ВВЕДЕНИЕ 5
1 Компетентностный подход в подготовке рабочих в системе СПО 8
1.1 Сущность компетентностного подхода 8
1.2 ИТО как педагогическая технология 15
1.3 Презентация средство ИТО 17
1.4 Особенности содержания электронных презентаций 20
1.5 Проблемы использования ИТО в обучении 25
2 Методика разработки организации учебного процесса с применением ИКТ
при изучении специальных дисциплин и опытно-поисковая работа 29
2.1 Содержание подготовки по профессии 15.01.05 Сварщик (ручной и
частично механизированной сварки (наплавки) 29
2.2 Разработка методики организации учебных занятий с применением
ИКТ 39
2.2.1 Разработка модели процесса профессиональной подготовки по
рабочей профессии «Сварщик ручной и частично механизированной сварки (наплавки)» 39
2.2.2 Разработка учебно-методического обеспечения 43
2.2.3 Методика проведения занятия на примере одной из тем МДК04.01
«Техника и технология частично механизированной сварки (наплавки) плавлением в защитном газе» 49
2.2.4 Методика опытно-поисковой работы 52
2.2.5 Результаты текущего контроля по теме «Неразрушающие методы
контроля сварных швов и соединений. Требования безопасности по видам контроля» 54
2.2.6 Оценка достоверности полученных результатов 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 62
Актуальность исследования заключается в адекватном реагировании на реалии современного образования, когда произошла смена знаниевого подхода в образовании на компетентностный, что отражает насущные проблемы модернизации современной образовательной системы с ориентацией на новые мировые стандарты. Комптентностный подход ввел новые дефиниции в образование - компетенции, их формирование потребовало необходимость внедрения современных педагогических технологий в образовательный процесс, коими явились информационные технологии. Информатизация захватила все сферы общества, промышленности, производства и образования, возможности данного процесса безграничны. Это обусловило применение информационных технологий в процессе подготовки будущих квалифицированных рабочих при обучении в образовательных учреждениях среднего профессионального образования (ОУ СПО).
Правительственная стратегия модернизации технологического образования предполагает обновление не только содержания профессионального образования по рабочей профессии, но и технологий подготовки. Ведь умение работать и обслуживать современное высокотехнологичное оборудование определяются как важнейшие составляющие профессионального образования XXI века. Изучение данных опросов работодателей показывает недостаточно высокий уровень подготовки обучаемых по рабочим профессиям, что выражается в отсутствии желания и интереса к самообучению и самоподготовке. Возрастание требований производства к уровню сформированности профессиональных компетенций будущих рабочих (желание освоить профессиональные умения и навыки, приобрести практический опыт и развить профессионально важные качества, такие как ответственность, самодисциплина, способность работать в коллективе) с одной стороны и недостаточный уровень их сформированности с другой определяют актуальность исследования.
Таким образом, перед ОУ СПО встает задача разработки научно-обоснованного процесса формирования профессиональных компетенций будущих квалифицированных рабочих на всех этапах профессионального образования.
Противоречием работы являются:
• между возросшими требованиями работодателей и рынка труда к уровню профессиональных компетенций будущих рабочих и реальным со-стоянием этой готовности;
• между необходимостью целенаправленного профессиональных компетенций будущих рабочих в процессе профессиональной подготовки и недостаточной разработанностью в педагогической науке и практике организационных условий успешного их формирования.
Проблемой данной работы является теоретическое обоснование, разработка и апробация модели процесса профессиональной подготовки рабочих по рабочей профессии «Сварщик ручной и частично механизированной сварки (наплавки)» в ОУ СПО.
Объект исследования: процесс подготовки по рабочей профессии «Сварщик ручной и частично механизированной сварки (наплавки)» в ОУ СПО.
Предмет исследования: процесс формирования профессиональных компетенций обучаемых по рабочей профессии «Сварщик ручной и частично механизированной сварки (наплавки)» в ОУ СПО при использовании информационных технологий обучения (ИТО).
Гипотеза исследования: уровень сформированности профессиональных компетенций, вероятно, повысится, если 1) реализация их формирования будет опираться на разработанную на основе компетентностного подхода модель процесса профессиональной подготовки рабочих по рабочей профессии «Сварщик ручной и частично механизированной сварки (наплавки)» в ОУ СПО; 2) успешной реализации модели процесса профессиональной подготовки рабочих по рабочей профессии «Сварщик ручной и частично механизированной сварки (наплавки)» в ОУ СПО, возможно, будет способствовать внедрение в образовательный процесс информационных технологий, которые предполагают повышение информативности, наглядности, системности обучения, способствуют возможности эффективной самостоятельной работы.
