ОРГАНИЗАЦИЯ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ СВАРОЧНОГО ПРОИЗВОДСТВА НА ОСНОВЕ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА С ПРИМЕНЕНИЕМ КЕЙС-ТЕХНОЛОГИИ
ВВЕДЕНИЕ 6
1 Практико-ориентированный подход в подготовке обучающихся
среднего профессионального образования 10
1.1 Особенности подготовки обучающихся среднего
профессионального образования на основе практико- ориентированного подхода 10
1.2 Подготовка обучающихся в области сварочного производства с
применением кейс-технологии в обучении 15
1.3 Проектирование процесса подготовки обучающихся на основе
кейс- метода 27
1.4 Структурно-содержательная модель процесса подготовки
обучающихся на основе практико-ориентированного подхода 34
Выводы по первой главе 41
2 Разработка учебных кейсов для подготовки по профессии «Сварщик»на
основе практико-ориентированного подхода 42
2.1 Методика организации учебной практики по кейс-методу 42
2.2 Разработка учебных кейсов для обучения ПМ 02 «Сварка и резка
деталей из различных сталей, цветных металлов и их сплавов, чугунов во всех пространственных положениях» (учебная практика) 51
2.2.1 Кейс-задание для занятия учебной практики № 1 по теме: Дуговая механизированная сварка в защитном газе, порошковой и самозащитной проволокой 51
2.2.2Кейс-задание для занятия учебной практики № 2 по теме: Автоматическая сварка в защитном газе деталей и узлов из углеродистых и конструкционных сталей 62
2.2.3Кейс-задание для занятия учебной практики № 3 по теме: Автоматическая сварка под флюсом деталей и узлов из углеродистых и конструкционных сталей 71
2.3 Разработка кейс-задания для проведения демонстрационного
экзамена 79
2.4 Проведение апробации внедрения в учебный процесс кейс-
заданий для занятий учебной практики 92
2.4.1 Результаты текущего контроля учебной практики № 1 по теме:
Дуговая механизированная сварка в защитном газе, порошковой и самозащитной проволокой 93
2.4.2 Результаты текущего контроля учебной практики № 2 по теме:
Автоматическая сварка в защитном газе деталей и узлов из углеродистых и конструкционных сталей 96
2.4.3 Результаты текущего контроля учебной практики № 3 по теме:
Автоматическая сварка под флюсом деталей и узлов из углеродистых и конструкционных сталей 97
2.4.4 Оценка достоверности полученных результатов 98
Выводы по второй главе 101
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 102
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙЛИТЕРАТУРЫ 104
ПРИЛОЖЕНИЕ А. Теоретический материал кейс-задания для занятий учебной практики по теме №1 111
ПРИЛОЖЕНИЕ Б. Дополнительный раздаточный материал для выполнения кейс-задания на занятии учебной практики №1 141
ПРИЛОЖЕНИЕ В. Карточки задания для практической работы с кейсом.. 154
Актуальность: В настоящее время в условиях рыночной экономики, очевидно, что профессиональное образование должно ориентироваться на эффективную подготовку рабочих, обладающих высоким уровнем профессионализма и компетентности. Речь идет о формировании рабочих- профессионалов, способных возродить экономику, и главное в этом процессе - не объем получаемой информации, а умение творчески находить, усваивать и пользоваться ею. Это ставит перед профессиональными учебными учреждениями задачи по коренному улучшению постановки теоретического и производственного обучения обучающихся, повышения эффективности методов его осуществления. Сейчас трудно назвать отрасль народного хозяйства, где бы ни применялся тот или иной способ сварки. Выполнение качественной работы по сварке конструкций невозможно без знаний теории, технологии различных видов сварки, о применяемом оборудовании, сварочных материалах и пр.
Изучение педагогической литературы, практики образовательного процесса в учреждениях профессионального образования показывает, что недостаточно внедряется и используется кейс-технологии в обучении, имеет место слабая методическая разработанность их применения в практико-ориентированной подготовке будущих специалистов.
Таким образом, актуальным становится разработка методического обеспечения для применения кейс-метода в обучении в практико-ориентированной образовательной среде, которые способствуют стимулированию интереса к изучению будущей профессии, развивают мышление, активность, самостоятельность и инициативу.
Изучение результатов опроса работодателей, сравнительный анализ теории и практики подготовки обучающихся системы СПО позволил выявить следующие противоречия:
• между потребностями государства, общества, экономики, производства, руководителей образовательных учреждений СПО - в компетентных педагогах профессиональной школы и недостаточным уровнем подготовки к практико-ориентированному обучению;
• между необходимостью подготовки рабочих кадров для отрасли производства и недостаточным учебно-методическим обеспечением их формирования при прохождении учебной практики рамках изучения.
