КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО НА КВАЛИФИЦИРОВАННУЮ ЮРИДИЧЕСКУЮ ПОМОЩЬ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРИРОДА И КОНСТИТУЦИОННЫЕ ГАРАНТИИ
ПРАВА НА КВАЛИФИЦИРОВАННУЮ ЮРИДИЧЕСКУЮ ПОМОЩЬ 6
1.1 Понятие права на юридическую помощь 6
1.2 Конституционные гарантии права на квалифицированную
юридическую помощь 14
2 ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ГАРАНТИИ ПРАВА ЧЕЛОВЕКА НА
КВАЛИФИЦИРОВАННУЮ ЮРИДИЧЕСКУЮ ПОМОЩЬ 22
2.1 Субъекты, оказывающие юридическую помощь и понятие гарантий
права человека на квалифицированную юридическую помощь 22
2.2 Порядок оказания юридической помощи 38
АНАЛИЗ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ 47
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1 ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРИРОДА И КОНСТИТУЦИОННЫЕ ГАРАНТИИ
ПРАВА НА КВАЛИФИЦИРОВАННУЮ ЮРИДИЧЕСКУЮ ПОМОЩЬ 6
1.1 Понятие права на юридическую помощь 6
1.2 Конституционные гарантии права на квалифицированную
юридическую помощь 14
2 ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ГАРАНТИИ ПРАВА ЧЕЛОВЕКА НА
КВАЛИФИЦИРОВАННУЮ ЮРИДИЧЕСКУЮ ПОМОЩЬ 22
2.1 Субъекты, оказывающие юридическую помощь и понятие гарантий
права человека на квалифицированную юридическую помощь 22
2.2 Порядок оказания юридической помощи 38
АНАЛИЗ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ 47
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Актуальность темы. Актуальность темы обусловлена тем, что проблема бесплатной юридической помощи рассматривается в контексте основных подходов к решению вопроса о доступности правосудия в России и за рубежом. Идея заключается в необходимости искать стратегию для того, чтобы система правовой помощи была эффективной.
В связи с процессом постоянного реформирования российского законодательства потребность населения в квалифицированной юридической помощи стремительно растет, в связи с чем имеется необходимость законодательно закрепить все положения и особенности относительно реализации конституционных прав на квалифицированную юридическую помощь в Российской Федерации.
Мониторинг доступности правосудия в субъектах Российской Федерации показывает, что в настоящее время сталкиваются со слабой информированностью граждан о праве на получение бесплатной юридической помощи: когда, где они могут получить помощь, что туда входит и каков алгоритм действия. Тем не менее, это еще не все, следует принять во внимание и то обстоятельство, что малоимущие, люди пожилого возраста могут не иметь и не уметь пользоваться современными средствами коммуникации.
Следовательно, доступ к правовой помощи для них затруднен.
Степень научной разработанности Исследованием теоретических положений, имеющих отношение к анализу рассматриваемого аспекта, занимались такие ученые как В.Д. Мазаев, Л.В. Межонова, И. Михайловская, Н. Кипнис, Л.С. Могилевский, В.Ю. Панченко и др.
Право граждан на квалифицированную юридическую помощь - одно из основных прав человека и гражданина, закрепленных в Конституции Российской Федерации.
Ежедневно граждане обращаются к юристам по вопросам, касающимся судебных процессов, наследства, имущества и по иным правовым вопросам в первую очередь потому, что самостоятельно не могут сориентироваться в нормативно - правовых актах, регулирующих общественные отношения.
К конституционным юридическим правам отнесены следующие права граждан: охрана прав граждан наряду с судебной защитой прав и свобод (ч. 1 ст. 46 Конституции РФ); право обжалования в суд решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц (ч. 2 ст. 46 Конституции РФ); право на обращение в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты (ч. 3 ст. 46 Конституции РФ), право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностными лицами (ст. 53 Конституции РФ).1
В Российской Федерации юридическая помощь предоставляется бесплатно. Все категории граждан, которые имеют право на бесплатную юридическую помощь, перечислены в ст. 20 Федерального закона «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации».
Объектом исследования являются общественные отношения, связные с конституционным правом на юридическую помощь в Российской Федерации.
