Введение 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЗДАНИЯ
КОРПОРАТИВНОГО УНИВЕРСИТЕТА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ .. 6
1.1. Специфика корпоративного университета: цели, задачи, условия и этапы создания 6
1.2. Анализ реализации программ корпоративного университета в Российской Федерации 19
Выводы по главе 1 29
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К СОЗДАНИЮ ПРОЕКТА КОРПОРАТИВНОГО УНИВЕРСИТЕТА НА ПРИМЕРЕ АО «АЛЬФА
БАНК» 30
2.1 Организационно-экономическая характеристикаАО «Альфа-Банка» 30
2.2 Методический подход к обоснованию создания корпоративного
университета 37
Выводы по главе 2 48
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА КОРПОРАТИВНОГО УНИВЕРСИТЕТА НА ПРИМЕРЕ АО «АЛЬФА-БАНК» 49
3.1. Обоснованиепо внедрению проекта корпоративного университетана
примере АО «Альфа-Банк» 49
3.2. Обоснование прогнозных показателей внедрения проекта 67
Выводы по главе 3 71
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 74
ПРИЛОЖЕНИЯ 80
Компании, стремящиеся к лидерству в современном мире, делают выбор в пользу непрерывного обучения своих сотрудников на всех уровнях управления. Корпоративный Университет - заключительный этап процесса становления в обучении сотрудников компании. Помимо непосредственного обучения сотрудников, в числе основных задач этих учебных заведений - обобщение опыта и знаний, накопленных организацией, создание единой корпоративной культуры и уникальной системы ценностей, формирование в компании единой идеологии.
В нашей стране первые корпоративные университеты появились в начале 90-х годов - как национальные филиалы соответствующих структур глобальных компаний, пришедших на отечественный рынок. Позже передовые российские предприятия добывающей и телекоммуникационной отраслей начали формировать свои корпоративные университеты «с нуля».
Поскольку корпоративный университет создается под нужды предприятия, а не наоборот, имеет смысл для начала понять, какое место в бизнесе занимает обучение ее сотрудников. Если оно считается в компании одним из приоритетов, повышение квалификации расценивается как источник конкурентных преимуществ и ресурс развития бизнеса, то данный проект целесообразен. Обычно организация корпоративного университета заключается в том, что уточняются потребности в обучении персонала, исходя из результатов оценки работников, а также на основе среднесрочной и долгосрочной стратегии развития бизнеса.
Общепризнанная модель корпоративного университета на Западе - это структурное подразделение компании с четырьмя базовыми функциями:
• обучать сотрудников всех уровней (главная функция);
• управлять знаниями - системная консолидация опыта специалистов и его распространение;
• выступать в качестве единого центра корпоративной культуры, «хранилища» ценностей компании;
• быть центром инноваций [2, с.312].
Прикладное значение разработки корпоративных университетов в современной России описали в своих трудах, такие ученые Андреева Л.Г., Габриелян А.М., Герасимов М. В., Гиниева С.В., Долженко Р.А., Ильницкий С. А., Кузнецов В.В., Карпухин М.Ю., Мамедова Д. Н., Монгуш Д.О., Панасенко, Г.В., Пыжова Л.А., Сагиндыкова А. С., Тугамбекова, М. А., Сухов М. А., Романова М.М., Чернова А.А., Фролова Е. Р., Черных С.И. и другие.
Объектом исследования является АО «Альфа-Банк».
Предметом исследования является проект корпоративного университета в АО «Альфа-Банке».
Целью исследования является теоретическое обоснование разработки проекта корпоративного университета на примере АО «Альфа-Банк».
Цель реализуется посредством решения следующих задач:
1) рассмотреть специфику корпоративного университета: цели, задачи, условия и этапы создания;
2) провести анализ реализации программ корпоративного университета в Российской Федерации;
3) дать организационно-экономическую характеристику АО «АльфаБанка»;
4) разработать методический подход к обоснованию создания корпоративного университета;
5) разработать проект корпоративного университета на примере АО «Альфа-Банк» и провести обоснование прогнозных показателей внедрения проекта.
При написании данного исследования были изучены и проанализированы законодательные и нормативные акты, законы Российской Федерации, монографии, нормативно-правовые документы, периодические издания, внутренние нормативные акты АО «Альфа-Банк» и др.
Результаты исследования были апробированы: Методические подходы к созданию корпоративного университета / Текст: непосредственный // Молодой ученый. - 2020. - № 47 (337); Основы создания проекта корпоративного университета В РФ / Текст: непосредственный// Яблоковские чтения, 2020.....
Таким образом, корпоративный университет, в современном понимании, это система внутрифирменного развития и подготовки персонала, которая всегда неразрывна, связана со стратегиями развития организации.
Альфа-Банк - крупнейший универсальный частный банк в России. На протяжении 30 лет занимает ведущие позиции во всех сегментах банковского бизнеса. В течение рассматриваемого периода происходит снижение операционных доходов на 76372 млрд.руб., то есть на 22,76%. Хотя если сравнивать 2018 год с предыдущим очевиден стабильный рост на 16147 млрд.руб. Значительно сократилась прибыль до налогообложения на 109885 млрд.руб., а чистая прибыль уменьшилась на 82093 млрд.руб. по сравнению с 2017 г., то есть на 77,09%.