В исследовании магистерской диссертации введено ограничение: подготовка обучающихся в системе СПО на основе практико-ориентированного обучения будет рассматриваться на примере учебной практики и демонстрационного экзамена. За основу взят профессиональный модуль: ПМ 02 «Сварка и резка деталей из различных сталей, цветных металлов и их сплавов, чугунов во всех пространственных положениях». Наименование раздела: «Выполнение автоматической и механизированной сварки». Наименование МДК: 02.03 «Электросварочные работы на автоматических и полуавтоматических машинах».
Выявленные противоречия и анализ научной педагогической литературы, определили проблему исследования, которая заключается в организации подготовки обучающихся среднего профессионального образования в области сварочного производства на основе практико-ориентированного подхода с применением кейс-технологии в обучении.
Цель исследования - теоретически обосновать и разработать процесс подготовки обучающихся среднего профессионального образования в области сварочного производства на основе практико-ориентированного подхода с применением кейс-технологии в обучении на примере учебной практики и демонстрационного экзамена.
Объект исследования - процесс подготовки обучающихся среднего профессионального образования в области сварочного производства на основе практико-ориентированного подхода.
Предмет исследования - применение кейс-технологии в обучении на учебной практике и демонстрационном экзамене.
Задачи:
1. Уточнить сущность понятия «практико-ориентированный подход», определить сущность практико-ориентированного обучения и его взаимосвязь с организацией учебной практики и демонстрационного экзамена.
2. Изучить состояние проблемы подготовки обучающихся СПО в области сварочного производства на основе практико-ориентированного подхода.
3. Теоретически обосновать и разработать учебные кейсы для организации и проведения учебной практики и демонстрационного экзамена.
4. В ходе опытно-поисковой работы проверить эффективность использования кейс-заданий для организации и проведения учебной практики и демонстрационного экзамена обучающихся СПО в области сварочного производства.
Гипотеза исследования состоит в следующих предположениях:
1. Уровень подготовки обучающихся в системе СПО в области сварочного производства, вероятно, повысится, если процесс обучения вести с применением практико-ориентированного подхода в обучении, опираясь на практическую направленность содержания подготовки.
2. Успешной реализацией подготовки с применением практико-ориентированных подходов в обучении, возможно, будет способствовать использование учебных кейсов, разработанных на основе кейс-технологии в обучении с применением кейс-метода, внедрение в образовательный процесс педагогических условий, которые предполагают проектирование содержания учебной практики с учетом основных тенденций развития современных научно-технических знаний о специфике подготовки в системе СПО.
База исследования: работа проводится на базе ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет» (РГППУ) кафедра инжиниринга и профессионального обучения в машиностроении и металлургии (ИММ).
Профессионализм и творческое мастерство - вот те качества, которые обеспечат молодым специалистам, выпускникам учебных организаций, конкурентоспособность на рынке труда и успех в бизнесе. Вполне понятно, что путь к вершинам профессионализма длинен и труден и во многом зависит от профессиональной целенаправленности студента и профессиональной подготовки, поэтому так важно сегодня не просто дать знания, необходимо чтобы эти знания и умения переросли в профессиональную компетентность. В профессиональном образовании практика определяется как вид учебных занятий, в процессе которых обучаемый самостоятельно выполняет в условиях действующего производства реальные производственные задания, определенные учебной задачей. Таким образом, учебная практика является важным интегрирующим и связующим видом подготовки специалиста, при которой обучаемый изучает в действии условия производства, технологические процессы, организацию труда, экономику предприятия, что отражает специфику практико-ориентированного подхода в обучении.
В ходе работы над исследованием нами осуществлены следующие этапы
• изучили теорию и практику использования практико-ориентированного подхода при обучении Сварщика, рассмотрели возможности применения кейс-метода в профессиональном образовательном процессе;
• проанализировали учебно-нормативную документацию подготовки квалифицированных рабочих по профессии «Сварщик»;
• определили место и роль МДК 02.03 «Электросварочные работы на автоматических и полуавтоматических машинах» в процессе профессиональной подготовки квалифицированных рабочих по профессии;
• выбрали и обосновали темы учебной практики, в рамках которых будет использован кейс метод обучения;
• определили содержание выбранных тем занятий с учетом использования кейс-метода;
• разработали методику проведения учебных занятий по выбранным темам при использовании кейс-метода обучения;
• разработали кейс-задания для проведения демонстрационного экзамена;
• разработали оценочных средств для занятий учебной практики по кейс-методу.
