ВВЕДЕНИЕ 7
1 ПРОФОРИЕНТАЦИЯ И МАРКЕТИНГ В ОБРАЗОВАНИИ 15
1.1 Сущность понятий в профориентации 15
1.2 Технологии профориентации, применяемые в образовании 25
1.3 Основные понятия и виды маркетинга 32
2 РАЗРАБОТКА МАРКЕТИНГОВОЙ МОДЕЛИ ПРОФОРИЕНТАЦИИ 46
2.1 Характеристика стратегии Образовательного центра 46
2.2 Анализ рынка профориентационных услуг Образовательного центра в
рамках программы «Будущее Белой металлургии» 53
2.3 Анализ внутренней среды Образовательного центра 58
2.4 Разработка маркетинговой модели профориентации 68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 80
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 82
Приложение А. Регламент по профориентации 88
Приложение Б. Пример оформления презентации корпоративной
образовательной программы по специальностям «ПМК» 104
Приложение В1. Пример оформления визуализации для информационного стенда в школах с тематикой образовательной программы «ББМ» 105
Приложение В2. Фрагмент примера оформления визуализации для
информационного стенда в школах с тематикой образовательной программы «ББМ» - 1 106
Приложение В3. Фрагмент примера оформления визуализации для информационного стенда в школах с тематикой образовательной программы «ББМ» - 2 107
Приложение В4. Фрагмент примера оформления визуализации для информационного стенда в школах с тематикой образовательной программы «ББМ» - 3 108
Приложение Г1. Буклет в технологии профориентации, как маркетинговый инструмент (лицевая сторона) 109
Приложение Г2. Буклет в технологии профориентации, как маркетинговый инструмент (в развороте) 110
Приложение Д. Пример формы исследования аналитической информации по маркетинговой модели профориентации 111
Актуальность исследования:
Современная система образования преимущественно опирается на развитие науки и техники, а также на создание новых технологий, что существенным образом влияет на методики обучения в целом. Высокие темпы обновления знаний, развития Интернет-ресурсов и средств коммуникации расширяют информационное поле для современной молодежи, поэтому образовательные организации в ближайшие годы вынуждены будут пересмотреть свою значимость, иначе со временем могут утратить её. Причем в этом случае необходимо учитывать зависимость современной промышленности от экономической ситуации на рынке товаров и услуг, что также потребует корректировки социального заказа на содержание профессиональной подготовки молодых кадров. Ключевое значение в условиях подобного взаимодействия приобретает целенаправленная подготовка молодежи к осознанному выбору профессии.
Компания Группа ЧТПЗ находиться на волне инноваций, а новые производственные цеха компании разрушают устаревшие стереотипы. На предприятии находиться новый Образовательный центр, оснащенный по последнему слову техники. В нем подготавливают высококвалифицированных специалистов для металлургической отрасли. Белые металлурги совместно с образовательной организацией «Первоуральский металлургический колледж» занимаются развитием и подготовкой кадров для дальнейшего обеспечения молодыми специалистами самых передовых производственных объектов компании. Создан стратегический план развития по обеспечению предприятия на ближайшие 5 лет высококвалифицированными кадрами. Студенты Первоуральского металлургического колледжа (далее «ПМК») обучаются по дуальной системе образования в рамках реализации программы «Будущее Белой металлургии» (далее «ББМ») и изучают не только специальность, на которую поступили в «ПМК», но и 2-3 профессии дополнительно.
Белая металлургия — новый стандарт металлургической отрасли и промышленности, возникший в России в 2010 году. Сущность нового стандарта заключается в том, что продукция компании, технологии компании и квалификация сотрудников предприятий, входящих в Группу ЧТПЗ соответствуют самым жестким современным стандартам, а зачастую опережают требования рынка на несколько лет вперед.
Таким образом, требования белой металлургии приобретают государственное значение и определяют необходимость не только подготовки активных, высококультурных и образованных людей, но и профессионально определившихся членов общества. Данная деятельность требует разработки программ профессиональной ориентации молодежи, способствующих развитию и поддержке спроса потребителей на услуги профессионального образования в соответствии с современными требованиями рынка труда.
