Введение 7
1 Теоретические аспекты технологии мобильного обучения
программированию 13
1.1 Основные понятия в области мобильного обучения 13
1.2 Значимость технологии мобильного обучения 18
1.3 Становление технологии мобильного обучения 23
1.4 Концепции дизайна мобильных обучающих программ 25
1.5 Анализ российского и зарубежного опыта в вопросах применения
технологий мобильного обучения 33
1.6 Проблемы обучения с применением технологий мобильного обучения .... 38
1.7 Методические аспекты обучения программированию 41
1.8 Концепции разработки дидактических средств при мобильном обучении 51
2 Технологии мобильного обучения JAVA-программированию 54
2.1 Описание направления подготовки бакалавров информационных систем и
технологий и дисциплины «Web-программирование» 54
2.2 Теоретические аспекты дисциплины «Web-программирование» 55
2.3 Практические аспекты дисциплины «Web-программирование» 55
2.4 Анализ технической и психологической готовности студентов к
мобильному обучению 57
2.5 Разработка системы тестирования по теме «Внедрение и реализация
скриптов JavaScript» 64
2.6 Описание общей и частной модели внедрения технологии мобильного
обучения 67
2.7 Проведение занятий с использованием мобильной технологии обучения . 75
2.8 Анализ полученных результатов 77
2.9 Оценка достоверности полученных результатов 84
Заключение 86
Список используемой литературы 87
ПРИЛОЖЕНИЕ А — Вопросы входного контроля 95
ОКОНЧАНИЕ ПРИЛОЖЕНИЯ А 96
ПРИЛОЖЕНИЕ Б — Вопросы по разделу «Введение в JavaScript» 97
ОКОНЧАНИЕ ПРИЛОЖЕНИЯ Б 98
ПРИЛОЖЕНИЕ В — Вопросы по разделу «Основы JavaScript» 99
ОКОНЧАНИЕ ПРИЛОЖЕНИЯ В 100
ПРИЛОЖЕНИЕ Г — Структура мобильного образовательного ресурса
«JAVA-STUDENT» 101
ПРИЛОЖЕНИЕ Д — Экраны мобильного 102
образовательного ресурса «JAVA-STUDENT» 102
ПРОДОЛЖЕНИЕ ПРИЛОЖЕНИЯ Д 103
ПРОДОЛЖЕНИЕ ПРИЛОЖЕНИЯ Д 104
ОКОНЧАНИЕ ПРИЛОЖЕНИЯ Д
Современное образование в области информатики и программирования сталкивается с вызовами ускоряющегося обновления содержания, форм и методов обучения, инструментов и методологий программирования.
А технический прогресс приводит к тому, что информационные технологии используются во всех сферах нашей жизни, в том числе в образовании.
В связи с популярностью гаджетов и распространением мобильных средств связи, появляется все больше программ и приложений, несущих обучающий характер. Преимущество данных технологий в расширении возможностей и качества образования.
Расширение рынка мобильных устройств и их применение в разных областях, способствуют развитию в области мобильного обучения.
Мобильные устройства стали неотъемлемой частью нашей жизни и постепенно встраиваются в образовательный процесс.
В магистерской диссертации особое внимание уделяется обучению web- программированию бакалавров направления подготовки 09.03.02 Информационные системы и технологии профиля Информационные технологии в медиа-индустрии.
В 2010 году Юнеско Институт по Информационным Технологиям в образовании опубликовал статью, которая называется «Мобильное обучение», в ней отмечена та важная роль, которую играют мобильные устройства в жизни современных студентов. Реалии нашей жизни таковы, что далеко не все обучающиеся, используют при обучении традиционные источники на бумаге, такие, как учеб-ники, учебные пособия, словари, а практически всю информацию они черпают из интернета, непосредственно при помощи компьютера, мобильных устройств. Повсеместное использование вышеуказанных устройств позволяет современным преподавателям сделать их помощниками в организации учебного процесса. Так появилась технология, названная m-Learning [24].
Также в документах Юнеско, в рамках программы «Глобальное образование 2030» [12] говорится: «В ближайшие пятнадцать лет, мобильное обучение, станет более интегрированным с общим образованием, станут обычным явлением в системе формального и неформального образования. Как улучшенная связь между техническими и педагогическими инновациями, мобильные техно-логии будут брать на себя четко определенную, но все более существенную роль в общей экосистеме образования» [61]. И мобильные технологии имеют огромный потенциал ускорения прогресса в достижении этой цели [13].
