Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


«Трагедия падшей женщины в рассказах А.М. Горького и повести А.И. Куприна «Яма» (литературоведческий и методический аспекты)»

Работа №147175

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы73
Год сдачи2022
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
27
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3-7
Глава 1. Образ блудницы в мировой литературе и его
трансформация 8
1.1. Культурно-исторический аспект явления «продажной любви» 8-14
1.2. Образы продажных женщин-блудниц в зарубежной и русской
литературах 14-22
Глава 2. Своеобразие изображения явления «продажной любви» в произведениях А.М. Горького и А.И. Куприна 23 2.1. Топос «История падения» в повести «Яма» А.И. Куприна и рассказах А.М. Горького («Однажды осенью», «Горемыка Павел», «Женщина с
голубыми глазами», «Мальва», «Коновалов», «Васька красный», «Трое») 24-27
2.2. Топос «Детскости» в повести «Яма» А.И. Куприна и рассказах А.М. Горького («Однажды осенью», «Горемыка Павел», «Женщина с голубыми глазами», «Мальва», «Коновалов», «Васька красный»,
«Трое») 27-34
2.3. Топос «Физическое насилие», «Моральное насилие» в повести «Яма» А.И. Куприна и рассказах А.М. Горького («Однажды осенью», «Горемыка Павел», «Женщина с голубыми глазами», «Мальва», «Коновалов», «Васька
красный», «Трое») 34-48
Заключение 49-51
Список литературы 52-55
Приложение 1. Урок литературы в 10-м класс «Свет Сониной души» (Образ Сони Мармеладовой в романе Ф.М. Достоевского «Преступление
и наказание») 56-72
Приложение 2. Список публикаций и выступлений 73

Длительное количество времени в обществе существует и продолжает развиваться сложное и противоречивое явление, которое начинает свое существование с античных времен, как социальный и художественный элемент общества. Представители разных исторических эпох и литературных направлений обращались к данной болезненной для общества теме. Тема, о которой далее пойдет речь в данной работе - явление «продажной любви».
В античной литературе к этой теме обращались Киллистрат, Макон, Аристофан Византийский, Апполодор и Горгий, Лукиан. Начиная с эпохи Возрождения в разработку образа «падшей женщины» внесли вклад У. Шекспир, а позже Д. Дефо, Г. Филдинг, Г. Мопассан, Э. Золя, Ж.-К. Гюисманс «Марта. История падшей» и др.
В русской литературе к теме «продажной любви» обращалось большое количество писателей: М.Д. Чулкова, далее Н.В. Гоголь в повести «Невский проспект», М.Е. Салтыков-Щедрин «Запутанное дело», стихи и проза Некрасова («Когда из мрака заблужденья...», «Убогая и нарядная», рассказ В.В Крестовского «Погибшее, но милое создание», роман Н.Г. Чернышевского «Что делать?», повесть Н.Г. Помяловского «Брат и сестра», А.И. Левитов «Нрав московских девственных улиц», М.А. Воронов «Арбузовская крепость» и «Крым», повесть неизвестной в наши дни писательницы А. Луканиной «Палата № 103». Неоднократные попытки представить проституцию как великое социальное зло предпринимались писателями, пришедшими в литературу на исходе девятнадцатого столетия. Стоит упомянуть повести «Именинница» и «Марька из Ям» Е.Н. Чирикова и «Травля» Н.И. Тимковского, роман Л.Н. Толстого «Воскресение».
Уже с 1860-х гг. в литературе (Ф.М. Достоевский «Записки из подполья», «Идиот», А.И. Левитов «Погибшее, но милое созданье», А.П. Чехов «Слова, слова и слова», «Припадок», Л.Н. Андреев «Христиане» и др.) разоблачается утопия о спасении падшей. Новым этапом в осмыслении сюжета становится «инверсия ролей блудницы и спасителя и появление образа Спасительницы на месте падшей» (Соня Мармеладова из романа «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского, Люба из рассказа Л.Н. Андреева «Тьма»). На рубеже XIX-XX вв. в русской литературе тема «продажной любви» продолжает развиваться в творчестве М. Горького, стихотворениях А.А. Блока и В.Я. Брюсова) и А.И. Куприна. В данной работе будет проанализировано творчество А.И. Куприна и А.М. Горького.
Изображение судьбы «падшей женщины» в творчестве А.М. Горького представлено целой чередой образов, описанных в следующих рассказах: («Однажды осенью», «Горемыка Павел», «Женщина с голубыми глазами», «Мальва», «Коновалов», «Васька красный», «Трое». Как отмечает Кулешов Ф.И., А.М. Горький считал, что: «Тут, как и во всех других случаях, говорил Горький, нужна безжалостная, неприкрашенная правда, только правда. Он хотел, чтобы книги об уличной женщине, правдиво и с гневом рассказывая о неравноправии людей, в конечном счете были призывом к борьбе за освобождение человека» [11, с. 19].
Еще один писатель, который осветил в своем произведении тему «продажной любви» - А.И. Куприн. Повесть «Яма» Александра Ивановича Куприна о жизни публичного дома была написана в 1909-1915 г., литературная критика восприняла данное произведение негативно, исключением явилось мнение К.И. Чуковского, который в статье «Новая книга А.И. Куприна» написал: «Повесть Куприна есть пощёчина всему современному обществу... они <проститутки> гадки, но чем они гаже, тем больше позора для нас. Нечего спасать их, воскрешать; их нужно не спасать, а уничтожать. Нужно так перестроить наш общественный быт, чтобы для ямы в нём не было бы места» [34, с. 870].
А.И. Куприн и А.М. Горький отразили одну из актуальных проблем, которая существовала и в XX в., и сейчас. Как пишет Кулешов Ф.И.: «Таким образом, демократические русские писатели-реалисты - каждый по-своему - дали почувствовать жуткую в своей обыденности трагедию женщины, вынужденной продавать себя, чтобы не умереть с голоду, сделали попытку выявить социальную обусловленность проституции, возбудить в людях сострадание к «падшим созданиям», пробудить сознание своей вины перед ними» [11, с. 17]....

