Содержание Введение 1
Глава I. FakenewsKaK инструмент современной политики 6
1.1 История возникновения и развития феномена
fakenews 6
1.2 Политическая практика fakenewsв ХХ-ХХ1вв 21
Глава II. Фейковые новости как средство политической
коммуникации 27
2.1 Влияние фейковых новостей на политический процесс в наше время на
примере выборов Президента США в 2016
году 27
2.2 Анализ конструирования и распространения фейков на выборах Президента
США в 2016
году 30
Заключение 38
Библиографический список 41
ПРИЛОЖЕНИЯ 45
Английское словосочетание «fake news» стало выражением 2017 года по мнению одного из старейших словарей Collins, а сами фейковые новости на протяжении последних нескольких лет являются реальностью современного медиапространства. Укрепление понятия в современной журналистике и научной среде, а также усиление влияния дезинформации на общество XXI века послужило причиной выбора темы выпускной квалификационной работы.
С течением времени сложилось, что фейковые новости окружают читателя или пользователя электронными средствами массовой информации так же давно, как и истинные, но социальные медиа полностью изменили то, как распространяется ложь в журналистике, ускорили её циркуляцию, расширили аудиторию и влияние на неё. Прежде всего, это связано с алгоритмами, заложенными в работу социальных сетей. Инструменты, призванные предложить пользователям интересующую их информацию, активно продвигали громкие фейковые заголовки, так как те входили в число наиболее популярных материалов. Популярность их, в свою очередь, была обусловлена новостной повесткой, т.е. злободневностью и остротой обсуждаемого события. Совокупность данных факторов, привлекало на сайт с фейковой новостью огромное число пользователей, тем самым увеличивая траффик за счет возросшего числа уникальных посетителей.
Журналистика XXI века столкнулась с проблемами, которые ей принесло развитие информационных технологий. Данная проблематика затрагивает все мировое сообщество, не зависимо от индекса развития демократии и уровня технологического прогресса. Связано это в большей степени с тем, что сегодня не только журналисты, но и массовая аудитория включена в создание контента, а с развитием информационных технологий число потребителей контента растет с каждым днем.
Научное осмысление феномена «фейковых» новостей является необходимым шагом на пути к пониманию и роли данного явления, а также необходимым условием для возможности прогнозирования моделей поведения участников коммуникации. Понимание сути явления необходимо для формирования стратегий сглаживания отрицательных эффектов феномена. Не вызывает сомнений и тот факт, что само по себе появление того, что мы в настоящий момент, вслед за зарубежными СМИ, называем «фейковые» новости» - по внешним проявлениям представляет собой целый ряд хорошо знакомых явлений, которые можно отнести к различным дисциплинам и научным направлениям: это и методы и приемы коммуникации пропаганды и контр пропаганды; это и особенности профессиональной этики и квалификации журналиста; это и категория, находящаяся в фокусе внимания специалистов в области военных наук; а также широкое поле для деятельности психологов и историков, - и это далеко не полный перечень предметных областей, которые в той или иной степени сталкивались с данным явлением и по форме, и по содержанию
Актуальность данного исследования обусловлена тем, что наряду с развитием интернета, не отстают в развитии и политические технологии. Массовый переход избирателей от традиционных средств массовой информации к социальным медиа, поставил перед современными политическими технологами ряд сложнейших задач. Одной из них стала задача научиться манипулировать общественным мнением в информационной среде, интернете, где любая преподносимая информация может быть проверена в считанные минуты. Однако, как показали события, произошедшие вовремя выборов президента США в 2016 году, влиять на мнение потенциальных избирателей в интернете оказалось куда проще, нежели по средствам использования традиционных средств массовой информации. Подтверждением данного тезиса служит то, что за время предвыборной гонки, объем и скорость распространения фейков в новостной ленте американского БасеЬооквозрос настолько, что по уровню обсуждения обогнал 20 самых популярных заголовков от проверенных агентств и медиа за тот же период.
Степень изученности темы. В связи с новизной изучаемой проблематики, теоритическая база, содержащая научную литературы посвященную изучению фейковых новостей, только начинает формироваться. ....
Развитие информационных технологий, а вместе с тем и повышающаяся скорость распространения информации, на сегодняшний день ставят ряд сложнейших задач как перед журналистами, так и перед политиками и органы государственной власти различных уровней. Скорость распространения информации, переработка и потребление контента сегодня вышли на совершенно новый уровень. Вместе с тем, стало сильнее проявляться деструктивное влияние данных процессов на общество и политическую жизнь. Связано это прежде всего с тем, что распространение фейковых новостей негативно отражается как на процессе принятия демократических решений, так и на качестве восприятия работы современных журналистов. Исследование, проведенное BuzzFeed, говорит о том, что на сегодняшний день, наиболее активная читательская аудитория - т.е. пользователей социальных сетей, более склонна реагировать и распространять виральный новостной контент, который зачастую оказывается фейковым, и приковывает внимания читателя своим громким заголовком.
Проведенный в рамках дипломной работы анализ примеров распространения фейковых новостей, не только подтверждает данную гипотезу, но и наглядно иллюстрирует влияние фейков на политический процесс (в рамках исследования: на избирательный процесс в период выборов Президента США в 2016 г.). Важными критериями определения влияния фейковых новостей на протяжении всего исследования были наличие эффекта «эхо-камеры» и нанизывания анонимных или авторитетных источников. Факт обнаружения в анализируемых новостях данных манипулятивных приемов, говорит о том, что распространение в социальных сетях данного контента было спровоцировано целенаправленно, а целевым фактором явилосьвлияние на восприятие гражданами того или иного кандидата в президенты, т.е. оказание скрытого влияния на граждан США.
