ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Педагогическое сопровождение обучающихся с ОВЗ в условиях дошкольной образовательной организации 7
1.1. Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с ОВЗ 7
1.2. Современная ситуация образования обучающихся с ОВЗ в условиях
дошкольной образовательной организации 19
1.3. Формы и методы педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ в
условиях дошкольной образовательной организации 30
Выводы по первой главе 42
Глава 2. Практика разработки рекомендаций по педагогическому сопровождению обучающихся с ОВЗ в условиях дошкольной образовательной организации 43
2.1. Организация экспериментальной работы 43
2.2. Результаты констатирующего эксперимента 45
2.3. Рекомендации по организации педагогического сопровождения
обучающихся с ОВЗ в условиях дошкольной образовательной организации 52
Выводы по второй главе 57
Заключение 59
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 62
ПРИЛОЖЕНИЕ 65
Одной из важнейших задач образования в соответствии с ФГОС ДОУ является обеспечение условий для индивидуального развития всех учащихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения - детей с ограниченными возможностями здоровья (далее дети с ОВЗ, обучающиеся с ОВЗ). C каждым годом в дошкольные образовательные организации приходит все больше детей, которые имеют отклонения от условной возрастной нормы, как правило, это не только часто болеющие дети, но и дети с нарушениями речи, повышенной возбудимостью, нарушениями концентрации и удержания внимания, плохой памятью, повышенной утомляемостью, нарушениями интеллекта, расстройствами аутистического спектра и т.д. и т.п. Согласно имеющейся нормативной базе, эти обучающиеся нуждаются в специальных условиях образования, индивидуальной помощи и сопровождении [23]. Совместное образование указанной категории обучающихся с нормативно развивающимися сверстниками называют инклюзивным образованием.
Инклюзивное образование сегодня - это долгосрочная стратегия, системный подход в организации деятельности образовательной организации, включающая определенные стратегии сопровождения обучающихся с ОВЗ. Инклюзивная образование возможно лишь при участии всех субъектов образовательного процесса [22].
Успешность данного образования зависит от целого ряда условий: кадрового обеспечения, материально-технического, организационнометодического, технологического. При этом, как ребенку с ОВЗ, так и его родителям, всегда требуется поддержка и сопровождение. В чем она может заключаться, сейчас хорошо известно психологам и педагогам, многие годы эффективно работающим с такими детьми. Однако это - достаточно узкий круг специалистов, сосредоточенных в основном в больших городах, в учреждениях, ведущих экспериментальную работу, и их опыт, к сожалению, пока широко не используется практиками. Ребенок с ОВЗ может появиться в любом детском сообществе [9].
Реализация права на образование в настоящее время является острой проблемой. Наряду с другими правами человека право на образование является одним из фундаментальных прав человека [22]. Государство гарантирует, что образование должно быть доступно для всех детей без исключения. Поэтому возникает проблема, как «удовлетворить» образовательные потребности детей с ОВЗ в условиях современной дошкольной образовательной организации. К специальным условиям образования обучающихся с ОВЗ, согласно закону «Об образовании в Российской федерации», ст.79 относят использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
Одной из причин медленного освоения педагогической практикой специальных условий является индивидуализированность процесса образования отдельного ребенка, имеющего ограниченные возможности здоровья. В ситуации даже целой группы обучающихся с ОВЗ, каждый из участников этой группы будет индивидуален, что требует разработки и организации индивидуального образовательного маршрута, адаптированной образовательной программы и соответственно индивидуализированных технологий педагогического сопровождения.
Таким образом, всё вышесказанное обусловило актуальность выбранной нами темы исследования «Педагогическое сопровождение обучающихся с ОВЗ в условиях дошкольной образовательной организации»....
Одним из ведущих направлений обновления системы специального образования в настоящее время является создание условий для социализации детей, имеющих отклонения в развитии, их включения в социум, развития у них навыков жизненной компетентности, то есть умения жить среди людей. Культура поведения - это неотъемлемая часть культуры человеческого общества. От того, насколько у детей сформированы основы нравственного отношения к окружающим, навыки культурного поведения, во многом зависит успешность их интеграции в обществе. Под культурой поведения понимается совокупность сформированных социально значимых качеств личности, повседневных поступков человека в обществе, основанных на нормах нравственности, этики, эстетической культуре.
Организация психолого-педагогического сопровождения
рассматривается в многочисленных исследованиях (Ш.А. Амоношвили, О.С. Газман, А.В. Мудрик и др.), посвященных развитию детей дошкольного возраста. Общим является подход к определению сопровождения как особого вида профессиональной деятельности взрослого, направленного на решение определенных специфических проблем личности ребенка и своих задач. Ребенок в педагогическом взаимодействии выступает одновременно в роли объекта и субъекта самовоспитания и саморазвития. При этом объектом является не сам ребенок, а его качества, способы действия, условия его жизни. В словаре русского языка С. И. Ожегова дается следующее определение: «Сопровождение - следовать вместе с кем-нибудь, находясь рядом, ведя куда- нибудь или идя за кем-нибудь».
