Аннотация 3
ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ФИГУРИСТОВ 7-9 ЛЕТ 7
Характеристика координационных способностей 7
Возрастные особенности фигуристов 7-9 лет 16
Особенности развития координации движений у фигуристов 21
Методы развития координационных способностей 23
Глава II. ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ
У ФИГУРИСТОВ 7-9 ЛЕТ 39
Сущность и значение координационных способностей в управлении
движениями 39
Основные приемы воспитания координационных способностей 40
Классификация координационных способностей 45
Способы определения способностей к равновесию 46
Особенности развития координационных способностей при занятиях
фигурным катанием на коньках 50
ВЫВОДЫ 54
ПРИЛОЖЕНИЕ 55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 57
Значение координационных способностей для занятия многими видами спорта неоспоримо важно. По мнению многих авторов, они являются критерием высокого спортивного мастерства. Фигурное катание на коньках является сложно-координационным видом спорта. Это связанно с тем, что фигурист катается на коньках, лезвия которых имеют очень маленькую площадь соприкосновения со льдом, а сам лед очень твердый и скользкий. Фигурист должен осуществлять много различных трудных элементов на льду, подключая многооборотные прыжки, которые могу часто сопутствоваться ошибками при приземлении и падениями.
Одной из характерных черт нынешнего катания на коньках является прогрессирующее усложнение соревновательных программ. Процесс этот развивается, в частности, по пути освоения спортсменами сложных в координационном отношении элементов и объединений вращательного характера, которые являются сильным раздражителем вестибулярного анализатора. Именно поэтому одной из специфических особенностей фигурного катания на коньках является зависимость спортивных результатов в этом виде спорта от координационных возможностей и вестибулярной устойчивости.
По мнению В.И. Ляха координационные способности будущего фигуриста необходимо начинать развивать уже в дошкольном и младшем школьном возрасте. Чем старше дети, тем долговременный процесс обучения их координационным способностям.
В современном фигурном катании на коньках возраст первых больших успехов — 12-15 лет, то есть, более ранний, чем в большинстве видов спорта, а достичь таких высоких результатов можно только после 8-11 лет регулярных занятий. Поэтому, в связи с усложнениями спортивной техники, сокращением сроков обучения уже к юным фигуристам устанавливаются очень высокие запросы в плане проявления координационных способностей и вестибулярной стабильности.
Не секрет, что именно на этапе предварительной подготовки во многом является определяющим для дальнейшего спортивного улучшения. В настоящий период фигурного катания приносит примеры овладения весьма сложными элементами в юном возрасте. Поэтому уже с первых дней обучения нужно, чтобы учебно-тренировочный процесс обеспечивал быстрое и качественное овладение движениями и был устремлён на усвоение сложных элементов. Однако в процессе обучения следует учитывать морфологические и физиологические особенности детского организма, сторониться натаскивания, попыток заменить качественное построение учебно-тренировочного процесса чрезмерным повышением объема занятий, числа повторений и так далее.
Тем не менее, несмотря на большое количество научноисследовательских работ посвященных проблеме развития и совершенствования координационных способностей юных спортсменов, еще недостаточно изученным остается вопрос о наиболее рациональном соотношении вышеназванных способностей на этапе начальной подготовки юных фигуристов и методов и средств их развития.
В связи с этим назрела необходимость разработки методики по целенаправленному развитию данных способностей на этапе начальной подготовки с целью повышения спортивного мастерства юных фигуристов.
Изучив научно-методическую литературу и опробовав комплекс упражнений для развития координационных способностей детей 7-9 лет, выяснилось, что наша рабочая гипотеза, а именно - применение различных средств как физические упражнения и гимнастические упражнения с динамическим характером на уроках фигурного катания позволит качественно повысить уровень координационных способностей детей 7-9 лет - подтвердилась.
Младший школьный возраст наиболее благоприятен для формирования у фигуристов практически всех физических качеств и координационных способностей, реализуемых в двигательной активности.
Наиболее эффективными средствами воспитания координационных способностей являются игры и физические упражнения.
Координация движений поддается тренировке и дети легко поддаются воздействию педагогического процесса.
Развитые координационные способности сохраняются в течение сравнительно длительного срока.
Между уровнем физического развития детей и уровнем развития их координационных способностей не существует взаимосвязи, и поэтому надо заниматься упражнениями, направленными на развитие координации движений, со всеми учащимися без исключения.
Применение упражнений художественной гимнастики, специальных подвижных игр с музыкальным сопровождением способствовали исправлению нарушений осанки и плоскостопия у детей. Кроме того, у детей появился навык самоконтроля и выработалось умение держать правильную позу во время сидения и ходьбы.
Занятия с использованием средств художественной гимнастики способствовали формированию устойчивого интереса у детей к занятиям физической культурой.
Ашмарин Б.А., Теория и методика физического воспитания. - М.: Физкультура и спорт, 1990 г. - 235с.
Блинов Н.Г., Игишева Л.Н., Практикум по психофизиологической диагностике. - М.: Физкультура и спорт, 2000 г. - 200с.
Гобик М.А., Спортивная метрология. - М.: Физкультура и спорт,1988 г. - 127с.
Гогунов Е.И., Мартъенов Б.Н., Психология физического воспитания и спорта. - М.: Физкультура и спорт, 2000 г. - 264с.
Гужаловский А.А., Основы теории и методики физической культуры. -М.: Физкультура и спорт, 1988 г. - 186с.
Кофман П.К., Настольная книга учителя физической культуры. - М.:Физкультура и спорт, 1998 г. - 146с.
Лях В.И., Тесты в физическом воспитании школьников. - М.:Физкультура и спорт, 1998 г. - 204с.
Стамбулова Н.Б. Психология спортивной карьеры / Н.Б. Стамбулова. СПб.: Центр карьеры, 1999. 367 с.
Великая, Е.А. Програмные основы тренировки юных фигуристок на этапе предварительной подготовки: Автореф. дис. канд. пед. наук/ Е.А. Великая 13.00.04. Омск, 1990. - 23 с.
Великая, Е.А. Этапный педагогический контроль физической подготовленности фигуристов-дошкольников: Метод, указания / Е.А. Великая. Челябинск. - 1989. - 20 с.
Велитченко, В.К. Проблемы воспитания подрастающего поколения / В.К. Велитченко. -М.: Физкультура и спорт, 1984. 196 с.
Величковский, Б.М., Зинченко, В.П., Лурия, А.Р. Психология восприятия / Б.М. Величковский, В.П. Зинченко, А.Р. Лурия. М., МГУ, 1973.
Венгер Л. Достижения в изучении психического развития ребенка / Л. Венгер // Дошкольное воспитание. 1987. - № 11.-е. 56-60.
Венгер, Л.А. Сюжетно-ролевая игра и психическое развитие ребенка / Л.А. Венгер // Воспитание детей в игре. М.: АПО, 1994. - с. 4-7.
Вильчиковский, Э.С. Развитие двигательной функции у детей / Э.С. Вильчиковский. Киев: Здоровье, 1983. - 223 с.
... всего 50 источников