Таким образом, в выпускной квалификационной работе на основе изучения теории и практики внедрения кейс-технологии разработаны методические материалы для использования кейсов-заданий для обучения на занятиях учебной практики по МДК 02.03 «Электросварочные работы на автоматических и полуавтоматических машинах», которые способствуют стимулированию интереса к будущей профессии, развивают мышление, активность, самостоятельность и инициативу и демонстрационного экзамена.
Полученные результаты опытно-поисковой работы позволили констатировать эффективность применения разработанной структурно-содержательной модели и подтвердили гипотезу исследования о возможности формирования уровня профессиональных компетенций на учебной практике в практико-ориентированном обучении обучающихся системы СПО. Более 40 % обучающихся продемонстрировали базовый (средний) и высокий уровни подготовки.
1. Акулов, А.И. Технология и оборудование сварки плавлением: учебник для студентов вузов / А. И. Акулов, Г. А. Бельчук, В. П. Демянцевич В.П. - М.: Машиностроение, 1977. - 432 с.
2. Батышев, С.А. Подготовка рабочих в средних профессионально-технических училищах / С.Я. Батышев - М.: Педагогика, 1988. - 176 с.
3. Батышев, С.А. Производственная педагогика / С.Я. Батышев - М.: Педагогика, 1984. - 672 с.
4. Безрукова, В.С. Интеграционные процессы в педагогической теории и практике / В.С. Безрукова. - Екатеринбург, 1994. - 152 с.
5. Бойко, Т.С. Использование кейс-технологии с целью активизации самостоятельной учебной деятельности студентов / Т.С. Бойко. - М.: Высш. шк.; Изд. центр "Академия",2007. - 319 с.
6. Браткова О.Н. Источники питания сварочной дуги: Учебник./О.Н. Браткова. - М.: Высш. школа, 1982, - 182 с.
7. Быковский, О.Г. Справочник сварщика: справочник / О.Г. Быковский, В.Р. Петренко, Пешков В.С. - М.: Машиностроение, 2011. - 336 с.
8. Виноградов В.С. Оборудование и технология дуговой автоматической и механизированной сварки/В.С. Виноградов. - М.: Высш. шк.; Изд. центр "Академия", 2007. - 319 с.
9. Внедрение активных методов обучения в практику учебного процесса / Шевченко Т.Н.// Вестник Кыргызско-Российского славянского университета.Бишкек, 2009. Т. 9. № 7. С. 177-180.
10. Внедрение демонстрационного экзамена в практику ГАПОУ "НАТ" в рамках ФГОС ТОП-50 / Исаева С.В., Терентьева А.А.// научные достижения и открытия в системе профессионального образования: методические и организационные аспекты. Материалы Всероссийской научно-практической конференции.Казань, 2017. С. 78-79.
11. Вопросы теории производственного обучения / С.А. Шапоринский,
- М.: Высш. школа 1981. - 208 с.
12. Гомоюнов, К.К. Совершенствование преподавания технических дисциплин / К.К. Гомоюнов - Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1983. - 204 с.
13. ГОСТ 14771 - 76 Сварка в среде защитных газов. Соединения сварные. Основные типы, конструкционные элементы и размеры. Введ. 1977¬01-07. - М.: ИПК Изд. стандартов, 1977.-39 с.;
14. ГОСТ 15164-79 Электрошлаковая Сварка. Соединения сварные. Введ.1979-05-10. - Стандартинформ, Москва 2005.
15. ГОСТ 2246-70Проволока стальная сварочная. Технические условия
- Введ. 1973-01-01. - М.: Госстандарт СССР: Изд-во стандартов, 1973. - 24 с.
16. ГОСТ 26101-84 Проволока порошковая наплавочная. Технические условия-Введ. 1984-02-27. - М.: Госстандарт СССР: Изд-во стандартов, 1984. - 27 с.
17. ГОСТ 2.104 - 68 Единая система конструкторской документации.
Основные надписи. - Введ. 1971-01-01.- М.: Госстандарт СССР: Изд-во
стандартов, 1971. - 35 с.
18. ГОСТ 2.312-72 Условное изображения и обозначения швов сварных соединений - Введ. 1972-02-01. - М.: Госстандарт СССР: Изд-во стандартов, 1972. - 40 с.
19. ГОСТ 5264 - 80 Ручная дуговая сварка. Соединения сварные. Основные типы, конструкционные элементы и размеры. Введ. 1981 -01-07 - М.: Издательство стандартов, 1981.-65 с.
