Введение 3
Глава 1. Внеклассная работа как составная часть учебно-воспитательного процесса 6
1.1 Цели, задачи внеклассной работы по географии и основные требования к ее организации и содержанию 6
1.2. Основные формы и методы внеклассной работы по географии
Глава 2. Фopмы внеклaccнoй paбoты по физичеcкoй геoгpaфии, их хapaктеpиcтикa, значение, эффективность 48
2.1. Занимательные формы внеклассной работы в курсе географии 48
2.2. Формы внеклассной работы при изучении физической географии материков и океанов 55
2.3. Методические разработки внеклассных мероприятий по географии
Заключение 87
Список используемой литературы 90
На современном этапе развития школьного географического образования наблюдаются тенденции к снижению качества знаний и усилению негативного отношения к обучению, из-за общего снижения познавательного интереса у школьников, начиная с 6-7-го классов. Уменьшение количества часов, отводимых на изучение данного предмета, также не способствует сохранению его влияния на формирование социально значимых личностных характеристик учащихся. Это негативно сказывается на общем качестве образования учащихся, так как изучение географии позволяет сформировать географическую культуру как важную составляющую общей человеческой культуры человека, реализовать гуманистический потенциал в обучении и воспитании школьников.
Географическое образование также закладывает основы пространственного мышления, формирует экологическую культуру личности, способствует формированию социальной позиции учащегося, развитию комплексного стиля мышления, формированию целостной картины мира. [3].
Необходим иной подход к организации обучения, позволяющий изменить позиции школьника и учителя в учебном взаимодействии. В таком случае роль учителя в учебном процессе сводится к консультированию учащихся в его познавательной, исследовательской деятельности. Содержание роли школьника меняется в сторону более активного осмысленного участия в такой познавательной деятельности. Данное изменение содержания учебной деятельности школьника и обучающей деятельности учителя характерно для личностно-ориентированного обучения [4].
Успех обучения во многом зависит не только от выбора эффективных методов и форм обучения в классе на уроке, но и от организации внеклассной работы по предмету. Внеклассную работу по географии можно рассматривать как деятельность учащихся, осуществляемую на основе добровольного участия и самостоятельности, направляемую учителем и способствующую углублению знаний учащихся по предмету, развитию их познавательных интересов и способностей [5].
Внеклассная работа, будучи составной частью учебно-воспитательной работы школы, имеет целью направить самодеятельность и активность учащихся на повышение их идейно-политического и культурного уровня, на развитие способностей, расширение кругозора и углубление знаний, а также на приобретение ими полезных умений и навыков. Вместе с тем, в задачу внеклассной работы, в известной мере, входит организация досуга и разумных развлечений учащихся.
Н.Н. Баранский считал, что ни один из предметов в такой степени не нуждается в наглядности и занимательности, как география. Наглядность и занимательность могут найти себе место во всех методах преподавания, и в особо широких размерах - во внеклассных формах работы.
Актуальность темы- актуальность данной темы обусловлена тем, что социальное воспитание детей является одним из важных факторов стабилизации общества.
Объект исследования - предметом исследования является внеклассная работа как средство воспитания школьников.
Цель нашей работы - рассмотреть основные занимательные формы внеклассной работы при изучении географии и разработать конспекты внеклассной деятельности по географии .
Задачи исследования:
1. Проанализировать литературу об изучении внеклассной работы на уроках географии;
2. Проанализировать методическую литературу;
3. Разработать конспекты внеклассных занятий и в дальнейшим применить их на практике.
Нами была выдвинута гипотеза: что значение внеклассной работы в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы непрерывно возрастает, так как она способствует более тесному увязыванию теоретических знаний с жизнью, с практикой; формирует профессиональные интересы учащихся. Реализация углубленного подхода к изучению науки через разнообразные формы внеклассной работы позволит развить творческие способности учащихся с учетом их индивидуальных особенностей, выработать устойчивый интерес к пополнению знаниями, стремление работать, научить учащихся самостоятельно пользоваться различными источниками географической информации.
Каждый учитель географии должен иметь максимально полную информацию о том, что имеется по предмету в области внеклассной работы. Эти знания помогут правильно выбрать наиболее приемлемые формы и методы работы с учетом реально существующих в том или ином классе и школе условий, творчески их применить, развить и обогатить теорию собственным практическим опытом.
