Введение 3
ГЛАВА 1. Теоретическое обоснование исследования 5
1.1. Техническая подготовка волейболисток 10-12 лет 5
1.2. Физическая подготовка юных волейболисток 12
1.3 Средства и методы интегральной подготовки волейболистов 19
1.4 Упражнения для интегральной подготовки волейболистов 25
ГЛАВА 2. Методы и организация исследования 33
2.1. Методы исследования 33
2.2. Организация исследования 35
ГЛАВА 3. Результаты исследования и их обсуждение 38
3.1. Результаты предварительного эксперимента 38
3.2. Результаты контрольного эксперимента 40
Заключение 52
Библиографический список 53
Приложения 56
Актуальность исследования.
Волейбол довольно известная игра, причем его популярность все возрастает. Он является наиболее доступным, а следовательно, массовым средством физического развития и укрепления здоровья. Эта игра пользуется популярностью у людей различного возраста, от детей до людей пожилого возраста. Данная игра создает предпосылки для формирования у подрастающего поколения социально ценного и профессионально значимого комплекса психических качеств и свойств личности.
Но, не смотря на эти плюсы волейбол, относится к сложнотехническим видам спорта. Результативность игроков определяется разнообразием арсенала технико-тактических действий и высоким уровнем развития специальных физических качеств. Целостный и сложный характер игры требует оптимального сочетания названных факторов.
Сегодня ведется широкий поиск средств и методов специальной подготовки волейболистов, позволяющих эффективно управлять учебнотренировочным процессом. Особый интерес представляет проблема взаимосвязи средств специальной физической и технической подготовки. Решение этих вопросов на этапе специальной подготовки, могло бы способствовать выбору рациональных средств тренировочных воздействий на занимающихся.
Анализ специальной литературы показал, что вопросам физической и технической подготовки в тренировке волейболистов разной спортивной квалификации уделяется достаточно большое внимание. Однако системных исследований взаимосвязи уровня развития физических качеств и элементов спортивной техники у юных волейболистов на настоящий момент не выявлено. Таким образом, данная проблема является актуальной.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментальным путем доказать, что сочетание (интеграция) специальной физической и технической подготовки волейболисток 10-12 лет в процессе тренировки повышает эффективность игровой соревновательной деятельности.
Задачи исследования:
1. Изучить учебно-методическую литературу по данной теме.
2. Выявить уровень технической и физической подготовки
волейболисток 10-12 лет.
3. Подобрать содержание специальной физической и технической видов подготовки для волейболисток 10-12 лет.
4. Оценить и проанализировать эффективность специальной физической и технической подготовки волейболисток 10-12 лет в процессе тренировки для повышения игровой соревновательной деятельности.
Объект исследования: учебно-тренировочный процесс.
Предмет исследования: содержание специальной физической и технической видов подготовки.
Гипотеза исследования: предполагалось, что регулирование средств специальной физической и технической подготовки юных волейболисток на основе интегральной подготовки позволит повысить эффективность игровых соревновательных действий.
Практическая значимость
Результаты исследования могут быть использованы на практике в массовой спортивной работе по волейболу: для повышения качества тренировочных занятий за счет применения разработанных комплексов специальных упражнений; для осуществления педагогического контроля за эффективностью тренировочного процесса и уровнем подготовленности юных волейболистов по компонентам технической и физической подготовки.
1. Анализ научно-методической литературы показал, что в волейбол, как и в остальных видах спорта, предъявляются высокие требования к развитию специальных физических качеств, к овладению специальными техническими приемами.
Рассмотрев упражнения интегрального характера, было выявлено их огромное значение в обучении и совершенствовании технических элементов.
2. В результате проведения исследования определен уровень физической работоспособности занимающихся волейболом и уровень овладения специальными техническими элементами.
3. Подобрано содержание специальной физической и технической видов подготовки, способствующих формированию технической подготовки девочек 10-12 лет, занимающихся волейболом.
4. Оценена и проанализирована эффективность специальной физической и технической подготовки в ходе экспериментальной работы. Уровень работоспособности занимающихся после проведения эксперимента значительно улучшился. Так же экспериментально подтверждено наличие связей между такими наблюдаемыми компонентами как качество освоения технических элементов волейбола и навыками выполнения командных действий.
1. Ахмеров Э.К., Канзас Э.Г. Волейбол в школе. - Минск: Нар. света, 2005.72 с.
2. Барчуков И.Б. Теория и методика физического воспитания и спорта / Г.В. Барчуков. - М.: Кронус, 2011.- 247с.
3. Беляев А.В. Волейбол: теория и методика тренировки./ А.А. Беляев, Л.В. Булыкина - М.: Физкультура и Спорт, 2007.- 184с.
4. Беляев А.В. Исследование физиологического воздействия специальных упражнений волейболистов // Актуальные проблемы физической культуры и спорта: Материалы конференции молодых ученых ГЦОЛИФК.
• М.1974. - С. 31-33.
5. Беляев А. В. Волейбол : учеб. для высш. учеб. заведений физической культуры / А. В. Беляев, М. В. Савин. - М. : Физкультура, образование, наука, 2000. - 368 с.
6. Бутин И.М. Развитие физических способностей детей / И.М. Бутин. - М.: Владоспресс, 2002. - 105 с.
7. Васильков А.А. Теория и методика физического воспитания / А.А. Васильков.- Ростов н/д : Феникс, 2008. - 381 с.
8. Верхошанский Ю.В. Основы специальной силовой подготовки в спорте. - 2-е изд., перераб. и допол. - М.: Физкультура и спорт, 1977. - 215 с.
9. Верхошанский Ю.В., Денискин В.Н., Макардисанян В.В., Добровольский
И.М. Факторы, определяющие рабочий эффект взрывного усилия в скоростно-силовых видах спорта // Проблемы оптимизации
тренировочного процесса. - М., 1982. - С. 32-40.
10. Годик М.А., Айрапетянц А.Р Содержание и организация комплексного контроля в волейболе. - М.: , 2003. -133 с.
11. Жан Жак. Методика совершенствования технической подготовленности юных волейболистов: : Автореф. дисс.канд. пед. наук. -М, 2007.-24 с.
12. Железняк Ю.Д. Подготовка юных волейболистов / Ю.Д.Железняк.- М.: Физкультура и спорт Москва, 2003.-294с.
13. Железняк Ю. Д. Спортивные игры: техника, тактика, методика обучения : учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / Ю. Д. Железняк, Ю. М. Портнов, В. П. Савин, А. В. Лексаков. - М. : Изд. центр “Академия”, 2004.
• 520 с.
14. Ивойлов Л.В. Волейбол (Техника, обучение и совершенствование). - Минск: Беларусь, 1969. - 147 с.
15. Клещев Ю.Н. Юный волейбол, Подготовка юных волейболистов / Ю.Н. Клещев.- М.: Физкультура и спорт, 2003. - 294с....36