Формирование профессионального самоопределения личности и принятия решения о выборе профессии необходимо начинать не со старших классов общеобразовательной школы, а с ранней профориентации в возрасте 5-6 лет в МАДОУ (Муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении) и развивать данное самоопределение вплоть до 15-16 лет (9 класс). Для успешного самоопределения молодых людей в мире профессий и осознанного выбора будущей деятельности в школах должна предусматриваться реализация профильного обучения, но по факту она отсутствует. Образовательный центр создает условия профильного обучения через привлечение молодежи на бесплатные кружки технического творчества, которые реализовываются в рамках направления профориентации. Профориентационное направление осуществляет популяризацию металлургических профессий для увеличения престижности и создает условия для обучения разных социальных классов в профессиональной деятельности.
Главной причиной отсутствия мотивации к выбору профессии у старшеклассников, является тот факт, что у них отсутствует сформированность профессионального самоопределения и они еще не определились кем стать.
В большинстве случаев выпускники школ не владеют информацией о потребностях рынка труда, а также у них нет конкретных знаний о необходимых критериях допуска для обучения и дальнейшей самореализации в той или иной профессиональной области. Все это требует создания и применения инновационных подходов к содержанию профориентационной деятельности за счет сетевого взаимодействия образовательных организаций, государственных органов местного самоуправления с градообразующим производственным объектом города (Группа ЧТПЗ).
Социально-педагогический аспект актуальности исследования обусловлен требованиями социального заказа и потребностями рынка труда в регионе.
Научно-теоретический аспект актуальности исследования определяется необходимостью поиска и разработки новых подходов к профориентации.
Научно-методический аспект актуальности исследования обозначен необходимостью применения комплекса маркетинговых инструментов, способствующих обеспечению привлечения старшеклассников для реализации плановых показателей приемной компании «Первоуральского металлургического колледжа» (далее ГАПОУ СО «ПМК» или «ПМК»).
Научно-практический аспект актуальности исследования определен необходимостью разработки концепции формирования профессионального самоопределения школьников в образовательной сфере с целью сосредоточения кадровых, материально-технических и других ресурсов на основе сетевого взаимодействия и партнерства.
В современных условиях особую значимость приобретает проблема обеспечения средне-профессионального образования (СПО) за счет необходимого количества учащихся выпускных классов и их качество подготовки, которое позволило бы им самостоятельно принимать осознанное решение для дальнейшего поступления в образовательную организацию. На наш взгляд это непосредственно связано с маркетинговым подходом к управлению общеобразовательной организацией.
Ключевые понятия исследования:
Самоопределение - активный и долговременный процесс выбора профессии, внутренние психологические основания и результат данного процесса.
Сетевое взаимодействие - это совместная деятельность работников сферы образования и потребителей образовательных услуг, направленная на повышение качества обучения и заключающаяся в совместной организации учебного процесса в соответствии с интересами и потребностями школьников, использовании инновационно-методических, материально-технических и кадровых ресурсов.
Профессиональная ориентация, профориентация, выбор профессии или ориентация на профессию (лат. professio — род занятий и фр. orientation — установка) — система научно обоснованных мероприятий, направленных на подготовку молодежи к осознанному выбору профессии.
Маркетинг (от англ. marketing «рыночная деятельность») — организационная функция и совокупность процессов создания, продвижения и предоставления продукта или услуги клиентам и управление взаимоотношениями с ними с выгодой для организации.
Проблема исследования:
Проблема состоит в отсутствии системно-организационного подхода к планированию, контролю и осуществлению профориентационной работы со старшеклассниками в условиях образовательной деятельности Первоуральского металлургического колледжа и Образовательного центра Группы ЧТПЗ. Также проблема наблюдается в обеспечении загрузки бюджетных мест абитуриентами во время приемной компании «Первоуральского металлургического колледжа».