Mobile Learning, или m-Learning — это новое направление в педагогике и образовании, обучение с помощью мобильных технологий.
В непрерывном сценарии обучения учащийся использует различные виды технологий, извлекая выгоду из каждого.
Практика показывает, что мобильные девайсы и приложения легко встраиваются в процесс обучения, делают его более эффективным.
Мобильные устройства способствуют росту зависимости от средств доступа к информации. Также увеличиваются их функциональные возможности и мощность, что ведет к расширению их использоваться в качестве образовательных инструментов. Мобильное обучение может занять центральное место, как в официальном, так и в неформальном образовании.
Противоречия данного исследования возникают:
• между возможностью применения мобильной и недостаточной разработанностью теории и практики применения мобильных устройств в процессе обучения;
• с одной стороны, в процессе обучения фрагментарно используется опыт мобильного обучения в виде публикаций образовательного контента на сайтах, онлайн вебинаров, презентаций, с другой стороны, в постоянно расширяющемся информационном поле это не обеспечивает получения образовательных результатов в соответствии с требованиями, предъявляемыми современным обществом.
Проблема исследования заключается в создании методической системы реализации технологий мобильного обучения JAVA-программированию бака-лавров информационных систем, позволяющей обеспечить непрерывный процесс обучения и способствующей повышению качества знаний обучаемых.
При этом методика обучения понимается нами не только как совокупность методов и средств обучения, направленных на достижение определенной образовательной цели, но и как построение в ее рамках методической системы обучения и ее реализация в рамках существующего образовательного процесса в вузе.
Для решения данной задачи требуется не малые организационные усилия со стороны преподавателей, исследовательской и методической работы преподавателей по внедрению стратегий, форм и методов мобильного обучения в образовательный процесс высших учебных заведений [9]. Необходимо разработать технологию мобильного обучения, что будет способствовать оптимизации процесса обучения в вузе бакалавров информационных систем и технологий языку программирования JavaScript [3].
В соответствии с объектом и предметом определена гипотеза исследования: использование методики мобильного обучения бакалавров информационных систем и технологий позволит построить непрерывный процесс обучения.
Объект исследования — технология мобильного обучения языку программирования JavaScript бакалавров информационных систем и технологий.
Предмет исследования — разработка методики мобильного обучения языку программирования JavaScript бакалавров информационных систем и технологий на основе теории и практики использования дидактических средств.
Цель исследования — научно и технологически обосновать, разработать и в ходе опытно-поисковой работы апробировать технологию мобильного обучения языку программирования JavaScript бакалавров информационных систем и технологий.
В соответствии с целью исследования и его гипотезой были поставлены и решались следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать вопросы мобильного обучения в современном образовании.
2. Провести педагогический анализ аспектов обучения программированию бакалавров информационных систем и технологий.
3. Разработать модель методики мобильного обучения языку программирования JavaScript бакалавров информационных систем и технологий.
4. В ходе опытно-поисковой работы проверить:
• готовность бакалавров информационных систем и технологий к мобильному обучению;
• эффективность методики мобильного обучения языку программирования JavaScript бакалавров информационных систем и технологий.
При решении поставленных задач и проверке гипотезы использовался комплекс дополняющих друг друга методов исследования:
• теоретические — анализ педагогической, психологической и научно-методической литературы;
• эмпирические — сравнительно-сопоставительный анализ отечественного и зарубежного опыта использования технологии мобильного обучения, социологические методы исследования (наблюдение, опросы, метод экспертных оценок), статистические методы обработки результатов исследования.
Теоретическая значимость результатов исследования определяется его вкладом в развитие основ теории, методологии и технологии мобильного обучения как целостной системы.
• разработана и обоснована технология мобильного обучения, ведущей идеей которого является обучение с помощью мобильных устройств;
• разработаны научно-методологические и технологические основы процесса мобильного обучения как элемент нового научного направления в области образования;
• разработан обучающий мобильный ресурс;
• сформулирован и обоснован принцип управляемого интерактивного самообучения в любое время и в любом месте;
• использованием самостоятельного, интерактивного режима работы с электронным учебником;
• осуществлением саморегуляции через самостоятельное приобретение знаний и его закреплении.
