Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Разработка методических материалов для обучения школьников основам обработки графической информации в базовом курсе информатики и ИКТ 8-9 классов

Работа №14727

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

информатика

Объем работы72стр.
Год сдачи2018
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
977
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 5
Глава 1. Анализ содержания обучения учащихся основам обработки графической информации в базовом курсе информатики и ИКТ 9
1.1. Аппаратные и прикладные программные средства для работы с графической информацией 9
1.2. Анализ содержания обучения школьников основам обработки
графической информации основой школы 23
Выводы по главе 1 35
Глава 2. Разработка методических материалов по обучению учащихся 8-9 классов технологии обработки графической информации 37
2.1. Разработка занятий по изучению технологии обработки графической информации 37
2.2. Разработка внеклассного мероприятия «За здоровый образ жизни» ... 57
Выводы по главе 2 63
Заключение 64
Библиографический список 66
Приложение 1. Задания на практическую часть дополнительного урока 71
Приложение 2. Задания для антиалкогольной компании 72
Приложение 3. Задания для антиникотиновой компании 73


Последние десятилетия российское образование претерпевает множество преобразований. Одним из значимых событий в современной школе
явилось введение информатики и вычислительной техники в учебновоспитательный процесс. Одновременно это послужило началом для формирования новой области педагогической науки, объектом которой является
обучение информатике.
Теория и методика обучения информатике в настоящее время интенсивно развивается и ставит перед собой следующие основные задачи: определить цели изучения информатики, содержание и место соответствующего
общеобразовательного предмета в учебном плане школы, разработать наиболее рациональные методы, организационные формы обучения, рассмотреть
всю совокупность средств обучения информатике и разработать рекомендации по их применению в практике работы учителя.
Однако, как отмечает М.П. Лапчик, многие задачи в новой педагогической науке возникли совсем недавно и не успели получить ещё ни глубокого
теоретического обоснования, ни длительной опытной проверки. Теория и методика продолжает активные поиски эффективного решения поставленных
перед ней задач. Она предоставляет и учёным, и практикам широкие возможности для исследования и экспериментирования, а также для разработки
общих теоретических основ методики преподавания информатики и методов
изучения, конкретных тем школьного курса информатики на всех этапах
обучения.
Практика обучения информатике и тенденции развития этого школьного предмета показывают, что курс школьной информатики – это важнейшая с
точки зрения общего развития человека и его образования общеобразовательная дисциплина, хотя единого понимания по этому вопросу пока нет. К
числу наиболее часто используемых курсов на практике относятся технологии работы с графической информацией.Работа с компьютерной графикой – одна из самых популярных направлений использования персонального компьютера. Диапазон применения
компьютерной графики весьма широк – от создания мультимедийных программ, телевизионной рекламы и спецэффектов в кино, до компьютерного
проектирования в машиностроении и фундаментальных научных исследований.
Для сферы обучения средства компьютерной графики открывают
принципиально новые возможности: в процессе анализа изображений учащиеся могут динамически управлять их содержанием, формой, размерами и
цветом, добиваясь наибольшей наглядности. Применение графики в учебных
компьютерных системах не только увеличивает скорость передачи информации учащимся и повышает уровень ее понимания, но и способствует развитию таких важных для специалиста любой области деятельности качеств, как
интуиция, профессиональное чутье, образное мышление.
Тема: «Обработка графической информации в базовом курсе информатики и ИКТ» относится к области компьютерных информационных технологий – технологии работы с графической информацией, которая является приоритетным объектом изучения в курсе информатики основной школы. Изучение информационных технологий является значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности
освоения других учебных предметов.
Данная тема очень привлекательна для учащихся любого возраста и
возникает на всех этапах изучения курса информатики. Привлекательность
для учащихся объясняется большой творческой составляющей в практической работе, наглядным результатом, а так же широкой прикладной направленностью темы.
Работа, посвященная разработке методических материалов по существенным методам графической обработки данных, представляется актуальной, так как обзор учебной методической литературы показал, что данная тема недостаточно разработана у авторов по внеклассным заданиям и задачам
повышенной сложности.
Объект: процесс обучения обработке графической информации в базовом курсе информатики 8-9 классов общеобразовательной школы.
Предмет: методические материалы по изучению технологии работы с
графической информацией.
Цель исследования: разработать методические материалы для обучения
учащихся технологиям обработки графической информации в рамках базового курса информатики 8-9 классов.
