Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Организация контрольно-оценочной деятельности учащихся на уроках информатики в основной школе

Работа №14728

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

информатика

Объем работы77стр.
Год сдачи2018
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
957
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Проблема контроля знаний в психолого-педагогической литературе
6
1.1. Цели, функции и принципы контроля знаний в учебном процессе
6
1.2. Типы, виды, формы и методы контроля знаний на уроках
информатики 10
Выводы к Главе 1 37
Глава 2. Методический анализ содержания методов контроля учебных достижений учащихся по информатике 38
2.1. Этапы формирования самоконтроля и контроля учащихся на уроках
информатики 38
2.2. Методические рекомендации по организации контрольно¬оценочной деятельности учащихся на уроках информатики 44
Выводы к Главе 2 48
Заключение 49
Библиографический список 51
Приложение 1. Кроссворд 56
Приложение 2. Персональный компьютер 58
Приложение 3. Программное обеспечение компьютера 65
Приложение 4. Файл и файловые структуры 68
Приложение 5. Пользовательский интерфейс 73

Оценка знаний и умений учащихся является важным звеном учебного процесса, от правильной постановки которого во многом зависит успех обучения. В методической литературе принято считать, что оценка является так называемой “обратной связью” между учителем и учеником, тем этапом учебного процесса, когда учитель получает информацию об эффективности обучения предмету. Согласно этому выделяют следующие цели оценки знаний и умений учащихся:
• диагностирование и корректирование знаний и умений учащихся;
• учет результативности отдельного этапа процесса обучения;
• определение итоговых результатов обучения на разном уровне.
Актуальность темы заключается в том, как с помощью различных форм
и методов оценивания и контроля усвоения материала значительно повысить интерес учащихся к предмету, их активность на уроке, отношение к изучаемому материалу, их эмоциональный настрой, качество знаний.
Целью данной работы является исследование роли учителя в организации контрольно-оценочной деятельности учащихся на уроках информатики в современной основной школе.
Объект исследования - процесс обучения в современной основной школе.
Предмет исследования - различные формы контроля знаний учащихся по информатике.
Задачи данной работы:
• изучить цели, функции и принципы контроля знаний в учебном процессе;
• изучить типы, виды, формы и методы контроля знаний на уроках информатики;
• изучить этапы формирования самоконтроля и контроля учащихся на уроках информатики;
• разработать методические рекомендации по организации контрольно-оценочной деятельности учащихся на уроках информатики;
При решении поставленных задач использовались следующие методы исследования:
1. Анализ научной, научно-популярной, методической литературы по проблеме исследования.
2. Педагогическое наблюдение.
3. Апробация.
Практическая значимость работы заключается в возможности использования разработанных методических материалов по информатике в основной школе.
Учителю при подготовке к уроку необходимо помнить, что поиски необходимых форм оценки и ее организация - это важнейшая задача педагога. Кого, когда, сколько учащихся, по каким вопросам, при помощи каких средств нужно спросить и оценить - всё это должно быть продумано учителем при подготовке к уроку. Наряду с этим следует продумать, чем должны заниматься учащиеся во время опроса их товарища. У каждого учителя должна быть своя система оценки, она должна включать разнообразные средства и приёмы работы, чтобы учащиеся понимали, что учитель постоянно контролирует их успехи, уровень и качество овладения знаниями.
Внимательно посмотрев на изложенные выше цели оценки знаний и умений учащихся, можно увидеть, что это есть цели учителя при проведении контрольных мероприятий. Однако главным действующим лицом в процессе обучения какому-либо предмету является ученик, сам процесс обучения - это приобретение знаний и умений учащимися, следовательно, все происходящее на уроках, включая и контрольные мероприятия, должно соответствовать целям самого ученика, должно быть для него личностно важным. Оценка должна восприниматься учащимися не как что-то, нужное лишь учителю, а как этап, на котором ученик может сориентироваться насчет имеющихся у него знаний, убедиться, что его знания и умения соответствуют предъявляемым требованиям. Следовательно, к целям учителя мы должны добавить цель ученика: убедиться, что приобретенные знания и умения соответствуют предъявляемым требованиям. Эта цель оценки, по-моему, является основной.
Так, например, проверка результатов и проставление отметок может производиться самими учащимися. При такой форме проверки они ощущают значимость контроля, выясняют свои ошибки, при проставлении отметок развиваются самокритичность и ответственность. Такой вид работы никогда бы не появился, однако, если бы учитель рассматривал цели оценки знаний и умений учащихся только как диагностирование и учет знаний.
Работа состоит из введения, двух глав (к каждой из глав имеется вывод), заключения, библиографического списка и приложений, которые содержат презентации, расположенные на электронном носителе.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Систематический контроль знаний и умений учеников - одно из ключевых условий увеличения качества обучения. Учитель в собственной работе обязан применять не только общепринятые формы контроля (самостоятельная и контрольная работы, устный опрос у доски и т.д.), но и регулярно создавать, вводить свои средства контроля. Профессиональное владение педагогом разными способами контроля знаний и умений способствует увеличению интереса учеников, гарантирует интенсивную работу каждого учащегося. Контроль для учеников должен быть обучающим.
В результате проведения нетрадиционных форм контроля знаний и умений выявляются индивидуальные особенности учеников, увеличивается уровень подготовки к уроку, что дает возможность вовремя ликвидировать недостатки и пробелы в знаниях учеников. Это положение подтверждается результатами настоящего исследования и позволяет высказать некоторые рекомендации:
1) Контроль как необходимый компонент учебного процесса обязан носить систематический характер и осуществляться в абсолютно всех его функциях, не ограничиваясь контролирующей. Формы, приемы, методы средства контроля должны быть гибкими и вариативными. Только в этом случае контроль гарантирует индивидуализацию процесса обучения, заложенную в самих условиях учебного процесса: каждая учебная группа, новый материал, уровень подготовленности;
2) Контроль знаний и умений школьников следует осуществлять регулярно на всех стадиях обучения и только при хорошо налаженном контроле и своевременной оценке можно говорить об эффективности обучения;
3) Кроме традиционных форм контроля, необходимо изучать и вводить контрольно-обучающие проекты, т.к. с помощью ПК возможно осуществить эффективный контроль и регистрацию результатов самостоятельной работы на занятиях;
4) Педагог должен на каждом занятии, независимо от темы, средств и времени, заинтересовать, контролировать и стимулировать познавательную деятельность учеников, оказывать поддержку в течение всего занятия.
Апробация работы проводилась на базе Муниципальной общеобразовательной школы №1 имени Петра Петровича Корягина Благовещенского района Алтайского края.