20. ГОСТ 8713 - 79 Сварка под флюсом. Соединения сварные.
Основные типы, конструкционные элементы и размеры. Введ. 1980-01-08.- М.: Издательство стандартов, 1981.-6.
21. Демонстрационный экзамен: приоритеты образовательной
политики в СПО и новая реальность для образовательных организаций/ Павлова О.А.// Дополнительное профессиональное образование в стране и мире. Ярославль, 2016. № 5-6 (27-28). С. 6-8.
22. Демонстрационный экзамен по стандартам WORLDSKILLS: ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИИ НОВОГО ФОРМАТА / Сидоренко Н.Ю.// Про-ДОД. Москва, 2016. № 6. С. 35-38.
23. Долгоруков, А. Метод case-study как современная технология профессионально-ориентированного обучения./ А.М. Долгоруков — 2-е изд., испр. и доп. - М.: Изд-во МГУ, 2007. - 752 с.
24. Думов С.И. Технология электрической сварки плавлением / С.И. Думов. - Л.: Машиностроение. Ленингр. отделение, 1987. - 461 с.
25. Евдокимов, В.В. Профессионально-педагогическая компетентность
будущего мастера профессионального обучения / В.В. Евдокимов [и др.] -
М.: МГИУ, 2005, - 156 с.
26. Единый Тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих / ред. М.Ю. Чинякова и др. - Вып. 2. - М.: Экономика, 1989. - 527 с.
27. Использование информационно-коммуникационных технологий при обучении сварщиков /Карагужов П.М., Ульяшин Н.И.// Инновации в профессиональном и профессионально-педагогическом образовании Материалы 23-й Международной научно-практической конференции. Под научной редакцией Е.М. Дорожкина, В.А. Федорова. Екатеринбург, 2018. С. 237-239.
28. Катханов, К. Н. Педагогические основы производительного труда учащихся профессионально-технических училищ / К.Н. Катханов. - М., 1976. - 335 с.
29. Кейс-метод (CASE STUDY) як форма штерактивногонавчання/
Нестеренко С.С., Кутлша Ю., 1ванова К.//
InternationalScientificandPracticalConferenceWorldscience.Dubai, 2017. Т. 3. № 7 (23). С. 56-58.
30. Кейс-метод в формировании профессиональных компетенций / Кутумова А.А.// Проблемы и перспективы развития образования в России. Новосибирск, 2014. № 28. С. 30-34.
31. Ковригин, М.А. Подготовка рабочих кадров в условиях научно-технической революции / М.А. Ковригин. - М.: Профиздат, 1981. - 128 с.
32. Колганов, Л.А. Сварочные работы Сварка, резка, пайка, наплавка / Л.А. Колганов. - М.: Машиностроение, 2003. - 408 с.
33. Кругликов Г.И. Настольная книга мастера профессионального обучения / Г.И. Кругликов - М.: Академия, 2007. - 272 с.
34. Куркин С.А. Атлас «Технология, механизация и автоматизация производства сварных конструкций»/ С.А. Куркин, В.М. Ховов, А.М. Рыбачук. - М.: Машиностроение, 1989. - 330 с.
35. Лебедев, О. Компетентностный подход в образовании/О. Лебе-дев. Школьные технологии-2004, №5, с.51-54.
36. Марочник сталей и сплавов / В. Г. Сорокин, А.В. Волосникова, С.А. Вяткин [и др.] ; под общ.ред. В.Г.Сорокина. - М.: Машиностроение, 1989. - 640 с.
37. Найн, А.Я. Инновации в образовании / А. Я. Найн. - Челябинск, 1995. - 288 с.
38. Организация подготовки учащихся среднего профессионального образования в области сварочного производства на основе практико-ориентированного подхода /Карагужов П.М., Ульяшин Н.И.// Техническое регулирование в едином экономическом пространстве Сборник статей IV Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Под научной редакцией Б.Н. Гузанова. Екатеринбург, 2017. С. 197-200.
39. Основы профессиональной педагогики: учеб. пособие для вузов / ред. С.Я. Батышев, С. А. Шапоринский. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Высш. шк., 1977. - 504 с.
40. Особенности проведения квалификационного экзамена по методике демонстрационного экзамена /Черемных М.М., Барабанова А.В.// Современные инновационные образовательные технологии в информационном обществе Материалы IX Международной научно-методической конференции. ФГБОУ ВО «Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова», Пермский институт (филиал). Пермь, 2017. С. 129-138.
41. Пилотные проекты проведения демонстрационных экзаменов в системе профессионального образования / Жукова И.Ю.// Образование. Карьера. Общество.Кемерово, 2017. № 4 (55). С. 67-68.
