ВВЕДЕНИЕ 7
1 АНАЛИЗ ПОДХОДА К РЕШЕНИЮ ПРОБЛЕМЫ ОЦЕНИВАНИЯ
КОМПЕТЕНЦИЙ ПРИ ПОДГОТОВКЕ БАКАЛАВРОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 11
1.1 Требования ФГОС к оцениванию качества освоения ОПОП 11
1.2 Анализ компетентностного подхода в профессионально -
педагогическом образовании 13
1.3 Анализ структуры и содержания учебной дисциплины
«Металлорежущие станки и станочные комплексы 26
1.4 Структурно-функциональная модель процесса оценки
сформированности профессиональных компетенций по дисциплине «Металлорежущие станки и станочные комплексы 33
2 РАЗРАБОТКА СИСТЕМЫ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ ДЛЯ ОЦЕНКИ
СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИЙ 42
2.1 Основные функции, понятия и принципы создания оценочных
средств 42
2.2 Разработка системы тестовых заданий по дисциплине
«Металлорежущие станки и станочные комплексы 51
2.3 Методика оценивания при тестировании 57
2.4 Экспериментальная апробация и обработка результатов
тестового задания по дисциплине «Металлорежущие станки и станочные комплексы» 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 74
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 73
ПРИЛОЖЕНИЕ А Комплект тестовых заданий по дисциплине «Металлорежущие станки и станочные комплексы» 84
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Фрагмент электронного теста в системе Айрен по теме «Кинематика станков для нарезания конических зубчатых колес» 104
Модернизация системы российского высшего образования нашла свое отражение не только в изменении структуры и компонентного состава высшего образования, но и в переосмыслении формируемых профессионально значимых качеств будущих специалистов. Основной из задач современного образования является подготовка специалиста для эффективного профессионального общения в мировом поликультурном пространстве. Ориентация современного российского образования в изменившихся социально-экономических и политических условиях на европейские стандарты логически повлекла за собой необходимость перехода со знаниево-ориентированной на компетентностную образовательную модель подготовки специалистов. При этом необходимо формировать не только знания, умения, навыки, а определенные компетенции, необходимые будущему специалисту в профессиональной деятельности [37].
Требования современного общества к выпускникам вузов прописаны в федеральных государственных образовательных стандартах высшего образования (ФГОС ВО): обладать профессиональными знаниями, умениями и навыками, а также развитыми надпредметными качествами личности - эрудицией, критическим творческим мышлением, способностью к невербальной переработке информации, стремлением к самообразованию, уважением к духовным ценностям других народов [16].
Таким образом, в результате освоения программы бакалавриата у выпускника должны быть сформированы общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции.
Следовательно, необходимость подготовки бакалавров определяет актуальность исследования подхода к оценке сформированности профессиональных компетенций.
Изучение вопросов подготовки бакалавров, сравнительный анализ теории и практики подготовки бакалавров профессионального обучения позволил выявить следующее противоречие:
- между необходимостью последовательного системного контроля формирования компетенций ПК и ПСК и отсутствием единого подхода данного контроля.
В исследовании магистерской диссертации введено ограничение: формирование профессиональных и профессионально-специализированных компетенций рассматривается на примере процесса обучения профильной дисциплины «Металлорежущие станки и станочные комплексы» по направлению подготовки 44.03.04 «Профессиональное обучение (по отраслям)» профиля подготовки «Машиностроение и материалобоработка».
Выявленное противоречие и изучение научной педагогической литературы определили проблему исследования, которая заключается в научно¬теоретическом обосновании подхода к разработке и практической реализации процесса контроля формирования профессиональных компетенций при внедрении системы тестовых заданий.
Цель исследования - разработать структурно-функциональную модель организации оценки сформированности профессиональных компетенций бакалавров профессионального обучения в рамках изучения дисциплины «Металлорежущие станки и станочные комплексы».
Объект исследования - процесс изучения дисциплины «Металлорежущие станки и станочные комплексы» при подготовке бакалавров по направлению 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям).
Предмет исследования - процесс системного контроля сформированности ПК.
На современном уровне развития профессионального и высшего образования в нашей стране применяются различные подходы к оцениванию компетенций при подготовке бакалавров профессионального образования.
Спецификой подготовки бакалавров профессионального обучения, в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) направления подготовки высшего профессионального образования «Профессиональное обучение (по отраслям)», является описание результатов обучения не только на языке общекультурных, профессиональных компетенций и профессионально-специализированных, которые являются составной частью профессиональных компетенций, зависящих от профиля и профилизации данного направления.