Цель исследования:
Научно обосновать, разработать и экспериментально проверить в ходе опытно-поисковой работы результативность реализации модели профориентации в рамках программы «Будущее Белой металлургии» при формировании профессионального самоопределения старшеклассников в процессе социального партнерства организаций образования и производства.
Объект исследования - профориентация старшеклассников.
Предмет исследования - разработка маркетинговой модели профориентации.
В качестве гипотезы исследования выдвинуто следующее предположение:
Процесс формирования профессионального самоопределения старшеклассников будет успешным в следующем случае:
Маркетинговая модель профориентации будет разработана на основании процессного подхода и ориентирована на использование показателя «удовлетворённость потребителя» для успешного самоопределения учащихся старших классов, а также для решения основной проблемы «Первоуральского металлургического колледжа».
В соответствии с целью исследования и его гипотезой в работе были поставлены следующие задачи:
1. Изучить научные труды и определить роль и место маркетинга в общей системе управления образованием;
2. Разработать структуру и содержание маркетинговой модели профориентации в рамках программы «Будущее Белой металлургии».
3. Сконструировать и реализовать маркетинговую модель экспериментально внедрив ряд разработанных профориентационных мероприятий.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют:
- Теория профессионального самоопределения (Н.С. Пряжников, Е.Ю. Пряжникова);
- Взаимодействие общеобразовательного учреждения с внешней средой (В.Б. Полуянов);
- Теория личностно ориентированного подхода (Э.Ф. Зеер);
- Теория личности (JI.C. Выготский, А.Н. Леонтьсв);
- Теория деятельности (C.JI. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев);
- Теоретические подходы и проблемы профессионализации (Э.Ф. Зеер, Е.А. Климов);
- Методологические и концептуальные основы организации прикладных исследований и психологического обеспечения профессионального развития (Э.Ф. Зеер, Н.С. Пряжников, Е.А. Климов);
- Теории дифференциации и индивидуализации обучения (Г.П. Блонский);
- Теоретические и практические основы содержания общего образования и образования в профильно-дифференцированных классах (В. B. Краевский);
- Теоретические положения о целостном процессе обучения в школе (В.В. Давыдов, В. В. Краевский, В.А. Сластенин);
- Теоретические основы педагогической интеграции (С.Я. Батышев);
- Теория личностно-профессионального развития человека (В.В. Давыдов, Э.Ф. Зеер, Е.А. Климов, Л.М. Митина);
- Теория управления образовательными организациями и педагогическими процессами, введения профильного обучения в систему общего образования (С.Н. Митин, Н. В. Немова, А.А. Пинский, М.М. Поташник, И.Д. Чечель, С.Н. Чистякова);
- Основные положения методологии педагогики и методики педагогического исследования (А.А. Миролюбов);
- Теоретико-методологические и методические положения оценки качества обучения (Б.Н. Гузанов).
Экспериментальная база исследования:
Данная выпускная квалификационная работа разрабатывалась с учётом материально-технической базы и методического обеспечения Образовательного центра АО «ПНТЗ», входящего в Группу компаний ЧТПЗ. Деятельность учебного центра совершается за счет образовательной программы «Будущее Белой металлургии», которая функционирует в рамках проекта «Белая металлургия».
Этапы исследования:
Проектное исследование осуществлялось в два периода с 2017г. по 2018г
Первый этап (2016-2017) - выявление проблемы, специфики, изучение литературы по проблеме исследования, постановка целей и задач;
Второй этап (2017-2018) - выявление специфики, разработка программ, определение эффективности разработанной модели и условий для ее реализации, анализ, обобщение и систематизация результатов исследования, оформление выпускной квалификационной работы.
Научная новизна исследования:
Конкретизировано понятие «маркетинговая модель профориентации в рамках программы «ББМ»», как компонент процесса управления образовательной организации;
Разработаны структура и содержание маркетинговой модели, проанализирован внешний и внутренний рынок профориентационной деятельности, а также разработаны инновационные программы.
