ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ НРАВСТВЕННОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1. Понятие и структура нравственной сферы личности 7
1.2. Особенности развития нравственных качеств детей старшего
дошкольного возраста 13
1.3. Волонтерское движение как средство развития нравственных качеств
детей старшего дошкольного возраста 16
Выводы по главе 1 21
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ВОЛОНТЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 22
2.1. Организация исследования 22
2.2. Результаты констатирующего этапа исследования 29
2.3. Разработка и реализация проекта детско-взрослой волонтерской
деятельности с участием детей старшего дошкольного возраста 36
Выводы по главе 2 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
В общих положениях ФГОС ДО отмечается, что одним из основных принципов дошкольного образования является приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства, что актуализирует работу в области нравственного воспитания дошкольников. Также в области социально-коммуникативного развития ставится такая задача, как усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности [1]. Нравственное воспитание наиболее актуально в старшем дошкольном возрасте, который является периодом активного освоения этических норм, правил, установления нравственных чувств и наклонностей. Ребенок старшего дошкольного возраста способен не только иметь и анализировать собственные нравственные представления, но и применять их в поведении [33]. Нравственную сферу личности дошкольника исследовали психологи И.Н. Вавилова, И.В. Гундорова, М.В. Корепанова, Е.В. Субботский, С.Г. Якобсон и др.
В структуру нравственного воспитания старшего дошкольника включается работа по формированию нравственных качеств личности. Проблема формирования нравственных качеств детей дошкольного возраста рассматривалась в трудах отечественных исследователей: Л.И. Божович, Л.С. Выготского и пр., которыми отмечается для того, чтобы формировать у дошкольников нравственные качества необходимо знакомить и закреплять у них знания о нормах поведения, формировать положительное эмоциональное отношение к усваиваемым нормам и внутреннюю позицию самого дошкольника.
В этой связи актуален поиск педагогических средств формирования нравственных качеств старших дошкольников [20; 30; 46]. Таковым может выступить волонтерская деятельность. Волонтерское движение в условиях дошкольной образовательной организации (далее - ДОО) - достаточно инновационная и недостаточно методологически разработанная технология работа с детьми. Важный вклад в исследование проблемы внесла Н.П. Гришаева [13; 14; 47], которая разработала технологию «Дети- волонтеры», используемую с успехом в образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста последние десять лет. На сегодняшний день накоплен определенный опыт волонтерской деятельности в ДОО, однако актуальны исследования в области изучения сущности волонтерства в дошкольном образовании, особенностей содержания и перспектив развития. Теоретический анализ показал, что волонтерская деятельность с привлечением дошкольников используется, как правило, как средство их социализации, а аспект нравственного развития их личности практически не исследуется.
Таким образом, определена актуальность данного исследования, обусловленная наличием социального заказа на развитие нравственных качеств старших дошкольников, наличием психологических предпосылок для их формирования в исследуемом возрасте, слабой разработанности возможности использования волонтерской деятельности для развития нравственных качеств старших дошкольников. В актуальности исследования обнаруживается противоречие и проблема: как организовать волонтерскую деятельности в ДОО, что она решала задачу развития нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста?
Объект исследования: нравственные качества личности детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: формирование нравственных качеств личности детей старшего дошкольного возраста в волонтерской деятельности.
Цель данного исследования: теоретически обосновать, разработать и реализовать программу волонтерской деятельности в ДОО, направленную на развитие нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста....
Каждый из возрастных периодов наиболее значим для развития определенной сферы личности. Старший дошкольный возраст описывается как сензитивный для развития нравственных качеств: у детей активно формируется самосознание, они могут понимать смысл нравственных требований и правил, могут предвидеть последствия своих поступков, учатся соотносить представления о нравственных нормах с собственными поступками, пр.
Соответственно, работа педагога должна быть направлена на развитие нравственных качеств. Среди многообразия средств развития нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста мы остановили внимание на детско-волонтерской деятельности. Помогая другим, старший дошкольник учится сопереживать, сочувствовать, оказывать помощь и проявлять заботу об окружающем мире и окружающем сообществе, развивает трудолюбие, воспитывает доброту. Мы предположили, что потенциал волонтерской деятельности в ДОО будет раскрыт при соблюдении следующих условий организации:
1. Направленность волонтерской деятельности на заботу об окружающем мире, формирование бережного отношения к нему.
2. Организация обсуждений с детьми реализованного опыта волонтерской деятельности с позиций нравственных качеств.
3. Совместное участие детей и родителей в волонтерской деятельности.