Гипотеза исследования - применяемость системного контроля будет ли являться оценкой сформированности профессиональных компетенций?
При соблюдении следующих педагогических условий:
- если система тестового контроля будет распределена по разделам изучения дисциплины;
- если содержание тестов будут сформированы пропорционально уровню знаний и умений.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать сущность компетентностного подхода, его возможности и преимущества при формировании содержания основной профессиональной образовательной программы высшего профессионального образования;
2. Изучить и проанализировать проблему оценки сформированности компетенций;
3. Разработать систему тестовых заданий для текущей сформированности знаний, умений и владений при изучении дисциплины.
4. Провести апробацию системы тестовых заданий.
База исследования: работа проводится на базе ФГАОУ ВО «РГППУ» в институте инженерно-педагогического образования на кафедре технологии машиностроения, сертификации и методики профессионального обучения.
В настоящее время, в связи с применением образовательного стандарта ориентированного на компетентностный формат, перед педагогами, работающими в системе высшего профессионального образования, возникает проблема системы оценки сформированности компетенций. Анализируя компетенции и их дескрипторы, определяющие вид деятельности, можно оценить, где и в каком объеме каждая дисциплина, «работает» на формирования компетенций обучаемых.
В данной работе было решено противоречие, а именно выполнено в научно-теоретическом обосновании подхода к разработке и практической реализации процесса контроля формирования профессиональных компетенций при внедрении системы тестовых заданий. Для этого разработана структурно-функциональная модель организации оценки сформированности ПК и ПСК бакалавра, реализованная на базе дисциплины «Металлорежущие станки и станочные комплексы».
На основании анализа рабочей программы дисциплины выделено 3 раздела и 14 тем. По каждой теме разработаны тестовые задания, в которых содержались от 12 до 20 вопросов. Тесты включают задания различных типов: с выбором одного или нескольких верных ответов, с вводом ответа с клавиатуры, на установление соответствия, на упорядочение и на классификацию. Дополнительно разработан итоговый тест, содержащий 25 вопросов. Инструментом при оценке компетенций является система оценочных средств текущего контроля тем учебной дисциплины и итоговый тест по завершению изучения.
Формирующий эксперимент проводился в 2018 учебном году при обучении студентов четвертого курса. Эксперимент проводился на базе ФГАОУ ВО «РГППУ» в институте инженерно-педагогического образования кафедры технологии машиностроения, сертификации и методики профессионального обучения. В процессе экспериментальной апробации осуществлялось прохождение системы тестовых заданий студентами по дисциплине «Металлорежущие станки и станочные комплексы».
Согласно сформулированным показателям сформированности дескрипторов профессиональных компетенций, произведен анализ результативности учебного процесса.
Из приведенных данных следует, что применяемая методика оценки сформированности профессиональных компетенций достаточно эффективна, поскольку она позволила у большинства студентов экспериментальных групп достичь повышенного и высокого уровня сформированности профессиональных компетенций. Количество студентов имеющий пороговый уровень сформированности в экспериментальных группах значительно меньше. Результаты эксперимента доказывают правильность гипотезы, что применение компетентностного подхода к формированию содержания и методического сопровождения междисциплинарных курсов является эффективной методикой формирования профессиональных компетенций.
Применяемая проверка сформированности компетенций достаточно эффективна, поскольку она позволила у большинства студентов экспериментальной групп достичь повышенного и высокого уровня сформированности профессиональных компетенций. Количество студентов имеющий пороговый уровень сформированности в экспериментальных группах значительно меньше. По итогам эксперимента можно сделать вывод в правильности выдвинутой гипотезы: что применение компетентностного подхода к формированию содержания и методического сопровождения междисциплинарных курсов является эффективной методикой формирования профессиональных компетенций.
Систематический контроль сформированности компетенций помогает в формировании устойчивого интереса студентов в процессе всего обучения.
Научная новизна исследования состоит в разработке структурно-функциональной модели организации оценки сформированности профессиональных компетенций бакалавра по дисциплине «Металлорежущие станки и станочные комплексы», ее реализации в педагогическом процессе.
Практическая значимость педагогического эксперимента заключается в разработке методического обеспечения системы тестовых заданий. При создании тестов были учтены дескрипторы компетенций.
1. Аванесов В. С. Основы научной организации педагогического контроля в высшей школе. Учебное пособие. - М.: Исследовательский центр, 1989 - 167 с.
