Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ИГРОВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СО СВЕРСТНИКАМИ КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ САМОСОЗНАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА

Работа №147154

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы72
Год сдачи2020
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
29
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 6
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ САМОСОЗНАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 7
1.1. Теоретический анализ подходов к изучению самосознания в
психологической науке 7
1.2. Особенности развития самосознания детей старшего дошкольного
возраста 14
1.3. Особенности личностного развития детей с нарушением опорно­двигательного аппарата 23
Выводы по главе 1 29
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ САМОСОЗНАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 30
2.1. Изучение уровня развития самосознания старших дошкольников
(констатирующий этап) 30
2.2. Практические рекомендации организации работы по развитию
самосознания детей старшего дошкольного возраста с нарушением опорно­двигательного аппарата в игровом взаимодействии со сверстниками 39
2.3. Эффективность рекоминдаций по развитию самосознания детей старшего дошкольного возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата в игровом взаимодействии со сверстниками (контрольный этап) . 48
Выводы по главе 2 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 61
ПРИЛОЖЕНИЯ 71

В современных условиях трансформации российского общества широко рассматривается проблема успешной социальной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Изучение научной литературы показало, что проблема самосознания находится в центре внимания философии, этики, социологии, общей и специальной педагогики и психологии. В психологии на современном этапе существуют различные теоретические и методологические подходы к определению сущности самосознания. Интерес к проблеме самосознания остается актуальным на протяжении многих лет, связанного с разработками как отечественных авторов: С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, А.Г. Спиркин, Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, В.В. Столин, Э.З. Феизов, В.М. Ермаков и др, так и зарубежных авторов: Э. Гуссерль, Э. Фромм, К.Г. Юнг, В. Франкл и др. Отечественные психологи уделяют внимание изучению как Я-образа И.С. Кон, Е.Т. Соколова, А.А. Налчаджян, В.Н. Козиев, А.А. Бодалев, так и проблеме семантического самоотношения и его субъективного строения В.В. Столин, С.Р. Пантелеев, Н.И. Сарджвеладзе. Также имеются исследования структуры Я с позиций личностной идентификации А.Б. Орлов. Чаще всего среди отечественных ученых встречаются представления о трехкомпонентной структуре самосознания с некоторыми вариациями И.И. Чеснокова, В.С. Мерлин. Согласно концепции В.С. Мухиной, структурными единицами самосознания являются ценностные ориентации, которые формируются на различных этапах онтогенеза и наполняют структурные звенья самопознания.
В практическом плане необходимо учитывать, что особенности самосознания, структура и специфика отношения человека к самому себе оказывают влияние на все аспекты его психологического состояния, его поведение, стиль общения и играют определяющую роль в постановке реальных жизненных и профессиональных целей, в установлении желаемых межличностных отношений, что является основным условием гармоничного самосознания.
Особое место в периоде детства занимает старший дошкольный возраст. Данный возрастной период благоприятен для овладения социальным пространством через общение со взрослыми и сверстниками. Одним из важнейших достижений старшего дошкольного возраста является осознание своего социального «Я», формирование внутренней социальной позиции, более четких представлений о себе.
В последнее время внимание дефектологов всё больше привлекают разные аспекты психического развития детей старшего дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата и формирования их личности. Ограничение возможностей свободного передвижения в пространстве и полноценного физического контакта с социальной средой часто может вызывать у ребенка с нарушениями сильные негативные переживания, приводящих иногда к депрессии, к неверию в себя и в свои силы. Психологи отмечают сопровождающееся у таких детей состояние фрустрации, защитной агрессии, потеря интереса к общественной активности. Следовательно, педагогу необходимо иметь представление об особенностях развития детей с дефицитарным развитием и уметь строить образовательный процесс с учётом особых потребностей и возможностей каждого ребёнка, создавать условия для развития детей, их успешной адаптации и социализации (ФГОС ДО).
Игра, являясь ведущим видом деятельности в дошкольном детстве, содержит развивающий потенциал для познания мира и формирования представлений о себе. Организация игрового взаимодействия старших дошкольников с нарушениями опорно-двигательного аппарата в инклюзивной образовательной среде дошкольной образовательной организации позволяет расширить социальные контакты, приобрести ценный опыт общения со сверстниками, что способствует развитию их самосознания....

