1. Особенности реабилитации слабослышащих и глухих детей средствами
физической культуры 8
1.1. Состояние здоровья глухих и слабослышащих детей 8
1.2. Особенности физического развития глухих и слабослышащих детей 12
1.3. Актуальность использования плавания для детей с нарушением слуха 18
1.4. Особенности организации занятий по плаванию детей с нарушением
слуха 21
1.5. Влияние плавания на состояние здоровья детей с нарушением слуха 24
2. Объекты и методы исследования 27
2.1. Описание эксперимента 27
2.2. Методы исследования 27
2.3. Разработка комплекса упражнений по плаванию 30
3.1. Результаты анкетирования детей, занимающихся плаванием 41
3.4. Заболеваемость в контрольной и экспериментальной группе 44
Заключение и выводы 47
Библиографический список 51
Приложение 1 54
Произошедшие за последние годы изменения в отечественной системе специального образования, связанные с её развитием, привели к расширению форм обучения детей с нарушением слуха в отклонении в развитии. Одновременно с этим возникла необходимость поддержки и совершенствования деятельности функционирующих государственных специальных
(коррекционных) учреждений, в частности - школ для глухих и слабослышащих детей, способных обеспечить создание оптимальных условий для максимально возможного развития этой категории учащихся.
Повсеместно отмечается увеличение числа школьников, не готовых к обучению (т.е. не готовых осваивать определённый объём знаний, умений, навыков в определённые сроки) на последовательно сменяющихся этапах образования: от дошкольного - к младшему школьному и от него - к младшему подростковому, а затем к подростковому [44].
Известно, что глухой и слабослышащий ребёнок при поступлении в школу-интернат отстаёт в психическом и физическом развитии от здорового ребёнка на 1-3 года. В процессе физкультурно-оздоровительной работы с детьми, имеющими нарушения слуха и речи, основное внимание должно быть сосредоточено на раскрытии своеобразия ребенка, на создании для него индивидуальной коррекционно-развивающей программы, основанной на всестороннем комплексном изучении особенностей его развития. Для этого необходимо знание общетеоретических закономерностей ребенка с нарушением в развитии, чтобы руководствоваться ими в педагогической работе.
Нарушение слухового восприятия вызывают специфические изменения в снижении двигательной памяти, произвольного внимания, особенно у учащихся младшего и среднего школьного возраста [20].
На данный момент процесс интеграции детей с нарушением слуха увеличивается благодаря раннему началу диагностики, а также ранней коррекционной и компенсаторной работе. Всестороннее и полноценное развитие детей, имеющих нарушение слуха, невозможно без физического воспитания, обеспечивающего не только необходимый уровень физического развития, но и коррекцию отклонений различных сфер деятельности глухого и слабослышащего ребенка.
Существующие программы не учитывают весь диапазон задач специального воспитания и образования детей с нарушениями слуха. Снижена роль адаптивного физического воспитания как средства всесторонней гармонично развитой личности ребенка с тяжелыми нарушениями слуха. Ведь раннее начало коррекционной помощи определяет большие потенциальные возможности ребенка, в том числе и с помощью средств и методов адаптивного физического воспитания. Ранняя коррекция отклонений в двигательной сфере может быть эффективной только при условии активизации всех компенсаторных возможностей детей с нарушениями слуха. Решение проблемы подбора средств и методов педагогического воздействия для детей данной нозологической группы с целью повышения уровня физической подготовленности и развития двигательных качеств является одним из главных направлений адаптивного физического воспитания [32].
Физическое воспитание детей с нарушениями слуха — одно из важных направлений коррекционно-педагогической работы — находится в тесной связи со всеми другими сторонами воспитания и обучения. Правильно организованное физическое воспитание создает основу для укрепления здоровья детей, развивает их активность, повышает работоспособность, становится базой для успешного проведения воспитательной и коррекционно-образовательной работы [1].
Актуальность. В современных условиях природных и экономических катаклизмов наряду с жизненно необходимыми двигательными навыками ходьбы, бега, прыжков необходимость обучения плаванию является актуальной. Однако в настоящее время плавательная подготовленность населения остается еще очень низкой. В условиях дефицита бассейнов, большого числа детей, подростков, молодежи, не умеющего плавать, и несчастных случаев на воде стоит социальная проблема по поиску, разработке и внедрению современных, эффективных технологий, позволяющих улучшить процесс обучения плаванию [2].
Процесс обучения плавания начинается с младшего школьного возраста, так как большинство несчастных случаев на воде по результатам статистики происходит именно с детьми данного возраста в связи с отсутствием навыков плавания и чувства опасности. Кроме того, в этом возрасте детей легче обучать плаванию из-за пониженного уровня тревожности, большего доверия к учителю, благоприятного сенситивного периода формирования координационных способностей.....
