Введение 3
Глава 1. Явление изгойства в психолого-педагогической и художественной литературе
1.1. Психолого-педагогические аспекты темы изгойства 7
1.2. Эволюция темы изгойства в русской литературе
1.2.1. Традиции темы изгойства в художественных произведениях XIX-XX
вв 10
1.2.2. Образ изгоя в современной отечественной литературе 18
Глава 2. Методические аспекты изучения темы изгойства в детской литературе
2.1. Подходы к изучению произведений о взаимоотношениях в школьном
коллективе в учебно-методической литературе 35
2.2. Система уроков внеклассного чтения в 5-9 классах 40
Глава 3. Методические разработки уроков внеклассного чтения в 6 классе
3.1. Урок внеклассного чтения в 6 классе по рассказу А.В. Костюнина
«Рукавичка» 48
3.2. Урок внеклассного чтения в 6 классе по повести В.В. Ледерман
Календарь ма(й)я» 52
Заключение 59
Список литературы 62
Приложение 1 66
Приложение 2 67
Приложение 3 71
В социальной педагогике работа с изгоем как направление стало формироваться около ста лет назад. Уже тогда педагоги активно растущей системы образования в России обратили внимание, что в классах обязательно присутствует ученик, вызывающий негативное отношение своих одноклассников. Но социальные потрясения в российском обществе начала ХХ века не позволили более пристально изучить это явление. Однако феномен изгойства все больше развивался и давал о себе знать. Изгойство - это большая психологическая и социальная проблема, которая не дает человеку в полной мере реализовать себя.
В современном обществе распространена проблема взаимоотношений между подростками. Дети подросткового возраста вступают в конфликты, часто граничащие с жестокостью и негативизмом. Эти конфликты иногда приводят к тяжким последствиям, как вседозволенности с одной стороны, так и изгойству - с другой. Не случайно к этой теме неоднократно обращались писатели разных эпох в своих произведениях.
Актуальность нашей работы связана с тем, что в литературоведении и методической науке тема изгойства исследована мало. Отдельные аспекты проблемы затрагивают авторы учебников детской литературы и составители школьных программ. Однако наблюдается отсутствие концептуальной системы подачи материала в школах и, как следствие, возникает проблема выбора текстов для рассмотрения и анализа с учениками.
Цель - разработать и теоретически обосновать систему уроков внеклассного чтения в 5-9 классах, посвященную изучению темы изгойства в отечественной детской литературе.
Цель реализуется решением следующих задач:
1. Рассмотреть понятие, причины, типологию изгойства как психологического и социального явления.
2. Выявить специфику темы подростка-изгоя в произведениях русской литературы.
3. Обозначить подходы к изучению произведений о взаимоотношениях в школьном коллективе в учебно-методической литературе.
4. Разработать систему изучения темы изгойства на уроках внеклассного чтения в 5-9 классах и провести ее частичную апробацию.
Объектом исследования является тема изгойства в детской литературе.
Предмет исследования - процесс восприятия и изучения темы изгойства учащимися 5-9 классов.
Методологическая база данного исследования - учебники детской литературы (И.Н. Арзамасцева, С.А. Николаева), исследования ученых- историков (Б.Д. Греков, М.Б. Свердлов и др.), статьи по психологии (А.В. Сперанский, А. Прокофьев), научные работы по литературоведению (Е.А. Полева, Н.Е. Кутейникова и другие), школьные программы (В.Я. Коровина, Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.Г. Маранцман, Б.А. Ланин) и учебнометодическая литература (журналы «Литература» и «Литература в школе», приложение «Уроки литературы»), работы педагогов-практиков (Г.Г. Хакимова, В.В. Аникина, Н.В. Граблина и др.), а также толковый словарь русского языка Т.Ф. Ефремовой.
Методы: сравнительно-сопоставительный, культурно-исторический, структурный, биографический, экспериментальный (констатирующий и поисковый эксперименты).
Научная новизна работы связана с предлагаемой нами системой уроков внеклассного чтения, которая опирается на произведения о взаимоотношениях в коллективе.
Данная дипломная работа имеет практическую значимость, представленные материалы могут быть использованы в школьной практике - на уроках внеклассного чтения, классных часах, внеурочных занятиях. Также материал данного исследования может быть полезен студентам в рамках учебной дисциплины «Детская литература».
Результаты выпускной квалификационной работы прошли апробацию в различных формах:
1. Доклады на конференциях («Тема подростка-изгоя в современной русской литературе (опыт проведения урока внеклассного чтения в 6-м классе)» на VIII Международном научно-образовательном форуме «Человек, семья и общество: история и перспективы развития», «Мотив раскаяния в детской литературе (на примере произведений школьной тематики)» на XX Красноярских краевых Рождественских образовательных чтениях «Великая Победа: насилие и наследники»).....
Таким образом, в дипломной работе были рассмотрены понятие, причины и типология изгойства как психологического и социального явления. Мы выяснили, что термин «изгойство» изначально был связан с обозначением людей Древней Руси, вышедших из своего социального положения, но с течением времени это понятие оторвалось от первоначального значения, в наши дни оно обозначает определенный социально-психологический тип человека. Причиной изгойства является какая-то особенность, которую не принимает коллектив - болезнь, черта характера, принадлежность к какой-либо социальной прослойке, бедность или, наоборот, материальная обеспеченность. Говоря о типологии изгойства, можно выделить три группы детей-изгоев - изгой-клоун, изгой-белая ворона и изгой-антагонист.
