Введение 3
Глава I. Традиции детской темы в русской литературе 6
1.1. Изображение мира детства в историко-литературном аспекте 6
1.2 Тема детства в отечественной юмористике 15
Глава II. Детская тема в современной юмористике 27
2.1 Традиции и новаторство детской темы в сборнике Е. Мамонтова «Приключения Славки Щукина, или 33 рассказа про
враньё» 27
2.2 Специфика детской темы в сборнике Т. Крюковой «Потапов, к
доске!» 32
Глава III. Методические рекомендации по изучению современного юмористического рассказа на детскую тему на уроках литературы в 5-6 классах 40
Заключение 61
Список использованной литературы 63
В настоящее время детская тема является актуальной не только в русской, но и зарубежной литературе. Это можно объяснить тем, что образ ребёнка всегда был объектом интереса у писателей, так как он устремлён в будущее. Все самое интересное в мировой литературе подхватывалось и множилось детской фантазией, эмоциональностью и верой. В нашем исследовании мы определили различные тенденции изображения детской темы в литературе: до второй половины XIX века она имеет драматичное звучание в творчестве Ф.М. Достоевского, А.П. Чехова, А.И. Куприна, Л. Андреева и др., во второй же половине XX века детская тема приобретает светлый и беззаботный взгляд у таких писателей, как Н. Носов, Н. Тэффи, В. Драгунский.
В нашей работе мы исследовали юмористическую составляющую детской темы в отечественной литературе, так как она является значительным пластом детской литературы и имеет свою специфику и свои функции. Юмор связан с витальными потребностями человека, так как выступает в качестве важного фактора адаптации, создаёт переживания положительных эмоций, которые, как известно, способствуют укреплению здоровья. Актуально это потому, что современный юмор, как социокультурный феномен, получает весьма опасное развитие - сарказм, цинизм, отсутствие нравственности и безразличие к окружающей действительности. В СМИ культивируются шутки над религией, образованием, общечеловеческими ценностями, доходящие до абсурда. Поэтому для исследования детской юмористики в художественной литературе нами было выбрано творчество современных писателей Евгения Мамонтова и Тамары Крюковой, как образец для воспитания адекватного и здорового чувства юмора, которое является одним из важнейших факторов личностно-нравственного развития. Данные авторы продолжили традиции отечественной юмористики XX века, но и проявили новаторство в изображении мира детства. Именно поэтому сборники Евгения Мамонтова и Тамары Крюковой представляют наибольший интерес для нашего исследования. Тексты сборников имеют свою специфику, которая проявляется в структурном аспекте, в создании образов главных героев, в методе изложения, в особенностях сюжетостроения и в стиле.
Объект исследования - жанр юмористического рассказа в детской литературе.
Предмет исследования - приёмы комического в раскрытии детской темы в сборниках Е. Мамонтова и Т. Крюковой.
Цель дипломной работы состоит в выявлении специфики раскрытия темы детства в современном юмористическом рассказе.
В связи с данным целеполаганием, выделяются следующие задачи:
1) Определить традиции детской темы в русской литературе, в том числе в детской юмористике;
2) Выявить традиционные и новаторские черты в раскрытии темы детства Е. Мамонтовым;
3) Обозначить приёмы создания комического в сборнике Тамары Крюковой «Потапов, к доске!»
4) Представить возможности включения современного юмористического рассказа на детскую тему в круг чтения подростка.
Методологической основой исследования являются работы М.А. Черняк, И. Минераловой, Л.Ю. Фуксона, В.Е. Хализева, О.М. Фрейденберг и др.
Методами исследования являются сравнительно-сопоставительный, структурный и биографический.
Практическая значимость исследования состоит в том, что результат данной дипломной работы можно использовать в школьной сфере, на уроках литературы и сценических постановках в рамках внеучебной деятельности.
Структура работы:
• введение, где раскрывается актуальность и практическая значимость исследования, ставятся цель, задачи, определяются объект, предмет и основные методы исследования....
Таким образом, в ходе нашего исследования были решены следующие задачи. Мы определили преемственность детской темы в русской литературе и традиции детской отечественной юмористики. Во второй половине XX и начале XXI века происходит модификация образа ребёнка - он становится все более многогранным, задорным и жизнерадостным по отношению к детским образам литературы XVIII и XIX века. Е. Мамонтов и Т. Крюкова создают уникальное изображение внутреннего мира подростков, который в результате возрастных изменений трансформируется неожиданным и зачастую забавным для читателя образом. Мы выявили общие и индивидуально авторские черты в раскрытии темы детства, а также функционировании в тексте приёмов комического у Е. Мамонтова и Т. Крюковой. У обоих авторов мир детства предстаёт перед читателем жизнерадостным, забавным и светлым, а герои проявляют себя как творческие и незаурядные натуры. В создании образа ребёнка нами была выявлена общая тенденция: авторы стремились изобразить способность главных героев к яркому образному мышлению и страсть к выдумке. Различаются лишь сами приёмы для создания комического эффекта. У Е. Мамонтова комическое зачастую выражается непосредственно в речи персонажей и в их подходе к решению бытовых ситуаций, который и вызывает смех у читателя. Е. Мамонтов во многом продолжает традиции В. Драгунского, используя такие комические приёмы, как гротеск, необычное сопоставление разнородных явлений, демонстрация контраста посредством сопоставления типов людей, противоположных друг другу. Особый комический эффект в сборнике Е. Мамонтова создаёт изобретательность главного героя в коллаборации с мотивом лжи. В рассказе «Смертельная болезнь» Славка шутки ради умело разыграл аптекаршу, когда представился тяжело больным из сиротского приюта. Ситуация становится ещё забавнее, когда читатель представляет невозмутимую игру героя и то, как верит в это женщина. Комедия тем самым построена целиком на диалогах героев. У Т. Крюковой вместе с тем доминирует комедия положений, которая является основным сюжетообразующим мотивом. Оригинальность Т. Крюковой в изображении темы детства состоит также в новом подходе к структурнокомпозиционному аспекту сборника: в цикле рассказов размещены стихотворения, которые являются некими авторскими лирическими отступлениями. Таким образом, Е. Мамонтов и Т. Крюкова продолжили традиции отечественной юмористики, но и проявили новаторство в изображении мира детства. До конца XIX - начала XX века в детской русской литературе не было такого обилия юмора, каламбура, динамизма и такой лёгкой манеры повествования.