Предмет исследования - правовые нормы, регулирующие права граждан на юридическую помощь в Российской Федерации.
Целью проводимого исследования является правовой анализ норм конституционного права на юридическую помощь в Российской Федерации.
Поставленная цель обусловила необходимость решения следующих основных задач:
- исследовать понятие права на юридическую помощь;
- изучить право на юридическую помощь в системе конституционных прав и свобод личности;
- исследовать конституционные гарантии реализации права на юридическую помощь;
- исследовать вопрос об органах государственной власти, обеспечивающих право на юридическую помощь;
- произвести анализ проблем реализации конституционного права на квалифицированную юридическую помощь;
- произвести анализ судебной практики по выбранной теме исследования.
Теоретической основой работы являются фундаментальные теоретические исследования по данной проблеме отечественных ученых.
Методы исследования избраны с учетом поставленной цели и задач, объекта и предмета исследования. Методологическую основу исследования составляют положения теории познания и общей теории права.
В процессе исследования были использованы следующие научные методы: диалектический; историко-правовой; системно-структурный; догматический.
Текст работы состоит из введения, двух глав, анализа правоприменительной практики, методической разработки, заключения и списка использованных источников.
В связи с процессом постоянного реформирования российского законодательства потребность населения в квалифицированной юридической помощи стремительно растет, в связи с чем имеется необходимость законодательно закрепить все положения и особенности относительно реализации конституционных прав на квалифицированную юридическую помощь в Российской Федерации.
Мониторинг доступности правосудия в субъектах Российской Федерации показывает, что в настоящее время сталкиваются со слабой информированностью граждан о праве на получение бесплатной юридической помощи: когда, где они могут получить помощь, что туда входит и каков алгоритм действия. Тем не менее, это еще не все, следует принять во внимание и то обстоятельство, что малоимущие, люди пожилого возраста могут не иметь и не уметь пользоваться современными средствами коммуникации.
Следовательно, доступ к правовой помощи для них затруднен.
Степень научной разработанности Исследованием теоретических положений, имеющих отношение к анализу рассматриваемого аспекта, занимались такие ученые как В.Д. Мазаев, Л.В. Межонова, И. Михайловская, Н. Кипнис, Л.С. Могилевский, В.Ю. Панченко и др.
Право граждан на квалифицированную юридическую помощь - одно из основных прав человека и гражданина, закрепленных в Конституции Российской Федерации.
Ежедневно граждане обращаются к юристам по вопросам, касающимся судебных процессов, наследства, имущества и по иным правовым вопросам в первую очередь потому, что самостоятельно не могут сориентироваться в нормативно - правовых актах, регулирующих общественные отношения.
К конституционным юридическим правам отнесены следующие права граждан: охрана прав граждан наряду с судебной защитой прав и свобод (ч. 1 ст. 46 Конституции РФ); право обжалования в суд решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц (ч. 2 ст. 46 Конституции РФ); право на обращение в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты (ч. 3 ст. 46 Конституции РФ), право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностными лицами (ст. 53 Конституции РФ).1
В Российской Федерации юридическая помощь предоставляется бесплатно. Все категории граждан, которые имеют право на бесплатную юридическую помощь, перечислены в ст. 20 Федерального закона «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации».
Объектом исследования являются общественные отношения, связные с конституционным правом на юридическую помощь в Российской Федерации.
Предмет исследования - правовые нормы, регулирующие права граждан на юридическую помощь в Российской Федерации.
Целью проводимого исследования является правовой анализ норм конституционного права на юридическую помощь в Российской Федерации.
Поставленная цель обусловила необходимость решения следующих основных задач:
- исследовать понятие права на юридическую помощь;
- изучить право на юридическую помощь в системе конституционных прав и свобод личности;
- исследовать конституционные гарантии реализации права на юридическую помощь;
- исследовать вопрос об органах государственной власти, обеспечивающих право на юридическую помощь;
- произвести анализ проблем реализации конституционного права на квалифицированную юридическую помощь;
- произвести анализ судебной практики по выбранной теме исследования.
Теоретической основой работы являются фундаментальные теоретические исследования по данной проблеме отечественных ученых.
Методы исследования избраны с учетом поставленной цели и задач, объекта и предмета исследования. Методологическую основу исследования составляют положения теории познания и общей теории права.
