ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1 Сущность и содержание понятия «творческое мышление» в психологопедагогической и методической литературе 7
1.2 Особенности развития творческого мышления детей старшего
дошкольного возраста 14
1.3 Слушание музыки как средство развития творческого мышления детей
старшего дошкольного возраста 22
Вывод по 1 главе 27
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 28
2.1 Организация и методы исследования особенностей творческого
мышления детей дошкольного возраста 28
2.2 Диагностика развития творческого мышления детей старшего
дошкольного возраста 31
2.3 Организация работы по развитию творческого мышления детей старшего дошкольного возраста посредством слушания музыки (формирующий
этап) 36
2.4 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы (контрольный
этап) 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 52
ПРИЛОЖЕНИЯ 53
Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все более разнообразной и сложно организованной. Современность требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Принимая во внимание тот факт, что доля интеллектуального труда во многих отраслях постоянно растет, а большая часть исполнительской деятельности становится
автоматизированной, нетрудно прийти к выводу, что творческое мышление является одной из важнейших частей интеллекта человека, а задача его развития - первостепенна в воспитании и обучении.
Развитие творческого мышления является одной из ключевых задач образования, поскольку способствует формированию у учащихся инициативности, самостоятельности, привычки к свободному самовыражению, а также является одним из способов познания окружающего мира, благодаря ему возможен прогресс, как отдельного человека, так и всего человечества.
В педагогике и психологии проблема развития, творческого мышления детей освещена в работах таких авторов, как: К.А. Маклаков, С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, Е.И. Игнатьев, В.Т. Кудрявцев, В.В. Давыдов и многие другие, все авторы уверены в том, что необходимо работать над развитием творческих способностей у детей дошкольного возраста, что Творческое мышление выступает мощным фактором развития личности, определяющим ее готовность к изменениям, отказываться от привычных поведенческих паттернов. Но, самое главное, что побуждает человека быть творческим — это изменчивость современного мира. Вследствие всего этого становится очевидной необходимость поиска средств, позволяющих развивать творческое мышление — способность, которой, пусть и в разной степени, обладает каждый человек.
Одним из таких средств является слушание музыки. Роль музыки в процессе развития творческого мышления дошкольников неоспорима. Музыка побуждает детей не только слушать, но и исполнять музыкальные произведения. Творческое мышление старших дошкольников может проявляться в исполнении песни, игре на музыкальных инструментах, в создании собственного музыкального произведения.
Педагогический потенциал музыки в данном процессе раскрывается в исследованиях В.Т. Клименко, Е.И. Лузик, О.Р. Потебня, В.Е. Роменец, Л.Ю. Шелестова, Б.В. Асафьева, Б.М. Теплова, Н.Л. Гродзенской, В.Н. Шацкой.
Несмотря на актуальность данной проблемы эта проблема недостаточно находит свою практическую реализацию в рамках традиционного образовательно-воспитательного процесса ДОО. Вопросы развития творческого мышления детей старшего дошкольного возраста посредством музыки в методической литературе представлены фрагментарно и нуждаются в дополнительном исследовании. Этим и обусловлен выбор темы нашего исследования: «Развитие творческого мышления детей старшего дошкольного возраста посредствам слушания музыки».
Цель исследования: теоретически обосновать и опытно
экспериментальным путем проверить эффективность использования слушания музыки в развитии творческого мышления детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс развития творческого мышления детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: развитие творческого мышления детей
старшего дошкольного возраста посредством слушания музыки.
Гипотеза исследования: развитие творческого мышления детей
старшего дошкольного возраста посредством слушания музыки эффективно при поэтапной организации работы с детьми:
1. слушание музыкальных произведений;
2. создание эмоционального образа;
3. создание образа средствами разных видов деятельности
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме развития творческого мышления детей старшего дошкольного возраста и описать сущность и содержание понятия «творческое мышление».....
Сущность и содержание понятия «творческое мышление» в психологопедагогической и методической литературе определяют как деятельность, порождающая нечто новое. Эта созидающая, продуктивная деятельность. Понятие «творческое мышление» охватывает мыслительные процессы, приводящие к получению решений, созданию необычных и оригинальных идей, обобщений, теорий, а также художественных форм. К основным критериям творческого мышления, отличающего его от репродуктивного (воспроизводящего) относят: критерий новизны продукта; критерий новизны процесса получения продукта; присутствие иррационального начала в творческом мыслительном акте; умение не столько решать готовые задачи, сколько умение видеть и формулировать задачи и проблемы; наличие ярко выраженного эмоционального переживания, предшествующего моменту нахождения решения; требование со стороны творческого мыслительного акта сильной мотивации.