Теоретическая значимость:
Определена тем, что анализ специальной литературы, проведенный в ходе исследования, развивает научные представления о применении маркетинга в образовании, а также раскрытие основных связей и взаимоотношений объектов маркетинговой модели. Использование знаний о маркетинге в экспериментальных целях.
Практическая значимость:
Состоит в том, что разработанная маркетинговая модель профориентации в рамках программы «ББМ», позволяет производить мониторинг качества образования предоставляемых услуг и их модернизацию в соответствии и с желаниями и запросами потребителей. Результаты исследовательской работы создают условия для реальной популяризации и продвижения маркетинговой модели в практику других образовательных организаций, что позволяет обеспечить эффективное развитие. Практические исследования данной научно - практической работы могут быть использованы руководителями образовательных организаций как дополнительный управленческий или педагогический инструмент профессиональной деятельности.
Основное положение, выносимое на защиту:
Маркетинговая модель профориентации в рамках программы «ББМ» реализуется при помощи процессной методики, и выступает как компонент управления внутри системы образования, также проявляющийся в разработке стратегии и тактики по изучению внешнего и внутреннего рынков образовательных услуг и активного воздействия на потребительский спрос.
В составе компании Группа ЧТПЗ была организована учебная структура, сопряженная с практической учебно-производственной деятельностью, необходимой для качественной подготовки высококвалифицированных кадров. Но появились острые вопросы, которые нельзя было игнорировать. Для решения вопросов, связанных с реализацией планируемого и кадрового потенциала предприятия, потребовалось введение основного инструмента - направления профориентации.
Вопрос возник тогда, когда в 2016 году образовательная организация (Первоуральский металлургический колледж) не смогла обеспечить наполнение бюджетных мест абитуриентами. Тем самым был нарушен пятилетний план по обучению молодых специалистов, которые необходимы для работы передовых производственных объектов компании Группа «ЧТПЗ» на будущий период. В этот переломный момент предприятию пришлось вклиниться в этот процесс и дать свои установки. Тем самым дав толчок к развитию в направлении профориентации.
При появлении профориентационного отдела Образовательный центр Группы «ЧТПЗ» вышел на новый уровень взаимоотношений с образовательными учреждениями и местными Органами власти. Отдел начал рассматривать вопросы, связанные с образовательной деятельностью и контролем за выполнением плана приемной кампании ПМК, предлагать их пути решения с точки зрения маркетинга. За последние две приемные кампании (2017- 2018гг., 2018-2019гг.) стала заметна динамика роста потребительского спроса на образовательные услуги, предлагаемые в рамках проекта «Будущее Белой металлургии» Группы «ЧТПЗ».
В процессе разработки маркетинговой модели профориентации в рамках программы «Будущее Белой металлургии» было выявлено, что роль маркетинга в системе образования заключается в повышения качества оказываемых услуг и удовлетворении образовательных потребностей заказчика. Также было выявлено, что маркетинг может быть эффективно использован в управленческой деятельности для организации полного и эффективного использования потенциала образовательной организации, совершенствовании и изменении качества и количества оказываемых услуг.
Маркетинг в профориентационном пространстве рассматривается как некий компонент процесса управления, проявляющийся в разработке стратегии и тактики изучения рынка образовательных услуг, а также активного воздействия на потребительский спрос, что в свою очередь позволяет гибко определять потребности в образовании.
Обоснованно, что маркетинговая модель профориентации (см. Рис 4) представляет собой систему взаимосвязанных блоков внешнего маркетинга (положительное формирование у потребителя представлений о предлагаемых образовательных услугах) и внутреннего маркетинга (мотивация персонала). Также маркетинг создает лояльное отношение потребителя к бренду компании и формирует у него положительный стереотип на основании которого происходят дальнейшие образовательные взаимосвязи.
Разработаны критерии и показатели оценки эффективности маркетинговой деятельности в оказании образовательных услуг. Определены условия, при которых маркетинговая модель будет эффективно работать на управление и развитие образовательных услуг, определено ресурсное обеспечение в сетевом взаимодействии и управлении кадровым потенциалом образовательной организации.
