Введение 3-5
Глава 1. Историко-культурные аспекты изучения темы женской красоты в китайской поэзии
1.1 Представление о женской красоте в Китае с древних времен до нашего
времени 6-15
1.2 История любовной поэзии в китайской литературе 16-21
Глава 2. Специфика раскрытия темы женской красоты в китайской лирике
2.1. Образ красавицы в древней китайской поэзии 22-27
2.2 Женская красота в стихотворениях китайских поэтов XX-XI
вв 28-33
Заключение 34-36
Список использованной литературы 37-40
Женская красота в любой культуре является предметом восхищения и воспевания. Живописные полотна, произведения художественной литературы часто отображают идеал женской красоты. Китайская культура не является исключением. Многие поэты с древних времен до наших дней описывают в своих произведениях привлекательных женщин, выражают свои чувства к ним. Но женский идеал в китайской культуре имеет свою специфику, которая связана с традиционными представлениями нашей страны. Между тем образ красавицы в древнем и современном Китае существенно отличается, эстетическая категория «женская красота» претерпевает изменения с течением времени. Можем предположить, что и в поэзии образ красавицы будет меняться, ведь литература в определенной степени отражает жизнь. Считаем целесообразным исследовать китайскую любовную лирику в ее временном разрыве (древняя и современная) и сопоставить раскрытие темы женской красоты.
Отдельные аспекты изучения темы женской красоты были затронуты в работах Исаевой Л.В., Масалимовой Д.Д., Усова В.Н., Ткаченко Г.А., Малявина В.В. и др. Однако в исследованиях преимущественно обращается внимание на культурологические особенности или отражение социальных аспектов в раскрытии женской темы. Данный факт определяет актуальность и новизну выбранной темы выпускной квалификационной работы.
Объект исследования: идеал женской красоты в культуре Китая.
Предмет исследования: образ женщины-красавицы в китайской поэзии.
Цель выпускной квалификационной работы: выявить специфику раскрытия темы женской красоты в китайской поэзии.
Цель реализуется решением следующих задач:
1. Определить составляющие понятия «женская красота» и динамику ее восприятия в Китае от древних времен до современности.
2. Обозначить этапы развития любовной лирики в китайской литературе.
3. Выявить особенности создания образа женщины-красавицы в древней поэзии и лирике XX-XXI вв.
В работе используются следующие методы научного исследования: культурно-исторический, структурный, сравнительно-сопоставительный.
Художественным материалом исследования являются стихотворения китайских поэтов: Ли Бо, Цао Чжи, Се Лин-юнь, Бо Цзюй-и, Ли Шэнь, Синь Ци-цзи, Сюй Чжао, Чжан Хуа, Шэнь Юэ, Цюй Юань, Цзун Бай-хуа, Пань Мо-хуа, Инь Фу, Дай Ван-шу, Цзян Ван-шу, Цзян Юэ-лан, Сан Ян, Линь Цзянь-Лун (20 стихотворений поэтов; принцип отбора -тематический).
Методологической (теоретической) основой исследования послужили работы таких ученых, как Бар Е., Васильев Л.С., Исаева Л.В., Кравцова М.Е., Линь Юйтан, Масалимова Д.Д., Малявин, В.В., Ткаченко Г. А., Усов В.Н.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования его результатов в рамках преподавания дисциплин РКИ, в системе дополнительного образования учащихся, на занятиях элективных курсов, предполагающих сопоставление русской и китайской литературы, в научно-исследовательской деятельности обучающихся школ и вузов....
Тема женской красоты является традиционной для поэзии любой страны. В китайской любовной лирике поэты разных эпох обращались к созданию женского образа, вкладывая в него свои представления об идеале женской красоты. На эти представления оказали большое влияние культурная традиция и ее изменения. Представления о женской красоте в Китае претерпели существенные изменения с течением времени. В древнем Китае высоко ценилась белизна кожи, прическа, украшения, брови, одежда. В разные периоды развития древнего Китая популярным была или стройность, или полнота фигуры. Эталон женской красоты был запечатлен не только в поэзии, но и живописных образах древней культуры. Наиболее полное представление о красоте, как ее понимали в древнем Китае, можно судить по образам четырех красавиц: Си Ши, Ван Чжао цзюнь, Дао Чань и Ян Гуйфей. В современном Китае изменились представления о женской красоте. Национальный колорит в женских образах встречается теперь только во время праздников. Произошла унификация образа, ориентация на европейский стандарт. Популярны и высоко ценятся большие глаза, высокий рост, стройность. Большое значение приобрел макияж в создании женского образа.
