Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ВОЛОНТЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Работа №147156

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы71
Год сдачи2020
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
12
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ НРАВСТВЕННОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1. Понятие и структура нравственной сферы личности 7
1.2. Особенности развития нравственных качеств детей старшего
дошкольного возраста 13
1.3. Волонтерское движение как средство развития нравственных качеств
детей старшего дошкольного возраста 16
Выводы по главе 1 21
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ВОЛОНТЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 22
2.1. Организация исследования 22
2.2. Результаты констатирующего этапа исследования 29
2.3. Разработка и реализация проекта детско-взрослой волонтерской
деятельности с участием детей старшего дошкольного возраста 36
Выводы по главе 2 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

В общих положениях ФГОС ДО отмечается, что одним из основных принципов дошкольного образования является приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства, что актуализирует работу в области нравственного воспитания дошкольников. Также в области социально-коммуникативного развития ставится такая задача, как усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности [1]. Нравственное воспитание наиболее актуально в старшем дошкольном возрасте, который является периодом активного освоения этических норм, правил, установления нравственных чувств и наклонностей. Ребенок старшего дошкольного возраста способен не только иметь и анализировать собственные нравственные представления, но и применять их в поведении [33]. Нравственную сферу личности дошкольника исследовали психологи И.Н. Вавилова, И.В. Гундорова, М.В. Корепанова, Е.В. Субботский, С.Г. Якобсон и др.
В структуру нравственного воспитания старшего дошкольника включается работа по формированию нравственных качеств личности. Проблема формирования нравственных качеств детей дошкольного возраста рассматривалась в трудах отечественных исследователей: Л.И. Божович, Л.С. Выготского и пр., которыми отмечается для того, чтобы формировать у дошкольников нравственные качества необходимо знакомить и закреплять у них знания о нормах поведения, формировать положительное эмоциональное отношение к усваиваемым нормам и внутреннюю позицию самого дошкольника.
В этой связи актуален поиск педагогических средств формирования нравственных качеств старших дошкольников [20; 30; 46]. Таковым может выступить волонтерская деятельность. Волонтерское движение в условиях дошкольной образовательной организации (далее - ДОО) - достаточно инновационная и недостаточно методологически разработанная технология работа с детьми. Важный вклад в исследование проблемы внесла Н.П. Гришаева [13; 14; 47], которая разработала технологию «Дети- волонтеры», используемую с успехом в образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста последние десять лет. На сегодняшний день накоплен определенный опыт волонтерской деятельности в ДОО, однако актуальны исследования в области изучения сущности волонтерства в дошкольном образовании, особенностей содержания и перспектив развития. Теоретический анализ показал, что волонтерская деятельность с привлечением дошкольников используется, как правило, как средство их социализации, а аспект нравственного развития их личности практически не исследуется.
Таким образом, определена актуальность данного исследования, обусловленная наличием социального заказа на развитие нравственных качеств старших дошкольников, наличием психологических предпосылок для их формирования в исследуемом возрасте, слабой разработанности возможности использования волонтерской деятельности для развития нравственных качеств старших дошкольников. В актуальности исследования обнаруживается противоречие и проблема: как организовать волонтерскую деятельности в ДОО, что она решала задачу развития нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста?
Объект исследования: нравственные качества личности детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: формирование нравственных качеств личности детей старшего дошкольного возраста в волонтерской деятельности.
Цель данного исследования: теоретически обосновать, разработать и реализовать программу волонтерской деятельности в ДОО, направленную на развитие нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста....