Программы индивидуального развитияв АО «Альфа-Банк» создаются на основе индивидуальных планов развития (ИПР) руководителей, прошедших оценку. В АО «Альфа-Банк» введена система аттестации, проведение которой необходимо для рационального использования специалистов, повышения эффективности их труда и ответственности за порученное дело, укрепления корпоративной культуры. Аттестация работников проходит ежегодно, и включает три этапа:
1. Подготовка к проведению аттестации.
2. Проведение аттестации.
3. Подведение итогов аттестации.
Итогом всех обсуждений и согласований оценок являются заполненные «Аттестационные листы» на каждого аттестуемого с визами всех аттестующих (экспертов). После утверждения аттестационных листов на финальной аттестационной сессии непосредственные руководители аттестуемых сотрудников в обязательном порядке проводят с ними беседу по итогам аттестации. Охват обучением персонала АО «Альфа-Банка» в 2019 году на низком уровне. Руководство предприятия не придерживается принципа системности обучения, что также негативно отражается на производительности труда и уровне текучести.
По итогу данного анализа, АО «Альфа-Банку» было предложено создать свой корпоративный университет с использованием модели оценки обучения Дональда Киркпатрика, включающая четыре уровня оценки с добавлением пятого уровня. Цели и перспективы развития по каждому направлению проекта, который состоят из:
1. Разработка модели компетенций.
2. Создания корпоративного университета.
3. Внедрение системы управления деловой карьерой и формирования резерва управленческих кадров АО «Альфа-Банка».
Таким образом, на основании расчетных данных, бюджет проекта составляет 530000 руб. единовременных инвестиций, ежемесячные затраты на заработную плату сотрудников корпоративного университета до перевода на самоокупаемость- 73000 руб. в месяц, оплата работы преподавателей по обучению сотрудников из расчета 300 руб./час. На группу обучающихся. Предполагаемый срок перевода на самоокупаемость - 1 год.
Экономический эффект составит 2288831,00 руб. При этом обучение пройдет персонал со стажем свыше одного года, что положительно отразится на производительности труда. Очевидно, что создание внутрифирменного корпоративного университета является обоснованной необходимостью. Это позволит АО «Альфа-Банка» без отрыва от работы обучать в год необходимое количество сотрудников без привлечения сторонних учебных центов, создавать новые рабочие места без риска заполнения их неквалифицированным персоналом. Кроме того, создание собственного корпоративного университета будет приносить дополнительную прибыль при организации обучения и оценки персонала банкам - партнерам.
1. Андреева Л.Г. и др. Онлайн-платформа для формирования компетенций в корпоративных системах обучения // Образование и наука. -2016. - No1. - С.5.
2. Арановская М.Д. Корпоративные университеты отбирают чужой хлеб / М.Д. Арановская // Финансы. - 2015. - №10.
3. Баканов М.И. Шеремет, А.Д. Теория экономического анализа: учебник / М.И. Баканов, - М.: Финансы и статистика, 2013. - 416 с.
4. Веснин В.Р. Корпоративное управление: Уч. / В.Р. Веснин, В.В. Кафидов. - М.: Инфра-М, 2016. - 160 с.
5. Габриелян А.М. От американской модели глобализации до европейской интернационализации: взгляд на корпоративный университет в контексте мировой образовательной политики / А.М. Габриелян // Вестник Поволжского института управления. -2016. -No 3 (54). -С. 2832.
6. Гарбар А.А. Регулирование движения кадров на предприятиях / А.А. Гарбар // Актуальные вопросы экономических наук. - 2018. - №1. - С.107-115.
7. Герасимов М. В. Внутрифирменное обучение: теоретический аспект / М.В. Герасимов // Молодой ученый. - 2016. - №5. - С. 319-323.
8. Гусев В.А. Создание адаптивной системы непрерывной подготовки и переподготовки кадров для регионального рынка труда / В.А. Гусев, О.Ю. Нисман // Самарский научный вестник. - 2017. - Т. 6. - № 4 (21). - С. 214-218.
9. Гиниева С.В., Долженко Р.А. Трансформация системы корпоративного обучения персонала российской компании на базе корпоративного университета // Известия Иркутской государственной экономической академии. 2015. Т. 25, № 5. С. 842-851.Дедул В. А. Обучение и развитие персонала: актуальные тенденции / В.А. Дедул // Автоматизация и управление в технических системах. -2016. -№ 2. С. 75-76
10. Довлекаева А.А. Корпоративное обучение как метод повышения лояльности персонала / А.А. Довлекаева // Молодой ученый. - 2017. -№5. -С. 154-159.
11. Дырин С.П. Состояние подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров на современных предприятиях / С.П. Дырин // Интеграция образования. - 2014. - N 3. - с. 61-65.
12. Дементьева, А.Г. Корпоративное управление: Учебник / А.Г. Дементьева. - М.: Магистр, 2018. - 315 с.
13. Евдокимова А.В. Повышение квалификации для управленческих кадров / А.В. Евдокимова // Молодой ученый. -2016. -№8. -С. 535-536.
14. Ильницкий С.А. Обучение персонала как стратегический фактор в системе управления персоналом организации / С.А. Ильницкий // Молодой ученый. -2018. -№3. -С. 418-423.
15. Кибанов А.Я. Управление персоналом организации: Учебник / А.Я. Кибанов. - 3-e изд., перераб. и доп. - М.: Инфра-М, 2015. - 703 с.....50