Также в работе выявлены традиции темы подростка-изгоя в произведениях русской литературы. Мотивами данная тема прослеживается уже в XIX веке в сказочной повести Антония Погорельского «Чёрная курица, или Подземные жители», далее мы видим коллектив изгоев в «Кадетах» Александра Куприна и девочку-изгоя в «Записках маленькой гимназистки» Лидии Чарской (начало XX века), центральной эта тема является в повестях «Чучело» Владимира Железникова и «Верочка» Андрея Богословского (конец XX века).
Помимо этого, нами определены традиционные и новаторские черты в раскрытии темы изгойства в современной детской литературе. Наше внимание было обращено к таким текстам, как «Рукавичка» А. Костюнина, «Человек дейтерия» О. Раина, «Календарь ма(й)я» В. Ледерман, «Соня из 7 «Буээ» А. Олейникова, «Стеклянный шарик» И. Лукьяновой и «Клечина- Малечина» Е. Некрасовой. Здесь рассматриваемая тема получает новое звучание. Опираясь на традиции предшествующей литературы - изображения героя-изгоя, физическая слабость и внешняя
непривлекательность как причина отверженности, мотивы раскаяния «угнетателей» - современные писатели предлагают реальные пути решения намеченных проблем; показывают, к каким трагическим последствиям может привести пережитое в детстве унижение, а также насколько внутренне разрушительными оказываются детские обиды, если перенести их во взрослую жизнь.
Далее мы провели анализ школьных программ и учебно-методической литературы, чтобы выявить, какие тексты предлагаются для изучения со школьниками на обозначенную тему, а также рекомендации учителей- практиков по проведению уроков внеклассного чтения, затрагивающих образ ребенка-изгоя. Результаты работы показали, что изучение темы изгойства представлено эпизодически в учебно-методических комплексах разных авторов. Попытки педагогов-практиков разработать уроки внеклассного чтения по данной проблематике не носят системного характера. Выбор текстов, предлагаемый учителями для рассмотрения образа подростка-изгоя, невелик.
Опираясь на результаты анализа, нами была разработана система уроков внеклассного чтения для учащихся 5-9 классов, куда вошли тексты с тематикой изгойства, описанные в первой главе дипломной работы. Система уроков была основана на таких принципах, как: учет возрастных особенностей; разноплановость текстов; воспитательный аспект произведений и психотерапевтическая функция; связь с основным учебным материалом и календарная приуроченность; учет специфики уроков внеклассного чтения. Разработанная нами система сделана с опорой на самую распространенную в школах России программу по литературе, которая выпущена под редакцией В.Я. Коровиной. Выстроенная система уроков внеклассного чтения, поможет учителю решить проблему изгойства и взаимоотношений в школьном коллективе в целом.
Также мы представили два конспекта урока для 6-го класса - по рассказу А.В. Костюнина «Рукавичка» и по повести В.В. Ледерман «Календарь 60
ма(й)я». Произведения представляют различные аспекты раскрытия темы изгойства: трагическое изображение и мотив раскаяния гонителя в рассказе «Рукавичка»; преодоление изгойства с помощью дружбы в повести «Календарь ма(й)я».....
1. Аникина В.В. Уроки нравственности. Анализ рассказа А. Костюнина «Рукавичка». 2015. URL.: https://www.prodlenka (дата обращения: 20.04.2019).
2. Арзамасцева И.Н., Николаева С.А. Детская литература: учебник. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Академия, 2005. - 576 с.
3. Бобина Т.О. Современная детско-подростковая литература: темы, жанры, приемы // От Года литературы - к веку чтения: коллективная монография. М.: 2016. - С. 520-563.
4. Богословский А. Верочка. URL: https://www.litmir.me (дата обращения: 26.01.2019).
5. Быкова Е.Д. Тема дружбы в современной детской литературе (литературоведческий и методический аспекты). ВКР. Красноярск, 2019. - 51 с.
6. Всероссийская энциклопедия детской литературы. URL.:
https://prodetlit.ru/index.php/Ледерман Виктория Валерьевна (дата
обращения: 17.02.2020).
7. Граблина Н.В. Пути преодоления горестей земных. «Мальчики» Достоевского. 7 класс // Литература в школе. 2015. №1. С. 33-37.
8. Греков Б.Д. Киевская Русь. Л.: Госполитиздат, 1953. - С. 247-255.
9. Грицаенко Д. Феминизм и месть Кикиморы в повести Евгении Некрасовой
// Молодежный интернет-журнал МГУ 2019. URL.:
http://www.taday.ru/text/2254739.html (дата обращения: 24.04.2020).
10. Достоевский Ф.М. Братья Карамазовы: роман. СПб.: Азбука, 2014. - 832 с.
11. Ефремова Т.Ф. Новый словарь русского языка. Толковословообразовательный. М.: Русский язык, 2000. URL: https://www.efremova.info (дата обращения: 26.01.2019).
12. Железников В.К. Чучело: М.: Изд. детская литература, 1989. - 189 с.
13. Интервью А. Олейникова. Все мы немножко семиклассницы. Рэп-комикс «Соня из 7 «Буээ». 2019. URL.: https://www.labirint.ru/child-now/sonya/ (дата обращения: 24.04.2020).
14. «Калечина-Малечина» - магический реализм по-русски. URL.: https://zen.yandex.ru/media/id/5d2c397ec31e4900aebf4f44/kalechinamalechina-- magicheskii-realizm-porusski (дата обращения: 17.02.2020).
15. Кислицына Е.П. Ответственность взрослых перед детьми в рассказе
«Рукавичка»....49