РАЗРАБОТКА ПОДХОДА К ОЦЕНКЕ СФОРМИРОВАННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В РАМКАХ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «МЕТАЛЛОРЕЖУЩИЕ СТАНКИ И СТАНОЧНЫЕ КОМПЛЕКСЫ»
|
ВВЕДЕНИЕ 7
1 АНАЛИЗ ПОДХОДА К РЕШЕНИЮ ПРОБЛЕМЫ ОЦЕНИВАНИЯ
КОМПЕТЕНЦИЙ ПРИ ПОДГОТОВКЕ БАКАЛАВРОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 11
1.1 Требования ФГОС к оцениванию качества освоения ОПОП 11
1.2 Анализ компетентностного подхода в профессионально -
педагогическом образовании 13
1.3 Анализ структуры и содержания учебной дисциплины
«Металлорежущие станки и станочные комплексы 26
1.4 Структурно-функциональная модель процесса оценки
сформированности профессиональных компетенций по дисциплине «Металлорежущие станки и станочные комплексы 33
2 РАЗРАБОТКА СИСТЕМЫ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ ДЛЯ ОЦЕНКИ
СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИЙ 42
2.1 Основные функции, понятия и принципы создания оценочных
средств 42
2.2 Разработка системы тестовых заданий по дисциплине
«Металлорежущие станки и станочные комплексы 51
2.3 Методика оценивания при тестировании 57
2.4 Экспериментальная апробация и обработка результатов
тестового задания по дисциплине «Металлорежущие станки и станочные комплексы» 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 74
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 73
ПРИЛОЖЕНИЕ А Комплект тестовых заданий по дисциплине «Металлорежущие станки и станочные комплексы» 84
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Фрагмент электронного теста в системе Айрен по теме «Кинематика станков для нарезания конических зубчатых колес» 104
1 АНАЛИЗ ПОДХОДА К РЕШЕНИЮ ПРОБЛЕМЫ ОЦЕНИВАНИЯ
КОМПЕТЕНЦИЙ ПРИ ПОДГОТОВКЕ БАКАЛАВРОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 11
1.1 Требования ФГОС к оцениванию качества освоения ОПОП 11
1.2 Анализ компетентностного подхода в профессионально -
педагогическом образовании 13
1.3 Анализ структуры и содержания учебной дисциплины
«Металлорежущие станки и станочные комплексы 26
1.4 Структурно-функциональная модель процесса оценки
сформированности профессиональных компетенций по дисциплине «Металлорежущие станки и станочные комплексы 33
2 РАЗРАБОТКА СИСТЕМЫ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ ДЛЯ ОЦЕНКИ
СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИЙ 42
2.1 Основные функции, понятия и принципы создания оценочных
средств 42
2.2 Разработка системы тестовых заданий по дисциплине
«Металлорежущие станки и станочные комплексы 51
2.3 Методика оценивания при тестировании 57
2.4 Экспериментальная апробация и обработка результатов
тестового задания по дисциплине «Металлорежущие станки и станочные комплексы» 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 74
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 73
ПРИЛОЖЕНИЕ А Комплект тестовых заданий по дисциплине «Металлорежущие станки и станочные комплексы» 84
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Фрагмент электронного теста в системе Айрен по теме «Кинематика станков для нарезания конических зубчатых колес» 104
Модернизация системы российского высшего образования нашла свое отражение не только в изменении структуры и компонентного состава высшего образования, но и в переосмыслении формируемых профессионально значимых качеств будущих специалистов. Основной из задач современного образования является подготовка специалиста для эффективного профессионального общения в мировом поликультурном пространстве. Ориентация современного российского образования в изменившихся социально-экономических и политических условиях на европейские стандарты логически повлекла за собой необходимость перехода со знаниево-ориентированной на компетентностную образовательную модель подготовки специалистов. При этом необходимо формировать не только знания, умения, навыки, а определенные компетенции, необходимые будущему специалисту в профессиональной деятельности [37].
Требования современного общества к выпускникам вузов прописаны в федеральных государственных образовательных стандартах высшего образования (ФГОС ВО): обладать профессиональными знаниями, умениями и навыками, а также развитыми надпредметными качествами личности - эрудицией, критическим творческим мышлением, способностью к невербальной переработке информации, стремлением к самообразованию, уважением к духовным ценностям других народов [16].