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Каждый из возрастных периодов наиболее значим для развития определенной сферы личности. Старший дошкольный возраст описывается как сензитивный для развития нравственных качеств: у детей активно формируется самосознание, они могут понимать смысл нравственных требований и правил, могут предвидеть последствия своих поступков, учатся соотносить представления о нравственных нормах с собственными поступками, пр.
Соответственно, работа педагога должна быть направлена на развитие нравственных качеств. Среди многообразия средств развития нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста мы остановили внимание на детско-волонтерской деятельности. Помогая другим, старший дошкольник учится сопереживать, сочувствовать, оказывать помощь и проявлять заботу об окружающем мире и окружающем сообществе, развивает трудолюбие, воспитывает доброту. Мы предположили, что потенциал волонтерской деятельности в ДОО будет раскрыт при соблюдении следующих условий организации:
1. Направленность волонтерской деятельности на заботу об окружающем мире, формирование бережного отношения к нему.
2. Организация обсуждений с детьми реализованного опыта волонтерской деятельности с позиций нравственных качеств.
3. Совместное участие детей и родителей в волонтерской деятельности.
Гипотеза исследования была проверена в три этапа:
1. На констатирующем этапе были выделены критерии сформированности нравственных качеств (когнитивный, мотивационно­эмоциональный, поведенческий), подобраны методики для их оценки (методики «Беседа», «Сделаем вместе» И.Б. Дермановой, методика «Закончи историю» Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной). После проведения диагностики был сделан вывод о том, что показатели сформированности нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста находятся преимущественно на низких и средних уровнях. Дети имеют отрывочные представления о нравственных качествах, как правило, приводя в пример конкретных людей как носителей определенного качества в конкретной ситуации (как правило, взрослых) и литературных и сказочных персонажей. Отсылок на свое поведение и личность было достаточно мало, что может говорить о том, что дети рассуждают о нравственных качествах отвлеченно, «не примеряя» их на себя. Дети дают достаточно утрированную нравственную оценку ситуации (положительное-отрицательное, правильное- неправильное, хорошее-плохое), определение мотивации нравственного поведения дается им с трудом. В поведении дети демонстрируют умеренно выраженные позитивную нравственную направленность, общительность, заинтересованность делом.
2. На формирующей этапе был разработан педагогический проект детско-взрослой волонтерской деятельности «Добролучики». Деятельность в рамках проекта включает осуществление мероприятий благотворительного, социального, физкультурно-спортивного и иного характера, направленных на формирование у старших дошкольников социально значимых навыков и осмысления нравственных качеств. Основным механизмом реализации практики является проведение волонтерами (детьми и их родителями) благотворительных мероприятий, конкурсов, бесед. Совместное детско- взрослое движение формировало у детей социальные и нравственные навыки: вызывало чувство единения, дети проявляли заботу о животных, чувствовали гордость за проделанную работу и радость от полученных результатов, учились вступать в контакт и пр. Средствами достижения цели выступали личный пример взрослого, совместная деятельность на благо других, творческий подход, благотворительные акции.....


1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» / Федеральный институт развития образования. ФГОС и проф. стандарты. URL: http://www.edu.ru/dbminobr/mo/Data/d_13/m1155.html (дата обращения: 10.02.2020).
2. Алимова Л.У., Бондарь Е.Е. Экспериментальное исследование по выявлению уровня воспитанности нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста в трудовой деятельности // Достижения науки и образования. 2019. № 1 (42). С. 44-46.
3. Антилогова Л.Н. Нравственное сознание личности и его
структура. Омск: ОМГПУ, 1999. 198 с.
4. Блюмкин В.А. Мир социальных ценностей: монография. М.: Знание, 1981. 61 с.
5. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. М.: Институт практической психологии, 2001. 352 с.
6. Вавилова И.Н. Нравственное развитие дошкольника в структурных компонентах // Перспективы науки. 2012. № 9 (36). С. 29-32.
7. Вавилова И.Н. Формирование нравственной воспитанности личности ребенка в условиях дошкольного образовательного учреждения: дис. канд. пед. наук. Екатеринбург. 2009. 242 с.
8. Веселова Е.К. Нравственность специалиста в контексте профессионального здоровья. Психология профессионального здоровья: учебное пособие / под ред. проф. Г.С. Никифорова. СПб.: Речь, 2006. 159 с.
9. Вшивкова С.Ф. Волонтерство как элемент духовно­нравственного воспитания // Нравственные ценности и будущее человечества
XVIII Красноярские краевые Рождественские образовательные чтения: сборник статей. 2018. С. 180-187.
10. Выготский Л.С. Педагогическая психология / под ред. В.В. Давыдова. М.: Педагогика-Пресс, 1999. 536 с.
11. Выготский Л.С. Развитие игры в детском возрасте // Вопросы психологии. 1966. № 6. С. 18-24.
12. Гамолка С.Ю. Волонтерское движение в детском саду как средством формирования инициативы и самостоятельности старших дошкольников // Традиции и новации в дошкольном образовании. 2017. № 4 (4). С. 63-65.
13. Гришаева Н.П. Современные технологии эффективной социализации ребенка в дошкольной образовательной организации: методическое пособие. М.: Вентана-Граф, 2016. 184 с.
14. Гришаева Н.П., Струкова Л.М. Может ли дошкольник быть волонтером и участвовать в социальных акциях? // Детский сад: теория и практика. 2018. № 1. С. 32-35.
15. Гундорова И.В. Формирование нравственных оценок телевизионной информации у младших школьников: дис. канд. пед. наук. Кострома, 2004. 209 с....55


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