Научно обоснована методика мобильного обучения, выявлены тенденции и условия реализации мобильного обучения в вузе. Выявлены социально-педагогические приоритеты мобильного обучения, гибкость при применении мобильных устройств, что позволяет расширить возможности их использования в предметных учебных аудиториях, реализовать непрерывный образовательный процесс.
Замечены изменения в обучении под воздействием технологии мобильного типа. Наглядные и практические методы в условиях мобильного обучения обогащают использование специфических сервисов обучения: электронной почты, форума, чата, веб-сайтов. Развиваются методы на основе гипертекста, инструментариев удаленного тестирования. Осуществляется оценка первоначальной компетентности, что позволяет строить индивидуальную траекторию обучения. Выделены мобильные средства для: изучения мобильного контента, мобильного контроля знаний.
Предложена типизация мобильных средств, для изучения мобильного кон-тента: мобильные учебники, системы тестирования. Обоснована модель процесса мобильного обучения, акцентирующая педагогические функции и новые возможности информационно-телекоммуникационных технологий нового поколения по стимулированию активности обучающихся, особенности их использования в совместной и индивидуальной учебной работе.
Практическая значимость исследования: с целью реализации технологии мобильного обучения был разработан и внедрен обучающий ресурс с возможностью тестирования, по дисциплине «Web-программирование» для обучающихся по профилю 09.03.02 программы бакалавриата «Информационные технологии в медиаиндустрии», адаптированный для успешного мобильного обучения.
Результаты данного исследования и разработанный мобильный образовательный ресурс могут использоваться при преподавании дисциплины «Web-программирование» и в других ВУЗах.
Основными методами исследования явились: теоретические методы — анализ и изучение нормативно-правовых документов, теоретический анализ и синтез, анализ состояния мобильного обучения в России и за рубежом, моделирование, проектирование, методы логического вывода; общенаучные методы — моделирование, проектирование, анализ, синтез, обобщение, систематизация, классификация; эмпирические методы — наблюдение, опросные методы, педагогическая диагностика, монографические исследования, методы статистической обработки и качественного анализа результатов эксперимента; математические методы применялись для статистической обработки результатов педагогических экспериментов.
Научная новизна исследования заключается в разработке теоретически обоснованного и опытно проверенного методического обеспечения интерактив-ной среды обучения как эффективной модели интеграции мобильных технологий в преподавание языка программирования JavaScript, а именно:
• условий, обуславливающих становление процесса мобильного обучения в образовании;
• выявлены критерии отбора мобильных устройств для использования в преподавании языка программирования JavaScript;
• разработаны технологии процесса мобильного обучения, представления и изучения учебного материала, мобильного контроля знаний, поддержки мобильного обучения, отличающиеся от ранее известного использования интерактивных электронных вебинаров, видеоконференций, мобильных игр, практикумов и тренингов, реализуемых на мобильных устройствах.
В заключении отметим, что внедрение технологию мобильного обучения в образовательный процесс:
• позволяет участникам образовательного процесса обучаться вне зависимости от времени и места, что расширяет рамки учебного процесса за пределы стен учебного заведения;
• дает возможность учиться людям с ограниченными возможностями;
• не требует приобретения персонального компьютера и традиционной бумажной учебной литературы, то есть, экономически оправдано;
• образовательный контент легко распространяются между пользователями благодаря современным беспроводным технологиям связи;
• информация в мультимедийном формате способствует лучшему усвоению и запоминанию материала, повышая интерес к образовательному процессу
Таким образом, очевидна целесообразность использования мобильных устройств в процессе обучения.
Мобильные устройства и беспроводные технологии станут повседневной частью обучения, как внутри, так и вне аудиторий.
Реальность такова, что большинство современных студентов технически и психологически готовы к использованию мобильных технологий в образовании, и необходимо рассматривать новые возможности для более эффективного использования потенциала мобильного обучения. Решение этой задачи требует организационных усилий со стороны руководителей образовательных учреждений, исследовательской и методической работы ученых и преподавателей по внедрению стратегий, форм и методов мобильного обучения в учебный процесс высших учебных заведений.
1. Амиров А.Ж. Роль современных мобильных приложений в учебном
процессе вуза [Электронный ресурс]. Режим доступа:
https://moluch.ru/archive/135/37927(Дата обращения: 01.10.2018).