Особенности развития творческого мышления детей старшего дошкольного возраста заключаются в том, что старший дошкольный возраст - сенситивный период для развития творческих способностей, так как он является периодом бурных процессов преобразований в физиологии и психике личности. В дошкольном возрасте впервые можно говорить о полноценном творческом мышлении, которое проявляется спонтанно и ситуативно. На его развитие положительно влияет игровая деятельность, способствующая развитию наблюдательности, воображения, внимания, памяти. Ключевая роль в развитии творческих способностей старших дошкольников принадлежит художественной, музыкальной, театральной деятельности. Так же развитию творческих способностей старших дошкольников способствует решение нестандартных задач и проблемное обучение. Для успешного развития творческих способностей дети старшего дошкольного возраста должны иметь мотивы, уметь ставить перед собой 52 цели и добиваться их.
Слушание музыки как средство развития творческого мышления детей старшего дошкольного возраста характеризуется тем, что слушание музыки является одной из самых доступных форм приобщения к искусству. С помощью музыки педагог может способствовать развитию творческого мышления детей старшего дошкольного возраста на основе различных методов и приемов. Развитие творческого мышления детей старшего дошкольного возраста посредством музыки требует от педагога личностно- ориентированного подхода, педагогического мастерства. Проработка учителем эмоциональной стороны музыки является необходимым условием развития творческого мышления детей. К методике развития творческого мышления детей старшего дошкольного возраста посредством музыки относят нетрадиционное структурирование традиционных и нетрадиционных видов деятельности: разнообразные игровые формы, групповая работа, инсценировки и другие. Указанные формы работы побуждают детей к творческой деятельности. Слушание музыки решает не только задачу развития творческого мышления, но также развивает у детей эмоциональную отзывчивость, музыкально-эстетический вкус, что в свою очередь способствует формированию духовно-нравственных качеств подрастающего поколения.
По результатам констатирующего этапа мы видим, что у дошкольников обоих групп в основном преобладает исходный уровень развития творческого мышления: средний и низкий. Проанализировав результаты дошкольников по двум методикам, мы пришли к выводу, что по методике О.М. Дьяченко «Сочини сказку и нарисуй картинку» высокий уровень развития творческого воображения дошкольников в экспериментальной группе (17%) и контрольной (17%) группах совпадает, средний уровень в экспериментальной группе (50%) ниже на 8%, чем в контрольной группе (58%), а низкий уровень в экспериментальной группе (33%) выше на 8%, чем в контрольной группе (25%). По методике Е.А. Панько «Придумай игру» 53
высокий уровень развития креативности мышления, в экспериментальной группе (25%) выше на 8% показателя в контрольной группе (17%), средний уровень в экспериментальной группе (42%) ниже на 8%, чем в контрольной группе (50%), а низкий уровень в экспериментальной группе (33%) и контрольной группе (33%) совпадают.....
1. Анпилогова Л.Н. Развитие творческих способностей учащихся во внеурочной деятельности // Начальная школа. 2014. № 1. С.21-24.
2. Барышева Т.А. Креативный ребенок // Диагностика и развитие творческих способностей. // Сост. Т.А. Барышева, В.А. Шекалов. Ростов н/д.: Феникс, 2004. 416 с.
3. Белкин А.С. Оснoвы вoзрaстнoй пeдaгoгики. М.: Акaдeмия, 2009. 192 с.
4. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. М.: Академия, 2002. 319 с.
5. Бордовская Н.В. Реан А.А. Педагогика. СПб., 2000. 304 с.
6. Ветлугина Н.А. Методика музыкального воспитания в детском саду. М.: Просвещение, 1989 г., 140 с.
7. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 2014. С. 391-410.
8. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб.: Союз, 2011. 96 с.
9. Гагай В.В. Развитие творческого мышления младших школьников в процессе обучения. М.: Изд-во Шадрин. гос. пед. ин-та, 2006. 89 с.
10. Гафитулин М.С. Развитие творческого воображения // Из опыта работы со школьниками начальных классов // Метод. разработка по использованию элементов теории решения изобретательских задач в работе с детьми. Казань., 2016. С. 2-18.
11. Гафитулин М.С. Уровни новизны // Методика оценки творческой деятельности и получения новизны 1994. № 7. С. 103-108.
12. Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта // Психология мышления. М.: Прогресс, 2000. 14 с.
13. Гогоберидзе А.Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста. М.: 2005. 320 с.
14. Горбунова Г.А. Проблема формирования творческих способностей обучающихся в зарубежной и отечественной психологии. 2013. № 6. С. 6-13.
15. Давыдова М.А. Школьный театр: воспитание детей и воспитание родителей. // Начальная школа. 2009. №12. С. 60-61.....41