ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ДЕТСКИХ ВПЕЧАТЛЕНИЙ В ПРОЦЕССЕ ЭКСКУРСИЙ 7
1.1. Понятие детских впечатлений в современной науке и
практике 7
1.2. Особенности развития детских впечатлений 11
1.3. Обоснование условий использования экскурсий в развитии детских
впечатлений 18
Выводы по главе 1 27
ГЛАВА 2. ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ РАЗВИТИЯ ДЕТСКИХ ВПЕЧАТЛЕНИЙ В ПРОЦЕССЕ ЭКСКУРСИЙ 29
2.1. Исследование особенностей развития детских впечатлений 29
2.2. Опыт использования экскурсий в развитии детских
впечатлений 40
2.3. Анализ и интерпретация результатов исследования 49
Выводы по главе 2 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 63
ПРИЛОЖЕНИЯ 68
Каждый человек - уникальное и неповторимое явление. Индивидуальным и уникальным является и процесс его развития. Дети дошкольного возраста активно познают окружающий мир. Одной из форм конкретно-чувственного познания являются впечатления, полученные детьми в процессе наблюдения и/или деятельности.
В психологии под впечатлением понимается общий результат воздействия на субъект сложных явления или их совокупности, в таком контексте впечатление - это вид восприятия. Впечатления обеспечивают преобразование информации, поступающей из внешней среды, при этом формируются образы, с которыми в дальнейшем оперируют другие психические процессы: внимание, память, мышление, эмоции. Однако впечатления - будучи формой чувственного восприятия под влиянием переживаний, убеждений, опыта, внешних факторов воздействия нередко приходится сталкиваться с искажением реальной действительности, которая возникает в результате воздействия на ребенка реальных отношений в условиях наблюдения. Как правильно заметил кто-то из философов: «Видимое зависит и от глаз, которые смотрят».
Проблема адекватности человеческих впечатлений, соотношения восприятия и реальности интересовала исследователей во все времена и до сегодняшнего дня продолжает сохранять свою актуальность. Вместе с тем в современной науке научных исследований посвященных проблемам впечатлений в целом и детских впечатлений в частности не много. Наука предпочитает описывать феномен впечатления в термине восприятие.
Первые наиболее значимые работы по восприятию принадлежат философам разных поколений: Платону, П.А. Флоренскому, П. Жане, Б.И. Каверин, И.В. Демидову, В.Е. Давидовичу, P.M. Грановской, О. Хаксли, Т. Липпсу, А. Эймсу, Д. Стрэттэну, Липману, Э. Борингу, Хелду, Хейну, классикам советской и зарубежной психологии: П.К. Анохин, НА. Бернштейн, Н.Е. Введенский, А.Р. Лурия, Д. И. Узнадзе, А.А. Ухтомский А.Н. Леонтьева, Л.М. Веккера, В.Д. Глезера, З.П. Зинченко, И. Гербарт, Г. Спенсер, В. Вундт, У. Джеймс, А. Бергсон, Э. Титченер.
Наиболее часто термин впечатление встречается в методических работах, связанных с изучением влияния чувственного восприятие на развитие детей, а также в рамках психосемиотического подхода, развиваемого в работах научной школы Е.А. Петровой.
Осознавая важность эмоционально-чувственного восприятия в развитии детей, педагоги стремятся стимулировать их новые впечатления [5, с.76]. Для этого в методике накоплен богатый арсенал разнообразных средств, среди которых экскурсии детей за пределы детского сада (музеи, библиотеки, парки и др.), оставляющие яркие впечатления у детей, которые в дальнейшем выступают основой для развития нового интереса. Экскурсия как вид образовательной деятельности с детьми методически достаточно подробно разработан еще в начале 20 века и описан в трудах Е.И. Тихеевой, Е.Н. Водовозовой, А.С. Симанович. Однако исследований о том, как стимулировать детские впечатления в процессе экскурсии мы не нашли.
Таким образом, можно говорить о существовании противоречий между:
• отсутствием научного определения понятия впечатления и его активным использование в практике;
• пониманием педагогами важности детских впечатлений в развитии ребенка и отсутствии научно обоснованных методических материалов по их стимулированию у детей;
• пониманием педагогами, что экскурсия может выступать пространством для стимулирования детских впечатлений, и отсутствием методических рекомендаций по их внедрению.
Выявленные противоречия, их теоретическая и практическая значимость, позволили сформулировать проблему исследования: при каких психолого-педагогических условиях экскурсия будет являться средством развития детских впечатлений. Изложенное послужило основанием для
избрания в качестве темы настоящего исследования: «Психолог-
педагогические условия развития впечатлений детей старшего дошкольного возраста в процессе экскурсий».
Целью исследования является теоретически обосновать и опытноэкспериментальным путем проверить эффективность педагогических условий, способствующих развитию детских впечатлений в процессе экскурсий.....
Проведенный нами теоретический анализ проблемы развития детских впечатлений в процессе экскурсий позволяет, сделать следующие основные выводы.
В разных научных областях понятие впечатления трактуется по- разному, наиболее близко к педагогической науке это понятие раскрывается в психологии как совокупность образов и переживаний человека о чём-либо пережитом или случившемся. Детские впечатления отличает то, что они самые сильные, это связано с восприимчивостью и пластичностью детской психики. В педагогике детские впечатления выступают как разновидность восприятия, а восприятие в свою очередь выступает основой развития мышления.