1. Абакумова, Н. Н. Компетентностный подход в образовании: организация и диагностика [Текст]: учебник для вузов / Н. Н. Абакумова, И. Ю. Малкова. - Томск: Томский государственный университет, 2007. - 368 с.
2. Вербицкий, А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход [Текст]: учебник / А. А. Вербицкий. - М.: Высшая школа, 1991. - 207 с.
3. М.В., Буланова-Топоркова. Педагогика и психология высшей школы [Текст]: учеб. пособие / Буланова-Топоркова. М.В.. - Ростов н/Д: Феникс, 2002. - 544 с.
4. Андреев, А. Л. Компетентностная парадигма в образовании: опыт философско-методологического анализа [Текст] / А. Л. Андреев. // Педагогика. - 2009. - с. 5-7.
5. Лебедева, М. Б. Что такое ИКТ-компетентность студентов педагогического университета и как ее формировать? [Текст] / М. Б. Лебедева, О. Н. Шилова. // Информатика и образование. - 2011. - №3. - с. 95-99.
6. Сапрунов, Н. В. Педагогическая мастерская [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.festival.1september.ru/ (дата обращения 01.06.2018)
7. Дубровина, И. В. Возрастная и педагогическая психология [Текст]: учебник для вузов / И. В. Дубровина, А. М. Прихожан. - М.: Академия, 2003.
- 368 c.
8. Загвязинский, В. И. Методология и методы психолого-педагогического исследования [Текст]: учеб. пособие / В. И. Загвязинский. - М.: Академия, 2005. - 208 c.
9. Загвязинский, В. И. Теория обучения: современная
интерпретация [Текст]: учеб. пособие / В. И. Загвязинский. - М.: Академия,
2001. - 192 c.
10. Петровский, А. В. Общая психология [Текст]: учеб. пособие / А. В. Петровский. - М.: Просвещение, 2000. - 479 с.
11. Пидкасистый, П.И. Педагогика [Текст]: учеб. пособие / П.И. Пидкасистый. - М.: Педагогическое общество России, 1998. - с. 3-31.
12. Подласый, И.П. Педагогика [Текст]: учебник для вузов / И.П. Подласый. - М.: Гуманитар, изд. центр Владос, 2007. - 576 с.
13. Петрушин, В.И. Психологические аспекты деятельности учителя и классного руководителя [Текст] / В.И. Петрушин. - М.: Центр «Педагогический поиск», 2001. - 160 с.
14. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст]: учеб. пособие / С.Л. Рубинштейн. - М.: Педагогика, 1998. - 488 с.
15. Сластенин, В. А. Педагогика [Текст]: учеб. пособие / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. - М.: Академия, 2006. - 576 с.
16. Сластенин, В. А. Общая педагогика [Текст]: учебник / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. - М.: Академия, 2011. - 496 с.
17. Брагин, В.Я. Стимулирование и оценка творческой деятельности учащихся [Текст] / В.Я. Брагин // Школа и производство, 2000. - 285 с.
18. Гурьянова, М.П. Школа и социальная педагогика [Текст]: учеб. пособие / М.П. Гурьянова. - М.: Амалфея, 2000. - 448 с.
19. Корнейчук, З.Н. Взаимоконтроль учащихся на уроке [Текст] / З.Н. Гурьянова // Школа и производство, 1998.
20. Костылев, Ф.В. Учить по-новому: нужны ли оценки-баллы [Текст]: учеб. пособие / Ф.В. Костылев. - М.: Владос, 2000. - 104 с.
21. Милушкин, А.А. Эффективная форма контроля [Текст] / А.А. Милушкин // Школа и производство, 1999. - с. 32.
22. Бабанский, Ю.К. Оптимизация процесса обучения [Текст]: мет. пособие / Ю.К. Бабанский. - М.: Педагогика, 1997. - 256 с.
23. Гальперин, П.Я. Современное состояние теории поэтапного формирования умственных действий [Текст] / П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина // Вест. МГУ. Сер. 14. Психология, 1997.
