ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ 7
1.1. Структура коммуникативных умений 7
1.2. Анализ действующих УМК 12
1.3. Диагностические методики состояния речевого развития школьников 19
1.4. Сочинение как пространство формирования коммуникативного
развития школьников 22
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 29
ГЛАВА 2. ТЕХНОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ МАСТЕРСКИХ НА
УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА 31
2.1. Этапы технологии педагогических мастерских 31
2.2. Приемы, используемые в педагогических мастерских 37
2.3. Методика реализации технологии педагогических мастерских на уроке
русского языка в 5 классе 42
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 53
ПРИЛОЖЕНИЕ 58
Приложение 1 59
Памятка по написанию сочинений 59
Современная методика преподавания языка в своем арсенале имеет исследования, содержащие целостную систему коммуникативных умений, которые формируются при дифференцированном и взаимосвязанном обучении школьников всем видами речевой деятельности [14, с.94].
Современная школа стремительно меняется. Сегодня важным становится не столько дать как можно больше знаний ребёнку, сколько обеспечить его личностное, общекультурное и познавательное развитие, сформировать универсальные умения, которые бы позволили выпускникам школы самостоятельно обучаться в течение всей жизни, уметь решать возникающие перед ними проблемы, выбирать и нести ответственность за свой выбор. Изменение образовательной парадигмы требует от учителя поисков новых методик и технологий обучения, отхода от традиционных форм урока
Специфика обучения школьников обусловлена сензитивностью возраста учащихся, поэтому формирование коммуникативной компетенции будет более эффективным при использовании межпредметных связей. Именно в процессе изучения русского языка школьники имеют возможность замечать много общего, находить соответствии с другими предметами, особенно с литературным чтением, поскольку язык является средством выражения мыслей об объективной действительности, ее свойствах и закономерностях. Реализация межпредметных связей способствует научной организации образовательного процесса и является стимулирующим фактором обучения русскому языку.
Классикой отечественной и мировой психолого-педагогической мысли считаются научные работы И. А. Аршавского, Д. Б. Эльконина, В.И. Загвязинского, И. А. Зимней, Д.И. Изаренкова, А. Н. Леонтьева, И. Я. Лернера, Б. Ф. Ломова, А. К. Марковой, М.И. Махмутова, Е.И. Пассова, М.Н. Скаткина, А. В. Хуторского, Г. И. Щукина, посвященные проблеме формирования
коммуникативной компетенции. Проведенный анализ уровня подготовленности учащихся школы к коммуникативной деятельности позволил выявить
определенные недостатки. Исследование организации учебного процесса
4
показывает, что в должной мере не реализуются возможности содержания гуманитарных дисциплин, форм организации, методов и средств обучения для целенаправленного формирования коммуникативной компетенции учащихся, не разработан поэтапный процесс коммуникативной подготовки.
Актуальность темы исследования обусловлена обновлением содержания образования на основе коммуникативного и компетентностного подходов. Современные изменения в социально-экономическом, духовном развитии российского общества, стремление интегрироваться в мировое образовательное пространство требуют оптимизации образования, совершенствования формирования коммуникативной компетенции и улучшения речевой
подготовки учащихся.
Актуальность проблемы и необходимость преодоления выявленных противоречий обусловили выбор темы работы.
Объектом исследования является процесс формирования
коммуникативной компетенции в школе.
Предмет исследования - технология педагогических мастерских при формировании коммуникативной компетенции школьников.
Цель исследования заключается в научном обосновании и экспериментальной проверке эффективности технологии педагогических мастерских при формировании коммуникативной компетенции.
Согласно указанной цели выдвигаем следующие задачи исследования:
1. Осуществить комплексный анализ теоретических основ, выяснить содержание понятия «коммуникативная компетенция», выявить структуру коммуникативной компетенции школьников.
2. Определить критерии, показатели и уровни сформированности коммуникативной компетенции учащихся школы.
3. Выявить совокупность дидактических условий, обеспечивающих формирование коммуникативной компетенции учащихся.
4. Разработать и экспериментально проверить эффективность предложенной технологии педагогических мастерских в формировании коммуникативной компетенции школьников при написании сочинений.
Для решения поставленных задач использованы следующие методы исследования: анализ философской, психолого-педагогической, методической литературы, который позволил разработать теоретические основы исследования проблемы формирования коммуникативной компетенции школьников; конкретизация понятийно-категориального аппарата исследования, а именно терминов: «компетенция», «коммуникативная компетенция», «технология», «дидактические условия»; диагностика, эксперимент.
Методологическую и теоретическую основу исследования составляют положения психологических теорий личности и ее развития во время учебной деятельности (Б. Г. Ананьев, Г. А. Балл, Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, Г. С. Костюк, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн); концепции гуманистической (Ш.А.Амонашвили, В. В. Бондарь, С. У. Гончаренко, И. А.Зязюн, В. А. Сухомлинский) и личностно- ориентированной (И.Д.Бех, А. П. Пехота, В. В. Сериков, И.С.Якиманская) педагогики; коммуникативно-деятельностного подхода к обучению (М.Н.Вятютнев, И. А. Зимняя, Г. А. Китайгородская, Е. И. Пассов) компетентностного подхода в современном образовании (А. С. Волченко, И. А. Ильченко, А.А.Пометун, Л.Л.Хоружая, А. В. Хуторской).
Практическое значение работы. Материалы исследования могут быть полезными в процессе подготовки будущих учителей школы.