В процессе исследования были использованы следующие научные методы: диалектический; историко-правовой; системно-структурный; догматический.
Текст работы состоит из введения, двух глав, анализа правоприменительной практики, методической разработки, заключения и списка использованных источников.
На основе вышесказанного хотелось бы сделать следующие выводы. Принятие Конституции РФ в 1993 год стало своеобразной отправной точкой на пути развития конституционных прав и свод в Российской Федерации. Необходимо отметить, что в условиях равноправия каждый имеет право на юридическую помощь в независимости от статуса и степени законности поступков того гражданина, который в этой помощи нуждается. При этом существует необходимость в дальнейшей разработке данного направления.
В данной ситуации речь идет о принятии таких мер, как:
— Необходимость совершенствования российского законодательства с учетом современных реалий;
— Более четкая регламентация вопросов, которые касаются оказания именно бесплатной помощи. Хотелось бы, чтобы у малообеспеченных граждан было больше шансов на получение высококвалифицированного специалиста. При этом средства, которые будут потрачены на реализацию данных мер должны обязательно пойти по назначению;
— Принятие закона, в котором наиболее полно будет изложено понятие, виды, реализацию права граждан на юридическую помощь, с которым необходимо было бы увязать все действующее в этой области законодательство.
В целом, можно сказать, что на сегодняшний день, необходимо дальнейшее развитие и совершенствование организационных и правовых возможностей для того, чтобы не допустить нарушения и ущемления законных прав и интересов граждан. Предложение о внесении изменений в ст. 25.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и в Федеральный закон от 21 ноября 2011 г № 324-Ф3 «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации». Законодательно установлено 22 Статья 25.5 КоАП РФ «Защитник и представитель», гласит: «Для оказания юридической помощи лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в производстве по делу об административном правонарушении может участвовать защитник, а для оказания юридической помощи потерпевшему - представитель».
Недостатки. Согласно ст. 25.5 КоАП РФ, в производстве по делу «...может участвовать защитник», а так же «представитель», но исходя из текста статьи их присутствие необязательно. Так же данная статья не наделяет гражданина правом на получение юридической помощи бесплатно, что в свою очередь противоречит общим принципам правосудия, провозглашенным в международно-правовых актах. Отсутствие в КоАП РФ норм, предоставляющих судье право назначать защитника по делу об административном правонарушении, так же делает невозможным реализацию общих принципов правосудия, провозглашенных в международно-правовых актах, и лишает граждан возможности реализовать свое конституционное право на получение квалифицированной юридической помощи.
Предложение:
1. Внести изменения в ст. 25.5 КоАП РФ, заменив словосочетание «может участвовать» на «обязан участвовать».
2. Добавить еще один пункт, в котором будет закреплена обязанность судебных органов, предоставить лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, адвоката, для оказания ему бесплатной юридической помощи.
3. Добавить пункт наделяющий судью правом назначать защитника по делу об административном правонарушении.
4. Возложить в тексте Федерального закона от 21 ноября 2011 г № 324- Ф3 «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» обязанность по финансированию мероприятий, связанных с оказанием бесплатной юридической помощи по делам об административных правонарушениях, ответственность за совершение которых предусмотрена
нормами КоАП РФ, на Российскую Федерацию, а по тем делам, где административная ответственность установлена законами субъектов Российской Федерации, - на соответствующие субъекты Российской Федерации.
5. Следует проработать действенный механизм возмещения расходов на оплату юридической помощи путем взыскания денежных средств, с того государственного или муниципального органа (должностного лица), который инициировал производство по делу об административном правонарушении, в последующем прекращенное в связи с отсутствием события или состава административного правонарушения.
Указанные предложения позволят наделить граждан возможностью реализовать свое конституционное право на получение квалифицированной юридической помощи и устранить существующее противоречие между вышеуказанными нормативно-правовыми актами Российской Федерации и общими принципам правосудия, провозглашенными в международно¬правовых актах.
