых ими в игре (борьба за отскочивший мяч на своём щите и щите соперника, проходы под щит, поддержка быстротой прорыва, активное участие в прессинге).
Из всего выше указанного, можно прийти к выводу о том, что круговая тренировка является одним из главных методов функциональной и двигательной подготовленности баскетболистов. Данный метод ставит перед собой задачу совокупного воспитания физических способностей при действующем самостоятельном выполнении различных упражнений баскетболистов и проверкой ее влияния на систему организма. Все упражнения благоприятно оказали свое действие на организм баскетболистов. Результаты, полученные методом круговой тренировки, дали возможность наглядно показать баскетболистам свою готовность к тем или иным нагрузкам.
1. Аганянц, Е. К. Некоторые практические основы физиологии физических упражнений [Текст]: метод. пособие / Е. К. Аганянц, О. В. Пирожков, Е. М. Бердичевская. - Краснодар, 1994. - 65 с.
2. Верхошанский, Ю. В. Основы специальной физической подготовки спортсменов. [Текст] / Ю. В. Верхошанский: - М.: Физкультура и спорт, 1988. - 331 с.
3. Вильчковский, Э. С. Что есть что? Ещё раз о круговой тренировке [Текст] / Э. С. Вильчковский // Физкультура в школе. - 1971. - №7.
4. Гальперин, С. И. Физиологические способности детей [Текст] /
С. И. Гальперин. - М.: Просвещение, 1975. - 245 с.
5. Годик, М. А. Спортивная метрология [Текст] / М. А. Годик. - М.: Физкультура и спорт, 1988. - 192 с.
6. Гомельский, А. Я. 1000 баскетбольных упражнений [Текст] / А. Я. Гомельский - М.: А Генетю «ФАИР», 1997. - 224 с.
7. Гужаловский, А. А. Развитие двигательных качеств [Текст] /
A. А. Гужаловский. -М.: Народная Асвета, 1978. - 88 с.
8. Гуревич, И. А. 1500 упражнений для моделирования круговой тренировки [Текст] / И. А. Гуревич. - Минск: Высшая школа, 1980. - 257 с.
9. Гуревич, И. А. Круговая тренировка при развитии физических качеств [Текст] / И. А. Гуревич. - Минск: Высшая школа, 1985. - 142 с.
10. Железняк, Ю. Д. Спортивные игры [Текст] / Ю. Д. Железняк, Ю. М. Портнов. - М.: Просвещение, 2000. - 356с.
11. Зациорский, В. М. Физические качества спортсменов [Текст] /
B. М. Зациорский. - М.: Физкультура и спорт, 1986. - 200с.
12. Зациорский, В. М. Физические качества спортсмена [Текст] / В. М. Зациорский. - М.: Просвещение, 1988. - 264с.
13. Ермолаев, Ю. А. Возрастная физиология [ Текст] / Ю. А. Ермолаев. - М.: Высшая школа, 1985. - 400с.
14. Ильин, Е. П. Психофизиология физического воспитания [Текст]: деятельность и состояние / Е. П. Ильин. - М.: Просвещение, 1980. - 199с.
15. Костикова, Л. В. Баскетбол «дворов и улиц», мини-баскетбол, олимпийский баскетбол, профессиональный баскетбол [Текст]: Учебник для вузов физической культуры / Л. В. Костикова. - М., 1997. - 385 с.
... всего 39 источников