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проведенный теоретический анализ психолого-педагогической
литературы показал, что проблема самосознания уже давно не является исключительно категорией общей психологии, в рамках которой изучается сущность понятия, его структура, функции, механизмы формирования и пр.
В современной науке актуален подходе к проблеме самосознания с точки зрения возрастной и детской психологии - как формируется самосознание в онтогенезе - а также с позиций специальной психологии - какова специфика самосознания у лиц с ограниченными возможностями здоровья. Самосознание - это внутренний диалог, обращенный к себе и внешнему миру; выделение индивидом себя из окружающего мира, в процессе познания себя и других людей, их взаимоотношений и собственных отношений с другими, осознания своей телесности и интеграция к общему знаменателю Я. Структурными компонентами самосознания являются когнитивный («Я-образ»), эмоционально-оценочный (самоотношение) и поведенческий (регулятивный) компоненты.
В старшем дошкольном возрасте категория «самосознание» отражается через понятие «самооценка». В ведущем виде деятельности - в игре проявляются особенности самосознания. Познание страшим дошкольником пределов своих сил происходит на основе общения со взрослыми, сверстниками и собственного практического опыта. Нами отмечено, что самосознание активно развивается в старшем дошкольном возрасте - постепенно оценочные суждения детей об окружающих постепенно становятся все более полными, глубокими, детализированными, развернутыми; самооценка старших дошкольников становится более адекватной, обобщенной, мотивированной. Результатом самосознания личности является выработка Я-концепции, которая обеспечивает внутреннюю согласованность и относительную устойчивость действий и поведения человека.
Дошкольники с нарушениями опорно-двигательного аппарата неадекватно и нереалистично оценивают себя, свои способности и возможности. У большинства из них неадекватная самооценка указывает на значительные искажения в формировании личности и самосознания. Наличие первичного дефекта у старшего дошкольника оказывает влияние на формирование его самосознания. В частности, нами было выдвинуто предположение о том, что дети старшего дошкольного возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата чаще обладают заниженной и низкой самооценкой, чаще относятся к себе и своих способностям отрицательно, несформированными представлениями о себе в сравнении с нормально развивающимися сверстниками. Данное предположение было проверено в эмпирической части работы.
Результаты проведенного исследования показали: старшие
дошкольники с нарушением опорно-двигательного аппарата значимо чаще относятся к себе негативно, не уверены в своих силах, обладают заниженной и низкой самооценкой. Выявлено, что представления о себе у старших дошкольников с нарушением опорно-двигательного аппарата носит
компенсаторный характер: дети заявляют о себе, что у них все хорошо, хотя не могут открыто выразить присутствие психотравмирующих факторов. Детям характерно недостаточное представление социального и
физического компонентов самосознания. Они не критичны к себе,
испытывают трудности в обосновании своей оценочной позиции, в невербальной самопрезентации. Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата чаще обладают заниженной самооценкой, нежели их нормально развивающие сверстники. Старшие дошкольники с нарушением опорно - двигательного аппарата чаще чувствуют зависимость своей позиции от взрослых, чаще воспринимают себя как отверженных или не заинтересованных в социальных контактах.....


1. Аверин В.А. Психология личности: учебное пособие. СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2014. 89 с.
2. Андронова О.Е. Проблема компонентов, характеристик и основных типов самосознания в психологии // Вестник Томского государственного университета. 2007. № 305. С. 149-152.
3. Бернс Р. Я - концепция и Я - образы. Самосознание и защитные механизмы личности. Самара: Изд. Дом «Бахрах», 2013. 192 с.
4. Болотова А.К. Развитие самосознания личности: временной аспект // Вопросы психологии. №2. 2011. С. 16-25.
5. Бороздина Л.В. Сущность самооценки и ее соотношение с Я концепцией // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2017. № 3. С. 54-65.
6. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонения. М.: Мозаика- синтез, 2017. 265 с.
7. Бураджиева Р. Д. Формирование адекватной самооценки у старших дошкольников с задержкой психического развития // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2015. Т. 10. С. 176-180.
8. Бучилова И.А. Изучение межличностных отношений со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста с использованием метода социометрии // Концепт. 2014. № 7. С. 31-36.
9. Васильева В.Ю. Специфика развития самосознания в старшем дошкольном возрасте // Молодой ученый. 2018. № 19 (205). С. 366-367.
10. Васягина Н.Н. Влияние социальных эмоций на характер общения дошкольников со сверстниками // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». Екатеринбург, 2016. С. 4-45.
11. Веракса Н.Е. Развитие ребёнка в дошкольном детстве: пособие для педагогов дошкольных учреждений. М., 2014. 186 с.
12. Власова В.И. Развитие самооценки и ее влияние на стрессоустойчивость личности // VII Международная студенческая электронная научная конференция. «Студенческий научный форум». 2015. C.11-18.
13. Гаркуша Ю.Ф. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями. М.: ТЦ «Сфера», 2018. 128 с.
14. Залуцкая Е.В. Влияние стилей воспитания на формирование самооценки детей младшего школьного возраста // Материалы XIII Международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы психологии». Иркутск, 2017. С. 11-15.
15. Ильина С.В. Программа развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста в процессе общения со сверстниками. Курск: Учитель, 2017. 56 с....49


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