2. Ассоциативный поиск и семантические сети [Электронный ресур^. Режим доступа:http://about.viwo.ru/semantic.html (Дата обращения: 10.11.2018).
3. Ассоциация e-Learning специалистов: 15 способов использования
мобильного телефона для обучения, предложенные участниками нашего сообщества [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://e-
lpro.blogspot.ru/2012/07/15.html (Дата обращения: 11.10.2018).
4. Ассоциация e-Learning специалистов: А Вы уже используете свой мобильный телефон для обучения? [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.elearningpro.ru/forum/topics/2187575:Topic:93144. (Дата обращения: 14.10.2018).
5. Бабичев Н.В., Водостоева Е.Н., Масленикова О.Н., Соколова Н.Ю. Роль и значение интерактивных наглядных пособий в системе современного биологического образования [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://e- drofa.ru/aboutnavigator/40(Дата обращения 17.01.2018).
6. Визуальный словарь:Санкт-Петербургский Институт Информатики и Автоматизации РАН, Лаборатория Автоматизации Научных Исследований [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://about.vslovar.ru/ (Дата обращения 17.01.2018).
7. Водолад С.Н. Изучение методов представления информации в курсе информатики: (На примере гипертекстовых представлений учебного материала по тригонометрии) [Текст]: Дисс. канд. пед. наук: 13.00.02/ С.Н. Водолад. - М.: 2000,- с.152.
8. Вульфович Е.В. Роль мобильного обучения в оптимизации преподавания иностранных языков [Текст] // Известия ВГПУ. - 2014. - № 6 (91),- с.161-164.
9. Голицына И.Н., Половникова Н.Л. Мобильное обучение как новая технология в образовании [Текст] // Образовательные технологии и общество. 2011. № 1,-c. 241-252.
10. ГОСТ Р 52653-2006 Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Термины и определения [Электронный ресурс]. Режим доступа:https://allgosts.ru/35/240/gost_r_52653-2006 (Дата обращения 10.11.2018).
11. Груздев С.О. К вопросу о состоянии педагогической теории мобильного обучения [Текст] // ОНВ. - 2010. - № 6 (92),-с. 193-194.
12. Документ ЮНЕСКО «Глобальное образование 2030» [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://unesdoc.unesco.Org/images/0024/002456/245656E.pdf (Дата обращения 17.01.2018).
13. Документ ЮНЕСКО Образование меняет жизнь [Электронный ресурс]. Режим доступа:https://en.unesco.org/themes/education (Дата обращения 17.01.2018).
14. Дронов В.П. Информационно-образовательная среда XXI века. [Текст] // Вестник образования. - М.,- 2009. - №15,- с.44-52.
15. Дубовицкая. Т.Д. К проблеме диагностики учебной мотивации [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://gatchina-psi.narod.ru/06_daijest/06-02_motivacija.htm (Дата обращения 17.01.2018).
16. Жужжалов В.Е. Интеграционные методы изучения
программирования в вузовском курсе информатики [Текст] // Вестник МГПУ. Серия информатика и информатизация образования. - М., 2003, № 1, - с. 53-54.
17. Жужжалов В.Е. Методология разработки учебных программ на основе процедурной парадигмы программирования [Текст] // Вестник МГПУ. Сер. «Информатика и информатизация образования». - М., 2004, № 1 (2), с. 61-66.
18. Жужжалов В.Е. Специфика обучения программированию при подготовке студентов-информатиков [Текст] // Вестник МГПУ. Сер. «Информатика и информатизация образования». - М., 2004, № 1 (2), с. 56-61.
19. Зенкина С.В. Педагогические основы ориентации информационно-коммуникационной среды на новые образовательные результаты [Текст] // Дисс. д-ра пед. наук. - Москва, 2007, с. 34-38.
20. Ибрагимов Г. И. Сущность и ведущие принципы концентрированного обучения [Текст] // Инновации в образовании. 2013. № 5, с. 14-26.
21. Использование мобильных телефонов на уроках английского языка [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.englishteachers.ru/foru m/index.php?showtopic=809 (Дата обращения 09.10.2018).
22. Калинина С.В. Система менеджмента качества образовательных
услуг вуза : монография. М.: Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте, 2010. 228 с. [Электронный ресурс]. Режим
доступа:http://www.iprbook-shop.ru/16138 (Дата обращения 09.10.2018).