В рамках нашего исследования был осуществлён анализ действующих рабочих программ по литературе для 5 класса. Проведя анализ, мы выявили, что в современных учебно-методических комплексах недостаточно внимания уделяется современным юмористическим рассказам о детстве и пришли к выводу, что расширение данной рабочей программы кругом авторов в области детской юмористики позволило бы не только расширить диапазон информационного поля ученика, но и нивелировать чрезмерно насыщенный процесс обучения. Исходя из этого, мы составили методические рекомендации по реализации детского юмористического рассказа в рамках школьного курса.
Нами были учтены основные методологические подходы в обучении: системный, личностный, деятельностный, диалогический и культорологический. В ходе апробации одного из конспектов мы выявили повышенный интерес учеников к чтению юмористического рассказа. Мы по достоинству оценили юмористические рассказы сборников В. Драгунского, Е. Мамонтова и Т. Крюковой как материал для создания и проведения уроков внеклассного чтения. Основными задачами в реализации конспектов уроков были: выявить художественное своеобразие юмористического рассказа, учить определять роль юмористических приёмов в произведении, развить творческие способности учащихся. Мы использовали такие методические приёмы, как кластер, приём чтения с остановками, проектная деятельность в формате театральной постановки, создание собственного завершения рассказа. Наше исследование показало, что образцы детской отечественной юмористики в полной мере могут дарить массу эмоций, в том числе и смех, исследователи которого сходятся в мнениях об его оздоровительном эффекте.
Таким образом, мы представляем возможным включение юмористических рассказов Е. Мамонтова и Т. Крюковой в круг чтения школьника, так как это является не только чтением для развлечения, это чтение, на основе которого возможна реализация УУД по всем требованиям ФГОС. Поэтому сборники В. Драгунского, Е. Мамонтова и Т. Крюковой могут стать отличным материалом для работы в школе, например, в контексте проведения уроков внеклассного чтения или проектной деятельности.
1. Livelib [Электронный ресурс]: Livelib на вручении премии «Ясная поляна». Рассказ очевидца. - Москва, 2006-2018. - Режим доступа: https://www. livelib.ru/news/post/16773-livelib-na-vruchenii-premii- yasnaya-polyana-rasskaz-ochevidtsa. (дата обращения: 01.03.2019).
2. Ахвердиев К. Н. Основные методологические подходы в педагогике // Молодой ученый. — 2010. — №6. — С. 308-310. — URL https://moluch.ru/archive/17/1674/ (дата обращения: 16.03.2019).
3. Андреев Л. Петька на даче: Рассказы. М., 2015.
4. Выготский Л.С. Психология искусства. М, 1965. 324 с.
5. Голявкин В. Детские рассказы. - Росмэн-Пресс, 2011.
6. Гуревич А. Я. Избранные труды. Культура Средневековой Европы. Спб., 2007. С 226.
7. Детская литература: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / И. Н. Арзамасцева, С.А. Николаева. — 3-е изд., пе-рераб. и доп. — М.: Издательский центр «Академия», 2005.
8. Детская психология . [Электронный ресурс]: Образ ребёнка в художественной литературе. - Москва, 2015. - Режим доступа: https://psy.su/feed/5299/. (дата обращения: 10.06.2018).
9. Драгунский В. Все Денискины рассказы в одной книге. - М.: Издательство АСТ, 2015.
10. Дьячкова М.А. Детская литература и её педагогический потенциал//Вопросы образования: история, теория, практика. Ч. 1. - Екатеренбург, 2016.
11. Зощенко М. Рассказы для детей. Москва: АСТ АСТРЕЛЬ. - 2005.
12. Коровина В.Я., Журавлёв. П., Коровин В.И. Литература: 5 кл.: Учеб.- хрестоматия: В 2 ч.- М.: Просвещение, 2016.
13. Корф О. Виктор Юзефович Драгунский // Корф О. Детям о писателях: ХХ век: От А до Я. — М.: Стрелец, 2006. — С. 24.
14. Крюкова Т.Ш. Потапов, к доске! — М.: Аквигелия, 2009. 272 с.
15. Ликок С. Юмор, как я его понимаю. Государственное издательство художественной литературы, 1969....38