С однойстороны, распространение фейковых новостей можно считать новым видом политической коммуникации: политтехнологическиминструментом который может быть использован в рамках политических кампаний на ровне с пропагандой и черным PR. В теоретической части исследования был проведен сравнительный анализ понятий «фейковая новость», пропаганда и черный PR, что в дальнейшем позволило отделить эти понятия друг от друга, и различить их по уровню воздействия и типу распространения. Главными отличительным чертами фейковой новости от двух других понятий, явились её частичная или полная сфабрикованность, и подача её конечному адресату (читателю), не как абсолютной правды, а как повода для размышления.
Но с другой стороны, влияние фейков в современным медиапространстве имеет куда большее значение. Скорость их распространения и возникающая в дальнейшем сложность в донесении информации способствующая их опровержению, делают фейковые новости не просто инструментом политической коммуникации, а оружием информационной войны и инструментом вмешательства в избирательный процесс разных стран. Практическая часть ВКР, а именно анализ фейков, распространяемых в период предвыборной кампании по выборам Президента США в 2016 г. иллюстрирует яркий пример универсальности фейков и как политтехнологического инструмента, и как инструмента вмешательства в демократический процесс, а так же показывает негативные последствия использования данного инструмента.
Методология анализа описанная и применяемая в рамках данной работы позволяет в дальнейшем использовать её при исследовании других примеров распространения фейковых новостей в рамках политического процесса. Уникальность и удобство данной методологии прежде всего связано с её универсальностью и непредвзятостью. Показатели вовлеченности и активности аудитории в интернете невозможно сфабриковать, они основаны на данных счетчиков социальных сетей и новостных сайтов, т.е. в минимальной степени подвержены человеческому влиянию. Методологию анализа возможно применять при исследовании стран в которых избирательный процесс регламентирован на официальном уровне, а интернет не подвергается государственной цензуре.....
1. Marchi R. With Facebook, blogs, and fake news, teens reject journalistic «objectivity» // Journal of Communication Inquiry. - 2012. - Vol. 36, no. 3. - С. 246-262.
2. Tambini, D. Fake News: Public Policy Responses. Media Policy Brief 20. London: Media Policy Project, London School of Economics and Political Science. - London, 2017. - С. 6
3. Willingham E. A Scientific Approach to Distinguishing Real from Fake News // Forbes magazine. - 2016. - С.28
4. Андриянов В.И., Левашов В.К., Хлопьев А.Т. «Слухи» как социальный феномен // Социологические исследования. № 1. 1993. С. 82-88.
5. Джазоян А. Е. Иллюзия «пятой власти»: как социальные сети
модернизируют журналистику // Ученые записки Забайкальского государственного университета. Серия: Филология, история,
востоковедение. - 2014. - № 2. - С. 93-100.
6. Жолудь Р. В. «Эра постправды» в западной журналистике: причины и последствия // Вестник ВГУ. Серия: Филология. Журналистика. 2018. №
3. С. 117—123.
7. Иссерс О. С. Медиафейки: между правдой и мистификацией /О. С. Иссерс // Коммуникативные исследования. - 2014. - № 2. -С. 112-123.
8. Иссерс О. С. Медиафейки: между правдой и мистификацией. Коммуникативные исследования. - 2014. - № 2. - С. 112-123.
4. Кейес Р. «Эра постправды: ложь и обман в современной жизни» // NewYork: St. Martin’sPress, 2004 С. 120-143
5. Кихтан В.В., Качмазова З.Н., Информационная война: понятие,
содержание и основные формы проявления // Вестник ВУиТ. 2018. №2. - С. 25
6. Клишин И. Максимальный ретвит: Фейк-пропаганда на новом уровне / И. Клишин // Ведомости. - 2014.
7. Колесниченко А. В. Практическая журналистика: учебное пособие - М.: Издательство Москва, 2008. - С.180.
8. Корецкая О.В. Концепт post-truth как лингвистическое явление современного англоязычного медиадискурса // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2017. № 7-3(73). С. 136-138.
9. Левашов В.К., Афанасьев В.А., Новоженина О.П., Шушпанова И.С. Кризис и риски устойчивого развития российского общества. По материалам XLV этапа социологического мониторинга «Как живешь, Россия?», декабрь 2016 года. М.: ИСПИРАН, 2017.
10. Нигматуллина К. Р. Ценность информации как предмет аксиологии журналистики // Медиа в современном мире. - 2016. - С. 154-156.
11. Основы творческой деятельности журналиста : учебник для студентов вузов по спец. «Журналистика» / ред.-сост. С. Г. Корконосенко. - СПб. : Знание, 2000. - 272 с.
12. Распопова С.С., Богдан Е.Н. Фейковые новости: природа происхождения // Вестник ЧелГУ. 2017. №11 (407). - С.47-56
13. Шейнов В. П. Пиар «белый» и «чёрный». Технология скрытого управления людьми. — М : АСТ, Харвест, 2007. — С. 672
14. Шушпанова И. С. "Постправда" в социальной реальности: риски и угрозы // Социологические исследования. - 2018 - № 12 - С. 94-104