Актуальность темы исследования. Мы живем в эпоху ужесточения экономических условий существования людей, сопровождаемого характерными нашему времени релятивизмом и религиозной эклектикой. Информационные потоки, наполняющие СМИ, содействуют стиранию ценностных ориентиров и производят негативные последствия в нравственной сфере. Различные общественные институты, активно изыскивающие пути, формы и средства для выхода из подобного состояния аномии, признают тот факт, что ключевым требованием для поддержания нравственной основы общества является вопрос сохранения семейных ценностей. С другой стороны, состояние семьи является одним из показателей качества жизни и благополучия общества.
Актуальность темы дипломного исследования может иметь как теоретически-богословский, так и практический характер. С точки зрения богословия, обращение к раннехристианскому учению о браке в I - III вв. является хорошим основанием для последующего изучения христианского учения о браке, а также позволяет не только богословам, но и историкам,
3 3 религиоведам, социологам иметь какое-либо представление о началах формирования христианских ценностей брака, развившихся в последующие века. С практической стороны, исследование семейных отношений важно для осмысления христианских норм семейной жизни, что особенно актуально в наше время, когда общественная мораль претерпевает деструктивные изменения.
Новизна дипломного исследования заключается в том, что оно систематизирует генезис христианского учения о браке, хронологически последовательно выявляя детали развития богословской мысли на данную тему.
Если же в человеческом сознании теряется смысл и значимость семейных отношений, то, говоря словами профессора С. Троицкого, «брак - этот остаток рая на земле и источник всякой радости и идеализма в обществе - часто, слишком часто превращается в одно из отделений Дантова ада»1
Современные социологические исследования отчетливо показывают, насколько в плачевном состоянии, сегодня, находится брачный союз, причем не только в России. По данным, опубликованным в брюссельской газете «Суар», в 2000-м году в Великобритании на каждые 100 браков приходилось 51,9 развода, в Швеции - 65,7, в Бельгии - 59,7, во Франции и Германии - 40,9, в Финляндии - 57,6. 2 Не в лучшем положении и семейно-брачные отношения в Российской Федерации, где по данным Центра демографии и экологии человека в 2001 году на 1001,59 тыс. заключенных браков пришлось 763,5 тыс. разводов, что стало печальным рекордом статистики разводов в России.3 Эти цифры показывают, было бы утопией считать, что увеличение уровня жизни людей может решить все социальные проблемы общества, предотвратит распад семей и разрешит другие проблемы семейнобрачных отношений.
Также нельзя списать все проблемы в браках на изменение динамики исторических процессов. Русский религиозный философ И.А.Ильин верно подметил, что «семья распадается совсем не от ускорения исторического темпа, но вследствие переживаемого человечеством духовного кризиса»4.
В преодолении этого кризиса немаловажную роль играет религия в целом и христианство в частности, т.к. традиционный образ семьи и исторически устоявшиеся нормы брачной жизни в европейской цивилизации были сформированы и удерживаются не без влияния иудео-христианской культуры.
Выяснить и показать основания христианского взгляда на брак и есть задача, стоящая перед написанием дипломной работы. К сожалению, эта задача осложняется тем, что христианское учение о браке нельзя назвать односложным. Многообразие христианских конфессий и богословских мнений усложняет попытку уяснения сути христианского учения о браке.
В связи с этим вполне оправданным будет обращение к истокам христианства, тому периоду, когда считалось основой, учения о браке в древней Церкви. Именно первые века церковной истории могут помочь нам увидеть и общие для всех христиан взгляды на брак, обнаружить процесс их формирования, выявить внутренние проблемы Церкви в этой сфере, а также открыть факторы, влиявшие на создание христианского учения о браке.
Объект исследования - институт брака у ранних христиан.
Предмет исследования - труды христианских авторов I-III веков, оказавшие влияние на формирование церковного учения о браке.
Цель исследования - попытка систематизации учения о браке в текстах авторов ранней Церкви I-III веков и выявления особенностей данного учения, отличающих или роднящих его с взглядами на брак в нехристианском обществе того времени....
В нашем исследовании мы смогли проследить, как на протяжении первых трех веков истории Церкви развивалось христианское учение о браке.
Для полноценного осмысления культурного и религиозного контекста раннехристианского учения о браке, мы рассмотрели различные подходы к
56 56 браку, существовавшие в греко-римской и иудейской культуре, что позволило нам впоследствии сравнивать их с браком христианским.
Понимание греко-римских и иудейских представлений о супружестве оказались нам важны по трем причинам:
1) для понимания той атмосферы, в которой формировался христианский брак;
2) для уяснения сути обвинений, которые выдвигали отцы Церкви язычникам, защищая христианский брак;
3) чтобы, в сравнении с иудейским и греко-римским представлением о браке выявить уникальность нового идеала брака - христианского.