24. Жарова, Л.В. Организация самостоятельной учебно-воспитательной деятельности учащихся [Текст]: учеб. пособие / Л.В. Жаркова // Учеб. пособие к спецкурсу: ЛГПИ, 1996.
25. Ительсон, Л.Б. Лекции по современным проблемам психологии обучения [Текст]: учеб. пособие / Л.Б. Ительсон - Владимир: ВГПИ им. П.И. Лебедева-Полянского, 2002. - 191 с.
26. Крутецкий, В.А. Основы педагогической психологии [Текст]: учеб. пособие / В.А. Крутецкий. - М.: Просвещение, 2006. - 253 с.
27. Лернер, И.Я. Процесс обучения и его закономерности [Текст] / И.Я. Лернер. - М.: Знание, 1999. - 96с.
28. Петровский, А.В. Индивидуальные особенности самоконтроля при организации внимания [Текст] / А.В. Петровский, Е.М. Черепанов // Вопросы психологии, 1997.
29. Крившенко, Л.П. Педагогика [Текст]: учебник / Л.П. Крившенко, М.Е. Вайндорф-Сысоева. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2010. - 432 с.
30. Оконь, В. Введение в общую дидактику [Текст]: учебник / В. Оконь. - М.: Высшая школа, 1990. - 381 с.
31. Кульневич, С.В. Современный урок [Текст]: учеб. пособие / С.В. Кульневич, Т.П. Лакоценина - Воронеж: ЧП Лакоценин С.С., 2006. - 175 с.
32. Кульневич, С.В. Не совсем обычный урок [Текст]: учеб. пособие / С.В. Кульневич, Т.П. Лакоценина - Воронеж: ЧП Лакоценин С.С., 2006. - 175 с.
33. Иванов, С.В. Типы и структура урока [Текст]: учеб. пособие / С.В. Иванов. - М.: Просвещение, 1952. - 151 с.
34. Гин, А.А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителя [Текст] / А.А. Гин. - М.: Вита-Пресс, 1999. - 88 с.
35. Давыдов, В.В. Виды обобщений в обучении [Текст] / В.В. Давыдов. - М., 1972. - 262 с.
36. Гарасько, А. М. Возможности использования мультимедийных средств в обучении [Текст]: А. М. Гарасько // Материалы научно-практической конференции «Образовательные технологии XXI века». - 2005.
- 241 с.
37. Оноприенко, О.В. Проверка знаний, умений и навыков учащихся по физике [Текст] / О.В. Оноприенко. - М., 1988. - 263 с.
38. Иванов, С.В. Типы и структура урока [Текст]: учеб. пособие / С.В. Иванов. - М.: Просвещение, 1952. - 151 с.
39. Иванова, Л.А. Активизация познавательной деятельности учащихся при изучении физики [Текст]: метод. пособие / Л.А. Иванова. - М.: Просвещение, 1983. - 174 с.
40. Воронцов, А.Б. Педагогическая технология контроля и оценки учебной деятельности (система Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова) [Текст] / А.Б. Воронцов. - М.: Издатель Рассказов А.И., 2002. - 303 с.
41. Давыдов, В.В. Психологические исследования учебной деятельности младших школьников при обучении математике [Текст] / В.В. Давыдов, Ф.Г. Боданский. - Ереван: Ереванское кн. изд-во, 1976. - 120 с.
42. Давыдов, В.В. Психическое развитие в младшем школьном возрасте [Текст] / В.В. Давыдов // под ред. проф. А.В. Петровского. - М.: Просвещение, 1973. -288 с.
43. Давыдов, В.В. Теория развивающего обучения [Текст] / В.В. Давыдов. - М.: Интор, 1966. - 544 с.
44. Иванова, Т.А. Гуманитаризация общего математического образования: Монография [Текст] / Т.А. Иванова. - Н. Новгород, 1998. - 206с.
45. Иванова, Т.А. Теория и технология обучения математике в средней школе: Учебное пособие для студентов математических специальностей педагогических вузов [Текст] / Т.А. Иванова и [др.]; Под ред. проф. Т.А. Ивановой. - 2-е изд., испр. и доп. - Н. Новгород: НГПУ, 2009. - 355
с.
46. Цукерман, Г.А. Что развивает и чего не развивает учебная деятельность младших школьников? [Текст] / Г.А. Цукерман // Вопросы психологии. - 1998. - № 5. - с. 71-76.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