Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ТЕМА ОТВЕРЖЕННОСТИ В ДРАМАТУРГИИ В. ГЮГО (НА ПРИМЕРЕ ПЬЕС «МАРИОН ДЕЛОРМ», «КОРОЛЬ ЗАБАВЛЯЕТСЯ», «РЮИ БЛАЗ»)

Работа №147274

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы55
Год сдачи2015
Стоимость4650 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
17
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 2
Глава 1. Французский романтизм и тема отверженности 5
1.1. Виктор Гюго - яркий представитель французского романтизма...5
1.2. Романтический герой Гюго 6
1.3. Тема отверженности как отражение мировоззрения Гюго 9
1.4. Гротеск, гипербола и контраст - основные художественные
приемы для раскрытия темы отверженности 11
1.5. Нравственная концепция Гюго в социальных романах 14
1.6. Взгляд Гюго на социальные проблемы и пути их решения 21
Глава 2. Тема отверженности в драматургии В.Гюго 24
2.1. Драматургия Гюго 24
2.2. «Марион Делорм» 25
2.2.1. История создания, эпоха, главные образы 25
2.2.2. Сюжетная линия и основной конфликт 27
2.2.3. Причины отверженности и разрешение конфликта 29
2.3. «Король забавляется» 30
2.3.1. Ход развития, главные герои 30
2.3.2. Сюжетная линия и основной конфликт 32
2.3.3. Изгои общества и пути решения конфликта 35
2.4. «Рюи Блаз» 37
2.4.1. Время создания, персонажи 37
2.4.2. Сюжетная линия и основной конфликт 39
2.4.3. Причина отверженности и разрешение конфликта 44
2.5. Образная система драматургии Гюго - средство раскрытия темы
отверженности 45
2.6. Сходство и различия образов-изгоев 48
Заключение 51.
Список использованной литературы 54

Виктор Гюго (1802—1885) вошел в историю литературы как демократ и гуманист, поборник добра и справедливости, защитник угнетенных и отверженных.
Жизнь Виктора Гюго охватила почти целый век. Его творчество, которое он сам назвал «звонким эхом своего времени», откликнулось на важнейшие проблемы бурного XIX века, отразило его конфликты и идеалы, его иллюзии и надежды. В. Гюго был свидетелем частой смены политических режимов, побед и поражений народных масс Франции в борьбе за республику, за свои социальные права, освободительной борьбы народов Европы против реакционных правлений и иноземных угнетателей.
Творчество В.Гюго отличается редким художественным единством.
Основное, что определяет многогранную личность В.Гюго и одушевляет его деятельность - это любовь к человеку, сострадание к обездоленным, призыв к милосердию и братству. Человечество не забудет того, кто перед смертью, подводя итог своей деятельности, с полным основанием сказал: «Я в своих книгах, драмах, прозе и стихах заступался за малых и несчастных, умолял могучих и неумолимых. Я восстановил в правах человека: шута, лакея, каторжника и проститутку». [2;211]
Творчество В.Гюго никогда не оставалось без внимания критиков и литературоведов. В 60-70-е годы ХХ века вышло множество работ, посвященных исследованиям его литературного наследия: статьи А.И.Белецкого, монографии М.С.Трескунова, Н.И.Муравьёвой, С.Р.Брахман, И.В.Мешковой, Е.М.Евниной, Д.С.Наливайко. Во французском литературоведении также есть множество исследований творческого наследия В.Гюго.
Но при этом в творчестве французского драматурга Виктора Гюго есть еще некоторые аспекты, которым литературоведы уделили недостаточно внимания. Одним из таких вопросов является тема отверженности в драматургии Гюго.
Литературное наследие Виктора Гюго обширно и многообразно. Оно стало частью нашей культуры и жизни, помогающей понять истоки духовных исканий и озарений художника, понять прошлое. Практически в каждом своем произведении он обращается к теме отверженных, тем самым отражая особенности своего времени, главную идею романтизма, которая заключается в вечной борьбе добра и зла. Он создает целый ряд романтических героев, отверженных обществом, которые стали идеалами эпохи.
Актуальность данного дипломного исследования в том, что литературным критикам и читателям до сих пор интересен подход великого романтика Виктора Гюго к теме отверженности, к своеобразию изображения образов отвергнутых, к разгадке взглядов писателя на причины и следствия отверженности. В связи с этим тема нашего исследования остается актуальной.
Цель - проанализировать взгляды В.Гюго на социальные проблемы, причины и следствия отверженности, отраженные в его драматургии.
Задачи исследования :
• исследовать взгляды В.Гюго на проблемы социума;
• исследовать тему отверженности в драмах «Марион Делорм», «Король забавляется», «Рюи Блаз»;
• сопоставить названные пьесы В.Гюго и выявить варианты темы отверженности.
Предметом работы являются произведения В.Гюго «Марион Делорм», «Король забавляется», «Рюи Блаз».
Объект - тема отверженности в данных произведениях.
Теоретико-методологическую основу исследования составили работы Л.Г.Андреева,С.Н.Зенкина,И.В.МешковаИ.В.,Н.И.Муравьевой, М.С.Трескунова и др.
В данной работе используются метод целостного анализа литературного произведения, сравнительно- сопоставительный метод.
Новизна: проведен сопоставленный анализ трех пьес «Марион Делорм», «Король забавляется», «Рюи Блаз» с целью выявления различных видов отверженности.
Практическая значимость - материал может быть использован учителем-словесником в своей практике преподавания литературы.
Структура работы: введение, две главы, заключение, список литературы, включающий 52 наименования.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В драматических произведениях В.Гюго причудливо сочетаются задушевность, лиризм, какое-то особенное проникновение в глубины человеческой души. Романтические герои В.Гюго - это, прежде всего, люди, которых отвергло общество. Они одиноки в своих стремлениях и идеалах.

