ВВЕДЕНИЕ 7
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ПЕРСОНАЛА 10
1.1 Общие понятия, виды и методы обучения персонала на предприятии 10
1.2 Технология контекстного обучения 17
1.3 Требования профессионального стандарта к подготовке специалистов по контролю качества механосборочного производства....27
1.4 Анализ понятийно-терминологического аппарата образовательных
и профессиональных стандартов 30
1.5 Определение основных компонентов проектирования
дополнительных профессиональных программ 32
1.6 Требования нормативной документации к разработке
дополнительных профессиональных программ 35
2 ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ КОНТРОЛЕРОВ СТАНОЧНЫХ И СЛЕСАРНЫХ РАБОТ НА ПРЕДПРИЯТИИ 44
2.1 Разработка структурно-функциональной модели формирования
профессиональных знаний и умений в процессе повышения квалификации контролеров станочных и слесарных работ 45
2.2 Организационно-педагогические условия повышения
квалификации контролеров станочных и слесарных работ на предприятии 59
2.3 Частная модель формирования профессиональных знаний и умений
в процессе повышения квалификации контролёров станочных и слесарных работ 60
3 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ АПРОБАЦИЯ МОДЕЛИ СФОРМИРОВАННОЕ™ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗНАНИЙ
И УМЕНИЙ В ПРОЦЕССЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ КОНТРОЛЁРОВ СТАНОЧНЫХ И СЛЕСАРНЫХ РАБОТ
НА ПРЕДПРИЯТИИ 62
3.1 Описание экспериментального исследования 62
3.2 Экспертная оценка результатов педагогического исследования 72
3.3 Выводы 75
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 76
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 78
ПРИЛОЖЕНИЕ А. Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации контролеров станочных и слесарных работ 84
ПРИЛОЖЕНИЕ Б. Комплект лабораторных работ с использованием
технологии контекстного обучения 101
ПРИЛОЖЕНИЕ В. Карта анализа 118
ПРИЛОЖЕНИЕ Г. Входной тест 121
ПРИЛОЖЕНИЕ Д. Итоговый тест 128
ПРИЛОЖЕНИЕ Е. Частная модель формирования профессиональных знаний и умений в процессе повышения квалификации контролеров станочных и слесарных работ на предприятии 134
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж. График учебного процесса 135
ПРИЛОЖЕНИЕ И. Методические материалы для программы повышения квалификации контролеров станочных и слесарных работ на предприятии
ООО «Уральский дизель-моторный завод» 136
В соответствии с Федеральным законом (ФЗ) №122-ФЗ от 02 мая 2015 года «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 73 Федерального закона об образовании в Российской Федерации» каждый работник обязан соответствовать требованиям квалификации, необходимой ему для выполнения профессиональных трудовых функций [54].
Следуя требованию ФЗ №122 от 02.05.2015 г. необходимо произвести повышение квалификации специалистов предприятия. За период 2017-2018 гг. на предприятии ООО «Уральский дизель-моторный завод» было проведено повышение квалификации только у некоторых рабочих. Однако контролеры отдела технического контроля (ОТК) обеспечивающие контроль качества выпускаемой продукции в цехе механообработки не проходили повышение квалификации в течение длительного периода. В связи с этим, они не соответствуют требованиям профессионального стандарта 40.090 «Специалист по контролю качества механосборочного производства». Поэтому вопрос повышения квалификации контролеров ОТК является актуальным.
Актуальность магистерского исследования обусловлена несоответствием профессиональных знаний и умений контролёров станочных и слесарных работ требованиям профессионального стандарта.
Научная новизна состоит в разработке структурно-функциональной модели процесса повышения квалификации контролеров станочных и слесарных работ и описании организационно-педагогических условий успешной реализации данного процесса в условиях производственной среды ООО «УДМЗ».
Объект исследования - процесс повышения квалификации контролеров станочных и слесарных работ в условиях предприятия.
Предмет исследования - организационно-педагогические условия повышения квалификации контролеров станочных и слесарных работ в условиях предприятия.
Цель исследования - обоснование, разработка и апробация структурно-функциональной модели процесса повышения квалификации контролеров ста-ночных и слесарных работ в условиях производственной среды ООО «УДМЗ».
В качестве гипотезы было предположено, что организация процесса повышения квалификации контролеров станочных и слесарных работ на предприятии будет эффективной если:
- будет выполнена разработка структурно-функциональной модели;
- модель будет реализована в условиях производственного предприятия;
- в процесс обучения будет включен комплект практических занятий разработанный на основе принципов контекстного обучения.