23. Капранчикова К.В. Мобильные технологии в обучении
иностранному языку студентов нелингвистических направлений подготовки [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://en.unesco.org/themes/education
(Дата обращения 17.01.2018).
24. Касьянова Е.В. Адаптивные методы и средства поддержки дистанционного обучения программированию [Текст] // Новосибирск, ИСИ СО РАН, 2007. с. 170.
25. Клинк А.К. Использование мобильных технологий в образовании [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://scorcher.ru/theory_publisher/show_art.php?id=587_(Дата обращения 09.10.2018).
26. Кривицкий. Б.Х. Учебные электронные средства в вузе [Текст] // Учеб. для преподавателей, повышающих квалификацию в МГУ / Б.Х. Кривицкий. - М.: МГУ, 2013,- с.48-53.
Т1. Кузнецова А.А. Основы общей теории и методики обучения
информатике [Текст] // Бином, 2010, - 207 с.
28. Кузнецова А.А. Информатизация образования (Бином) [Текст] // Бином, 2011,-59 с.
29. Куклев. В.А. Становление системы мобильного обучения в открытом дистанционном образовании [Текст] // автореферат диссертация д-ра пед. наук: 13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и образования / Куклев Валерий Александрович; Ульяновский государственный технический университет. - Ульяновск, 2010,- 46 с.
30. Кукульска-Хьюм А. Мобильное обучение. Аналитическая записка.
Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в
образовании [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://iite.unesco.org/pics/publications/ru/files/3214619.pdf (Дата обращения: 10.11.2018).
31. Логинова А.В. Использование технологии мобильного обучения в образовательном процессе [Текст] // Молодой ученый. - 2015. - № 8,-с. 914-916.
32. Мобильное обучение на мобильных устройствах: прошлое, настоящее и будущее [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://apptractor.ru/m-Learning (Дата обращения: 01.10.2018).
33. Мобильное обучение как новая технология в образовании [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.educause.edu/ELI/2010Horizo nReport/195400 (Дата обращения 22.08.2018).
34. Мобильные информационно-коммуникационные технологии обучения в профессиональной подготовке будущих инженеров-педагогов [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://sci-article.ru/stat.php7iM436386051(Дата обращения: 05.08.2018).
35. Ниматулаев М.М. «Проектирование современной информационной
образовательной среды на основе дидактических возможностей web-
технологий» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.dpo-
smolensk.ru/biblioteka/inform_obespech/kaf-psih-ped-proekt/FILES/psih-ped-5.pdf(Дата обращения: 11.09.2018).
36. Новиков А.М. Основания педагогики [Текст] // Москва: Эгвес, 2010,с.208.
37. Общекультурные компетенции как базис для формирования профессиональных компетенций. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.studfiles.ru/preview/6220645/page:6/ (Дата обращения: 11.10.2018).
38. Основы Web от компании Google [Электронный ресурс]. Режим
доступа: https://developers.google.com/web/fundamentals/performance/optimizing-
content-efficiency/webfont-optimization?hl=ru (Дата обращения: 01.12.2018).
39. Перевод с английского // THE FUTURE OF MOBILE LEARNING
IMPLICATIONS FOR POLICY MAKERS AND PLANNERS // Page 15 //
UNESCO 2013 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://unesdoc.unesco.org/i mages/0021/002196/219637e.pdf (Дата обращения: 11.10.2018).
40. Полат Е. С. Новые педагогические и информационные ехнологии в системе образования [Текст] // М. : Академия, 2002,-с.272. (Дата обращения: 01.12.2018).
41. Самохина Н.В. Использование мобильных технологий при обучении английскому языку: развитие традиций и поиск новых методических моделей [Текст] // Фундаментальные исследования-2014. - № 6, ч. 3,-с. 591-595.
42. Системы совместной учебной деятельности на основе компьютерных сетей [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/sistemy-sovmestnoy-uchebnoy-deyatelnosti-na- osnove-kompyuternyh-setey(Дата обращения: 11.08.2018).
43. Современные информационные технологии в образовании [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://sgpu2004.narod.ru/infotek/infotek2.htm (Дата обращения: 11.10.2018).