В данной ситуации речь идет о принятии таких мер, как:
— Необходимость совершенствования российского законодательства с учетом современных реалий;
— Более четкая регламентация вопросов, которые касаются оказания именно бесплатной помощи. Хотелось бы, чтобы у малообеспеченных граждан было больше шансов на получение высококвалифицированного специалиста. При этом средства, которые будут потрачены на реализацию данных мер должны обязательно пойти по назначению;
— Принятие закона, в котором наиболее полно будет изложено понятие, виды, реализацию права граждан на юридическую помощь, с которым необходимо было бы увязать все действующее в этой области законодательство.
В целом, можно сказать, что на сегодняшний день, необходимо дальнейшее развитие и совершенствование организационных и правовых возможностей для того, чтобы не допустить нарушения и ущемления законных прав и интересов граждан. Предложение о внесении изменений в ст. 25.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и в Федеральный закон от 21 ноября 2011 г № 324-Ф3 «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации». Законодательно установлено 22 Статья 25.5 КоАП РФ «Защитник и представитель», гласит: «Для оказания юридической помощи лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в производстве по делу об административном правонарушении может участвовать защитник, а для оказания юридической помощи потерпевшему - представитель».
Недостатки. Согласно ст. 25.5 КоАП РФ, в производстве по делу «...может участвовать защитник», а так же «представитель», но исходя из текста статьи их присутствие необязательно. Так же данная статья не наделяет гражданина правом на получение юридической помощи бесплатно, что в свою очередь противоречит общим принципам правосудия, провозглашенным в международно-правовых актах. Отсутствие в КоАП РФ норм, предоставляющих судье право назначать защитника по делу об административном правонарушении, так же делает невозможным реализацию общих принципов правосудия, провозглашенных в международно-правовых актах, и лишает граждан возможности реализовать свое конституционное право на получение квалифицированной юридической помощи.
Предложение:
1. Внести изменения в ст. 25.5 КоАП РФ, заменив словосочетание «может участвовать» на «обязан участвовать».
2. Добавить еще один пункт, в котором будет закреплена обязанность судебных органов, предоставить лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, адвоката, для оказания ему бесплатной юридической помощи.
3. Добавить пункт наделяющий судью правом назначать защитника по делу об административном правонарушении.
4. Возложить в тексте Федерального закона от 21 ноября 2011 г № 324- Ф3 «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» обязанность по финансированию мероприятий, связанных с оказанием бесплатной юридической помощи по делам об административных правонарушениях, ответственность за совершение которых предусмотрена
нормами КоАП РФ, на Российскую Федерацию, а по тем делам, где административная ответственность установлена законами субъектов Российской Федерации, - на соответствующие субъекты Российской Федерации.
5. Следует проработать действенный механизм возмещения расходов на оплату юридической помощи путем взыскания денежных средств, с того государственного или муниципального органа (должностного лица), который инициировал производство по делу об административном правонарушении, в последующем прекращенное в связи с отсутствием события или состава административного правонарушения.
Указанные предложения позволят наделить граждан возможностью реализовать свое конституционное право на получение квалифицированной юридической помощи и устранить существующее противоречие между вышеуказанными нормативно-правовыми актами Российской Федерации и общими принципам правосудия, провозглашенными в международно¬правовых актах.
Подобные работы
- Обеспечение права на квалифицированную юридическую помощь в Российской Федерации
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2024 - КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО НА КВАЛИФИЦИРОВАННУЮ
ЮРИДИЧЕСКУЮ ПОМОЩЬ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2016 - Конституционное право каждого на получение квалифицированной юридической помощи: проблемы и перспективы реализации в Российской Федерации
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4860 р. Год сдачи: 2019 - Адвокатура в механизме обеспечения прав человека в Российской Федерации: конституционно-правовое исследование
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4870 р. Год сдачи: 2022 - Конституционное право на квалифицированную юридическую помощь
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2020 - Конституционное право граждан на квалифицированную юридическую помощь в Российской Федерации
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4000 р. Год сдачи: 2019 - ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА КАЖДОГО НА ПОЛУЧЕНИЕ КВАЛИФИЦИРОВАННОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ В РОССИЙСКОМ УГОЛОВНОМ ПРОЦЕССЕ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2019 - Конституционное право на квалифицированную юридическую помощь
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2020 - Право на квалифицированную юридическую помощь в конституционном судебном процессе
Магистерская диссертация, конституционное право. Язык работы: Русский. Цена: 5650 р. Год сдачи: 2021