2. Агрэ И.Ю. Айсмонтас Б.Б. Педагогическая психология. Электронный курс лекций/Б.Б. Айсмонтас. [Электронный ресурс]: (Режим доступа: http: //www.ido .rudn.ru)
3. Бермус А.Г. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании/ А.Г. Бермус// Интернет-журнал «ЭЙДОС». [Электронный ресурс]: (Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/index/htm) 4. Беспалько В.П., Программированное обучение (дидактические основы)[Текст], М., Высш. шк., 1970 .- 300с.
5. Беспалько В.П. Системно - методическое обеспечение учебно - воспитательного процесса подготовки специалистов: Учебно - методическое пособие / В.П. Беспалько, Ю.Г. Татур. - М.: Высш. шк., 1989. - 144с.
6. Блинов В.И. Концептуальные основы разработки Федеральных
Государственных образовательных стандартов начального и среднего профессионального образования нового поколения[Текст] / В.И. Блинов. М.: Редакционно-издательский отдел Федерального института развития
образования (ФИРО), 2008.-63с.
7. Бордовская С.Ю. Оценка уровня сформированности ключевых компетенций будущих рабочих с помощью кейс-метода/ С.Ю. Бордовская // Вестник ТГПУ 2011 №13. С. 226-230.
8. Вербицкий А.А. Педагогические проблемы реализации компетентностного образования: контекстный подход/ А.А. Вербицкий// Совместный российско-американский журнал «Партнерство через образование». 2009. №5. С. 5-11.
9. Грабарь М.И., Краснянская К.Л. Применение математической статистики в педагогических исследованиях. Непараметрические методы. [Текст].М.: Педагогика, 1977.-136 с.
10. Гвоздев А.С., Мелентьев В.С. Трёхмерная и динамическая модели двигателя малой мощности для исследования сопряжённых процессов [Текст]// Известия Самарского научного центра Российской академии наук. - 2013. - №6(3). - С. 626-633.
11. Головина Л.П. Создание базы оценочных средств текущей, промежуточной и государственной (итоговой) аттестации по ОПОП специальностй в соответствии с требованиями ФГОС нового поколения[Текст]./ Л.П. Головина. Балаково, 2010.- 182с.
12. Дуброва М.В. Компетентность и компетенция как педагогические
категории: определение, структура, классификация/ М.В.
Дуброва//Гуманитарные науки и образование. 2011. - №2(6) - С.102-104.
13. Джон Эрпенбек. Формирование современной системы контроля и оценки качества в образовательном процессе. [Электронный ресурс]: (Режим доступа:http://fgosvo.ru/uploadfiles/bolonsk/prilozh.pdf)
14. Ефремова Н.Ф. Подходы к оцениванию компетенций в высшем образовании: учеб. Пособие/ Н.Ф. Ефремова. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2010. -98с.
15. Зеер, Э. Ф. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход Текст.: учеб. пособие / Э. Ф. Зеер, А. М. Павлова, Э. Э Сыманюк. М. : Московский психолого-социальный институт, 2005. - 65с.
16. Зимняя И.А. Ключевые компетенции как результативно-целостная основа компетентностного подхода в образовании. [Электронный ресурс]: (Режим доступаhttp://old.vvsu.ru/dap/development program/files/zimnyaya.pdf)
17. Зленко М.А., Нагайцев М.В., Довбыш В.М. Аддитивные технологии в машиностроении Пособие для инженеров М.: 2015. - 218 с.
18. Киреева Н.В. Оценка общих компетенций обучающихся/ Н.В. Киреева. [Электронный ресурс]: (Режим доступа:http://pedsovet.su/load/43-1-0-24991)
19. Ильина Т.А. Педагогика: Курс лекций. Учебное пособие для студентов пед. Институтов. - М.: Просвещение, 1984. - 496 с.
20. Инженерная SD-компьютерная графика: учебник и практикум для академического бакалавриата / А.Л. Хейфец, А.Н. Логиновский, И.В. Буторина, В.Н. Васильева; под ред. А.Л. Хейфеца. - 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Изд-во Юрайт, 2015 . - 602 с.
21. Инженерная SD-компьютерная графика: уч. пособие для бакалавров, 2-е изд. перераб. и дополн. / А.Л. Хейфец, А.Н. Логиновский, И.В. Буторина, В.Н. Васильева; под ред. А.Л. Хейфеца. — М.: Изд-во Юрайт, 2012. - 464 с.
