КОМПЕТЕНТНОСТЯМИ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ
СОДЕРЖАНИЯ И МЕТОДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ
МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО КУРСА «МЕТОДЫ СОЗДАНИЯ И
КОРРЕКТИРОВКИ КОМПЬЮТЕРНЫХ МОДЕЛЕЙ»
Аннотация 3
ВВЕДЕНИЕ 6
1. ПРИМЕНЕНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА К ОТБОРУ
СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИН ПРИ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА 12
1.1. Анализ сущности компетентностного подхода, его возможностей и
преимуществ при формировании содержания ОПОП СПО 12
1.2. Отбор содержания профессиональных модулей, как профессионально
деятельностной основы образования, с позиций компетентностного подхода при подготовке студентов колледжа 21
1.3. Проблема оценки сформированности компетенций, как результатов
обучения. Подходы к разработке фондов оценочных средств как инструментальная составляющая 28
2. РАЗРАБОТКА СТРУКТУРЫ И СОДЕРЖАНИЯ
МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО КУРСА «МЕТОДЫ СОЗДАНИЯ И
КОРРЕКТИРОВКИ КОМПЬЮТЕРНЫХ МОДЕЛЕЙ» С УЧЁТОМ
КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ФОРМАТА 35
2.1.Отбор содержания и разработка рабочей программы междисциплинарного курса «Методы создания и корректировки компьютерных моделей» 35
2.2. Разработка системы занятий междисциплинарного курса «Методы
создания и корректировки компьютерных моделей» с учётом логики формирования профессиональных компетенций 52
2.3. Разработка комплекта методического обеспечения занятий
междисциплинарного курса «Методы создания и корректировки компьютерных моделей» 56
2.4. Разработка фонда оценочных средств промежуточной аттестации междисциплинарного курса «Методы создания и корректировки компьютерных моделей» 72
2.5.Экспериментальная апробация эффективности разработанной системы занятий междисциплинарного курса «Методы создания и корректировки компьютерных моделей» 75
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 84
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 88
ПРИЛОЖЕНИЕ А - ЗАДАНИЕ НА ВЫПУСКНУЮ КВАЛИФИКАЦИОННУЮ РАБОТУ 95
ПРИЛОЖЕНИЕ Б - ФРАГМЕНТ УЧЕБННОГО ПЛАНА ГАПОУ СО «УРАЛЬСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ - МЦК» ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 15.02.09 «АДДИТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ» ПРИЛОЖЕНИЕ В - РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ МОДУЛЮ ПМ 01 «СОЗДАНИЕ И КОРРЕКТИРОВКА КОМПЬЮТЕРНОЙ(ЦИФРОВОЙ) МОДЕЛИ» 97
ПРИЛОЖЕНИЕ Г - ФРАГМЕНТ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНА 119
ПРИЛОЖЕНИЕ Д - ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ
ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОМУ ЦИКЛУ «МЕТОДЫ СОЗДАНИЯ И КОРРЕКТИРОВКИ КОМПЬЮТЕРНОЙ МОДЕЛИ 124
ПРИЛОЖЕНИЕ Е - СПРАВКА О ВНЕДРЕНИИ РЕЗУЛЬТАТОВ 203
Федеральная целевая программа развития образования на 2016-2020 годы определяет задачи одного из направлений, требующего активной модернизации: «Модернизация системы подготовки кадров по наиболее востребованным и перспективным профессиям и специальностям среднего профессионального образования" - разработка и реализация в субъектах Российской Федерации программ модернизации профессионального образования, представляющих собой комплекс мероприятий, обеспечивающих совершенствование региональных систем подготовки кадров по наиболее востребованным профессиям и специальностям среднего профессионального образования (подготовка кадров по 50 наиболее востребованным и перспективным профессиям и специальностям профессионального образования в соответствии с мировыми стандартами и передовыми технологиями в не менее чем в 50 процентах профессиональных образовательных организациях)». Специалист по аддитивным технологиям входит в список 50-ти наиболее востребованных на рынке труда специальностей согласно Топ - 50 профессий от Министерства труда, требующих среднего профессионального образования который был утвержден 2 ноября 2015 г.