Обнаружилось, что указанные дохристианские концепции брака, при всем своем отличии друг от друга, имели нечто общее. Все они положительно воспринимали возможность развода (при определенных ограничениях) и повторного брака, а также в некотором роде допускали полигамные или же внебрачные сексуальные отношения (как например, с рабынями или наложницами / конкубинами). Основной задачей брака являлось исключительно воспроизводство потомства, потому безбрачие не являлось идеалом в обществе. Оно воспринималось негативно, и порой не просто осуждалось, но и влекло существенные законодательные санкции, как например, было установлено римлянами в Lex Julia et Papia Poppaea.
При этом, исследование показало, что иудейские брачные традиции представляли культурно-религиозную атмосферу, в которой зародилось христианское учение о браке, а греко-римские брачные традиции и законы определяли ту среду, в которой оно должно было развиваться на протяжении последующих трех веков христианства в доникейский период.
На фоне нехристианских представлений о браке, мы смогли отчетливей увидеть, что учение Христа в новозаветное время породило абсолютно новое понимание сущности супружества. Иисус привнес в древнее общество не только учения о чистоте брачных отношений, недопустимости развода и повторного брака (не иначе как по причине любодеяния [pornei/a]), и о
57 57 безбрачии. Господь определил новый смысл брака - союз двух людей на земле благодатным образом сочетающихся друг с другом в одно онтологическое целое с целью единения с вечным Богом.
Многие притчи Христа (о брачном пире, десяти девах, брачных одеждах ипр.) и то, что начало чудес Своих он положил на браке в Кане Галилейской, от самого начала новозаветной истории являют промыслительное указание на отношения Церкви и Бога, как вечного брака между Невестой и Женихом. Позже, ап. Павел прямо напишет, что отношения мужа и жены должны представлять собой земной образ отношений Христа и Церкви (Еф.5:22-33).
Сама семья, в свою очередь, также превращается в образ Церкви, согласно сказанному Спасителем: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф.18:20).
Рассмотрев учение Христа о браке и сравнивая его с учением апостолов, мы убедились, что уже в ранней Церкви преобладает духовное понимание брака. Брак необходим не только для чадородия и воспитания потомства в христианском духе, но для достижения бессмертия в единении с бессмертным Богом.
Следует отметить, что рассмотрение их трудов осуществлялось нами не в конфессиональном, а исключительно религиоведческом контексте. Мы осмысливали тезисы авторов на основании того фактологического материала, которым они располагали на момент написания своих произведений. Обращения к хронологически последующим трудам производилось нами лишь для уяснения степени восприятия данных тезисов Церковью.
Упорядочив наше рассмотрение трудов по периодам и школам, мы старались проследить генезис христианской мысли в контексте освещения темы брака, особым образом определяя базовые вопросы, поднимаемые раннехристианскими писателями. Получаемые данные мы систематизировали и структурировали в конце каждой главы....
1. Гай С.Т. Жизнь двенадцати Цезарей / Пер. с лат. М. Гаспарова. - М.: Художественная литература, 1990. 255с.
62
2. Григорий Богослов. Творения иже во святых отца нашего Григория Богослова, Ариепископа Константинопольского. В 2-х т. - СПб.: Изд-во П.П.Сойкина. 1912. 1285с.
3. Евсевий Памфил. Церковная история; [предисл., коммент. С Ершова] - СПб.: Амфора. ТИД Амфора. 2005. 491 с.
4. Иисус Христос в документах истории / сост., ст. и комм. Б. Г. Деревенского. — 6 - е изд., исправ., доп. — СПб.: Алетейя. 2013. - 576 с.
5. Климент Александрийский. Строматы (в 3-х томах). В пер. Афонасина. Е.В. - СПб. Изд. Олега Абышко, 2003. 1248 с.
6. Климент Александрийский. Педагог. Пер. с греч. Н.Н. Корсуньского и свящ. Георгия Чистякова. - Учебно-информационный центр ап. Павла. Россия, 1996. 291с.
7. Мефодий Патарский. Пир десяти дев. - М.: Изд-во им. Святителя Игнатия Ставропольского, 1996. 189 с.
8. Ориген. О началах / Пер. с лат. - СПб.: Амфора, 2000. — С. 353
9. Правила святых Апостолов и святых Отец, Святых Поместных Соборов, Святых Вселенских Соборов с толкованиями. В 3-х книгах. Из-во Сибирская благозвонница 2011. 2448 с.
10. Писания мужей апостольских. - М.: Издательский совет Русской Православной Церкви, 2003. 672 с.
11. Платон. Государство. - СПб.: Наука, 2005. 249 с.
12. Раннехристианские Отцы Церкви. Антология. - Брюссель: Изд. «Жизнь с Богом», 1978. 403 с.
13. Святитель Иоанн Златоуст. Полное собрание сочинений в 12 т. Т.1 - М.: Православное братство «Радонеж», 2005. 270 с.
63
14. Сочинения Святого Иринея, епископа Лионского. 2-е изд.: Перевод: прот. П. Преображенского Санкт - Петербург. Издание книгопродавца И.Л. Тулузова, 1900. 560 с.
15. Тертуллиан, Квинт Септемий Флоренс. Творения Тертуллиана, христианского писателя в конце второго и начале третьего века / Пер. Е.Корнеева. [Электронный ресурс]. URL: http://www.bogoslov.ru/persons (дата обращения:
23.10.2015) .....68