Цель реализуется решением следующих задач:
рассмотреть особенности аппаратных и прикладных программных средств для работы с графической информацией;
описать редакторы растровой и векторной графики, используемые в базовом курсе информатики и ИКТ 8-9 классов;
проанализировать содержание обучения учащихся основной
школы основам обработки графической информации;
провести сравнительный анализ содержания учебников Семакина
И.Г., Угриновича Н.Д. «Информатика и ИКТ» по темам, связанным с обработкой графической информации;
разработать уроки и внеклассное мероприятие по изучению технологий обработки графической информации;
выявить оценку эффективности разработанных методических материалов.
В ходе решения поставленных задач применялись следующие методы
исследования:
структурно-логический анализ и систематизация научного материала;
анализ нормативных документов по системе общего образования;конструирование учебного материала, моделирование учебного
процесса;
экспертная оценка методических разработок.
Практическая значимость работы состоит в том, что ее результаты
можно использовать в учебном процессе по предмету «Информатика и
ИКТ». Это позволит повысить уровень усвоения материала по таким разделам школьного курса информатики, как:
1. Табличные вычисления на компьютере.
2. Кодирование и обработка числовой информации.
3. Кодирование текстовой и графической информации.
4. Обработка числовой информации в электронных таблицах.
Работа состоит из введения, двух глав (к каждой из глав имеется вывод), заключения, библиографического списка и приложения, которые содержат презентации, расположенные на электронном носителе.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Данная дипломная работа представляет собой методическую разработку для проведения в школе уроков информатики в 8-9 классах.
В работе были рассмотрены особенности и принципы работы аппаратных (монитор, сканер, принтер и др.) и прикладных программных средств
для работы с графической информацией. Активное использование новых информационных технологий в дисциплине «Информатика и ИКТ» основной
школы, предоставляет возможность учителям школ пересмотреть содержание образования, разработать программное обеспечение, видео- и аудиоматериалы.
Особенно подробно в первой главе были описаны редакторы растровой
и векторной графики, используемые в базовом курсе информатики и ИКТ основной школы. На основании изложенного в работе, можно сделать вывод,
что свойства компьютерной графики предоставляют детям, даже не имеющим художественных способностей, почувствовать себя творцом, получить
возможность создавать художественные образы и широкие возможности к
самореализации.
В свою очередь, в работе было проанализировано содержание обучения учащихся основам обработки графической информации.
Анализ показал:
в 8-9 классах изучение представленной темы очень ограничено
теоретической частью, что влечет за собой необходимость углубленного изучения данной темы;
у авторов данная тема недостаточно разработана по внеклассным
заданиям и задачам повышенной сложности;
в основной школе ученикам, изучающим информатику на базовом уровне, полученных знаний будет недостаточно для успешной сдачи
государственного экзамена, так как изучить полностью все особенности данного раздела за малое количество уроков является сложной задачей, даже не
учитывая подготовку к сдаче итоговой аттестации по данной теме.На основе всего вышесказанного, а также руководствуясь образовательными документами, были разработаны уроки и внеклассное мероприятие.
Уроки представляют основную информацию по теме «Обработка графической информации», направленную на углубление знаний учащихся. В
результате изучения данной темы школьники закрепляют знания по разделам
«Кодирование графической информации», «Табличные вычисления на компьютере». Представленные разработки особенно развивают внимание и
мышление на уроке. Во время графической обработки информации у детей
вырабатывается сильный интерес к обучению и работе на компьютере.
С использованием средств информационных технологий развиваются
межпредметные связи. Благодаря практическим работам с применением различных программ, школьники умеют создавать и редактировать рисунки,
таблицы, диаграммы. Тем самым выполняется одно из требований перечня
подготовки обучающихся к основному государственному экзамену.
Также в практической части разработанных методических материалов,
были добавлены внеклассные задачи, а также задания повышенной сложности. Используя в работе задачи повышенной сложности, у учащихся происходят заметные изменения в мыслительной деятельности. Ребята становятся
более самостоятельными в нахождении и использовании приёмов и средств.
Их рассуждения становятся более последовательными, доказательными, логичными.
Для оценки эффективности результатов, полученных в данном дипломном исследовании, разработанные уроки и мероприятие прошли экспертную оценку действующим учителем информатики МКОУ «Мирная
СОШ» Зонального района, Гановым Андреем Алексеевичем.