В соответствии с поставленной целью данного исследования и выдвинутой гипотезой были сформулированы следующие задачи:
а) провести анализ существующих подходов к обучению персонала на предприятии;
б) выполнить разработку структурно-функциональной модели формирования профессиональных знаний и умений в процессе повышения квалификации контролеров станочных и слесарных работ;
в) описать организационно-педагогические условия повышения квалификации контролёров станочных и слесарных работ;
в) выполнить разработку методического обеспечения дополнительной профессиональной программы;
г) на стадии апробации выполнить проверку результативности данной модели.
Для выполнения поставленных задач были применены: теоретические методы исследования - анализ существующей литературы рассматриваемой проблемы, анализ профессионального стандарта «Специалист по контролю качества механосборочного производства», анализ существующей методической документации по организации повышения квалификации на предприятии, моделирование; эмпирические - статистическая обработка полученных результатов при проведении опытно-поисковой работы.
Теоретическая значимость разработки заключается в обосновании возможности использования принципов технологии контекстного обучения для подготовки персонала на предприятии.
Практическая значимость опытно-поисковой работы заключается в разработке методического обеспечения программы повышения квалификации контролеров станочных и слесарных работ. В данном аспекте раскрыто содержание дополнительной профессиональной программы повышения квалификации контролеров станочных и слесарных работ и разработано методическое обеспечение практической части программы и оценочные материалы.
На защиту выносятся следующие положения:
1) Разработанная структурно-функциональная модель процесса повышения квалификации контролеров станочных и слесарных работ;
2) Организационно-педагогические условия повышения квалификации контролёров станочных и слесарных работ на предприятии ООО «УДМЗ»;
3) Методическое обеспечение процесса повышения квалификации контролеров ОТК на предприятии ООО «УДМЗ».
Границы исследования: исследовательская работа проводилась на предприятии ООО «Уральский дизель-моторный завод» в группе контролеров станочных и слесарных работ.
Апробация. Разработанная структурно-функциональная модель реализуется на предприятии Общество с ограниченной ответственностью «Уральский дизель-моторный завод» (ООО «УДМЗ»). Внедрение комплекса практических работ производилось с марта по июнь 2018 года.
Структура выпускной квалификационной работы. Данная выпускная квалификационная работа содержит введение, две главы, заключение, список использованной литературы из 61 источника, 7 приложений. Текст содержит 5 рисунков и 10 таблиц. Общий объем выпускной квалификационной работы 162 страницы.
В соответствии с поставленными перед выполнением данной работы задачами можно сделать следующие выводы:
1. Произведен анализ существующих подходов к обучению персонала на предприятии.
2. Разработана структурно-функциональная модель формирования профессиональных знаний и умений в процессе повышения квалификации контролеров станочных и слесарных работ. На основе данной модели была разработана и реализована дополнительная профессиональная программа повышения квалификации контролеров станочных и слесарных работ на предприятии ООО «Уральский дизель-моторный завод».
3. Проведена разработка методического обеспечения для организации повышения квалификации контролеров ОТК на предприятии. Помимо дополни-тельной профессиональной программы, составленной с учетом требований профессионального стандарта, также был разработан учебно-методический материал содержащий теоретические сведения по данной программе и комплект практических заданий с использованием контекстного подхода, что позволяет моделировать в процессе обучения ситуации, максимально схожие с ситуациями происходящими ежедневно в процессе их профессиональной деятельности. Помимо этого, для оценки формирования профессиональных знаний и умений контролеров были разработаны карты анализа, заполняемые преподавателем, обучаемым и экспертом после изучения каждой дисциплины.
4. Выполнена разработка критериев оценки формирования знаний и умений у контролеров станочных и слесарных работ, а также произведена статистическая обработка полученных результатов. Результат проведения комплекса практических работ для группы слушателей: наблюдается положительная динамика роста процента качества выполнения работ.
Следует отметить, что произошло повышение качества по следующим показателям: повышение знаний по методике выполнения измерения, знаний нормативной и методической документации (регламентирующей вопросы качества). Слушатели грамотно выполняют выбор и технологии использования средств измерений и статистическую обработку результатов измерения. По качеству сформированности знаний и умений можно судить о сформированности трудовой функции у контролеров станочных и слесарных работ.
Таким образом, можно сделать обобщающий вывод, что внедряемая программа повышения квалификации контролеров станочных и слесарных работ уже сегодня является эффективной и позволяет сформировать у контролеров необходимые профессиональные знания и умения требуемые профессиональным стандартом.
1. Андреев В.И. Конкурентология: учебный курс для творческого саморазвития конкурентоспособности / В.И. Андреев. Казань: Изд-во “Центр инновационных технологий”, 2004.
2. Байденко В.И., Ван Зантворт Дж. Модернизация профессионального образования: современный этап. Изд. 2-е допол. и перераб. Москва: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2003. 674 с.