44. Сокольников А.М. Мобильное обучение: проблемы иперспективы развития [Текст] // Кибернетика и программирование. - 2013. - № 6,-с. 28-34.
45. Федеральный закон об образовании 273. Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе.
46. Центр обучения, технологий и инноваций [Электронный ресурс].
Режим доступа: https://masie.com/information/the-learning-consortium (Дата
обращения: 22.08.2018).
47. Штейнберг В.Э. дидактический дизайн в системе обучения [Текст] // Профессиональное образование. Столица. - 2010. - № 9,- с. 38-39.
48. ЮНЕСКО Институт по Информационным Технологиям в образовании Аналитическая записка «Мобильное обучение» [Электронный ресурс]. Режим доступа:https://iite.unesco.org/pics/publications/ru/files/3214679.pdf (Дата обращения: 17.10.2018).
49. Beckmann E.A. Learnersonthemove: Mobile modalities in development studies [Текст] // Distance Education. - 2010. - № 31(2), 159-173.
50. Crowe A.R. Learning to teach with mobile technology: A teacher educator's journey [Текст] // Ubiquitous com- puting in education. - Mahwah : Lawrence Erlbaum Associates, 2007,- 127-144.
51. Frohberg D., Goth C., Schwabe G. Mobile learning projects: a critical analysis of the state of the art [Текст] // Journal of Computer Assisted Learning. - 2009. - № 25,- 307-331.
52. Geoffrey A. Moore, Crossing the Chasm, Marketing and Selling High- Tech Products to Mainstream Customer (revised edition) [Текст] // HarperCollins Publishers, New York, 1999, - P. 62-64.
53. Keegan D. The future of learning: From eLearning to m-Learning [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://eric.ed.gov/?id=ED472435 (Дата обращения 1.08.2018).
54. Khaddage, F., Muller, W., & Flintoff, K. (2016). Advancing Mobile
Learning in Formal And Informal Settings via Mobile App Technology: Where to From Here, and How? EducationalTechnology&Society, 19 (3), 16-26.
[Электронный ресурс]. Режим доступа:https://www.researchgate.net/publication/305155870_Advancing_Mobile_Learning_in_Formal_And_Informal_Settings_via_Mobile_App_Technology_Where_to_From_Here_and_How (Дата обращения
01.08.2018).
55. Koole M. L. A model for framing mobile learning [Текст] // Mobile learning: Transforming the delivery of educa- tion and training. - Edmonton, 2009,¬25-47.
56. Kukulska-Hulme A. Mobile usability in educational context: What have we learnt? [Текст] // International Review of Research in Open and Distance Learning. - 2007. - № 8(2),-1-16.
57. Mantovani Giuseppe. New communication environments: from everyday to virtual [Текст] // Taylor & Francis, 1996.- 5-8.
58. Park Y. A. Pedagogical Framework for Mobile Learning: Categorizing Educational Applications of Mo- bile Technologies into Four Types [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.irrodl.org/index.php/irrodl/artic le/view/791/1699 (Дата обращения 01.08.2018).
59. Pea R., Maldonado H. Wild for learning: Interacting through new computing devices anytime, anywhere [Текст] // The Cambridge handbook of the learning sciences. - Cambridge : Cambridge University Press, 2006,- 427-441.
60. Sharples M., Taylor J., Vavoula G. Towards a theory of mobile learning [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.lsri.nottingham.ac.uk/ msh/Papers/Theory%20of%20Mobile%20Learning.pdf
(Дата обращения 11.10.2018).
61. Soskil M. Friday's Five - Allow Students to Use Cell Phones in Class [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://teacherslifeforme.blogspot.ru/2011/10/fridays-five-allow-students-to-use-cell.html.(Дата обращения 11.10.2018).
62. Staupe Arvid; Kolas Line. Mobile Tutoring - distributed interactive learning arena with synchronous video and audio. I: Society for Information Technology & Teacher Education International Conference Annual [Текст] // Association for the Advancement of Computing in Education, 2007,- 11-12.
63. Traxler J. Current State of Mobile Learning/ International Review on
Research in Open and Distance Learning (IRRODL). - 2007. - № 2(8).
[Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.irrodl.org/index.php/irrodl/arti cle/ view/346/882 (Дата обращения 11.10.2018).
64. Traxler J. Defining mobile learning [Текст] // IADIS International Conference Mobile Learning. - 2005,- P. 261-266.