Цели внеклассной работы вытекают из общих целей школьной географии - создать средствами предмета условия для того, чтобы школьник умел вести себя в природной и социальной среде, был бы готов к непрерывному образованию, имел склонность к самопроявлению и самовыражению сообразно своей личности. При проведении внеклассной работы нужно учитывать возраст учащихся. Oбщими условиями организации любой внеклассной деятельности учащихся являются:
- учет интересов и потребностей учащихся конкретного класса;
- четкое планирование внеклассной работы, определение ее конечных результатов;
- тесная связь внеклассной работы с основными курсами географии, использование предшествующего уровня подготовки учащихся;
- тесная связь с другими предметами при организации различных форм внеклассной работы;
- внимание к общественно полезной деятельности учащихся;
В данной работе мы рассмотрели основные занимательные формы при изучении физической географии. Выявили значение внеклассной работы в учебно-воспитательном процессе. Pacкpыли основное содержание форм внеклассной работы по географии и способы их организации.
Ocoбеннocть географии как учебного предмета заключается в том, что именно с помощью этого предмета учащиеся получают целостное представление о мире, убеждаются в необходимости познания географических закономерностей, бережного отношения к природе.
Все названные формы внеклассной работы в большинстве случаев тесно связаны друг с другом, имеют много общего и направлены на развитие у школьников интереса к предмету, географического мышления.
В таком тонком и сложном деле, как воспитание и обучение, очень трудно дать какие-либо готовые рецепты по организации как учебной, так и внеклассной работы.
Каждый учитель географии должен иметь максимально полную информацию о том, что имеется по предмету в области внеклассной работы. Эти знания помогут правильно выбрать наиболее приемлемые формы и методы работы с учетом реально существующих в том или ином классе и школе условий, творчески их применить, развить и обогатить теорию собственным практическим опытом.
Особенно актуален в настоящее время звучит вопрос о том «Как обучать?», так как школа должна готовить своих выпускников к жизни, к достижению успехов в ней, к правильному поведению и природе, обществе, государстве, на производстве.
Обучение в школе должно привить учащимся умение ставить в начале своей деятельности цель, находить рациональные пути ее достижения, добиваться успехов в этой деятельности
Интеграционные связи географии с другими областями знаний уже сейчас позволяют проводить межпредметные уроки, которые готовят три- четыре учителя под руководством географа. Так, экологические темы рассматриваются на межпредметном уроке в опоре на знания географии, биологии, химии, обществоведения; вопросы развития топливно-энергетического комплекса изучаются на интегрированном уроке географии и физики и т.д.
Охарактеризованные выше виды и формы внеклассной работы далеко не исчерпывают многообразия ее содержания.
В то же время в процессе неуклонного повышения уровня учебно-воспитательной работы в школах нашей страны и упорного труда, который прилагают наши учителя для решения большой задачи осуществления связи обучения с жизнью и подготовки к трудовой деятельности, рождаются и укрепляются новые виды внеклассной работы, отражающие требования дня.
Повысить качество обучения и воспитания, как того требует реформа школы, можно, умело сочетая работу на уроке с внеклассной работой по предмету. Внеклассная работа много дает учащимся в плане развития их географических интересов, формирования профессиональной направленности, расширения общего кругозора, развития познавательной самостоятельности. Но одна из главных задач внеклассной работы -¬максимальное внимание к воспитанию будущих граждан страны.
Специфика содержания предмета во многом определяет вклад внеклассной работы в дело воспитания и образования.
Особенность географии как учебного предмета заключается в том, что именно с помощью этого предмета учащиеся получают целостное представление о мире, в котором мы живем, убеждаются в необходимости познания географических закономерностей, бережного отношения к природе
1. Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. - М.: Университет, 1990. - 290 с.
2. Бексултанова З. М. Использование произведений русской литературы на уроках географии в целях повышения познавательного интереса учащихся // Инновационные педагогические технологии: материалы II междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). -- Казань: Бук, 2015. - С. 4-6.
3. Беловолова Е. А. К вопросу об усилении практической направленности школьной географии. // География в школе - 2006 - № 6 - С. 55-65
4. Беловолова Е. А. Значение практических работ в реализации компетентностного подхода// География в школе - 2007 - № 7 - С. 50-57
5. Верзилин Н.М. Проблемы методики преподавания. - М.: Просвещение, 1983. - 232 с.