3. Вербицкий А.А., Ларионова О.Г. Личностный и компетентностный подходы в образовании. Проблемы интеграции. М.: Логос, 2013.
4. Вербицкий А.А. Контекстное обучение в системе дополнительного образования педагога / М.: Нижегородское образование, 2013.
5. Вербицкий А.А., Ильязова М.Д. Инварианты профессионализма: проблемы формирования: монография / А.А. Вербицкий, М.Д. Ильязова. - М.: Логос, 2014.
6. Ветров Ю., Клушина Н. Практико-ориентированный подход // Высшее образование в России. 2002. № 6.
7. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы // Консультант плюс. Режим доступа: http://www.consultant.ru document.
8. Гришанова Н.А. Компетентностный подход в обучении взрослых: материалы к третьему заседанию методологического семинара 28 сентября 2004 г. Москва: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. 16 с.
9. Дмитренко Т.А. Профессионально-ориентированные технологии обучения в системе высшего педагогического образования: монография. Москва: МПГУ, 2000. 131 с.
10. Зеер Э.Ф. Компетентностный подход к модернизации профессионального образования / Э. Зеер, Э. Сыманюк // Высшее образование в России. 2005. № 4. С. 23-30.
11. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. 2003. № 5. С. 34.
12. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. М: Исследоват. центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. 40 с.
13. Ибрагимов Г.И. Сущность и ведущие принципы концентрированного обучения / Г. И. Ибрагимов, Е. М. Ибрагимова // Инновации в образовании. 2013.
14. Игнатова И.Б., Гричаникова И.А. Дуальное обучение как основа модернизации подготовки кадров в современном вузе искусств и культуры // Образование и общество. 2014. № 4. С. 25-30.
15. Игнатова И.Б., Покровская Е.А. Теоретические основы организации дуального обучения / И.Б. Игнатова, Е.А. Покровская // Теория и история куль-туры. 2016. № 3(62). С. 23-26.
16. Канаева Т.А., Профессиональное становление студентов СПО в контексте практико-ориентированных технологий // Современные исследования социальных проблем: электронный научный журнал. 2012. №1 2 (20).
17. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Словарь по педагогике. М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2005.
18. Корюкина О.А. Практико-ориентированный подход в подготовке специалистов // Социальная сеть работников образования. Режим доступа: https://nsportal.ru.
19. Кривоногова А.С. Формирование мотивации студентов к профессионально-педагогической деятельности в процессе освоения рабочей профессии: автореферат дис. канд. пед. наук: 13.00.08 / Российский государственный профессионально-педагогический университет. Екатеринбург, 2013. 28 с.
20. Кузнецов В.В. Профессиональное обучение рабочих и специалистов в условиях предприятия в кн.: Введение в профессионально-педагогическую специальность: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. 2-е изд. / В. В. Кузнецов. М.: Издательский центр «Академия», 2013.
21. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. М.: Политическая литература, 1975.
22. Махмутов М.И. Некоторые особенности проблемного обучения / М.И. Махмутов // Советская педагогика, 1970.
23. Махмутов М.И. Проблемное обучение. Вопросы теории. Москва: Педагогика, 1975.
24. Новиков А.М. Методология образования / Москва: Изд-во “ЭГВЕС”, 2006.
25. Новиков А. М. Основания педагогики / А. М. Новиков. Москва: Эгвес, 2013.
26. Новейший философский словарь / Сост. А. А. Грицанов. Мн.: Изд. В. М. Скакун, 1998.
27. Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого. М.: Высшее образование, 2002.
28. Постановление Правительства РФ от 27 июня 2016 г. № 584.
29. Приказ «Об организации сбора заявок на участие в отборе инновационных площадок, осуществляющих деятельность в сфере образования по одному или нескольким направлениям в рамках инновационных проектов, выполняемых по заказу Министерства образования и науки Российской Федерации: приказ Министерства образования и науки Российской федерации от 24 февраля 2014 г. №137». Режим доступа:https://минобрнауки.рф/press/3988.
30. Приказ «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам: приказ Минобрнауки России от 1 июля 2013 года №499 (зарегистрирован Минюстом России от 20 августа 2013 года, регистрационный № 29444)» [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс: справочно-правовая система. - Режим доступа:http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 151143.
31. Приказ «О федеральных инновационных площадках: приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 780 от 23 июля 2014 года». Режим доступа:http://fLp.kpmo.ru/fLp/info/document.html.
32. Проблемы и перспективы профессионального образования в XXI веке: материалы III Международной научно-практической конференции. Омск, 22-23 апреля 2015 г. / БПОУ ОО «Сибирский профессиональный колледж». Омск: БПОУ ОО «СПК», 2015. 155 с.
33. Профессиональный стандарт 40.090 «Специалист по контролю качества механосборочного производства».
34. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. 6-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2014.
35. Родиков А.С. Некоторые аспекты профилизации образовательных.
36. Романов С.П. Развитие дуальной системы инженерно-педагогического образования в высшем учебном заведении: автореферат диссертация д-ра пед. наук. Нижний Новгород, 2008. 36 с.
37. Российский и международный опыт интеграции образования в национальную инновационную систему (на основе практико-ориентированного под-хода) / О.В. Лайчук, Л.А. Николаева, Г.П. Старкова // European Social Science Journal. 2013. № 7 (35). С. 80-88.
38. Российская Федерация. Законы. Об образовании в Российской Феде-рации: федер. закон. // Закон об образовании. Режим доступа: http://zakon- obobrazovanii.ru.
39. Рябов В.В., Фролов Ю.В. Компетентность как индикатор человеческо-го капитала: материалы к четвертому заседанию методологического семинара 16 ноября 2004 г. Москва: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. 45 с.
40. Савина Е.В. Компетентностный подход в профессиональном образовании // Образовательная среда сегодня: стратегия развития: материалы V Международной научно-практической конференции. Чебоксары, 17 апреля 2016 г. Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. № 1(5). С. 249-252.
41. Сазанова Е.А. Особенности теории и технологии практико-ориентированного подхода при подготовке учителя: дис. канд. пед. наук / Томск, 2013.
42. Сальманович Л.В. Системно-деятельностный подход в образовательном процессе СПО // ИНФОУРОК.ру. Режим доступа:
https://infourok.ru/sistemnodeyatelnostniy-podhod-v-obrazovatelnom-processe-spo- 1405307.html.
43. Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе / В.В. Сериков, В.А. Болотов // Педагогика. 2003. № 10. С. 8-14.
44. Скакун В.А. Организация и методика профессионального обучения: учебное пособие / В.А. Скакун. М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2007.
45. Словарь-справочник по педагогике / Авт. сост. В.А. Мижериков; под общ. ред. П. И. Пидкасистого. М.: ТЦ Сфера, 2004.
46. Словарь-справочник по педагогике / Авт.-сост. В.А. Мижериков; под общ. ред. П. И. Пикасистого. М.: ТЦ Сфера, 2004.
47. Современный словарь по педагогике / Сост. Е.С. Рапацевич. Минск: Современное слово, 2001.
48. Статья 197 Трудового Кодекса РФ.
49. Толковый словарь русского языка: ок. 30000 слов / Под ред. Д. Н. Ушакова. М.: Астрель: АСТ: Транзиткнига, 2006.
50. Учебные планы и программы для подготовки повышения квалификации рабочих на производстве. Профессия - контролер станочных и слесарных работ. Квалификация - 2-6 разряды. Екатеринбург: Екатеринбургский центр обучения кадров промышленности, 2013.
51. Учебное пособие для мастеров ПО и наставников на производстве. Методика профессионального обучения / В.И.Блинов. - М.: Издательство Юрайт, 2017. - 219 с. - (Серия: образовательный процесс).
52. Федеральный закон об образовании 273. Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе.
53. Федеральный закон об образовании 273. Статья 76. Дополнительное профессиональное образование.
54. Федеральный закон от 02.05.2015 № 122-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 73 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации». Услуг дуальной системы европей-ского образования // Вестник Военного университета. 2010. № 3 (23). С. 41-46.
55. Федотова Г. А. Профессиональное образование и подготовка по рабочим профессиям в ФРГ. Москва: ИРПО, 2001. 72 с.
56. Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. 6-е изд., перераб. и доп. М.: Политиздат, 1991.
57. Хуторской А.В., Хуторская Л.Н. Компетентность, как дидактическое понятие: содержание, структура и модели конструирования // А.В. Хуторской. Персональный сайт. Режим доступа: http://www.khutorskoy.ru/index.html.
58. Шелтен А. Введение в профессиональную педагогику: учеб. пособие для вузов / А. Шелтен; науч. ред. Г. М. Романцев; Урал. гос. проф.- пед. ун-т. Екатеринбург: Изд-во УГППУ, 1996. 288 с.
59. Шишов С.Е. Федеральный справочник «Образование в России» / С.Е. Шишов. Москва, 2004.
60. Шутикова М.И. Формирование профессиональных компетенций в обучении на основе практико-ориентированного подхода / М.И. Шутикова // Научно-методический электронный журнал Концепт. 2013. Т. 4. С. 1056-1060.
61. Эльконин Б.Д. Понятие компетентности с позиций развивающего обучения / Б.Д. Эльконин. Красноярск, 2002.
62. Ялалов Ф.Г. Многомерные педагогические компетенции // Педагогика. 2012. № 4. С. 45-53.