На сегодняшний день одной из актуальных проблем является осуществление педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях дошкольного образовательного учреждения. Педагогическое сопровождение детей с ОВЗ сегодня является не просто суммой разнообразных методов коррекционно-развивающей работы, но и выступает как комплексная технология, особая культура поддержки и помощи ребенку способствующая успешной адаптации, реабилитации и личностному росту детей в социуме.
Проблема педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях детского сада недостаточно разработана. Трудности построения коррекционно-педагогического процесса в таком учреждении во многом обусловлены тем, что категория детей с ОВЗ полиморфна и разнородна по составу. Воспитанники групп компенсирующего назначения различаются как по уровню развития, так и по характеру имеющихся недостатков. Различны достижения детей в плане знаний, представлений об окружающем мире, навыков в предметно-практической деятельности, с которыми они поступают в коррекционные группы.
В обеспечении условий и возможностей развития и обучения детей с ОВЗ важно выстроить систему сопровождения этих групп детей в единстве диагностики и коррекции. В работе с детьми с ОВЗ очень важным является комплексный системный подход, который включает в себя согласованную работу всех специалистов ДОУ. Процесс сопровождения осуществляется специалистами, знающими психофизиологические особенности детей (дефектолог, логопед, тифлопедагог, врач-невропатолог, педагог-психолог, офтальмолог, специалист ЛФК, музыкальный руководитель). Он включает в себя: создание предметно-развивающей среды; материально-техническое оснащение; разработку индивидуальных коррекционно-развивающих программ, маршрутов; лечебно-восстановительную работу. Важнейшим условием актуализации потенциальных возможностей детей с ОВЗ является психологическая компетентность педагога: деликатность, такт, умение оказать помощь ребенку в осуществлении познавательной деятельности, в осознании успехов и причин неудач и пр. Основными задачами психологического просвещения педагогов являются раскрытие «слабых» и «сильных» сторон когнитивного и личностного развития ребенка, определение способов компенсации трудностей, выработка наиболее адекватных путей взаимодействия педагога с ребенком при фронтальной и индивидуальной формах организации образовательной деятельности....
1. Алехина, С. В. Инклюзивный подход в образовании в контексте проектной инициативы «Наша новая школа» [Текст]/ С.В. Алехина // Психолого-педагогическое обеспечение национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». - 2010. № - 3, С. 104—116.
2. Баряева, Л.Б. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточность [Текст]: учеб, пособие/ Л.Б. Беряева, О.П. Г аврилушкина.-СПб.:КАРО,2009.-158с.
3. Веракс, Н.Е. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования [Текст]: учеб, пособие /Н.Е. Веракс. - М.: Мозаика - Синтез, 2010.
4. Василькова Ж.Г. Клиническая психология детей и подростков. Учебное пособие. Красноярск, 2015г.- С121.
5. Газман, О.С. Педагогика свободы: Путь в гуманистическую
цивилизацию XXI века / О.С. Газман // Классный руководитель. - 2000. - № 3. - С. 6-34.
6. Исаева Т. Н Забрамная С. Д..Методические рекомендации для изучения детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.
7. Инклюзивное образование: методология, практика, технология:
Материалы международной научно-практической конференции (20-22 июня 2011, Москва) /Моск.гор.психол.- пед.ун-т; Редкол.: С.В.Алехина и др. - М.: МГППУ, 2011.
8. Инклюзивное образование: практика, исследования, методология: Сборник материалов II Международной научно-практической конференции/ Отв. ред. Алехина С.В. - М.: ООО «Буки Веди», 2013.
9. Краевский В.В. Методология педагогики: пособие для педагогов- исследователей/ В.В. Краевский. - Чебоксары: Чуваш, 2001. - 244 с.
10. Митчелл Д. Эффективные педагогические технологии специального и инклюзивного образования. Главы из книги. / Ред. Н.Борисова. - М.: РООИ «Перспектива», 2011.
11. Морозов С.А. Морозова Т.И. Адаптация общеобразовательных программ для учащихся с аутизмом 5 - 11 классов.
12. Малофеев, Н.Н. Инклюзивное образование в контексте современной социальной политики [Текст]: Н.Н Малофеев.- М.: - 2009 3-9с.
13. Назарова Н.М. Теоретические и методологические основы образовательной интеграции // Инклюзивное образование методология, практика, технологии.
14. Никольская О., Фомина Т., Цыпотан С. Ребенок с аутизмом в обычной школе.
15. Ожегов, С.И. Словарь русского языка / С.И. Ожегов; под ред. д -ра филол. наук, профессора Н.Ю. Шведовой. - 9 изд., испр. и доп. - М.: Советская энциклопедия, 1972. - 846 с....32