22. Киселев Г.М. Информационные технологии в профессиональной в педагогическом образовании: Учебник / Г.М. Киселев, Р.В. Бочкова. - 2 - изд., перераб. и доп. - М.: Издательско - торговая корпорация «Дашков и К», 2014. - 304 с.
23. Краевский В.В. Теоретические основы содержания общего среднего образования [Текст]/ Под ред. В.В. Краевского, И.Я. Лернера. М., 1983.
24. Крысина Л.П. Толковый словарь иностранных слов[Текст]/ Л.П. Крысина. М.: Русский язык, 1998.-856с.
25. Методические рекомендации по разработке фонда оценочных средств учебной дисциплины.[Текст] Составители: Л.П. Елифанова, Е.О. Гончаренко. Каменск-Уральский, 2011.-39с.
26. Мкртычан Г. А. Мотивационно-целевые компоненты экспертной деятельности в образовании. // Психологическая наука и образование. 2002, № 1. С. 50- 53.
27. Модели педагогических измерительных материалов/ ФЭПО: соответствие требованием ФГОС и ГОС II [электронный ресурс]. (Режим доступа:http: //fepo. i-exam.ru/node/155)
28. Новиков, Д.А. Статические методы в педагогических исследованиях (Типовые случаи)/Д.А. Новиков. - М.:МЗ - Пресс, 2004. - 67 с.
29. Переход российских вузов к уровневой системе подготовки кадров в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами: нормативно-методические аспекты/ В.А. Богословский, Е.В. Караваева, Е.Н. Ковтун, и др. М.: Университетская книга, 2010. 249с.
30. Проект TUNING - Настройка образовательных структур в Европе.
[Электронный ресурс]: (Режим доступа:
http: //kk.convdocs.org/docs/index335813. html)
31. Профессиональная педагогика: категории, понятия, дефиниции [Текст] : сб. науч. тр. Вып. 4 / Федер. агентство по образованию; Рос. гос. проф.-пед. ун-т ; Рос. акад. образования, Ур. отд-ние , 2006. - 571 с.
32. Постановление правительство РФ от 5 августа 2013 г. №661 «Об
утверждении Правил разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений» [Электронный ресурс].(Режим доступа:
http: //pravo .gov.ru/proxy/ips/?docbody=&prevDoc=102127905&backlink=1&&nd= 102167206)
33. Проектирование основных образовательных программ при реализации уровневой подготовки кадров на основе федеральных государственных образовательных стандартов[Текст]/ под редакцией С.В. Коршунова. М.: МИПК МГТУ им Н.Э. Баумана, 2010. - 2011с.
34. Регуш Л.А. Практикум по наблюдению и наблюдательности. [Электронный ресурс]. (Режим доступа :http://lib100.com/book/pedagogics)
35. Рекомендации о порядке проведения промежуточной аттестации по учебным дисциплинам, междисциплинарным курсам, профессиональным модулям и переводе на следующий курс обучающихся по основным профессиональным образовательным программам начального и среднего профессионального образования на основе федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС)[Текст]/ Т.А. Таршис, Т.В. Ташлинцева, П.Е. Бакаева. Екатеринбург. 2012. - 68 с.
36. Рекомендации по проектированию и использованию оценочных
средств при реализации основной образовательной программы профессионального образования нового поколения : методические
рекомендации [Текст]/ /отв. Ред. В.В. Минаев. М. Российский государственный университет, 2013.
37. Сборник докладов конференции «Компетентность педагога как
условие обеспечения эффективности формирования ключевых
компетентностей обучающихся». Самара, 2009. 80с.
38. Скакун В.А. Методика преподавания специальных и общетехнических предметов (в схемах и таблицах): учебное пособие для нач. проф. образования/ В.А. Скакун. М.: Академия, 2005. 128с.
39. Смирнова М.Р. Контроль, учет и оценка знаний учащихся по математике/ М.Р. Смирнова. [Электронный ресурс]: (Режим достура: http: //www.nsportal.ru)
40. Средства контроля. [Электронный ресурс]: (Режим доступа:
http: //www.lnt-rt.ru)
41. Степанова - Быкова А.С., Дулинец Т.Г. Методика профессионального обучения.: курс лекций/ А.С. Степанова - Быкова, Т.Г. Дулинец. Красноярск: ИПК СФУ. 2009. -300с.