Следовательно, проведенное исследование выполнило поставленные задачи и подтвердило гипотезу. Выводы, которые были получены во время проведения исследования не претендуют на окончательное рассмотрение проблемы, но представляют один их ее аспектов. Дальнейшее исследование профориентационной области и ее модернизация при помощи маркетинга может быть связана с расширением технологий и ресурсов образовательной организации, с поиском новых форм оптимизации управления развитием Образовательного центра.
1. Амренова М.М. «Время новых решений: подходы к формированию современной системы методической работы в профессиональной образовательной организации» // «Современные проблемы науки и образования». - 2014.- №3. - стр.98
2. Багиев Г.Л. , А.Н. Асаул "Организация предпринимательской деятельности" Учебное пособие/ Под общей ред. проф. Г.Л.Багиева. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2001. 231 стр.;
3. Ванькина И.В. «Маркетинг образования» - М.: Логос 2007. - 336 стр.;
4. Головаха Е.И. «Жизненная перспектива, профессиональная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи» /Е.И. Головаха. М.: Прогресс, 2001 -с. 18 -67.
5. Голянкин Е.О. «Абитуриент» // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований 2016. - № 7 - 320 стр.;
6. Грецов А.Г. «Выбираем профессию. Советы практического психолога» / А. Г. Грецов.-СПб. : Питер, 2007. -214 стр.; Интернет источник: «http: //www.rastko .rs/filologij a/stil/2011/10Bugaeva. pdf»
7. Гузеев В.В. «Образовательная технология XXI века: деятельность, ценность, успех». /А.Н. Дахин, Н.В. Кульбеда, Н.В. Новожилова - М.: Центр «Педагогический поиск», 2004.
8. Дайан А. , Ф. Букерель, «Академия рынка: маркетинг» пер.с франц./ под ред. А.Д. Худякромова, «Дело», 1995 и «Анализ влияния экономических, демографических, социальных и других акторов на состояние рынка труда и образовательных услуг» / Межрегиональный координационно-аналитический центр по проблемам трудоустройства и адаптации к рынку труда выпускников учреждений профессионального образования МГТУ им.Н.Э. Баумана, Москва, 2005г.;
9. Днепров Э.Д. , Аркадьев А.Г. «Сборник нормативных документов. Информатика и ИКТ» - М.: Дрофа, 2004. - 64 с.;
10. Ермакова Ж.А. «Маркетинговый механизм формирования потребительского спроса на услуги высшей школы» // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2010. - 77-83 стр.;
11. Ефимова И.Ю. , Веремеенко О.О. «Современные инновационные технологии в организации профориентационной работы» (Современная педагогика) - 2014.- 79стр.;
12. Зиятдинова Е.А. , под ред. М.И. Фадеева «Программа в рамках курсов на повышение квалификации и курсов переподготовки» - М.: 2013 - 58 стр.;
13. Каменева Н.Г. , «Международный маркетинг: Учебное пособие» / Н.А. Нагапетьянц, О.Н. Романенкова, Н.Г. Каменева, С.В. Земляк: Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 292 стр.
14. Карпенко Л.А. «Краткий психологический словарь» Ростов-на-Дону /А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский.: «ФЕНИКС». 1998. - 77 стр.;
15. Карпова Н.М. ; В.Б. Полуянов «Разработка социально-экономических, педагогических и технологических основ подготовки квалифицированных рабочих кадров в условиях ускорения НТП. Организация и систематизация профориентационной работы для УПЦ по УралАЗ» Свердловск, 1989. - 95с.
16. Климов Е.А. «Психология профессионального самоопределения: учеб.