Таким образом, в результате освоения программы бакалавриата у выпускника должны быть сформированы общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции.
Следовательно, необходимость подготовки бакалавров определяет актуальность исследования подхода к оценке сформированности профессиональных компетенций.
Изучение вопросов подготовки бакалавров, сравнительный анализ теории и практики подготовки бакалавров профессионального обучения позволил выявить следующее противоречие:
- между необходимостью последовательного системного контроля формирования компетенций ПК и ПСК и отсутствием единого подхода данного контроля.
В исследовании магистерской диссертации введено ограничение: формирование профессиональных и профессионально-специализированных компетенций рассматривается на примере процесса обучения профильной дисциплины «Металлорежущие станки и станочные комплексы» по направлению подготовки 44.03.04 «Профессиональное обучение (по отраслям)» профиля подготовки «Машиностроение и материалобоработка».
Выявленное противоречие и изучение научной педагогической литературы определили проблему исследования, которая заключается в научно¬теоретическом обосновании подхода к разработке и практической реализации процесса контроля формирования профессиональных компетенций при внедрении системы тестовых заданий.
Цель исследования - разработать структурно-функциональную модель организации оценки сформированности профессиональных компетенций бакалавров профессионального обучения в рамках изучения дисциплины «Металлорежущие станки и станочные комплексы».
Объект исследования - процесс изучения дисциплины «Металлорежущие станки и станочные комплексы» при подготовке бакалавров по направлению 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям).
Предмет исследования - процесс системного контроля сформированности ПК.
На современном уровне развития профессионального и высшего образования в нашей стране применяются различные подходы к оцениванию компетенций при подготовке бакалавров профессионального образования.
Спецификой подготовки бакалавров профессионального обучения, в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) направления подготовки высшего профессионального образования «Профессиональное обучение (по отраслям)», является описание результатов обучения не только на языке общекультурных, профессиональных компетенций и профессионально-специализированных, которые являются составной частью профессиональных компетенций, зависящих от профиля и профилизации данного направления.
Гипотеза исследования - применяемость системного контроля будет ли являться оценкой сформированности профессиональных компетенций?
При соблюдении следующих педагогических условий:
- если система тестового контроля будет распределена по разделам изучения дисциплины;
- если содержание тестов будут сформированы пропорционально уровню знаний и умений.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать сущность компетентностного подхода, его возможности и преимущества при формировании содержания основной профессиональной образовательной программы высшего профессионального образования;
2. Изучить и проанализировать проблему оценки сформированности компетенций;
3. Разработать систему тестовых заданий для текущей сформированности знаний, умений и владений при изучении дисциплины.
4. Провести апробацию системы тестовых заданий.
База исследования: работа проводится на базе ФГАОУ ВО «РГППУ» в институте инженерно-педагогического образования на кафедре технологии машиностроения, сертификации и методики профессионального обучения.
Требования современного общества к выпускникам вузов прописаны в федеральных государственных образовательных стандартах высшего образования (ФГОС ВО): обладать профессиональными знаниями, умениями и навыками, а также развитыми надпредметными качествами личности - эрудицией, критическим творческим мышлением, способностью к невербальной переработке информации, стремлением к самообразованию, уважением к духовным ценностям других народов [16].
Таким образом, в результате освоения программы бакалавриата у выпускника должны быть сформированы общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции.
Следовательно, необходимость подготовки бакалавров определяет актуальность исследования подхода к оценке сформированности профессиональных компетенций.
Изучение вопросов подготовки бакалавров, сравнительный анализ теории и практики подготовки бакалавров профессионального обучения позволил выявить следующее противоречие:
- между необходимостью последовательного системного контроля формирования компетенций ПК и ПСК и отсутствием единого подхода данного контроля.
В исследовании магистерской диссертации введено ограничение: формирование профессиональных и профессионально-специализированных компетенций рассматривается на примере процесса обучения профильной дисциплины «Металлорежущие станки и станочные комплексы» по направлению подготовки 44.03.04 «Профессиональное обучение (по отраслям)» профиля подготовки «Машиностроение и материалобоработка».
