Аннотация 3
ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОДГОТОВКИ ЕДИНОБОРЦЕВ В
САМБО 8
1.1. Специфика подготовки спортсменов в единоборствах 8
1.2. Методы обучения основным приемам в самбо 14
1.3. Особенности использования технических средств в тренировочном
процесс 25
ГЛАВА II. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ
ТРЕНАЖЕРОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ОСНОВНЫМ ПРИЕМАМ В САМБО И
ПРОВЕРКА ЕЁ ЭФФЕКТИВНОСТИ 30
2.1. Задачи, методы и организация исследования 30
2.2. Методика проведения занятий с использованием тренажеров при
обучении основным приемам в самбо 34
2.3. Результаты педагогического эксперимента 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 60
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 68
Актуальность темы исследования. Самбо, которое является сравнительно новым видом спорта, в нашей стране появилось как средство профессиональной подготовки силовых структур в спортивном обществе «Динамо» в 1923 году.
На протяжении всего времени боевое самбо развивалось и видоизменялось и уже с 1997 годы стали известны три основные формы самбо: спорт, самооборона, средство профессионально-прикладной физической подготовки (армия, полиция и т.д.).
Основу боевого самбо составила большая часть технического арсенала, базированного на нескольких традиционных видов единоборства, которые находятся в тесной связи с этими видами спорта, где основной упор сделан на эффективной подготовке исполнителей. Победа в боевом самбо является следствием совершенной ударной и бросковой техники, а также болевых и удушающих приемов. Специфическая особенность самбо сводится к совмещению ударов, захватов, бросков, самостраховки, болевых и удушающих приемов в стойке ив партере, выполняемых симметрично в поединке. Все это в целом требует от спортсмена совершенствование билатеральной быстроты реакции выбора, подготовки кисти к совмещению удара и захвата, а также симметрии функций обеих частей.
Для того чтобы совершенствовать приемы, которые позволяют в дальнейшем побеждать на соревнованиях, необходимо чтобы каждый прием был отработан за одну тренировку не менее 300 раз. Ни каждый партнер способен вынести такого количества воздействий, а также есть большая вероятность получения различных травм, поэтому количество отработки приема очень часто снижается.
Именно поэтому возникает необходимость обращения к тренажерам, которые позволяют отрабатывать каждый прием неограниченное количество раз.
Вместе с тем, на сегодняшний день остро стоит проблема, касающаяся недостаточной разработки методик проведения тренировочных занятий с использованием различных тренажёров, в частности методик, направленных на совершенствование атакующих приемов.
Все это свидетельствует о том, что выбранная тема исследования «Особенности подготовки единоборцев в самбо с использованием технических средств» является актуальной.
Объект исследования - основы подготовки единоборцев в самбо.
Предмет исследования - использование технических средств для подготовки единоборцев в самбо.
Целью исследований являлось совершенствование методики проведения занятий с использованием тренажеров при обучении основным приемам в самбо.
Задачи исследования:
1. Изучить специфику подготовки спортсменов в единоборствах.
2. Рассмотреть методы обучения основным приемам в самбо.
3. Ознакомиться с особенностями использования технических средств в тренировочном процессе.
4. Разработать методику проведения занятий с использованием тренажеров при обучении основным приемам в самбо
5. Проверить эффективность разработанной методики.
Гипотезой исследования стало предположение о том, что разработанная методика подготовки спортсменов с использованием специальных тренажёров для отработки атакующих приемов будет способствовать повышению физической и технической подготовленности самбистов, а также повышению эффективности аттаки.
Научная новизна. Разработана методика проведения занятий с использованием тренажеров при обучении основным приемам в самбо.
...
В результате проведенного исследования нам удалось выполнить поставленные задачи, а именно в результате изучения специфики подготовки спортсменов в единоборствах, мы пришли к выводу о том, что поскольку условия реального поединка предполагают постоянную смену ситуаций, соответственно, и мышечные усилия требуются различные: динамические и статические. Динамические напряжения мышц во время поединка могут иметь место быть при значительной усталости, а также наличия свежих сил, максимальной или небольшой нагрузки, длительного расслабления или первоначального сокращения. Именно поэтому, в процессе разработки современных средств и методов совершенствования ССП необходимо изучать динамику и мощность физиологических нагрузок с позиций механизмов энергообеспечения в соревновательном поединке.
