Введение 5
Глава 1. Туристско-краеведческий клуб как форма внеучебной деятельности
при изучениисвоего района 8
1.1. Понятие и виды туристско-краеведческих клубов 8
1.2. Туристско-краеведческая и экскурсионная деятельность в изучении
района 13
1.3. Актуальность созданиятуристско-краеведческого клуба в Канском
политехническом колледже (социологическое исследование) 14
Глава 2. Географическая характеристика Канского района 16
2.1 Общие сведения о районе, роль в экономике Красноярского края 16
2.2.Особенности географического положения 17
2.3. Характеристика природных условий и ресурсов 18
2.3.1. Климат и почвы 18
2.3.2. Рельеф и минеральные ресурсы 20
2.3.3. Водные ресурсы 21
2.3.4. Растительный и животный мир 23
2.3.5.Экологическая ситуация 23
2.3.6.Рекреационные ресурсы 24
2.4 История развития Канского района 27
2.5 Характеристика населения Канскогорайона 31
2.5.1. Географические особенности размещения и заселения территории
района 31
2.5.2. Динамика численности, естественное и механическое движение
населения 32
2.5.3. Возрастно-половой состав 33
2.5.4. Национальный состав населения 34
2.5.5. Система населенных пунктов района 34
2.6.Экономика Канского района 35
2.6.1. Сельское хозяйство 35
2.6.2. Промышленность 41
2.6.3. Транспорт 43
2.6.4. Рекреационный комплекс 44
2.7. Проблемы и перспективы развития Канского района 49
Глава 3. Туристско-краеведческая работа с обучающимися политехнического колледжа по изучению географии Канского района 543
3.1. Оценка усвоения знаний по географии Канского района до и после
занятий в туристско-краеведческом клубе (анкетирование) 543
3.2. Программа работы туристско-краеведческого клуба на учебный год 554
3.3. Разработка туристско-краеведческого мероприятия с обучающимися
колледжа по изучению географии Канского района 60
Заключение 798
Список использованных источников 80
Приложения 85
Учебная работа в классе не может в полноймере удовлетворить познавательные интересы обучающихся политехнического колледжа по изучению своего района. В Канском политехническом колледже у многих профессий и специальностей не преподаются географические дисциплины. В силу этого на изучение своеймалой родины обучающиесяполучают лишь основные знания по широкому кругу наук. И удовлетворить познавательные интересы студентов о Канском районе, углубляя и конкретизируя знания наиболее любознательных обучающихся, возможно лишь используя разнообразные формы внеучебной деятельности. Важнейшей из них является туристско-краеведческая работа.
Вопросы краеведения, как важнейшее средство обучения географии, всегда занимали большое место в педагогике. Отражая объективное состояние краеведения в колледжах Российской Федерации, этот опыт касался главным образом вопросов организации и содержания внеклассной географо-краеведческой работы. Под краеведческим принципом понимается изучение краеведческого материала и использование в преподавании географии разнообразных географических сведений о фактах и явлениях окружающей местности, которые известны в преподавании географии в рамках деятельности туристско-краеведческого клуба.
Выполнение предусмотренного в программах по краеведению объема практических работ на местности, проведение наблюдений и экскурсий, как подтверждает опыт передовых преподавателей, в основном позволяют обучающимся накапливать, расширять и углублять краеведческие знания о родном районе. При опоре на эти знания в обучении создаются благоприятные условия для более конкретного, отчетливого и доступного усвоения студентами общегеографических понятий, законов,
закономерностей. В реализации краеведческого принципа проявляется важнейшее дидактическое правило «от близкого к далекому», «от известного к неизвестному».
Важное место в воспитании обучающихся занимают туризм и краеведение. Туризм помогает решать воспитательные и краеведческие задачи, задачи оздоровления и физического развития студентов. Он учит коллективизму, дружбе, товариществу, дисциплинированности,
самостоятельности, инициативе, трудолюбию, взаимопомощи, расширяет кругозор, является прекрасным средством познания природы.
Хорошо организованная туристско-краеведческая работа в колледже поможет дать глубокие и прочные знания по географии Канского района, позволит привить любовь к родному району.
Актуальность и проблематика.
Однако при организации туристско-краеведческой работы в колледже, особенно технической направленности, возникает проблема её актуальности, востребованности и необходимости. Так как эта деятельность является внеучебной, она должна быть по-настоящему интересной и добровольной. Будут ли география и краеведение интересны студентам-технарям? Ответ на этот вопрос даст проведённое нами исследование.
Цель магистерской диссертации: раскрыть возможности туристско- краеведческого клуба для повышения качества знаний по географии своего района.
Задачи:
1) Охарактеризовать туристско-краеведческий клуб как одну из форм внеучебной деятельности при изучении своего района.
2) Выявить востребованность и интерес со стороны обучающихсяк созданию туристско-краеведческого клуба в Канском политехническом колледже.
3) Разработать программу работы туристско-краеведческого клуба Канского политехнического колледжа на учебный год.
4) Разработать мероприятие в рамках работы клуба по изучению географии Канского района.
Объект исследования: внеучебная деятельность по географии в колледже.
Предмет исследования: изучение географии Канского района в туристско-краеведческом клубе Канского политехнического колледжа.
Методы исследования:
Теоретические: анализ литературных источников, анализ и синтез полученной информации, обобщение, систематизация.
Эмпирические: педагогическое проектирование, социологический
(анкетирование), статистический (обработка результатов анкетирования).
