Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Повествовательная техника потока сознания

Работа №147151

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

лингвистика

Объем работы59
Год сдачи2015
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
47
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
I Особенности потока сознания как стилистического приема 5
1.1 Происхождение термина 5
1.2 Поток сознания в психологии 6
1.3 Поток сознания в стилистике 10
1.4 Поток сознания в лингвистике 14
1.5 Поток сознания в литературе 17
1.6 Поток сознания и внутренний монолог 22
II Анализ повествовательной техники потока сознания на материале романа
Д.Д. Сэлинджера «Над пропастью во ржи» 27
2.1 Бессвязность 28
2.2 Задержка чувств и впечатлений 31
2.3 Сцепление ассоциаций 33
2.4 Дискретность 36
2.5 Анафора 38
2.6 Анаколуф 40
2.7 Оборванность синтаксиса 42
2.8 Эпанодос 45
2.9 Сленг и нецензурная лексика 47
2.10 Смещение вводного слова 50
Заключение 54
Список литературы 56


Поток сознания, являясь относительно молодым явлением в литературе, тем не менее нашел свое место в творчестве известных авторов, таких как Д. Джойс, В. Вульф, Т. Элиот и других. Находясь на стыке лингвистики и психологии, данный феномен позволяет правдоподобно передать в художественном тексте работу сознания, мысли, чувства, эмоции персонажа.
Тем самым, поток сознания представляет интерес для лингвистов.
Актуальность исследования потока сознания, как повествовательной техники, заключается в том, что, не смотря на большую распространенность данного феномена в современной литературе и в литературе 20в., он по прежнему остается в состоянии неясности относительно терминологического определения и типологической принадлежности. Поток сознания позволяет читателю испытать эмоциональные, моральные и интеллектуальные ощущения изнутри сознания персонажа, и открывает для автора новые возможности для повествования, не ограничивающиеся третьим и первым лицом. Это делает его важной составляющей художественной культуры.
Целью данной работы является проанализировать особенности потока сознания и рассмотреть его роль в организации повествовательной структуры литературного произведения.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи исследования:
• изучить происхождение потока сознания и его связь с психологией.
• определить терминологическую принадлежность потока сознания.
• сравнить взгляды на феномен потока сознания у разных исследователей.
• провести сравнение потока сознания и внутреннего монолога.
• рассмотреть особенности потока сознания как стилистического приема.
• исследовать роль потока сознания в западной и отечественной литературе. -проанализировать стилистические и лингвистические характеристики потока сознания на материале романа Д.Д. Сэлинджера «Над пропастью во ржи.»
Теоретическая значимость работы заключается в систематизации теоретического материала по теме и сопоставлении взглядов разных лингвистов относительно феномена потока сознания.
Практической значимостью данной работы является то, что ее результаты могут быть использованы на практических занятиях по лингвистике.
В данной работе использовались следующие методы исследования: метод синтаксического анализа, анализа литературы, дескриптивно-аналитический с элементами системного анализа, систематизации.
Объектом исследования является поток сознания в литературе и его стилистические особенности. Предметом исследования стали образцы использования метода потока сознания в романе Д.Д. Сэлинджера «Над пропастью во ржи.» и в творчестве писателей модернистов 20 в.
В качестве теоретических основ данного исследования были использованы работы следующих авторов: Вайман С.Т., Джеймс У., Лосев А.Ф., МотылеваТЛ., Флоренский П.А., Хампфри Р.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


На данный момент в стилистике не существует четкого определения того, чем является поток сознания. Тем не менее, не зависимо от к чему его относят: к стилю, приему или способу повествования, поток сознания имеет определенные, отмечаемые всеми исследователями свойства. К ним относятся бессвязность, дискретность, эмоциональность, а также использование определенных риторических и лексических фигур. Все это отражено в практической части нашей работы. И исходя из этого мы склоняемся к определению потока сознания, как повествовательной техники.
По итогам теоретического исследования мы пришли к выводу о том, что поток сознания, являясь по большей части свойственным литературе модернизма, направлен на регистрацию и воспроизведение процессов, происходящих в ментальной сфере жизни персонажей. Целью использования потока сознания является передача эмоций, впечатлений а также аспектов глубинной психики, что делает его сосредоточенным на внутреннем мире героев. Для достижения наиболее правдоподобного воспроизведения процессов работы сознания в художественном тексте авторы прибегают к определенным лексическим, синтаксическим и риторическим приемам. На основе проведенного исследования мы выделили и проанализировали наиболее значимые и употребляемые из них. Применение таких синтаксических приемов как бессвязность, дискретность и оборванность синтаксиса помогают воссоздать поток мыслей в таком виде, в котором они появляются в сознании. Риторические приемы, к которым относятся анаколуф, анафора, эпанодос и смещение вводного слова направленны на создание особого ритма повествования имитирующего мыслительные процессы. Для придания тексту потока сознания эмоциональности и приватности автором были использованы такие лексические приемы как задержка чувств и впечатлений, сцепление ассоциаций, а также использование сленга и нецензурной речи.
Таким образом был выявлен ряд признаков, свойственных повествовательной технике потока сознания, что отличает ее от других повествовательных техник.


1. Арутинян, А.М. Борьба литературных направлений в английском романе начала 20 века: автореф. дис. ... канд. филол. / / А.M. Арутинян. — Ереван,
1973., 356c.
2. Ахманова, O.C. Словарь лингвистических терминов // О.С. Ахманова. — М.: Советская энциклопедия, 1966., 607 с
3. Белокурова С.П. Словарь литературоведческих терминов// Паритет., 2006., 320с.
4. Бергсон А. Творческая эволюция: Пер. с фр//М.: ТЕРРА-книжный клуб,
2001.. 384,с.
5. Бергсон, А. Опыт о непосредственных данных сознания // А. Бергсон. — М., 1978., 432c.
6. Бютор М. Роман как исследование// Сост., пер., вступ. ст., комм. Н. Бунтман. М.: Изд-во МГУ, 2000.,208 с.
7. Вайман С.Т. Метаморфозы художественной мысли. XX век // Континент.
2001., 403с.
8. Выготский, Л.С. Мышление и речь // М.: Лабиринт, 2005., 352 с.
9. Гарин, И.И. Век Джойса //М.: Терра — Книжный клуб, 2002., 848 с.
10. Горкин А.П. Энциклопедия «Литература и Язык».// Росмэн-пресс., М.,
2006., 662с.
11. Джеймс У. Научные основы психологии// Харвест., 2003., 349с.
12. Джеймс У. Поток сознания //М.: Педагогика., 1991., 327с.
13. Джемс У. Психология//М.: Педагогика., 1994., 258с.
14. Джеймс, У. Первоосновы психологии Текст. // М., 1981.,195с/
15. Едошина, И.А. Художественное сознание модернизма : истоки и мифологемы// Кострома : Изд-во КГУ, 2002., 250 с....60


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