42. Темняткина О.В. Методика разработки фонда оценочных средств основной профессиональной образовательной программы на основе ФГОС. Методические рекомендации/ О.В. Темняткина. Екатеринбург: ФИРО. 2011. - 126с.
43. Теория и практика контроля и оценки профессиональных знаний и умений// Профессиональное образование. 2000. № 7. С.32.
44. Ушинский К.Ф. Собр. соч. в 11 т. Т. 8, М., 1951. С. 661 47.
Федеральный государственный образовательный стандарт. Глоссарий. [Электронный ресурс]: (Режим доступа:
http: //standart.edu.ru/catalog.aspx? Catalo gId=797)
45. Фоминых И. В. Роль учебно-методического комплекса в обеспечении качества образования [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). — СПб.: Заневская площадь, 2014. — С. 307-309.
46. Формирование общих компетенций студентов (рекомендации по организации образовательного процесса). ОГУ ДПО «Центр профессионального образования» [Электронный ресурс]: (Режим доступа: http://ru.znatock.com/docs/index-63098.html)
47. Харламов И.Ф. Педагогика [Текст]: М.:Высшая школа, 1990. С. 128.
48. Хуторской, А.В. Ключевые компетенции как компонент личностноориентированной парадигмы образования [Текст] / А.В. Хуторской // Народное образование. - 2003. - № 2. - С.58-64.
49. Чернова Ю.К. Технология реализации компетентностного подхода при подготовке специалистов/ Ю.К. Чернова // Вектор науки ТГУ. 2010. № 1.
50. Шапкин В.В. Контроль знаний и умений обучающихся в учреждениях начального профессионального образования.[Текст]/ В.В. Шапкин СПб. Методическое пособие. 2011.-180 с.
51. Эрганова Н. Е. Методика профессионального обучения: Учеб пособие. - М.: Академия. 2007. 160 с.
52. Оборудование машиностроительных предприятий : учебное пособие для вузов [Гриф УМО] / А. Г. Схиртладзе [и др.]. - 2-е изд., перераб. и доп. - Старый Оскол : Тонкие наукоемкие технологии, 2013. - 167 с.
53. Ефремов, В. Д. Металлорежущие станки : учебник для вузов [Гриф УМО] / В. Д. Ефремов, В. А. Горохов, А. Г. Схиртладзе ; под общ. ред. П. И. Ящерицына. - Старый Оскол : Тонкие наукоемкие технологии, 2014. - 695 с.
54. Металлорежущие станки: учебник. В двух томах. Том 1 [Электронный ресурс] : учеб. / Т.М. Авраамова [и др.]. — Электрон. дан. — Москва : Машиностроение, 2011. — 608 с.
55. Металлорежущие станки: учебник. В двух томах. Том 2 [Электронный
ресурс] : учеб. / В.В. Бушуев [и др.]. — Электрон. дан. — Москва :
Машиностроение, 2011. — 586 с.
56. Сергель, Н.Н. Технологическое оборудование машиностроительных предприятий [Электронный ресурс] : учеб. пособие — Электрон. дан. — Минск : Новое знание, 2013. — 732 с.
57. Вешкурцев В. И. Практикум по дисциплине "Оборудование отрасли" [Электронный ресурс] : учеб. пособие для вузов [Гриф УМО] / В. И. Вешкурцев, Д. Г. Мирошин ; Рос. гос. проф.-пед. ун-т, Акад. проф. образования, Урал. отд-ние Рос. акад. образования. - Екатеринбург : Издательство РГ1П1У, 2012. - 60 с.
58. Вешкурцев В. И. Курсовое проектирование по дисциплине "Оборудование отрасли" [Электронный ресурс] : учеб. пособие для вузов [Гриф УМО] / В. И. Вешкурцев, Д. Г. Мирошин ; Рос. гос. проф.-пед. ун-т. - Екатеринбург : Издательство РГППУ, 2012. - 112 с.
59. Профессиональная педагогика: категории, понятия, дефиниции [Текст] : сб. науч. тр. Вып. 4 / Федер. агентство по образованию; Рос. гос. проф.-пед. ун-т ; Рос. акад. образования, Ур. отд-ние , 2006. - 571 с.
60. Рекомендации по проектированию и использованию оценочных
средств при реализации основной образовательной программы профессионального образования нового поколения : методические
рекомендации [Текст]/ /отв. Ред. В.В. Минаев. М. Российский государственный университет, 2013.
61. Федеральный государственный образовательный стандарт.
Глоссарий. [Электронный ресурс]: (Режим
доступа:http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=797)