Всем известно, что плавание является одним из самых эффективных средств физического воспитания, которое способствует всестороннему развитию двигательной функции детей с нарушением слуха и имеет большое оздоровительное и прикладное значение. Вместе с тем, большое количество детей не умеет плавать, что часто приводит к трагическим последствиям. Школьный возраст считается одним из наиболее важных периодов в формировании личности человека. В этом возрастном периоде закладывается и укрепляется фундамент здоровья и развития физических качеств, необходимых при различных формах двигательной активности, что создает предпосылки для активного и направленного формирования и развития психических функций и интеллектуальных способностей ребенка. Поэтому важным приоритетным направлением в школьном воспитании является повышение уровня здоровья детей, формирования у них навыков здорового образа жизни, соблюдений правил и техники безопасности на воде, и устойчивой потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями [14].
Многие глухие и слабослышащие школьники имеют отклонения, с вязанные с нарушениями деятельности вестибулярного аппарата. Недостатки в регуляции равновесия приводят к развитию приспособленных дефектов, как широкая постановка ног при ходьбе и беге, что приводит к плоскостопию и прогнутости позвоночника.
Занятия плаванием являются оптимальным вариантом коррекции физических недостатков глухих и слабослышащих школьников, что позволяет в значительной мере нивелировать различия в уровне физического развития между глухими и слышащими, способствует формированию здоровье-сберегающих компетентностей учащихся. В дыхательной системе у глухих и слабослышащих детей отмечается диспропорция в объеме и экскурсии грудной клетки, недостаточности жизненной емкости легких.
Плавание оказывает положительное влияние на состояние центральной нервной системы: устраняется излишняя возбудимость и раздражительность, появляется уверенность в своих силах. Это является следствием благотворного действия водной среды и физических упражнений на организм ребенка. Плавание закаливает организм детей и подростков. Частая смена температур внешней среды вырабатывает в организме защитные реакции. В результате этого повышается сопротивляемость организма к простудным заболеваниям. Таким образом, плавание как физическое упражнение, гармонично развивающее и укрепляющее организм человека, способствует увеличению его двигательных возможностей и улучшению качества ряда движений, необходимых ему в повседневной жизни [9].
Занятия спортивным плаванием способствует развитию детей с нарушением слуха таких качеств, как сила, быстрота, выносливость, гибкость и ловкость, являются эффективным средством воспитания, повышения работоспособности, удовлетворение двигательных потребностей и продления активного долголетия. Помимо развития физических и двигательных способностей, занятия плаванием способствует созданию условий формирования личностных качеств интеллектуальной, волевой, нравственной и эмоциональной сферы занимающегося, то есть происходит целостное формирование личности человека [46].
Плавание - является прекрасным средством физического развития и укрепления здоровья. Движения в воде стимулируют дыхание, кровообращение, улучшают деятельность желудка и кишечника, совершенствуют терморегуляцию, организм становится менее восприимчивым к простудным заболеваниям, нормализуется психоэмоциональное состояние. Занятия плаванием развивают и укрепляют костно-мышечную систему, в результате улучшается питание суставов и периартикулярных тканей позвоночника, конечностей, а это является эффективным профилактическим средством остеохондроза и суставной патологии [43].
Плавание способствует улучшению работы всех систем организма, и в первую очередь сердечно-сосудистой и дыхательной. При систематических и правильно организованных занятиях у младших школьников увеличиваются силовые показатели мышц сердца и повышаются функциональные возможности сердечно-сосудистой системы. Занятия плаванием оказывают положительное влияние на состояние центральной нервной системы: устраняется излишняя возбудимость и раздражительность, появляется уверенность в своих силах. Это является следствием благотворного действия водной среды и физических упражнений на организм ребенка [1].....
1. Бабенкова Р.Д., Трофимова Г.В. Занятия по развитию движений у детей с нарушением слуха в школьных учреждениях //- М. - 2007. - С 32.
2. Балберова О.В. Коррекция психофизиологического состояния детей с нарушением слуха средствами оздоровительного плавания //М.: -2015 г.
3. Белиц-Гейман С.В. Мы учимся плавать. - СПб.: Лань.- 2008. - С 208.
4. Борякова Н.Ю.Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии. -М.: 2008 г.
5. Булгакова Н.Ж. Плавание //Физкультура и спорт. :М. - 2009. - С 23-28.
6. Вагапова А.М. Влияние способов плавания на показатели насосной функции сердца юных пловцов.: М.-2009. -С 3-5.
7. Вахитов, И.Х., Минигалеева, А.З., Вахитов, Б.И. Влияние занятий плаванием на сердечно-сосудистую систему, дыхательную систему и опорнодвигательный аппарат: 2008. -№6. С 87-90.
8. Васильев В.С. Обучение детей плаванию //Физкультура и спорт.: - 2009. - №13. - С 14-19
9. Дворкина Н.И. Сопряженное развитие физических качеств и психических процессов у детей.: Краснодар.- 2007. - С 26.
10. Данько Ю.И. Очерки физиологии физических упражнений: - М.: 2008. - С 368.
11. Дубровский В.И Лечебная физкультура и врачебный контроль: М.-2007.
12. Динейка К.В. Движение, дыхание, психофизическая тренировка:. М.: Инфра - М, 2008. - С 664.
13. Горбунов Г.Д. Психопедагогика спорта:- М.: - 2006 г.
14. Иванченко В.А. Секреты вашей бодрости: М.: Академический проект-
2007. - С 731.
15. Ильинича В.И. Физическая культура: - М.-2009. - С 225......48