Мы выяснили, что чем старше ребенок, тем выше уровень развития его зрительного, слухового, пространственного восприятия, а также тактильной и обонятельной чувствительности, способности ориентироваться о времени. У детей старшего дошкольного возраста начинает формироваться художественное восприятие, они начинают воспринимать чувства автора.
В дошкольном возрасте дети начинают воспринимать и давать оценочные суждения. Чем старше ребенок, тем эти суждения становятся более сложными. Первоначально восприятие выступает как относительно простой акт непреднамеренного отражения той действительности, которая окружает человека. Но в процессе развития восприятие переходит с одной стороны, в специфическую «теоретическую деятельность» - наблюдение, позволяющее глубже проникнуть в мир материальных и социальных явлений. С другой стороны, восприятие происходит в процессе создания художественного образа и эстетическое созерцание мира.
Важной характеристикой восприятия дошкольников, как и других психических процессов, является его мотивационная сторона. В зависимости от того, есть ли у ребенка потребность воспринимать то, что говорится или демонстрируется, желание и интерес к предмету, различны будут и результаты восприятия.
Таким образом, развитие впечатлений как вида восприятия в дошкольном возрасте - это сложный, многоаспектный процесс, который способствует тому, чтобы ребенок все точнее, четче отображал окружающий мир, научался различать нюансы действительности и благодаря этому мог успешнее адаптироваться в ней.
Анализ научной литературы позволил нам утверждать, что экскурсия, представляет собой форму организации образовательного процесса, позволяющая проводить наблюдения и изучение различных предметов и явлений в естественных условиях и занимает длительный отрезок времени в режиме дня, требует от воспитателя особой подготовки, использования разнообразных методов и приёмов, организации деятельности детей. Последующая работа по углублению и закреплению представлений, полученных на экскурсии, осуществляется в повседневной жизни: в изобразительной деятельности, конструировании, рассказах, труде детей. Сложность экскурсии как формы организации образовательной деятельности делает ее доступной только со среднего дошкольного возраста.
В качестве педагогических условий, способствующих развитию детских впечатлений в процессе экскурсий могут выступать:
• систематическое проведение разнообразных видов экскурсий в образовательной деятельности с детьми;
• отбор содержания экскурсий с опорой на интересы и жизненный опыт детей;
• стимулирование чувств и эмоций детей к событиям, объектам и явлениям на всех этапах ее реализации: подготовка экскурсии, экскурсия, после экскурсионная работа.
Для изучения особенностей развития впечатлений детей старшего дошкольного возраста мы применяли «Методика словесного портрета» Бодалёва А.А. По нашему мнению, с помощью этой методики можно получить более подробные данные об особенностях развития детских впечатлений. Именно эту методику была положена в основу нашего эмпирического исследования детских впечатлений....
1. Аксарина Н. М. Воспитание детей раннего возраста: учебник. М.: Медицина, 1969. 256 с.
2. Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети! Пособие для учителя / Предисл. А. В. Петровского. М.: Просвещение, 1983. 208 с.
3. Аникина А.П. Творческая деятельность как основа формирования способностей у детей дошкольного возраста // Образование: прошлое, настоящее и будущее: материалы I междунар. Науч. Конф. (г. Краснодар, агуст 2016 г.). Краснодар: Новация, 2016. С. 23-26.
4. Белкина В.Н. Взаимодействие детей со сверстниками:
психологический и педагогический аспекты. Ярославль: ЯГПУ, 2010. 158 с.
5. Беляева Л.В. Организация методического сопровождения реализации ФГОС дошкольного образования в образовательных организациях, реализующих программы дошкольного образования [Электронный ресурс]. URL: obrazovatelnye-standarty (дата обращения: 11.01.2018).
6. Бурлакова Г. В. Экскурсия как средство внеурочной деятельности: единство формы и содержания // Научно-методический журнал «Концепт». 2014. № 11 (ноябрь). С. 51-55
7. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк: Книга для учителя. М.: Просвещение, 2015. 198 с.
8. Григорьева О.А. Особенности развития творческого воображения старших дошкольников // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 11. URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/11/41113 (дата обращения: 11.01.2018).
9. Гусева Н.Ю. Развитие восприятия у ребенка дошкольного возраста // Интересный материал для педагогической копилки. 2013. URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2013/02/13/razvitie-vospriyatiya-u-rebenka- doshkolnogo-vozrasta (дата обращения 28.11.2017).
10. Димитриус Э. Мазарелла М. Читать человека как книгу. М: Эксмо, 2003. 480 с.
11. Добровольский Ю.А., Иванова О.А., Токарева Е.А., Токарев А.А.
Исследование творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста // Психология: традиции и инновации: материалы II Междунар. науч. Конф. Самара: «АСГАРД», 2016. С. 3-15 URL
https://moluch.ru/conf/psy/archive/197/9216/ (дата обращения: 14.04.2018).
12. Ежкова Н. Педагогический процесс в дошкольных учреждениях: научный взгляд // Дошкольное воспитание. 2014. № 4. С.81-84.
13. Еремина Т.И. Визуальная психодиагностика: практическое пособие. Киев: МАУП, 2001. 616 с.
14. Ефремова Т.Ф. Современный толковый словарь русского языка. М.: АСТ, Астрель, Харвест, 2006. 656 с.
15. Затеева Е.В. Развитие готовности педагога к реализации ФГОС дошкольного образования. URL: obrazovatelnye-standarty (дата обращения: 14.04.2018)....47