Структура исследования обусловлена его целями и задачами. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Педагогические возможности сочинения для развития у учащихся значимых качеств определяются его универсальным характером: коммуникативные навыки применимы во всех областях жизнедеятельности человека. Его специфика (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.) способствует развитию рефлексии на уровне привычного внутреннего действия, крайне необходимого для специалиста любого профиля, и является показателем зрелой личности с высоким уровнем сознания и профессионального самосознания.
В ходе исследования были решены следующие задачи:
1. Осуществлен комплексный анализ теоретических основ, выяснено содержание понятия «коммуникативная компетенция», выявлена структура коммуникативной компетенции школьников.
2. Определены критерии, показатели и уровни сформированности коммуникативной компетенции учащихся школы.
3. Выявлена совокупность дидактических условий, обеспечивающих формирование коммуникативной компетенции учащихся начального звена образования.
4. Разработана и экспериментально проверена эффективность предложенной технологии формирования коммуникативной компетенции школьников средствами уроков русского языка средствами написания сочинений.
Коммуникативные умения образуют дихотомическую оппозицию, которая лежит в основе системы науки о языке: коммуникативные умения адресата противопоставляются коммуникативным умениям автора. Указанное противопоставление нейтрализуется в языковой личности, которая в одних речевых ситуациях выступает адресатом речи, в других - ее продуцентом. Следовательно, эффективность речевой деятельности носителя языка находится в прямой зависимости от качества сформированности как интросубъектных, так и экстрасубъектных коммуникативных умений, то есть как коммуникативных умений адресата, так и коммуникативных умений автора.
Современная методика преподавания языка в своем арсенале имеет исследование, содержащее целостную систему коммуникативных умений, которые формируются при дифференцированном и взаимосвязанном обучении школьников всем видам речевой деятельности. В существующих пособиях и учебниках по русскому языку делается акцент на необходимости коммуникативного развития школьников. Это проявляется в наличии специализированных упражнений, заданий, направленных на индивидуальный подход к речевому развитию детей. Стоит также отметить, что материалы подаются в игровой форме, что способствует максимальной эффективности избранного подхода.
Мастерская как локальная технология охватывает большую или меньшую часть содержания учебной дисциплины. Она состоит из заданий, которые направляют работу ребят в нужное русло, но внутри каждого задания школьники абсолютно свободны. Они каждый раз вынуждены осуществлять выбор пути исследования, выбор средств для достижения цели, выбор темпа работы.
Мастерская часто начинается с актуализации знаний каждого по данному вопросу, которые затем обогащаются знаниями товарищей по группе. На следующем этапе знания корректируются в разговоре с другой группой, и только после этого точка зрения группы объявляется классу. В этот момент знания ещё раз корректируются в результате сопоставления своей позиции с позицией других групп.
В технологии мастерских разработаны алгоритмы для типичных надпредметных задач, например: поиск подхода к решению проблемы, выполнение домашнего задания, аналогии, конструирование, свобода творчества, способы обучения, способы саморегуляции.
1. Белова Н.И. Я знание построю в мастерской. Из опыта работ — СПб.,1994. -С. 7 - 17.
2. Бодалев, А. А. Психологическое общение / А. А. Бодалев. - Москва: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: Н.П.О, «Модек», 2006. - 256 с.
3. Божович Е. Д. Возможности и ограничения коммуникативной компетенции подростков / Е. Д. Божович, Е. Г. Шеина // Психологическая наука и образование. - № 2. - 1999. - С. 64-76.
4. Бондаренко М.А. Приемы работы над сочинением-рассуждением // Русский язык в школе. - 2013. - № 10. - С. 41-45.
5. Гаспаров Б. М. Устная речь как семиотический объект / Б. М. Гаспаров // Слово устное и слово книжное: [сборник статей]. - Москва: РГГУ, 2009. - С. 469-538.
6. Голодованская И. Б. Коммуникативная компетентность с позиций педагогики / И. Б. Голодованская// Педагогика. - 2008. - № 1. - С. 121 - 123.
7. Григорьева Т. Ю. Коммуникативная компетенция как основа коммуникативного подхода при обучении иноязычной коммуникативной деятельности / Т. Григорьева // Сборник трудов Северо-Кавказского государственного технического университета. - Серия «Гуманитарные науки». - Вып. №10. - Ставрополь, 2003.
8. Джуринский А. Н. Новые технологии в системе образования Франции // Советская педагогика.№ 4, 1991. С. 132-136.
9. Езова, С. А. Коммуникативная компетенция / С. А. Езова // Научные и технические библиотеки. - 2008. - № 4. - С.173.
10. Емельянов, Ю. Н. Активное социально-психологическое
обучение/ Ю. Н. Емельянов. - Санкт-Петербург: Питер, 2005. - 166 с.
11. Ерёмина Т.Я. Ещё раз о педагогической мастерской // Литература. № 3, 2007.- С. 31 - 35.
12. Ерёмина Т. Я. Как понять текст? Мастерская построения знаний // Литература. № 8, 2008. - С. 56
13. Жамбеева Э. Э. Индивидуальные различия в коммуникативных способностях/ Э. Э. Жамбеева // Психологическая наука и образование. - 2007. - №4. - С. 4 - 12.
14. Жуков Ю. М. Диагностика и развитие компетентности в общении: Практ. пособие / Ю. М. Жуков, Л. А. Петровская, П. В. Растянников. - Киров: ЭНИОМ, 1991. - 94 с.
15.Зотова, И. Н. Характеристика коммуникативной компетентности / И. Н. Зотова // Известия ТРГУ. Тематический выпуск «Психология и педагогика». - 2006. - №13(68). - С.225-227....42