География как учебный предмет имеет большие возможности для проведения внеурочной деятельности, так как ее содержание тесно связано с окружающей средой, с хозяйственной деятельностью людей, промышленностью, с текущими событиями в нашем районе.
Туристско-краеведческая деятельность - это многоуровневая система разнообразных видов совместной деятельности учащихся и взрослых. Она относится к видам деятельности, интенсивно развивающим в ее участниках ответственность, самостоятельность, уважение прав человека, интерес к окружающим и к собственной стране, чувство привязанности к родному краю, его истории, природе, людям.
Краеведческая деятельность помогает связать задачи обучения с задачами развития личности, обеспечивает занятость значительного числа детей в свободное время при относительно небольших расходах. Все это делает актуальным развитие данного направления воспитательной работы.
Выводы:
1. Хорошо организованная туристско-краеведческая работа в колледже может дать глубокие и прочные знания по географии Канского района, позволит привить любовь к родному району. Проводить такую работу позволяют туристско-краеведческие клубы, представляющие собой добровольные креативное объединения обучающихся, способствующие развитию их экологического, краеведческого и географического мышления и культуры. Принципы работы клуба - гуманизация, демократизация, любовь и уважение к Отечеству.
2) Проведено социологическое и статистическое исследование об актуальности создания туристско-краеведческого клуба на базе Канского политехнического колледжа. Результаты исследования показывают, что 67% опрошенных хотят, чтобы в Канском политехническом колледже был туристско-краеведческий клуб. Обучающиеся считают, что интересно изучить географию своего района.
3) Разработана программа работы туристско-краеведческого клуба на учебный год объемом 39 часов аудиторной и 50 часов внеаудиторной работы. Предполагается проводить одно аудиторное занятие в неделю, а также выездные экскурсии во второй половине дня и по субботам. Походы и экскурсии на природу запланированы на теплый период времени (май, июнь, сентябрь, октябрь), с ноября по апрель - экскурсии в музеи и на предприятия. Курс рассчитан на учебный год, т.е. 39 недель.
4) Разработано внеучебное мероприятие клуба - загородная автобусная обзорная экскурсия в село Бражное продолжительностью 5 часов. Цель - географическая характеристика села Бражное и знакомство с его достопримечательностями.
Проведенное анкетирование выявило низкий уровень знаний у обучающихся колледжа о Канском районе - коэффициент усвоения знаний по группе 0,45. Большинство обучающихся мало знают о Канском районе. Занятия с обучающимися по краеведению и географии Канского района повысят уровень и качество их знаний о своем районе.
1. Авдюкова Т.В., Хруцкий С.А. Состояние плодородия почв пашни Восточной зоны Красноярскогокрая // Земледелие. 2017. № 1. С. 25-29
2. Аглиуллина Р. Ф. Методические рекомендации по разработке и оформлению дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ. - Красноярск, 2021. - 31 с.
3. Ананьева Т. А., Чеха В. П., Елин В. А. Физическая география Красноярского края. Учебное пособие. Красноярск : КГПУ им. В. П. Астафьева, 2016. 294 с.
4. Антипова Е.М. Растительность северных лесостепей Средней Сибири: монография / гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2016. 300 с.
5. Антипова Е.М. Растительность юга Канской лесостепи // Биоразнообр. и редкие виды раст. Средн. Сиб. Красноярск: РБО РАН; ИлиД СО РАН; Гос. зап. Столбы, 1995. С. 9-12.
6. Баянова О. В. Методический конструктор по проектированию дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы туристско-краеведческой направленности / сост. О. В. Баянова, О. Н. Казанцева. -Тюмень : ИПЦ «Экспресс», 2023. - (Вып. № 6). - 222 с.
7. Безруких В.А. Физическая география Красноярского края и Республики Хакасии. Красноярск: Красн. книжн. изд-во, 1993. 190 с.
8. Безруких В.А., Комарчева Е.А. Особенности природы Канской лесостепи в процессе преподавания географии в школе // Производ. силы Красн. кр. в совр. соц.-экон. усл. Красноярск: КГПИ, 1999б. С. 93-94.
9. Биржаков М.Б. Введение в туризм: Учебное пособие. - СПб: Издательский дом Герда, 2004 г. - С.37.
10. Бруер Г.Г., Кудрявцев В.С., Ларионов М.Н., Турубинер М.Г. Канско-Ачинский бассейн - топливная база страны. - Красноярск: Кн. изд- во, 1972.86 с.
11. Васильева Е.Ю., Луканова, Н.А., Анализ демографической ситуации через показатели естественного движения населения в Красноярском крае. Экономика и управление анализ тенденций и перспектив развития. - 2014. № 13.
12. Дронов, А.А. Туристско-краеведческие игры в школе и на местности как форма развития метапредметных умений и навыков учащихся / А. А. Дронов. // Молодой ученый. — 2015. — № 3 (83).
13. Евладова Е.Б. Внеурочная деятельность: взгляд сквозь призму ФГОС / Е.Б. Евладова // Воспитание школьников. - 2017. - № 5. - 26 с.
14. Емельянов Б.В. Экскурсоведение. В 3-х частях.-М: ЦРИБ «Турист», 1992, С.28 ИСВ РАО, 2011. - 352 с.
15. Ильина И.Н. Экономика городского хозяйства: учеб. пособие для студентоввузов / И.Н. Ильина.-М.: КНОКУС, 2023.- 248 с....42