На основании экспертного заключения можно сделать вывод: разработанные методические материалы – эффективны, что позволяет их рекомендовать для использования в практику преподавания.


Андерсен, Б. Б. Мультимедиа в образовании: специализированный учебный курс [Текст]: учебник / Б. Б. Андерсен, К. Г. Бринк – М.: Дрофа,
2015. – 224 с.
2. Асмолов, А. Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа [Текст]: учебник для вузов / А. Г. Асмолов. – М.: Наука,
2011. – 178 с.
3. Бородин, М. Н. Информатика. УМК для основной школы [Текст]:
мет. пособие для учителя / М. Н. Бородин – М.: Бином. Лаборатория знаний,
2013. – 108 с.
4. Босова, Л. Л. Информатика: рабочая тетрадь для 9 класса.
[Текст]: в 2 ч. Ч 1. / Л. Л. Босова, А. Ю. Босова – М.: Бином. Лаборатория
знаний, 2016. – 96 с.
5. Босова, Л. Л. Информатика: программа для основной школы 7-9
классы [Текст]: мет. пособие / Л. Л. Босова, А. Ю. Босова – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2016. – 464 с.
6. Босова, Л. Л. Информатика: учебник для 8 класса [Текст]: учебник / Л. Л. Босова, А. Ю. Босова – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2014. –
224 с.
7. Ботвинников, А. Д. Преобразование изображений в графической
деятельности учащихся [Текст]: / А. Д. Ботвинников // Школа и производство. — 2006. - №7. – С. 65-68
8. Бочкин, А. И. Методика преподавания информатики [Текст]:
учеб. пособие / А. И. Бочкин – Мн: Выш. шк., 2008. – 431 с.
9. Бурлаков, М. В. Эффекты в программах растровой графики
[Текст]: учебник / М. В. Бурлаков – М: Бином, 2013. – 496 с.
10. Волкова, Е. В. Художественная обработка фотографий в
Photoshop [Текст]: учебник / Е. В. Волкова – СПб: Питер, 2005. – 154 с.
11. Институт электроники и телекоммуникаций Технологии обработки графической информации [Электронный ресурс] / Институт электроникии телекоммуникаций //электронный интерактивный учебник – 2016. – Режим
доступа http://iet.kg/ecourse/e-book_cg/ (дата обращения 05.06.2018)
12. Гарасько, А. М. Возможности использования мультимедийных
средств в обучении [Текст]: / А. М. Гарасько // Материалы научнопрактической конференции «Образовательные технологии XXI века». – 2005.
– С. 241-245
13. Гречихин, А. А. Вузовская учебная книга: Типология, стандартизация, компьютеризация [Текст]: учеб-мет. пособие / А. А. Гречихин, Ю. Г.
Древс – М.: Логос, 2000 – 255 с.
14. Деревяшкина, Н. М. Информационные технологии в науке и образовании [Текст]: учеб. пособие / Н. М. Деревяшкина, Т.Ю. Новгородцева –
Иркутск: БГУЭП, 2017. – 51с.
15. Ефимова, О. Н. Курс компьютерной технологии [Текст]: учебник
/ О. Н. Ефимова, В. Г. Морозов, Ю. Н. Шафрин – М: Наука, 2008. – 342 с.
16. Ефремов, О. Ю. Педагогика: Краткий курс [Текст]: учебник / О.
Ю. Ефремов – СПб.: Питер, 2009. – 256 с.
17. Залогова, Л.А. Практикум по компьютерной графике [Текст]:
учебник / Л. А. Залогова – М.: ЛБЗ, 2007. – 320 с.
18. Зимняя, И. А. Исследовательская работа как специфический вид
человеческой деятельности [Текст]: учеб. пособие / И. А. Зимняя, Е. А. Шашенкова – М: Изд-во Удмуртского ун-та, 2001. – 104 с.
19. Калинин, И.В. Информационные технологии. Технологии обработки графической информации [Текст] / И. В. Калинин / Информатика. –
2007. - №16. – С. 2-7
20. Кандинский, В. Точка и линия на плоскости: К анализу живописных элементов [Текст]: учебник / В. Кандинский. – М.: Азбука-Классика,
2005. – 240 с.21. Кудинов, Ю.И. / Практикум по основам современной информатики [Текст]: учеб. пособие / Ю. И. Кудинов, Ф. Ф. Пащенко, А. Ю. Келина –
СПб.: Лань, 2011. – 352 с.