Выявленное противоречие и изучение научной педагогической литературы определили проблему исследования, которая заключается в научно¬теоретическом обосновании подхода к разработке и практической реализации процесса контроля формирования профессиональных компетенций при внедрении системы тестовых заданий.
Цель исследования - разработать структурно-функциональную модель организации оценки сформированности профессиональных компетенций бакалавров профессионального обучения в рамках изучения дисциплины «Металлорежущие станки и станочные комплексы».
Объект исследования - процесс изучения дисциплины «Металлорежущие станки и станочные комплексы» при подготовке бакалавров по направлению 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям).
Предмет исследования - процесс системного контроля сформированности ПК.
На современном уровне развития профессионального и высшего образования в нашей стране применяются различные подходы к оцениванию компетенций при подготовке бакалавров профессионального образования.
Спецификой подготовки бакалавров профессионального обучения, в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) направления подготовки высшего профессионального образования «Профессиональное обучение (по отраслям)», является описание результатов обучения не только на языке общекультурных, профессиональных компетенций и профессионально-специализированных, которые являются составной частью профессиональных компетенций, зависящих от профиля и профилизации данного направления.
Гипотеза исследования - применяемость системного контроля будет ли являться оценкой сформированности профессиональных компетенций?
При соблюдении следующих педагогических условий:
- если система тестового контроля будет распределена по разделам изучения дисциплины;
- если содержание тестов будут сформированы пропорционально уровню знаний и умений.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать сущность компетентностного подхода, его возможности и преимущества при формировании содержания основной профессиональной образовательной программы высшего профессионального образования;
2. Изучить и проанализировать проблему оценки сформированности компетенций;
3. Разработать систему тестовых заданий для текущей сформированности знаний, умений и владений при изучении дисциплины.
4. Провести апробацию системы тестовых заданий.
База исследования: работа проводится на базе ФГАОУ ВО «РГППУ» в институте инженерно-педагогического образования на кафедре технологии машиностроения, сертификации и методики профессионального обучения.
В настоящее время, в связи с применением образовательного стандарта ориентированного на компетентностный формат, перед педагогами, работающими в системе высшего профессионального образования, возникает проблема системы оценки сформированности компетенций. Анализируя компетенции и их дескрипторы, определяющие вид деятельности, можно оценить, где и в каком объеме каждая дисциплина, «работает» на формирования компетенций обучаемых.
В данной работе было решено противоречие, а именно выполнено в научно-теоретическом обосновании подхода к разработке и практической реализации процесса контроля формирования профессиональных компетенций при внедрении системы тестовых заданий. Для этого разработана структурно-функциональная модель организации оценки сформированности ПК и ПСК бакалавра, реализованная на базе дисциплины «Металлорежущие станки и станочные комплексы».
На основании анализа рабочей программы дисциплины выделено 3 раздела и 14 тем. По каждой теме разработаны тестовые задания, в которых содержались от 12 до 20 вопросов. Тесты включают задания различных типов: с выбором одного или нескольких верных ответов, с вводом ответа с клавиатуры, на установление соответствия, на упорядочение и на классификацию. Дополнительно разработан итоговый тест, содержащий 25 вопросов. Инструментом при оценке компетенций является система оценочных средств текущего контроля тем учебной дисциплины и итоговый тест по завершению изучения.
Формирующий эксперимент проводился в 2018 учебном году при обучении студентов четвертого курса. Эксперимент проводился на базе ФГАОУ ВО «РГППУ» в институте инженерно-педагогического образования кафедры технологии машиностроения, сертификации и методики профессионального обучения. В процессе экспериментальной апробации осуществлялось прохождение системы тестовых заданий студентами по дисциплине «Металлорежущие станки и станочные комплексы».
Согласно сформулированным показателям сформированности дескрипторов профессиональных компетенций, произведен анализ результативности учебного процесса.
Из приведенных данных следует, что применяемая методика оценки сформированности профессиональных компетенций достаточно эффективна, поскольку она позволила у большинства студентов экспериментальных групп достичь повышенного и высокого уровня сформированности профессиональных компетенций. Количество студентов имеющий пороговый уровень сформированности в экспериментальных группах значительно меньше. Результаты эксперимента доказывают правильность гипотезы, что применение компетентностного подхода к формированию содержания и методического сопровождения междисциплинарных курсов является эффективной методикой формирования профессиональных компетенций.