пособие для студентов вузов / Е. А. Климов -4-е изд., стер. -М.: Академия, 2010. - 301с. - (Высшее профессиональное образование. Педагогические
специальности)», электронное пособие в виде теста по профориентации "Тест на анализе предпочтений при самоопределении и выборе профессии";
17. Климов Е.А. «Психология труда, инженерная психология и эргономика» 2015г. - 618 стр. - (Педагогика, психология, социальная работа);
18. Козлов П. «Демаркетинг территорий из Роттердама». Часть 2, 2013 - 47 стр.;
19. Колесина Г.А. «Особенности спроса на образовательные услуга» Вестник Челябинского государственного университета - 2009. - 16-18 стр.;
20. Кон И.С. «Молодежь» / И.С. Кон // Большая советская энциклопедия. 3-е изд. - М., 2001. - Т. 16. - 231стр.;
21. Коновалова И.А. , Газаева Ф.М. «Развитие маркетинга в сфере образования» Часть 1 // Экономика и современный менеджмент: теория и практика: сб. ст. по матер. XXXI междунар. науч.-практ. конф. № 11 (31). - Новосибирск: СибАК, 2013.
22. Коновалова И.А. , Ф.М. Газаева «Развитие маркетинга в сфере образования» Часть 2 // Экономика и современный менеджмент: теория и практика: сб. ст. по матер. XXXI междунар. науч.-практ. конф. № 19 (57). - Новосибирск: СибАК, 2014
23. Котлер Ф. «Основы маркетинга». - СПб.: Литера плюс, 1994.;
24. Котлер Филип «Основы маркетинга» Краткий курс.: Пер. с англ. - М.: Издательский дом «Вильямс», 2007. - 656 с;
25. Кротова Т.В., С.А. Баторова. «Игровые технологии в профориентационном направлении» - Москва, 2007. - 131 стр.;
26. Ламбен Жан-Жак «Стратегический маркетинг. Европейская
перспектива» - СПб.: Наука, 1996 . - 589 с.
27. Львова Н.Ю. , «Международный маркетинг». Практикум: Учебное пособие / Н.Ю. Львова.: РИПО, 2012. - 63 стр.;
28. Мамонтов С.А. «Маркетинговые исследования рынка образовательных услуг»: Дисс. к.э.н. - Новосибирск: СибУПК, 1999.
29. Мамонтов С.А. «Сфера образования как многоуровневая маркетинговая система» / С.А. Мамонтов // Журнал «Маркетинг в России и за рубежом» Статьи из номера №5 - 2001, стр.3-15
30. Маслоу А.Х. «Мотивация и личность» Harper, 1954. - 352 стр.;
31. Махмутова М.В. «Формирование образовательной информационной среды подготовки ИТ-специалиста с использованием технологии дистанционного обучения»; Магнитогорский ГУ. - Магнитогорск, 2009, - 188 стр.;
32. Меликьян Г.Г. Постановление Минтруда РФ от 27 сентября 1996 г. N 1 «Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации» Министерство социального развития Российской Федерации;
33. Мовчан И.Н. «Цифровые образовательные ресурсы: современные возможности и тенденции развития» / И.Н. Мовчан // Сборник научных трудов Sworld. - 2010. Т. 26. - № 4. - 36-38 стр.;
34. Моисеева Н.К., «Международный маркетинг и бизнес»: Учебное пособие / Н.К. Моисеева: КУРС, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 272 стр.;
35. Моргунов В.И. , «Международный маркетинг: Учебник для бакалавров» / В.И. Моргунов, С.В. Моргунов: Дашков и К, 2015. - 184 стр.;
36. Моргунов Е.Б. , «Трудовое профессиональное ориентирование лиц в условиях марктинга», М, 2014. - 271 стр.;
37. НазаренкоО. В. , Рябова М. С. , педагоги-психологи МБОУ «Средняя школа №11» ГО П-К «учебная методичка по профориентации в Петропавловск- Камчатском городском округе», 2016. - 37 с.
38. Неудачина Н.В. «Многомерная модель оценки эффективности корпоративного обучения».
39. Ньюмейер Марти «Zag: манифест другого маркетинга», издат.: Манн, Иванов и Фербер, 2015. - 209с.
