Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты представления о времени и организации самостоятельной работы 6
1.1 .Представления о времени как предмет психологического исследования 6
1.2. Теоретические аспекты проблемы организации самостоятельной
работы младших школьников 14
1.3. Представление о времени как условие организации самостоятельной
работы младших школьников 20
Выводы по Главе 1 25
Глава 2. Процедура и комплекс методов исследования представления о времени как условия организации самостоятельной работы младших школьников 27
2.1. Организация и методы исследования 27
2.2. Особенности представления о времени младших школьников 31
2.3. Особенности организации самостоятельной работы младших
школьников с различными представлениями о времени 45
Выводы по Главе 2 51
Заключение 53
Список литературы 55
Приложение 60
Актуальность исследования. Проблема самостоятельной работы младшего школьника актуальна в связи с модернизацией системы образования, внедрением новых образовательных программ в процесс обучения. Закон Российской Федерации «Об образовании» подчеркивает задачу формировании личности, умеющей самостоятельно и творчески решать научные и общественные задачи, умеющей критически мыслить, отстаивать свою точку зрения, убеждения, непрерывно развиваться, самообразовываться, постоянно пополнять и обновлять свои знания и совершенствоваться [1].
В соответствии с современными тенденциями образования, необходимо способствовать развитию способности детей организовывать свою работу самостоятельно, т.к. результат такой работы более эффективен, ребенок максимально включен в процесс и заинтересован.
Важным компонентом организации самостоятельной работы является самоорганизация - это волевое качество, позволяющее организовывать себя и планировать свое время. Самоорганизацию необходимо рассматривать в контексте организации работы, т.к. она содержит в себе такие качества как целеустремленность, активность, обоснованность мотивации, планирование деятельности, ответственности за принятые решения, критичному оцениванию результатов, что является важным условием для организации самостоятельной работы.
При изучении организации самостоятельной работы следует рассмотреть условия, которые могут определить особенности организации работы. Любая самостоятельная организация деятельности, работы опосредуется внутренними условиями (цели, мотивы и пр.). Внутренние условия играют активную роль, определяя значимость и влияние внешних факторов.
Представления о времени, на наш взгляд, определяют особенности организации самостоятельной работы, являются внутренним условием, через которое преломляется восприятие временных характеристик в различных аспектах, в свою очередь, обуславливая характер и особенности организации работы и самоорганизации.
Целью исследования является выявление представлений о времени младших школьников и их связи с особенностями организации самостоятельной работы.
Объект исследования - организация самостоятельной работы младших школьников.
Предметом исследования является связь представлений о времени с особенностями организации самостоятельной работы.
Гипотеза, лежащая в основе исследования: представления о времени являются условием организации самостоятельной работы.
Реализация цели исследования и проверка поставленной гипотезы осуществлялись в ходе решения следующих задач:
1. Провести анализ теоретических аспектов проблемы представления о времени и организации самостоятельной работы.
2. Рассмотреть особенности организации самостоятельной работы младших школьников.
3. Описать представления о времени младших школьников.
4. Рассмотреть связь представлений о времени с особенностями организации самостоятельной работы младших школьников.
Для решения поставленных задач и достижения цели были использованы следующие методы исследования:
1. Теоретические: анализ научной литературы, обобщение и сопоставление научных источников.
2. Эмпирические: анкетирование, беседа, проективный метод, теппинг- тест Е.П.Ильина.
3. Методы обработки данных: контент-анализ, сравнение частот....
В процессе проведенного исследования были проанализированы теоретические источники по проблемам изучения представлений о времени и организации самостоятельной работы.
Представление о времени рассматривается как обобщение переживаний, составленный через ассоциации, чувственные переживания, в результате опыта образ времени, который отличается относительным постоянством и определяет восприятие и характер отношений со временем.
Самостоятельная работа - это целенаправленная, внутренне мотивированная деятельность, структурированная самим человеком, характеризующаяся высокой активностью, инициативой и направленная на получение новой информации или критическое отношение к предыдущему опыту.
В нашем исследовании организация самостоятельной работы рассматривалась как организация внеучебной активности, направленная на решение поставленных задач самостоятельно, без помощи взрослых и обуславливающаяся представлениями о времени, которые рассматриваются как внутренние условия человека.
На этапе практического исследования были рассмотрены особенности организации самостоятельной работы младшего школьника, особенности представлений о времени и связи представлений о времени и организации самостоятельной работы.
На основании анализа нами были выделены три типа особенностей организации самостоятельной работы и два типа представлений о времени, встречающихся в младшем школьном возрасте.
При соотнесении полученных результатов по представлениям о времени и организации самостоятельной работы были охарактеризованы группы, полученные при выявлении особенностей организации с точки зрения их представлений о времени.
При рассмотрении связи представлений о времени и организации самостоятельной работы обнаружились тенденции: дети, понимающие время конкретно, наглядно, исключительно как «часы», способны взаимодействовать со временем, распределять его в соответствии с поставленными задачами и воспринимать как одно из средств нахождения путей решения поставленных задач. В тоже время, дети, понимающие время абстрактно, метафорически, как «всемогущую силу», на которую невозможно повлиять, имеют проблемы с организацией самостоятельной работы, так как не ориентируются на время и не воспринимают его как необходимый компонент организации работы.
Полученные нами результаты позволяют утверждать, что представления о времени младших школьников являются одним из условий их организации самостоятельной работы.
1. ФГОС Утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373.
Монографии, статьи, научные издания
2. Абульханова-Славская К.А., Березина Т.Н. Время личности и время жизни. - СПб.: Алетейя, 2001. - 372 с.
3. Абульханова К.А. Социальное мышление личности // Современная психология: состояние и перспективы исследований. Ч.З. Социальные представления и мышление личности. - М.: Изд-во Ин-т психологии РАН, 2002. - 351 с.
4. Алексеева Л. Л. Планируемые результаты начального общего
образования. (Стандарты второго поколения). - М.: Просвещение, 2010. - 98 с.
5. Аскольдов С. А. Время онтологическое, психологическое и физическое // На переломе. Философские дискуссии 20-х годов: Философия и мировоззрение / Сост. П.В. Алексеев. - М.: Политиздат, 1990. - С. 398-402.
6. Белинская Е.П. Временные аспекты Я-концепции и идентичности. // Мир психологии. - 1999. - №3. - С. 140-146.
7. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе. // Психология личности. В 2 т. Самара - 1999. - Т.2. - С. 95-145.
8. Брушлинский А.В Проблемы психологии субъекта. - М: Наука, 1994. - 299 с.
9. Брушлинский А.В. Субъект: мышление, учение, воображение. - М.- Воронеж: МОДЭК, 1996.
10. Выготский Л.С. Конкретная психология человека. // Вестник МГУ. - Серия 14. Психология. - 1986. - №1. - С.59-62.
11. Выготский Л.С. Кризис семи лет // Собр. соч.: в 6 т. - М. - 1984. - Т.4. - С.376-386.
12. Вяткин Л.Г. Система самостоятельной работы учащихся на уроках русского языка. - Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1983. - 125 с.
13. Галкина Т.Б. Психологический механизм решения задач на самооценку: дис. ...канд.психол.наук. - М., 1986.
14. Гальперин П.Я. Развитие исследований по формированию умственных действий. // Психологическая наука в СССР. - М. - 1959. - С. 441-469.
15. Гиленский Л.И. Стадии социализации индивида. // Человек и общество. - Л.: ЛГУ, 1971. - С.44-55....