Аддитивные технологии начали развитие в Российской Федерации с 2011года, и являются сегодня одним из наиболее динамично развивающихся направлений «цифрового» производства. Они позволяют на порядок ускорить процесс и решение задач подготовки производства, а в ряде случаев уже активно применяются для производства готовой продукции.
Как известно к основным стадиям жизненного цикла изделия относятся этапы проектирования, технологической подготовки производства (ТПП), собственно производства, реализации продукции, эксплуатации, ремонта и утилизации.
Специалист по аддитивным технологиям может участвовать на всех перечисленных выше этапах жизненного цикла:
• на этапе проектирования - участвовать в разработке геометрической модели и чертежа изделия;
• на этапе подготовки производства участвовать в разработки технологии производства, поскольку применение аддитивного оборудования позволяет снизить временные затраты на изготовление изделия, т.к. оно может быть использовано на этапе изготовления заготовок. Что позволяет приблизить форму и размеры заготовки к форме и размеру изготавливаемой детали, что снижает время на механическую обработку изделия. Так же изделия, напечатанные на аддитивном оборудовании, имеют высокую прочность, поскольку изготовление деталей из ультрадисперсных порошков позволяет избежать появления внутри изделий трещин и дальнейшего их развития, и позволит приблизить прочность металлических изделий к прочности идеальных изделий из металлических монокристаллов. Изготовление заготовок таким методом так же позволит снизить процент брака при изготовлении заготовок.
• на этапе производства специалист по аддитивным установкам может участвовать при проведении входного и выходного контроля, поскольку методы бесконтактной оцифровки позволяют оценить не только размеры изделия, но и его форму, путем наложение математической модели и оцифрованной модели изделия, и сделать выводы о годности изделия.
Следовательно, необходимость подготовки специалистов среднего звена по специальности «Аддитивные технологии» определяет актуальность исследований подходов к отбору содержания и методическому сопровождению процесса обучения этих специалистов.
На современном уровне развития профессионального и высшего образования в нашей стране применяется компетентностный подход к отбору содержания подготовки специалистов. Компетентностный подход взят за теоретическую основу разработки федеральных образовательных стандартов и имеет прямую связь с деятельностным подходом.
...
В настоящее время, в связи с применением образовательного стандарта ориентированного на компетентностный формат, перед педагогами, работающими в системе среднего профессионального образование, возникает проблема отсутствия системы оценки сформированности компетенций.
Анализируя компетенции и их дескрипторы, определяющие вид деятельности, можно оценить, где и в каком объеме каждая дисциплина, «работает» на формирования компетенций обучаемых. Таким образом, становятся ясны наиболее важные темы, в каждой дисциплине или междисциплинарном курсе.
Поскольку профессиональные компетенции представляют собой способность действия, в определенной области профессиональной деятельности, то оценивать результаты освоения возможно методом наблюдения за деятельностью обучаемых. В качестве метода диагностики сформированности профессиональных компетенций, возможно, использовать практические задания и проекты.
Основой формирования содержания дисциплины являются требования к оценке результатов. Оценка результатов обучения в компетентностном формате производится посредством соответствующих видов и методов обучения. Формы проведения занятий напрямую зависят от требований к результатам.
При отборе содержания следует учитывать основную его концепцию, которая включает: опыт познавательной деятельности - передается обучаемому в редуцированной форме на лекциях; опыт осуществления известных способов деятельности - приобретается обучаемым при проведении практических работ; опыт творческой деятельности - приобретается обучаемым в рамках самостоятельной работы, и выполнении курсового проекта; опыт осуществления эмоционально-ценностных отношений.
Контроль усвоения содержания на определенном ФГОС уровни производится при проведении промежуточной аттестации с использованием ФОС.
При формировании ФОС для промежуточной аттестации обучающихся по междисциплинарному курсу необходимо включать задания, требующие от обучающихся выполнения как простых, так и сложных действий. Для проверки комплексных умений и компетенций в ходе промежуточной аттестации.
В разработанный ФОС включаем перечень вопросов для проведения зачета - относим эти задания к категории простых, т.к. для их выполнения достаточно репродуктивного уровня усвоения знаний. Так же задание для практического действия обучаемого (комплект чертежей), относим эти задания к уровню сложных, поскольку для их выполнения необходимо достигнуть уровня усвоения учебного материала - применение.