Применяемая проверка сформированности компетенций достаточно эффективна, поскольку она позволила у большинства студентов экспериментальной групп достичь повышенного и высокого уровня сформированности профессиональных компетенций. Количество студентов имеющий пороговый уровень сформированности в экспериментальных группах значительно меньше. По итогам эксперимента можно сделать вывод в правильности выдвинутой гипотезы: что применение компетентностного подхода к формированию содержания и методического сопровождения междисциплинарных курсов является эффективной методикой формирования профессиональных компетенций.
Систематический контроль сформированности компетенций помогает в формировании устойчивого интереса студентов в процессе всего обучения.
Научная новизна исследования состоит в разработке структурно-функциональной модели организации оценки сформированности профессиональных компетенций бакалавра по дисциплине «Металлорежущие станки и станочные комплексы», ее реализации в педагогическом процессе.
Практическая значимость педагогического эксперимента заключается в разработке методического обеспечения системы тестовых заданий. При создании тестов были учтены дескрипторы компетенций.
В данной работе было решено противоречие, а именно выполнено в научно-теоретическом обосновании подхода к разработке и практической реализации процесса контроля формирования профессиональных компетенций при внедрении системы тестовых заданий. Для этого разработана структурно-функциональная модель организации оценки сформированности ПК и ПСК бакалавра, реализованная на базе дисциплины «Металлорежущие станки и станочные комплексы».
На основании анализа рабочей программы дисциплины выделено 3 раздела и 14 тем. По каждой теме разработаны тестовые задания, в которых содержались от 12 до 20 вопросов. Тесты включают задания различных типов: с выбором одного или нескольких верных ответов, с вводом ответа с клавиатуры, на установление соответствия, на упорядочение и на классификацию. Дополнительно разработан итоговый тест, содержащий 25 вопросов. Инструментом при оценке компетенций является система оценочных средств текущего контроля тем учебной дисциплины и итоговый тест по завершению изучения.
Формирующий эксперимент проводился в 2018 учебном году при обучении студентов четвертого курса. Эксперимент проводился на базе ФГАОУ ВО «РГППУ» в институте инженерно-педагогического образования кафедры технологии машиностроения, сертификации и методики профессионального обучения. В процессе экспериментальной апробации осуществлялось прохождение системы тестовых заданий студентами по дисциплине «Металлорежущие станки и станочные комплексы».
Согласно сформулированным показателям сформированности дескрипторов профессиональных компетенций, произведен анализ результативности учебного процесса.
Из приведенных данных следует, что применяемая методика оценки сформированности профессиональных компетенций достаточно эффективна, поскольку она позволила у большинства студентов экспериментальных групп достичь повышенного и высокого уровня сформированности профессиональных компетенций. Количество студентов имеющий пороговый уровень сформированности в экспериментальных группах значительно меньше. Результаты эксперимента доказывают правильность гипотезы, что применение компетентностного подхода к формированию содержания и методического сопровождения междисциплинарных курсов является эффективной методикой формирования профессиональных компетенций.
Применяемая проверка сформированности компетенций достаточно эффективна, поскольку она позволила у большинства студентов экспериментальной групп достичь повышенного и высокого уровня сформированности профессиональных компетенций. Количество студентов имеющий пороговый уровень сформированности в экспериментальных группах значительно меньше. По итогам эксперимента можно сделать вывод в правильности выдвинутой гипотезы: что применение компетентностного подхода к формированию содержания и методического сопровождения междисциплинарных курсов является эффективной методикой формирования профессиональных компетенций.
Систематический контроль сформированности компетенций помогает в формировании устойчивого интереса студентов в процессе всего обучения.
Научная новизна исследования состоит в разработке структурно-функциональной модели организации оценки сформированности профессиональных компетенций бакалавра по дисциплине «Металлорежущие станки и станочные комплексы», ее реализации в педагогическом процессе.
Практическая значимость педагогического эксперимента заключается в разработке методического обеспечения системы тестовых заданий. При создании тестов были учтены дескрипторы компетенций.