22. Куприянов, Н. И. Рисуем на компьютере: Word, Photoshop, Corel
Draw, Flash [Текст]: учебник / И. Н. Куприянов – СПб: Питер, 2006. – 128 с.
23. Левченко, И. В. Информатика и информационнокоммуникационные технологии [Текст]: сборник учеб. задач для уч. ср. проф.
учеб. учреждений / И. В. Левченко, О. Ю. Заславская – М.: АПКиППРО,
2006. – 64 с.
24. Львова, О. В. Системный подход к использованию информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовательном процессе.
[Текст] / О. В. Львова // Вестник РУДН. – 2016. - №1(3) – С. 35-36
25. Макарова, Н. В. Информатика. Практикум по технологии работы
на компьютере [Текст]: учебник / Н. В. Макарова – М.: Финансы и статистика, 2008. – 302 с.
26. Маклаков, А. Г. Общая психология [Текст]: учебник / А. Г. Маклаков – СПб.: Питер, 2010. – 592 с.
27. Петров, Г.Б. Методические особенности освоения технологии обработки графической и мультимедийной информации в пропедевтическом
и базовом курсах информатики [Электронный ресурс] / Г.Б. Петров // – 2015.
– Режим доступа https://studfiles.net/preview/4541921/ (дата обращения
04.05.2018).
28. Разинкина, Е. М. Курс по основам компьютерной графики [Текст]
/ Е. М. Разинкина // Информатика и образование. – 2003. - №3. – С. 2-5
29. Рейнбоу, В. Компьютерная графика [Текст]: книга / В. Рейнбоу –
СПб: Питер, 2003. – 768 с.
30. Северова, Т. С. Об использовании в образовании трехмерных
виртуальных миров [Текст]: / Т. С. Северова // Первое сентября. – 2002. -
№13. – С. 7-931. Семакин, И.Г. Информатика и ИКТ 8 класс [Электронный ресурс]
/ И.Г. Семакин // учебник. – М.: Бином, Лаборатория знаний, 2015. – Режим
доступа https://drive.google.com/file/d/0B6696ckkWj_zMjlobjdmN2hFYjA/view
(дата обращения 11.05.2018)
32. Семакин, И. Г Информатика и ИКТ: учебник для 8 класса [Текст]:
учебник / И. Г. Семакин, Л. А. Залогова, С. В. Русаков, Л. В. Шестакова – М.:
Бином, Лаборатория знаний, 2015. – 176 с.
33. Семакин, И. Г Информатика и ИКТ: учебник для 9 класса [Текст]:
учебник / И. Г. Семакин, Л. А. Залогова, С. В. Русаков, Л. В. Шестакова – М.:
Бином. Лаборатория знаний, 2015. – 200 с.
34. Третьякова, Е.С. Разработка урока по информатике и ИКТ [Электронный ресурс] / Е.С. Третьякова // учебное пособие – 2017. – Режим доступа https://kopilkaurokov.ru/informatika/uroki/nabortiekhnologhichieskikh
kartkrazdieluobrabotkaghrafichieskoiinformatsiifgos8klass (дата обращения
22.05.2018)
35. Угринович, Н. Д. Информатика: учебник для 8 класса [Текст]:
учебник / Н. Д. Угринович – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2007. – 160 с.
36. Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Федеральный институт педагогических измерений [Электронный ресурс] / Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки // – 2018. – Режим
доступа http://www.fipi.ru/Oge-i-gve-9/demOversii-sPeciFikacii-kOdiFikatOry
(дата обращения 02.06.2018)
37. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений РФ, реализующий программы общего образования [Текст]: // Вестник образования. – 2004. - №8 – С. 3-8
38. Правовая служба Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Электронный ресурс] / Правовая служба // – 2018. – Режим доступа
http://www.zakonprost.ru/content/base/part /718464 (дата обращения 04.06.2018)39. Цыркун, И. И. Педагогика современной школы: Основы педагогики. Дидактика [Текст]: учеб-метод. пособие / И. Н. Цыркун, А. И. Андарало, Е. Н. Артеменок, А. Р. Борисевич и др. – М.: Минск, 2011. – 384 с.
40. Шафрин, Ю. А. Информационные технологии [Текст]: учебник /
Ю. А. Шафрин – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2009. – 504 с.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