Проанализировав взгляды В.Гюго на социальные проблемы, причины и следствия отверженности, мы можем сделать вывод, что произведения В.Гюго стали воплощением его нравственных, социально-политических взглядов.
Тема отверженности в драмах В.Гюго определялась его мировоззрением и, в первую очередь, ненавистью к социальной несправедливости, желанием защитить всех обездоленных, осуждением насилия и проповедью гуманизма.
Исследовав тему отверженности в драмах «Марион Делорм», «Король забавляется», «Рюи Блаз», можем сказать, нормативным канонам классицизма великий драматург-романтик В.Гюго противопоставлял яркую индивидуальность и национальное своеобразие, богатство человеческих характеров и чувств.
В основе его драм лежит противопоставление косного порядка и духовной свободы личности героя, его сильных чувств и идеальных порывов. Отсюда — мотивы трагического разлада с жизнью, насмешка над несоответствием мечты и реальности, восхищение стихией природы, влечение к далекому от современной цивилизации укладу жизни.
Персонажами романтических драм В.Гюго были герои, которые воплощали свободу человеческого духа, а их характерной чертой было романтическое бунтарство.
Образы героев социально униженных и обездоленных не только противопоставлены образам героев из властных кругов, но в их характерах В.Гюго подчеркивает моральное превосходство и их душевное величие. Одновременно он обнажает неприглядное лицо представителей привилегированных классов, основными чертами которых являются эгоистичность, жестокость и порочность. Отверженные у В.Гюго всегда человечные, а наделенные властью - лишены этой гуманности.
В.Гюго решительно отвергает все правила драматургии классицизма. Он изображает безудержные страсти и удивительные героические характеры. Драматический конфликт разворачивается и решается в бурной смене событий. Драматург смело чередует трагическое и комическое , прекрасное и безобразное. Одна и та же личность в его пьесах является носителем резких контрастов. Любимое средство В.Гюго - изображение великодушия, воплощенного в уродливой внешней форме, или наоборот - душевного уродства, которое выступает в форме внешнего блеска и красоты. Например, в драме «Король забавляется», с одной стороны, выступает уродливый внешне, но прекрасный душой шут Трибуле, а с другой , привлекательный внешне, но бездушный эгоист король Франциск.
Драматургические произведения В.Гюго переворачивали все „незыблемые” законы классического театра как в выборе и трактовке героя, так и в содержании драматических конфликтов, как в композиционном построении драмы, так и в ее языке. Он изображал столкновение угнетенных и угнетателей, независимо от эпохи прошлого, на фоне которой разворачивалось драматическое действие.
Сопоставив три драмы В.Гюго, мы выявили три вида героев-изгоев, а следовательно и разного трактования темы отверженности. Так, в драме «Марин Делорм» показана героиня, которую изгнало общество из-за ее ошибок в прошлом. В произведении «Король забавляется» шут Трибуле выступает как изгой, которого отвергло общество из-за его внешнего уродства, в «Рюи Блазе» главный герой - человек,занимающий низкую ступень на социальной леснице, патриот-мечтатель, который так и не смог найти своего места в этой жизни. Герои драм В.Гюго чрезвычайно активны. Какой бы трагической ни была их судьба, они всегда вступают в борьбу со злом, героически отстаивая в этой борьбе свои права или свои чувства. Но при этом они никогда не становятся победителями, и это отражало специфику времени написания драм. Отверженные гибнут в борьбе со своими врагами, побеждая лишь морально.
Основное, что определяет многогранную личность В.Гюго и одушевляет его деятельность, - это любовь к человеку, сострадание к отверженным, призыв к милосердию и братству.
Некоторые стороны творческого наследия В.Гюго уже принадлежат прошлому, однако В.Гюго, предстающий перед читателем как великий демократ и защитник «отверженных», - наш современник и будет вызывать отклик в сердцах еще многих поколений читателей.


1. Гюго В. Собрание сочинений в шести томах / Заключительная статья
П. Антакольского. - М., «Правда», 1988.
2. Гюго В. Собрание сочинений в 15 т. / вступительная статья В. Н. Николаева. - М., 1953. - Т.1
3. Гюго В. Отверженные: роман в 2-х т. - М.: Эксмо, 2010.- 800с.
4. Гюго В. Девяносто третий год : Эрнани : Стихотворения / Вступит. статья Е. Евниной. - М., 1973. - (Библиотека всемирной литературы).
5. Брахман С. Р. «Отверженные» Виктора Гюго. — М.: Худ. лит., 1968. - 102 с.
6. Волисон И. Я. Виктор Гюго — певец детства. - Харьков, 1970
7. Данилин Ю.И., В. Гюго и французское революционное движение XIX в., - М., 1952
8. Евнина Е. М. Виктор Гюго. — М.: Наука, 1976. — 215 с. - (Из истории мировой культуры).
9. Европейский романтизм/ Вступ. ст. М.П. Алексеева. - Л.,1979.
10. Жирмунский В. М. Из истории западноевропейских литератур/ Отв. ред. М.П. Алексеев. - Л., 1981. - 76 с.
11.Зенкин С.Н. Французский романтизм и идея культуры. - М., 2002 . - 234 с.
12. История всемирной литературы. Т. 6. - М.: Искусство, 1989.
13. История французской литературы. Т. 2. - М.: Искусство, 1956.
14.Зинченко В. Г., Зусман В. Г. Методы изучения литературы : системный подход : учебное пособие. - М.: Флинта: Наука, 2002.
15. История зарубежной литературы XIX века/ Под ред. Н.А. Соловьевой.
• М., 2000....52


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