Гипотеза исследования была проверена в три этапа:
1. На констатирующем этапе были выделены критерии сформированности нравственных качеств (когнитивный, мотивационноэмоциональный, поведенческий), подобраны методики для их оценки (методики «Беседа», «Сделаем вместе» И.Б. Дермановой, методика «Закончи историю» Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной). После проведения диагностики был сделан вывод о том, что показатели сформированности нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста находятся преимущественно на низких и средних уровнях. Дети имеют отрывочные представления о нравственных качествах, как правило, приводя в пример конкретных людей как носителей определенного качества в конкретной ситуации (как правило, взрослых) и литературных и сказочных персонажей. Отсылок на свое поведение и личность было достаточно мало, что может говорить о том, что дети рассуждают о нравственных качествах отвлеченно, «не примеряя» их на себя. Дети дают достаточно утрированную нравственную оценку ситуации (положительное-отрицательное, правильное- неправильное, хорошее-плохое), определение мотивации нравственного поведения дается им с трудом. В поведении дети демонстрируют умеренно выраженные позитивную нравственную направленность, общительность, заинтересованность делом.
2. На формирующей этапе был разработан педагогический проект детско-взрослой волонтерской деятельности «Добролучики». Деятельность в рамках проекта включает осуществление мероприятий благотворительного, социального, физкультурно-спортивного и иного характера, направленных на формирование у старших дошкольников социально значимых навыков и осмысления нравственных качеств. Основным механизмом реализации практики является проведение волонтерами (детьми и их родителями) благотворительных мероприятий, конкурсов, бесед. Совместное детско- взрослое движение формировало у детей социальные и нравственные навыки: вызывало чувство единения, дети проявляли заботу о животных, чувствовали гордость за проделанную работу и радость от полученных результатов, учились вступать в контакт и пр. Средствами достижения цели выступали личный пример взрослого, совместная деятельность на благо других, творческий подход, благотворительные акции.....
1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» / Федеральный институт развития образования. ФГОС и проф. стандарты. URL: http://www.edu.ru/dbminobr/mo/Data/d_13/m1155.html (дата обращения: 10.02.2020).
2. Алимова Л.У., Бондарь Е.Е. Экспериментальное исследование по выявлению уровня воспитанности нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста в трудовой деятельности // Достижения науки и образования. 2019. № 1 (42). С. 44-46.
3. Антилогова Л.Н. Нравственное сознание личности и его
структура. Омск: ОМГПУ, 1999. 198 с.
4. Блюмкин В.А. Мир социальных ценностей: монография. М.: Знание, 1981. 61 с.
5. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. М.: Институт практической психологии, 2001. 352 с.
6. Вавилова И.Н. Нравственное развитие дошкольника в структурных компонентах // Перспективы науки. 2012. № 9 (36). С. 29-32.
7. Вавилова И.Н. Формирование нравственной воспитанности личности ребенка в условиях дошкольного образовательного учреждения: дис. канд. пед. наук. Екатеринбург. 2009. 242 с.
8. Веселова Е.К. Нравственность специалиста в контексте профессионального здоровья. Психология профессионального здоровья: учебное пособие / под ред. проф. Г.С. Никифорова. СПб.: Речь, 2006. 159 с.
9. Вшивкова С.Ф. Волонтерство как элемент духовнонравственного воспитания // Нравственные ценности и будущее человечества
XVIII Красноярские краевые Рождественские образовательные чтения: сборник статей. 2018. С. 180-187.
10. Выготский Л.С. Педагогическая психология / под ред. В.В. Давыдова. М.: Педагогика-Пресс, 1999. 536 с.
11. Выготский Л.С. Развитие игры в детском возрасте // Вопросы психологии. 1966. № 6. С. 18-24.
12. Гамолка С.Ю. Волонтерское движение в детском саду как средством формирования инициативы и самостоятельности старших дошкольников // Традиции и новации в дошкольном образовании. 2017. № 4 (4). С. 63-65.
13. Гришаева Н.П. Современные технологии эффективной социализации ребенка в дошкольной образовательной организации: методическое пособие. М.: Вентана-Граф, 2016. 184 с.
14. Гришаева Н.П., Струкова Л.М. Может ли дошкольник быть волонтером и участвовать в социальных акциях? // Детский сад: теория и практика. 2018. № 1. С. 32-35.
15. Гундорова И.В. Формирование нравственных оценок телевизионной информации у младших школьников: дис. канд. пед. наук. Кострома, 2004. 209 с....55