Рассмотрев методы, используемые при обучении самбистов основным приемом, мы пришли к выводу о том, что при обучении основным приемам самбо, тренером используются различные методы, в том числе лекция, рассказ, беседа, демонстрация, разучивание, тренировка, проверка знаний. Каждый из этих методов способствует выработки приемов посредством достижения правильной техники выполнения их элементов.
В результате ознакомления с особенностями использования технических средств в тренировочном процессе нам удалось установить, что для практики спорта характерным является широкое использование средств компьютерной техники, которые способствуют повышению эффективности управления обучения спортивным движениям. На сегодняшний день автоматизированные системы управления (АСУ), используемые в тренировочном процессе, способствуют создания для спортсменов таких условий чувственного отражения действительности, которые позволяют более объективно и за более короткое время с достаточной полнотой познать внутренние закономерности движений со сложнокоординационной структурой, недоступные при обычных способах организации познавательной деятельности занимающихся.
На основании проведенного теоретического исследования нами была разработана методика проведения занятий с использованием тренажеров при обучении основным приемам в самбо.
Результаты педагогического эксперимента показывают, что разработанная нами методика способствовала значительному улучшению физической и технической подготовленности самбистов, а также повышению важнейшего показателя соревновательной деятельности самбистов - эффективность атаки.
Все это позволило заключить, что подготовка спортсменов с использованием специальных тренажёров для отработки атакующих приемов способствует повышению физической и технической подготовленности самбистов, а также повышает эффективность аттаки.
1. Алабин В.Г., Скрипко А.Д. Тренажеры и тренировочные устройства в физической культуре и спорте: Справочник. Мн: Вышэйшая школа, 1979.-С. 17-24.
2. Ашмарин Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании. М.: Физкультура и спорт, 1978. - 223 с.
3. Акопян А.О., Новиков А.А. Анализ-синтез спортивной деятельности как основной фактор совершенствования методики тренировки // Научные труды ВНИИФК за 1995 г. М., 1996, т. 1, с. 21-31.
4. Акопян А.О., Сапунов Г.А. Методика подготовки борцов классического стиля к крупнейшим соревнованиям. - М.: ВНИИФК, 1989. - 32 с.
5. Андреев В.М., Чумаков Е.М. Борьба самбо. - Учебное пособие. — М.: Физкультура и спорт, 1967. — 69 с.
6. Байдейкина Л.К. Использование объективных методов исследований для изучения деятельности спортсменов // Теория и практика физической культуры. 1963. -№ 12. - С. 28-30.
7. Берман Э.Р. Упражнения с амортизаторами в тренировке борца // Теория и практика физической культуры. 1953. - №6. - С. 65-66.
8. Булате В., Бремание Э. О возможности повышения физической работоспособности // Теория и практика физической культуры. 1976. - №11.-С. 55-58.
9. Бойко В.В. Целенаправленное развитие двигательных способностей человека. - М.: ФиС, 1987. - 144 с.
10. Булкин В.А. Основные понятия и термины физической культуры и спорта: Учеб. пос. - СПб.: СПбГАФК, 1996. - 47 с.
11. Вайцеховский С.М. Книга тренера. - М., 2015. - 310 с.
12. Верхошанский Ю.В. Основы специальной силовой подготовки в спорте. - М.: ФиС, 1977. - 264 с.
13. Верхошанский Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов. - М.: ФиС, 1988. - 331 с.
14. Верхошанский Ю.В. Программирование и организация тренировочного процесса. М.: Физкультура и спорт, 1985. - С. 53-54.
15. Волков И.П. Тяжелоатлетический тренажерный комплекс для обучения двигательным действиям // Теория и практика физической культуры. - 1987.-№5.-С. 48-49.
... всего 45 источников