В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой в исследовании решались следующие задачи:
• Изучить возможности внедрения компетентностного подхода в теории и практике профессиональной школы через применение информационных технологий;
• Проанализировать содержание подготовки по рабочей профессии «Сварщик ручной и частично механизированной сварки (наплавки)» при подготовке в ОУ СПО;
• Обосновать и разработать модель процесса профессиональной подготовки рабочих по рабочей профессии «Сварщик ручной и частично механизированной сварки (наплавки)» в ОУ СПО;
• Разработать учебно-методическое обеспечение подготовки по рабочей профессии с применением информационных технологий;
• Разработать методику организации образовательного процесса с учетом применения разработанных средств обучения.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: изучение психолого-педагогических, методических и технических источников литературы, нормативных и учебно-программных материалов по реализации профессионального образования; изучение и систематизация передового педагогического опыта преподавания технических дисциплин; сравнение, моделирование, диагностические методы (анкетирование, устный опрос, анализ продуктов учебно-познавательной деятельности обучаемых); методы математической статистики, используемые при обработке полученных результатов.
В данном исследовании были проанализированы возможности внедрения компетентностного подхода в теории и практике профессиональной школе как многогранного подхода, позволяющего не только изменить и представить новые требования к результатам подготовки, но и повлиять на ее качество через изменение и дополнение содержания подготовки, применения современных методов, форм, средств и технологий обучения. Обучение на основе компетентностного подхода обеспечивает постоянное развитие и социальный и профессиональный рост обучаемых.
В рамках компетентностного подхода были выбрана ведущей педагогической технологией - ИТ. Использование современных средств информационных технологий в процессе обучения имеет большой потенциал, в со-временном обучении позволяет настроить и подпитывать интерес к обучению у обучающихся, позволяет представить информацию в понятном виде для усвоения, помогает сжимать время для формирования знаний, умений и навыков у обучающихся.
На основе изучения и анализа профессионального стандарта «Сварщик» и ФГОС СПО 15.01.03 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки) было уточнено содержание подготовки будущих квалифицированных рабочих. Обоснована и разработана модель профессиональной подготовки по рабочей профессии «Сварщик», включающая совокупность методики организации обучения с применением информационных технологий и методики проведения оценивания уровня сформированности профессиональных компетенций.
В ходе опытно-поисковой работы были определены критерии уровней сформированности профессиональных компетенций, проведены учебные занятия в соответствии с методикой организации обучения с применением ин-формационных технологий. Полученные результаты свидетельствуют о повышении уровня сформированности профессиональных компетенций при использовании разработанной модели, что подтверждено результатами опытно-поисковой работы.
1. Авдеев, В. М. Компетентностями подход в конструировании современных образовательных моделей / В. М. Авдеев // Социально-гуманитарные знания. - 2006. - N 6. - С. 235 - 240.
2. Алешин, Л.И. Информационные технологии / Л.И. Алешин. - М.: Маркет ДС, 2008. - 384 с.
3. Алешин, Л.И. Информационные технологии: Учебное пособие / Л.И. Алешин. - М.: Маркет ДС, 2011. - 384 с.
4. Альтиментова Д. Ю., Рожко К. А. Информационные технологии в образовании // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 11. - С.
5. Андресен, Бент. Б. Мультимедиа в образовании: специализированный учеб. курс: [пер. с англ] / Бент. Б. Андерсен, Катя Ван Ден Бринк. - 2-е изд. ; испр. и доп. - М.: Дрофа, 2007. - 221 с.
6. Бермус А. Г. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании. М.: Электронный журнал «Эйдос».
7. Бочарникова, М.А. Компетентностный подход: история, содержание, проблемы реализации [Текст] / М.А. Бочарникова // Начальная школа.
- 2009. - №3. - С. 86-92.
8. Гаврилов, М.В. Информатика и информационные технологии: Учебник для бакалавров / М.В. Гаврилов, В.А. Климов; Рецензент Л.В. Кальянов, Н.М. Рыскин. - М.: Юрайт, 2013. - 378 с.
9. Гриншкун В.В. Григорьев С.Г. Образовательные электронные из-дания и ресурсы. // Учебно-методическое пособие для студентов педагогических вузов и слушателей системы повышения квалификации работников образования. / Курск: КГУ, Москва: МГПУ - 2006, 98 с.
10. Давыдов Л.Д. Модернизация содержания среднего профессионального образования на основе компетентностной модели специалиста: Автореф. дис. канд. пед. наук. - М., 2006. - 26 с.