В состав ФОС включим материалы обеспечивающие оценку результатов контроля. Критерии оценки показателей результатов обучения - признак (основание, правило) для принятия решения о соответствии результатов освоения компетенций, усвоения знаний, освоения умений предъявленным требованиям ФГОС. Оценивание результатов производим по специально установленной шкале. Шкала определяет систему пересчёта суммы баллов (суммы веса критериев), полученных обучающимися в ходе оценочных мероприятий и правила принятия решения об итоговой оценке.
В рамках выпускной квалификационной работе разработана, апробирована и внедрена рабочая программа профессионального модуля ПМ.01 «Создание и корректировка компьютерной (цифровой) модели». Выстроена структурно - логическая схема занятий по междисциплинарному курсу «Методы создания и корректировки компьютерных моделей». Для достижения поставленных целей обучения определено не только содержание, но и методы и средства, которые отражены в календарно-тематическом плане.
...
1. Аванесов В. С. Основы научной организации педагогического контроля в высшей школе. Учебное пособие. - М.: Исследовательский центр, 1989 - 167 с.
2. Агрэ И.Ю. Айсмонтас Б.Б. Педагогическая психология. Электронный курс лекций/Б.Б. Айсмонтас. [Электронный ресурс]: (Режим доступа: http:ZZwww.ido.rudn.ru)
3. Бермус А.Г. Проблемы и перспективы реализации
компетентностного подхода в образовании/ А.Г. Бермус// Интернет-журнал «ЭЙДОС». [Электронный ресурс]: (Режим доступа:
http:ZZwww.eidos.ruZjournalZindexZhtm)
4. Беспалько В.П., Программированное обучение (дидактические основы)[Текст], М., Высш. шк., 1970 .- 300с.
5. Беспалько В.П. Системно - методическое обеспечение учебно - воспитательного процесса подготовки специалистов: Учебно - методическое пособие / В.П. Беспалько, Ю.Г. Татур. - М.: Высш. шк., 1989. - 144с.
6. Блинов В.И. Концептуальные основы разработки Федеральных Государственных образовательных стандартов начального и среднего профессионального образования нового поколения[Текст] / В.И. Блинов. М.: Редакционно-издательский отдел Федерального института развития образования (ФИРО), 2008.-63с
7. Бордовская С.Ю. Оценка уровня сформированности ключевых компетенций будущих рабочих с помощью кейс-метода/ С.Ю. Бордовская // Вестник ТГПУ 2011 №13. С. 226-230
8. Вербицкий А.А. Педагогические проблемы реализации компетентностного образования: контекстный подход/ А.А. Вербицкий//
Совместный российско-американский журнал «Партнерство через
образование». 2009. №5. С. 5-11
9. Грабарь М.И., Краснянская К.Л. Применение математической статистики в педагогических исследованиях. Непараметрические методы. [Текст].М.: Педагогика, 1977.-136 с.
10. Гвоздев А.С., Мелентьев В.С. Трёхмерная и динамическая модели двигателя малой мощности для исследования сопряжённых процессов [Текст]// Известия Самарского научного центра Российской академии наук. - 2013. - №6(3). - С. 626-633.
11. Головина Л.П. Создание базы оценочных средств текущей, промежуточной и государственной (итоговой) аттестации по ОПОП специальностй в соответствии с требованиями ФГОС нового поколения[Текст]./ Л.П. Головина. Балаково, 2010.- 182с.
12. Дуброва М.В. Компетентность и компетенция как педагогические
категории: определение, структура, классификация/ М.В.
Дуброва//Гуманитарные науки и образование. 2011. - №2(6) - С.102-104.
13. Джон Эрпенбек Формирование современной системы контроля и оценки качества в образовательном процессе. [Электронный ресурс]: (Режим доступа: http://fgosvo.ru/uploadfiles/bolonsk/prilozh.pdf)
14. Ефремова Н.Ф. Подходы к оцениванию компетенций в высшем образовании: учеб. Пособие/ Н.Ф. Ефремова. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2010. -98с.
15. Зеер, Э. Ф. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход Текст.: учеб. пособие / Э. Ф. Зеер, А. М. Павлова, Э. Э Сыманюк. М. : Московский психолого-социальный институт, 2005. - 65с.
... всего 56 источников