40. Панкрухин А. П. «Маркетинг»: Учеб. для студентов, обучающихся по специальности 061500 «Маркетинг»/ Гильдия маркетологов. - 3-е изд. - М.: Омега-Л, 2005. - 656 с.
41. Петрова А.Л. «Совершенствование технологии маркетинговых исследований рынка образовательных услуг» М. - Московский государственый социальный университет, 2005. - 135 стр.;
42. Понятие профориентация. Интернет источник: «https://ru.wikipedia.org /wiki/ Профориентация»
43. Просветов Г.И. , «Маркетинговые исследования: Задачи и решения: Учебно-практическое пособие» / Г.И. Просветов: Альфа-Пресс. 2013 - 240 стр.;
44. Пряжников Н.С. «Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники» (8-11 классы). - М.: ВАКО, 2005. - 288 стр.;
45. Пряжников Н.С. «Профессиональное и личностное самоопределение» пособие / Н.С. Пряжников. - Москва: Институт практической психологии, 1996. - 256 с. - ISBN 5-87224-095-3.
46. Райзберг Б.А. , Л.Ш. Лозовский, Е.Б. Стародубцева. «Современный экономический словарь». - 2-е изд., испр. М.: ИНФРА-М. 479 стр.;
47. Резапкина Г. «Уроки самоопределения: профориентационные занятия в 5-9-х классах» / Г. Резапкина // «Классное руководство и воспитание школьников» (Первое сент.).- 2008.- № 3.- стр.87;
48. Сагинова О.В. «Маркетинг образовательных услуг» // Маркетинг в России и за рубежом. 1999. - № 3. - стр. 48—59;
49. Сафонова О. «Промышленный туризм в современном мире, тенденции
развития» и «Промышленный туризм в России. Инфоргафика» Аргументы и Факты, комментарии Сафонова О., Екатеринбург - 2017г,
«http://www.aif.ru/dontknows/infographics/promyshlennyy_turizm_v_rossii_infogra fika»;
50. Серновиц Энди «Сарафанный маркетинг. Как умные компании заставляют о себе говорить», издат.: Манн, Иванов и Фербер, 2016. - 251с.
51. Скляр Е.Н. , «Маркетинговые исследования»: Практикум / Е.Н. Скляр, Г.И. Авдеенко, В.А Алексунин. - М.: ИТК Дашков и К, 2016. - 216 стр.
52. Сон Т.А. «Формирование рынка образовательных услуг» (www.marke- ting.spb.ru).
53. Сухарева Е. «Без ошибок: занятие по профориентации для
старшеклассников» / Е. Сухарева // Классное руководство и воспитание школьников (Первое сент.). - 2010.- № 5. - стр.20-21.
54. Тундалева В.С. «Как выбрать профессию в 17 лет» / В.С. Тундалева. - М.: Феникс, 2014. - 455 стр.
55. Тюрин Д.В. , «Маркетинговые исследования: Учебник для бакалавров» / Д.В. Тюрин. - М.: Юрайт, 2013. - 342 стр.;
56. Утемуратова Б.К. «Автореферат» Ресурсный центр: подготовка учащихся к профессиональному образованию и деятельности: монография / Б.К. Утемуратова. - Караганда. Изд-во КарГТУ, 2013. - 256 стр.
57. Холланд Дж. «Тест Дж.Голландана определение профессиональной направленности личности в подростковом возрасте» (Елисеев О.П. Практикум по психологии личности - СПб., 2003. С.386-389, https://vsetesti.ru/361/)
58. Чертыковцев В.К. «Особенности маркетинговых услуг в сфере образования» // Вестник Оренбургского университета. - 2012 - стр.45-50;
59. Щедровицкий Г.П. «Познающее мышление и социальное действие» Издательство: Ф.А.С.- медиа, Москва, 2008 - 2013. - 544 стр.;
60. Ясперс Карл «Socrates, Buddha, Confucius, Jesus», Язык издания: Английский. 1966. - 120 стр.;