11. Жураковский В. М. Инженерное образование как ресурс инновационного развития экономики / Профессиональное образование. — 2014. — № 6.
12. Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования: учеб. пособие для студентов высших пед. учеб. заведений. - М.: Издат. центр «Академия», 2007.
13. Зайцев, В. Формирование ключевых компетенций учащихся [Текст] / В. Зайцев // Сельская школа. - 2009. - №5. - С. 28-35.
14. Зайцева С. А. Иванов В. В. «Информационные технологии в образовании».
15. Захарова, И. Г. Информационные технологии в образовании: [учебное пособие для высших педагогических учебных заведений] / И. Г. Захарова. - М.: Академия, 2003. - 188 с.
16. Зимняя, И.А. Ключевые компетентности как результативно¬целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия / И.А. Зимняя. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.
17. Иванов, Д.А. Компетентностный подход в образовании: проблемы, понятия, инструментарий: учебно-методическое пособие / Д.А. Иванов, К.Г. Митрофанов, О.В. Соколова. - М.: АПКиТШРО, 2005.-101 с.
18. Ижогин, Я. В. Компьютер как инструмент педагогической диагностики / Я. В. Ижогин // Информатика и образование. - 2003. - № 12. - С. 51-55.
19. Ижогин, Я. В. Компьютер как инструмент педагогической диагностики / Я. В. Ижогин // Информатика и образование. - 2003. - № 12. - С. 51-55.
20. Ильязова, М. Д. Проблема компетентностного подхода в образовании / М. Д. Ильязова // Интеграция образования. - 2007. - N 2. - С. 32-36. - Библиогр.: с. 36.
21. Информационные технологии в культуре: курс лекций / Е. С. Толмачева, С. Л. Замковец, Ю. В. Виланский, Н. Л. Гончарова. - Минск : Со-врем. знания, 2010. - 264 с.
22. Каптерев, А. И. Мультимедиа как социокультурный феномен: учебное пособие / А. И. Каптерев. - М.: Профиздат, 2003. - 223 с.
23. Киселева, М. М. Использование компьютерных технологий в межпредметных проектах / М. М. Киселева // Информатика и образование. - 2005. - С. 27 - 37.
24. Киселева, М. М. Использование компьютерных технологий в межпредметных проектах / М. М. Киселева // Информатика и образование. - 2005. - С. 27 - 37.
25. Кларин, М. В. Педагогическая технология в учебном процессе. Анализ зарубежного опыта / М. В. Кларин. - М. : Знание. - 1989. - 80 с.
26. Коган Е.Я. Компетентностный подход и новое качество образования/Современные подходы к компетентностно-ориентированному образованию/Под ред. А.В.Великановой. - Самара: Профи, 2001г.
27. Компьютер в работе педагога : учебно-практическое пособие для учителей, начинающих осваивать компьютер и студентов пед. вузов / под ред. Н. Ю. Пахомовой. - М. : Ростов н/Д: МарТ, 2005. - 189 с.
28. Компьютер в работе педагога: учебно-практическое пособие для учителей, начинающих осваивать компьютер и студентов пед. вузов / Под ред. Н. Ю. Пахомовой. - М.: Ростов н/Д: МарТ, 2005. - 189 с.
29. Лебедев О. Е. Компетентностный подход в образовании//Школьные технологии. -2004.-№5.
30. Майер, Р. В. Как стать компьютерным гением или книга о ин-формационных системах и технологиях / Р. В. Майер. - Глазов : ГГПИ, 2008. - 204 с.
31. Монахов, В. М. Технологические основы конструирования учебного процесса / В. М. Монахов. - Москва - Тула : ИПК, 1995. - 41 с.
32. Морева, Н. А. Современная технология учебного занятия / Н. А. Морева. - М. : Просвещение, 2007. - 156 с.
33. Мультимедиа и межкультурная коммуникация в учебно-образовательном процессе: теория и практика : метод. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / С.Н. Вельгушева, И.П. Селезнева, Т.Л. Батура и др.. - Красноярск : РИО ГОУ ВПО КГПУ им. Астафьева В.П., 2005. - 124 с.
34. Мухлаев, В. А. Использование информационных технологий в развитии познавательной активности учащихся / В. А. Мухлаев // Образование и саморазвитие. - 2012. - Т. 1, № 29. - С. 50 - 55.
35. Новиков, С. П. Применение новых информационных технологий в образовательном процессе / С. П. Новиков // Педагогика. - 2003. - № 9. - С. 32 - 38.
36. Новиков, С. П. Применение новых информационных технологий в образовательном процессе / С. П. Новиков // Педагогика. - 2003. - № 9. - С. 32 - 38.
37. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студентов пед. вузов и системы повышения квалификации педагог. кадров / Под ред. Е. С. Полат. - 2 - е изд.; стер. - М.: Академия, 2005. - 272 с.
38. Осин, А. В. Мультимедиа в образовании: контекст информации / А. В. Осин. - М. : Изд-й сервис, 2004. - 320 с.
39. Подласый, И.П. Педагогика. Новый курс: учеб. пособие для студентов пед. вузов: В 2 кн. - М.: ВЛАДОС, 1999.
40. Попова, И. Н. Технология формирования профессиональной компетентности студентов инженерных специальностей в области технологий мультимедиа / И. Н. Попова // Современные проблемы науки и образования. - 2013. - № 2. - С. 249.
41. Приказ Минобрнауки России от 29 января 2016 г. № 50 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии Сварщик (ручной
и частично механизированной сварки (наплавки)) [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http: //edu.ifmo .ru/file/pages/117/44.03.04_professionalnoe_obuchenie_(po_otrasly am).pdf
42. Роберт, И. В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования / И. В. Роберт. - М. : Школа-Пресс, 1994. - 321 с.
43. Информатика и информационные технологии в образовании, науке и производстве / Сборник научных статей. - М.: Нобель Пресс, 2014. -516 с.
44. Селиванов, В. С. Основы общей педагогики: теория и методика воспитания / В. С. Селиванов. - М. : «Академия», 2002. - 459с.
45. Скиб, JI. Дж. Оптимизация мультимедиа ПК / Л. Дж. Скиб, С. Хэйфмейстер, А. Чеснат. — Киев : ДиаСофт Лтд, 1997. - 352 с.
46. Смолянинова, О. Мультимедиа для ученика и учителя / О. Смолянинова // Информатика и образование. - 2002. - № 2. - С. 48 - 54.
47. Суздальцев, Е. Л. Применение современных технических средств как фактор повышения качества обучения / Е. Л. Суздальцев // Информатика и образование. - 2008. - № 9. - С. 125 - 126.
48. Суздальцев, Е. Л. Применение современных технических средств как фактор повышения качества обучения / Е. Л. Суздальцев // Информатика и образование. - 2008. - № 9. - С. 125 - 126.
49. Суртаева, Н. Н. Педагогические технологии: организация индивидуальной и коллективной деятельности / Н.Н. Суртаева // Химия в школе. - 2009. - №1. - С. 12 - 18.
50. Тарамова Э. А. Проблемы и перспективы использования ИКТ в высшей школе [Текст] //Актуальные задачи педагогики: материалы VI Меж- дунар. науч. конф. (г. Чита, январь 2015 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2015.
51. Темников, Д. А. Методология разработки и графическое оформление электронных образовательных ресурсов / Д. А. Темников // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2012. №9. С. 93.
52. Угринович, Н. Информатика и информационные технологии / Н. Угринович. - М.: Бином. Лаборатория знаний, 2003. - 512 с.
53. Усенков, Д. Ю. Использование электронных образовательных ресурсов в учебном процессе / Д. Ю. Усенков // Информатика и образование. - 2003. - № 9. - С. 62.
54. Федотова, Е.Л. Информационные технологии в науке и образовании: Учебное пособие / Е.Л. Федотова, А.А. Федотов. М.: ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРАМ, 2013. 336 с.
55. Федулова М. А. Формирование специальной компетенции будущих педагогов профессионального обучения: автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук: 13.00.02; 13.00.08 / М. А. Федулова. Екатеринбург. 2008. 32 с.
56. Фролова, Л. А. Использование современных технологий в образовательном процессе / Л. А. Фролова // Начальная школа. - 2008. - № 7. - С. 94 - 96.
57. Хуторской А. В. Ключевые компетенции: технология конструирования. Народное образование. - 2003-№5.
58. Хуторской А.В. Практикум по дидактике и современным методикам обучения /А. В. Хуторской. - Санкт-Петербург, 2004. - 539 с.
59. Хуторской, А.В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций [Электронный ресурс] / А.В. Хуторской // Интернет- журнал «Эйдос». - 2005. - 12 декабря. - Режим доступа:
http://www.eidos.ru/journal/2005/1212.htm, свободный.
60. Цевенков, Ю. М., Семенова, Е. Ю. Эффективность компьютерного обучения / Ю. М. Цевенков, Е. Ю. Семенова. - М., 1991. - 84с.
61. Щербакова, В.В. Формирование ключевых компетенций как средство развития личности [Текст] / В.В. Щербакова // Высшее образование сегодня. - 2008. - №10. - С. 39-41.