42. Положение об учебной практике (производственном обучении) и производственной практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы начального профессионального образования (Утверждено приказом Министерства образования и науки РФ от 26 ноября 2009 г. № 674).
43. Практика применения кейс-метода/ Попова О.А., Пивоварова Л.И.//Актуальные вопросы преподавания в высшей школе: теория и практика Сборник научных трудов : В 2 частях.Горно-Алтайск, 2015. С. 128-133.
44. Проведение демонстрационного экзамена с применением стандартов ВОРЛДСКИЛС при аттестации студентов учреждений среднего профессионального образования /Шапкин В.В., Ивилян И.А., Иванова М.А.//AcademyJournal. Санкт-Петербург, 2018. № 2 (4). С. 48-58.
45. Разъяснения по формированию примерных программ профессиональных модулей начального профессионального и среднего профессионального образования на основе Федеральных государственных образовательных стандартов начального профессионального и среднего профессионального образования (Утв. Директором Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Министерства образования и науки Российской Федерации 28 августа 2009 г.).
46. Сварочные материалы для дуговой сварки : справочное пособие : в 2 т. Т. 1 Защитные газы и сварочные флюсы / Б.П. Конищев [и др.]; под общ.ред. Н. Н. Потапова. - М.: Машиностроение, 1989. - 544 с., ил.
47. Селевко, Г.К. Педагогические технологии на основе дидактического и методического усовершенствования УВП / Г. К. Селевко. - М.: НИИ школьных технологий, 2005. - 284 с.
48. Селевко, Г. К. Энциклопедия образовательных технологий / Г. К. Селевко. - М.: НИИ школьных технологий, 2006. - 816 с.
49. Сироткин, Ф.П. Дидактические условия производственного обучения специалистов сварочного производства / Ф.П. Сироткин Дис. канд. пед. наук: 13.00.08. - Н. Новгород, 2005. - 149 с.
50. Ситуационный анализ, или анатомия Кейс-метода / под ред .Ю.П. Сурмина - Киев: Центр инноваций и развития, 2002. - 354 с.
51. Скакун, В. А. Методика производственного обучения: учебное пособие: в 2 ч. / В.А.Скакун. - М.: Профессиональное образование, 1992.
Ч.1.: 165 с.; Ч.2.: 204 с.
52. Смолянинова, О.Г. Инновационные технологии обучения студентов на основе метода CaseStudy / Инновации в российском образовании: сб.- М.: ВПО, 2000.
53. Теория сварочных процессов: учебник для вузов / А.В. Конова-лов, А. С.Куркин, Э.Л.Макаров [и др.]; под ред. В.М.Неровного. — 2-е изд., испр. и доп. - М.: Изд-во МГТУ, 2007. - 257 с.
54. Типовое положение об образовательном учреждении начального профессионального образования» (утв. постановлением Правительства РФ от 14 июля 2008 г. N 521).
55. Ткаченко, Е.В. Методология исследования инженерно -
педагогического образования: сб. науч. трудов / ред. Е.В. Ткаченко - Свердловск: Изд-во Свердл. инж.-пед. ин-т, 1988. - 100 с.
56. Федеральный государственный стандарт по профессии 150709.02 «Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)» за-регистрированный Министерством образование и науки РФ от 20 августа 2013 № 29669.
57. Федеральный закон Российской Федерации от 1 декабря 2007 г. N 307-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях предоставления объединениям работодателей права участвовать в разработке и реализации государственной политики в области профессионального образования».
58. Формирование профессиональных компетенций студентов спо в процессе подготовки к демонстрационному экзамену/ Соцкова С.Н.// Наука и образование: новое время. Чебоксары, 2018. № 2 (25). С. 671-675.
59. Чекмарев А. А. Осипов В. К. Справочник по машиностроительному черчению. - М.: Высшая школа, 2000. - 345 с., ил.
60. Шебеко Л.П. и др. Экономика, организация и планирование сварочного производства: Учебник для машиностроительных средних специальных учебных заведений по специальности «Сварочное производство» / Л.П. Шебеко, А.Д. Гитлевич , М.М. Брейтман. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Машиностроение, 1979. - 271 с., ил.
61. Элементы кейс-технологии как один из компонентов подготовки студентов к педагогической практике /Шабанова И.А.// Наука, образование, общество: проблемы и перспективы развития сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 10 частях., Томбов, 2013. С. 157-158.
62. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ (Сварщик): утвержден
приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28.11.2013 № 701н [электронный ресурс:https://classdoc.ru/profstandart/40]