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Тема «продажной любви» исследуется писатели долгое время, уже в античные времена эта тема заявила о себе и продолжает функционировать в XXI веке. Тема «продажной любви» получила развитие как в русской, так и в западной литературе.
Явление «любви за деньги», которое сопровождалось социальным неодобрением и презрением, все же продолжало существовать на протяжении всей истории развития человечества. Важно отметить, что данное явление разделилось на 2 линии, одна из них соотносилась с религией и ритуалами, была связана с культурой, другая была противоположна ей, так как она соотносилась с социальными проблемами: бедность, отсутствие образования, тяжелые условия труда и т. д.
Тема «продажной любви» начинает возникать уже в творчестве античных авторов, с развитием литературы, данная тема получает все больше внимания. Репрезентация данной темы в европейской и русской литературах кардинально различается. Европейская литература рассматривала тему «любви за деньги» почти с одной точки зрения. Изображение «грешниц» было связано с понятиями позора и изгнания. Русская литературная традиция до XX в., который в культурном плане стал переломным, освещала тему «падших женщин» в христианском ключе., в произведениях часто возникал мотив спасения «грешницы». Позже, в XX в., образ «падшей женщины» почти не реализуется через христианские понятия.
Проанализировав три топоса, можно сказать следующее: в повести «Яма» А.И. Куприна топос «История падения» свойственен тем, что посредством него акцентируется внимание на тех, кто служит катализатором «падения» - мать, учитель, студент. Автор прямо указывает на проблемы, существующие в обществе, так как даже мать может реализовать собственного ребенка как «товар», а учитель может использовать манипуляции и угрозы для совращения ученика, который считает его важным взрослым в своей жизни.
В рассказах А.М. Горького немного смещен акцент, поскольку там ведущую роль играет социальная обусловленность и неустроенность жизни, которая окружает героинь: бедность, социальная незащищенность и жестокость со стороны остального общества.
Анализ художественных текстов А.И. Куприна и А.М. Горького показал, что Алексей Максимович практически не развивает в своих рассказах топос «детскости», а там, где он его использует, детскость тесно связана с жертвенностью во имя счастья детей. В повести «Яма» Александра Ивановича Куприна топос «детскости» активно функционирует в структуре текста, влияя на восприятие многих образов: автор использует его для подчеркивания невинности и беззащитности «падших женщин», при описании их внешности или поведения. Этот топос подчеркивает ужас того, что приходиться испытывать женщинам, которые по своему эмоциональному развитию больше напоминают детей, нежели взрослых личностей, полностью сформированных в умственном плане. Так же «детскость» появляется и при описании нескольких посетителей публичного дома, которые ведут себя неуклюже, испытывают жгучий стыд, краснеют при виде девушек. Топос «детскости» подчеркивает зависимость подобных людей от мнения из мира «взрослых», показывает, что они идут в дом терпимости потому, что их обязывает сделать это «взрослый», которому они подчиняются, как дети.
Художественные тексты А.И. Куприна и А.М. Горького наполнены большим количеством описаний физического насилия, подобные описания вскрывают одну из важных проблем жизни «падших женщин» - абсолютно отсутствующая законодательная защита и полное унижение со стороны основной массы людей. Побои и избиения происходят от лица мужчин, уверенных в своей силе и правоте, их отношение к «падшим женщинам» полно пренебрежения и агрессии.
В рассказах А.М. Горького появляется то, что не характерно для А.И. Куприна - побои рассматриваются героями как проявление любовного чувства («Мальва»), в рассказе «Горемыка Павел» убийство «падшей женщины» связано с любовью героя, который не понимает психологии поведения «грешницы», внутренне ее осуждает и хочет, чтобы она принадлежала только ему. В других рассказах описание избиения или непосредственное физическое насилие «грешницы» производят в героях надлом, который способствует дальнейшей эволюции. Топос «Моральное насилие» реализуется в повести «Яма» в нескольких вариациях, но все они показывают, что «падшая женщина» не имеет никакой власти и воли для управления собственной жизнью: ложное спасение оборачивается возвращением в публичный дом, Люба не в силах начать новую жизнь самостоятельно. Другая героиня, Женька, пытается показать свою власть миру через экономическое укрощение клиентов, также через данное действие героиня пытается справиться с внутренней болью, которою ей причиняют клиенты....