Изменения представлений об идеале женской красоты нашли свое отражение и в китайской поэзии. Мы проанализировали 20 стихотворений китайских поэтов, написанные в разные временные эпохи - древность и современность. В результате анализа мы пришли к следующим выводам.
Распространенными мотивами в раскрытии темы женской красоты в древней китайской поэзии являются мотивы легкости, грациозности и воздушности. Они представлены описанием женской одежды (как правило, из шелка; использование сравнение с облаками) или стройной, гибкой фигуры. Образ женщины-красавицы часто создан с помощью таких портретных деталях, как брови, белизна кожи тела и рук, глаза, прическа и украшения (часто упоминается яшма). Кроме того, тема женской красоты часто имеет философское звучание и соотносится поэтами с размышлениями о быстротечности жизни, быстром увядании женской красоты. С этими мыслями связано присутствие в стихотворениях элегических интонаций. Красота женщин часто подчеркивается сравнениями из природного мира (орхидея, фрукты - персик, деревья - ива) и темой весны (молодость, свежесть, чистота).
Тема женской красоты в поэзии китайских лириков XX-XXI веков имеет как традиционные, так и новаторские черты. Схожим с древней поэзией является мотив легкости и изящества. Кроме того, мы встретили сравнения женщины с образами природного мира (цветы, деревья), звучат такие же философские мысли о быстротечности жизни и быстром увядании женской красоты. Однако тема женской красоты в поэзии последних веков приобретает новые черты. Особое внимание уделяется не внешним приметам красоты (не встречаются такие портретные детали, как брови, прическа, украшения из камней, красивый наряд), а характеру, нраву, душе женщины. Активно используется антитеза внешнего и внутреннего описания женского образа. Встречаются оригинальные портретные детали: например, ямочки на щеках. Появляется новая тема материнской красоты. Большое значение в создании образа женщины-красавицы имеет мотив естественности.
Такие изменения в раскрытии темы женской красоты связаны как с развитием самой поэзии - перехода ее от внешней описательности в философичность, так и с изменением представлений о красоте в китайском обществе.
1. Азиатская медь: Антология современной китайской поэзии / Сост. Лю Вэнь-фэй. - СПб, 2007. - 256 с.
2. Бар Е. Прошлое Китая [Текст] / Е. Бар. - М.: ЕВРОЛИНЦ, 2003. - 214 с.
3. Вардиман Е. Женщина в древнем мире [Текст] / Е. Вардиман; пер. с нем. М.С. Харитонова. - М.: Наука, 1990. - 335 с.:
4. Васильев Л.С. Культы, религии, традиции в Китае [Текст] / Л.С.
Васильев. - М.: Восточная литература, 2001. - 480 с.
5. Вахтин Б. Б. Заметки о лирике Шэнь Юэ.— Историко-филологические исследования. М., 1974.
6. Духовная культура Китая [Текст]: энциклопедия: в 5 т. / РАН, Институт Дальнего Востока. - М.: Восточная литература, 2006-2009.
7. Идеал [Электронный ресурс] / Основы философии. - URL: httpHYPERLINK "http://uy.by/page/ideal": (дата обращения: 6.04.2020).
8. Исаева Л. В. Красавицы древнего Китая [Текст] / Л. В. Исаева. - М., 2006. - 319 с.
9. Касавин И.Т. Энциклопедия эпистемологии и философии науки [Текст] / И.Т. Касавин. - М., 2009.
10. Китайская классическая поэзия [Текст]: сборник / пер. с кит. Л. З. Эйдлина. - М.: Художественная литература, 1975. - 352 с.
11. Китайская классическая поэзия [Текст]: сборник / пер. с кит. М.Н.
Бычков. - 2008. - 480 с.
12. Коттерелл А. Китай. - Лондон: Дорлинг Киндерсли Лимитед, 1984.
-
64 с.
13. Кравцова М.Е. Поэзия Древнего Китая: Опыт культурологического анализа. Антология художественных переводов. - СПБ.: центр «Петербуржское Востоковедение», 1984. - 544 с.
14. Кравцова М.Е. Хрестоматия по литературе Китая. - СПБ: Азбука- классика, 2004. - 768 с.
15. Линь Юйтан. Китайцы: моя страна и мой народ / пер. с кит. и предисл. Н.А. Спешнева. М.: Вост. лит., 2010. - 335 с....31