6. Гакаев P. А., Чатаева М. Ж. Преподавание географии в школе и его значение как междисциплинарного учебного предмета. // Научное обозрение 2014 - № 4 - С. 45-56
7. Гакаев P. А. Особенности учебно-полевой практики по почвоведению студентов-географов Чеченского государственного университета. // Материалы 4 международной конференции Полевые практики в системе высшего профессионального образования, (СПбГУ) Симферополь, - 2012 - 190 с.
8. Гакаев P. А., Иразова М. Л. Образовательные технологии на уроках географии в условиях современной школы // Образование и воспитание. - 2015. - №3. - С. 4-7.
9. Гакаев P.A., Чатаева М.Ж. Элементы краеведения на уроках географии в современной школе. // Школьная педагогика. - 2015. - № 2 (2). - С. 22-25.
10. Галай И. П. Методика обучения географии, Минск.: Лверсэв, 2012 116 с.
11. Давлетмирзаева Ф. А. Нестандартные уроки в преподавании географии в условиях современной школы // Лктуальные вопросы современной педагогики: материалы VII междунар. науч. конф. (г. Самара, август 2015 г.). Самара: Асгард, 2015. - С. 71-74.
12. ДауДова Я.А. Школьный музей (из опыта проектной деятельности). // Вестник - Геланча. - 2013 - №1 (18) - С. 43-56
13. Дмитрук, Н.Г. Методика обучения географии: учебник для вузов по дисц. «Методика обучения географии» - М. : Академия, 2012. - 320 с.
14. Душина И. В., Летягин А. А., Беловолова Е. А.. Практическая составляющая обучения географии - основа формирования компетенций школьников.// География в школе №1/2009
15. Иванов, Ю. A. Методика преподавания географии. Брест.: БрГУ, 2012. 96 с.
16. Камерилова, Г.С., Елховская, Л.И., Родыгина, О.А. География России в Образовательной системе «Школа - 2100»/ Г.С. Камерилова, Л.И. Елховская, О.А. Родыгина//»География в школе», 2011, №3. - М.: «Школьная Пресса», 2011. - с.58-60.
17. Кузнецов М.В. Методика географии: основы географической дидактики. Симферополь, НАТА, 2009. - 230с.
18. Малецкая, Н.С. Теория и методика обучения биологии [Текст] : учеб.- метод. пособие / Н. С. Малецкая. - Ишим : Изд-во ИГПИ им. П.П. Ершова, 2010. - 100 с.
19. Мамонтов А.П. Формирование универсальных учебных действий на уроках географии. // Вестник КГПУ - 2012 - №2
20. Методика обучения географии в общеобразовательных учреждениях: учебное пособие для студентов вузов / Душина И.В., Пятунин В.Б., Летягин А.А. и др.; под ред. И.В. Душиной. - М.: Дрофа, 2007.
21. Мукаева Л. A., Солтахмадова Л. Т., Гайрабекова М. Т. Внеклассная работа и ее роль в формировании географических знаний в условиях современной школы // Теория и практика образования в современном мире: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). СПб.: Заневская площадь, 2014. -- С. 47-50
22. Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. //Народное образование, № 7, 2000, с 151-157
23. Практикум по методике обучения географии [Текст] : учеб.пособие / В.Д. Сухоруков, Д.П. Финаров, Н.О. Верещагина, Т.В. Вилейто. - М. : Лкадемия,2010. - 144 с.
24. Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.Л.Сластенин, И.Ф.Исаев, Л.И.Мищенко, Е.Н.Шиянов. -- М.: Школа-Пресс, 1997.
25. РашиДов М. У., Гакаев Р. Л. К вопросу взаимоотношения общества и природы в Чеченской Республике. Вопросы современной науки и практики. Университет им. В. И. Вернадского № 3 (9) /2007
26. РоДыгина, O.A. проблемно-диалогический цикл как средство
формирования УУД в школьном курсе «География России» »./О.Л. Родыгина//«Начальная школа плюс до и после», 2011, №12. - М.: Баласс, 2011. - с. 69-74.
27. Российская педагогическая энциклопедия. / под ред. В.В. Давыдова. - М., 1993-1999.
28. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. - М.: Народное образование, 1998.
29. Семакин Н.К. Внеклассная работа по географии. - М.: Просвещение, 1979. - 89 с.
30. Третьяков П.И, Сенновский И.Б., Технология модульного обучения в школе. - М.: Новая щкола, 2001. - 352 с.