1. Анненкова Н.А., Толкачев Д.В. Художественный мир романа «Милый друг» Ги де Мопассана в контексте профессиональных качеств журналиста // Журнал Вестник ОГУ. - 2013. - № 11. С. 205-209.
2. Бабичева Ю. В. Александр Куприн // История русской литературы: В 4 т. / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом). - Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1980-1983. Т. 4. Литература конца XIX - начала XX века (1881-1917). / Ред. тома: К. Д. Муратова. 1983. С. 373-394.
3. Баркова А.Л. Жизнь как произведение искусства: японские куртизанки // Человек. - 2012. - № 3. С. 149-165.
4. Возмилкина В.О. «И милость к падшим призывал...»: тема женского грехопадения в английском романе XVIII-XIX вв. // Журнал Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология - 2014. - вып. 2 (26). С. 88-98.
5. Ганс Лихт. Сексуальная жизнь в Древней Греции. М.: КРОН-ПРЕСС, 1995. - 400 с.
6. Горький М. Рассказы, наброски 1899-1901 гг. - Полное собрание сочинений в двадцати пяти томах. - М.: Наука, 1970. - Т. 5. - 568 с.
7. Дмитриева И. И. Гейша - носительница традиций Японии // Журнал Дискурс-Пи. -2004. - Т. 4. - № 1. С. 81-85.
8. Елистратова А.А. Просветительский роман: [Английская литература XVIII в.]. Дефо. Ричардсон. Филдинг. Смоллет // История всемирной литературы: В 8 томах / АН СССР; Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. - М.: Наука, 1983-1994. - На титл. л. изд.: История всемирной литературы: в 9 т. - Т. 5. - 1988. С. 46 - 63.
9. Жолковский А.К., Ямпольский М.Б. «Carte Blanche». - М., 1994.
10. История зарубежной литературы конца XIX - начала XX в. [1871-1917]: Курс лекций: [Для филол. фак. ун-тов и пед. ин-тов] / [Под ред. профессоров М. Е. Елизаровой и Н. П. Михальской]. - М.: Высш. шк., 1970. - 622 с.
11. Кулешов Ф. И. Творческий путь А. И. Куприна, 1883-1907 / Ф. И. Кулешов. - 2-е изд., перераб. и доп. - Минск: Издательство БГУ, 1983. - 351 с.
12. Куприн А. И. Собрание сочинений в шести томах. T.V. - М.: Государственное издательство художественной литературы, 1958. - 796 с.
13. Литература. 10 класс. Беляева Н. В., Иллюминарская А. Е. - М.: Просвещение, 2008. - 382 с.
14. Литература. 10 класс. Учебник. Базовый и профильный уровни. В 2 ч. Ч. 1 / (В.Г. Маранцман, Е.К. Маранцман, О.Д. Полонская, Н.М. Свирина, Е.Р. Ядровская); под ред. В.Г. Маранцмана; Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». - 5-е изд. - М.: Просвещение, 2007. - 383 с.
15. Литература. 10 класс. Г. Фефилова. - М.: АСТ, 2016. - 445 с....42


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