ВВЕДЕНИЕ 5
1. ПОНЯТИЕ ПРИНУЖДЕНИЯ ПО АДМИНИСТРАТИВНОМУ ПРАВУ, ЕГО
ВИДЫ 10
1.1. Понятие и особенности административного принуждения 10
1.2. Виды административного принуждения 15
1.3. Принципы применения административного принуждения 18
2. ХАРАКТЕРИСТИКА ОТДЕЛЬНЫХ МЕР ПРИНУЖДЕНИЯ В
АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВЕ 23
2.1. Меры административной ответственности (административные
наказания) 23
2.2. Административно-восстановительные меры 35
2.3. Административно-предупредительные меры 38
2.4 Меры административного пресечения и обеспечения производства 41
3. МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ ...58
ПРИЛОЖЕНИЕ 66
Актуальность рассматриваемой темы высока в первую очередь потому, что речь идет о методах государственного управления. Метод управления представляет собой совокупность приемов и способов воздействия на управляемый объект для достижения поставленных целей. Существование множества методов обуславливается сложностью процессов управления. Методы управления не исключают, дополняют друг друга, так как каждый характеризуется способом реализации целей управления. Существуют два универсальных способа воздействия на сознание и волю людей, которые составляют всеобщие методы социального управления: убеждение и принуждение.
Российское государство, являясь по самой своей природе, определенной в основах конституционного строя, демократическим государством (ст. 1 Конституции Российской Федерации 1), выстраивает отношения с населением прежде всего на убеждении граждан в правильности проводимой государством политики и только потом - на применении принуждения в отношении тех, чьи устремления и действия расходятся с волей большинства. Актуальность проблемы административного принуждения, а также развития этого правового явления обусловлена тремя основными факторами:
1) экономическим. Он состоит в том, что государство стремится построить рыночную экономику и испытывает в связи с этим потребность в государственном регулировании рыночных отношений, при этом принуждение в определенных пределах становится необходимым для этого правовым средством;
2) политическим. Политический фактор состоит в том, что без
применения метода принуждения невозможно обеспечить реализацию
1 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11- ФКЗ) // Российская газета. 1993. 25 декабря. Ст.1.
провозглашенных и закрепленных Конституцией РФ основных прав и свобод граждан; нельзя создать и поддерживать режим законности в сфере деятельности органов исполнительной власти, в сфере функционирования административно-властных правовых отношений. Только возможность принуждения позволяет обеспечить защиту государства, поддерживать общий правопорядок, механизм государственного управления, экологии и других важных разновидностей общественных отношений;
3) правовым. Значение принуждения в правовой области состоит, в частности, в том, что его применение позволяет создать в стране новое и реформировать старое административное законодательство, которое регулирует общественные отношения в сфере функционирования исполнительной власти и государственного управления, а также устанавливает меры административного принуждения, административной ответственности, регулирует порядок производства по делам об административных правонарушениях 1.
Объект исследования - общественные отношения, возникающие при осуществлении принуждения в сфере государственного управления.
Предмет исследования - правовые нормы, регулирующие отношения по поводу административного принуждения, содержащиеся в Кодексе об административных правонарушениях (далее также - КоАП РФ).
Цель выпускной квалификационной работы - охарактеризовать институт административно-правового принуждения в административном праве России и на этой основе выдвинуть предложения по совершенствованию действующего административного законодательства.
Задачи работы:
1. проанализировать понятие принуждения по административному праву;
принуждения, их классификация по различным основаниям;
3. дать характеристику отдельных видов мер административного принуждения. В научной и учебной литературе, как правило, выделяют следующие виды мер административного принуждения:
Меры административного пресечения и обеспечения производства;
- меры административной ответственности;
- административно-предупредительные;
- административно-восстановительные меры. В соответствии с этой классификацией в работе и решаются задачи по характеристике отдельных групп мер административного принуждения;
4. разработать урок по дисциплине «Обществознание» для проведения в 9 классе муниципального общеобразовательного учреждения на тему «Административно-правовое принуждение».
Степень научной исследованности темы работы. Проблеме применения должностными лицами правоохранительных и контролирующих органов мер государственного принуждения, в том числе принуждения административного, посвящено большое количество научных работ различных авторов, что обусловлено рядом объективных обстоятельств, во-первых, динамичным развитием и совершенствованием российского административного законодательства, во-вторых, отсутствием однозначного и единого теоретического подхода к понятию и смысловому содержанию таких основополагающих категорий в данной области, как «государственное принуждение», «административно-правовое принуждение», «мера
административного принуждения» и др. Институт административного принуждения стал предметом исследования целого ряда авторов - Д.Н. Бахраха, И.И. Веремеенко, A.C. Дугенца, А.П. Коренева, Б.М. Лазарева, Б.В. Россинского, Н.Г. Салищевой, М.С. Студеникиной, Л.Л. Попова и др.
Специалистами в области административного права исследовался и весь комплекс мер административного принуждения в целом (например, в работах Д.Н. Бахраха), и административное принуждение в отдельных сферах государственного управления, (например, сфера налоговых правоотношений исследовалась К.В. Хомичем, сфера правоохраны - Л.Л. Поповым, А.Н. Коркиным, конкретно правоохранительная деятельность ГИБДД - М.И. Жумагуловым, A.A. Беловым), и отдельные виды и группы мер административного принуждения, в частности - меры административного предупреждения проанализированы в трудах Ю.С. Рябова, О.В. Виноградова, меры административного пресечения - Г.Т. Агеенковой, Б.Д. Ардашкиным, меры административно-процессуального обеспечения - В.Р. Кисиным. В литературе уделено внимание и конкретным мерам административного принуждения, например, административному задержанию посвятили свои труды М.И. Рябов, В.П. Кудрявцев, применению огнестрельного оружия уделили повышенное внимание B.C. Новиков, Г. И. Калмыков.
Несмотря на это, проблемы административного принуждения еще не получили полного разрешения. Это и невозможно, учитывая динамичные изменения общественных отношений, появления все новых и новых сфер правового регулирования, связанных с деятельностью органов исполнительной власти.
Информационная база исследования включает федеральное законодательство - Конституцию Российской Федерации, Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации, а также научную и учебную литературу, в которой рассматриваются различные аспекты применения административно-правового принуждения.
Методологическая основа исследования - диалектический метод научного познания действительности как важнейший, основополагающий способ объективного и комплексного изучения окружающего природного и социального мира. Методы исследования включают принципы системного подхода к анализу правовых аспектов исполнительной деятельности органов исполнительной власти, а также метод индукции и дедукции, метод сравнений и аналогий, метод системного анализа, метод обобщений, метод экспертных оценок.
Структура выпускной квалификационной работы соответствует поставленным целям и задачам. Она включает введение, три главы с параграфами, заключение, список использованной литературы, приложения.
В выпускной квалификационной работе представлена характеристика института административно-правового принуждения в административном праве России. Проанализировано понятие принуждения по административному праву, показана неоднозначность научно-теоретических подходов к его содержанию. Исследованы особенности мер административно-правового принуждения, даны их классификации по различным основаниям, предлагаемые в учебной и научной литературе. Дана характеристика отдельных видов мер административного принуждения. Разработан урок по дисциплине «Обществознание» для проведения в 9 классе муниципального общеобразовательного учреждения на тему «Административно-правовое принуждение».
На основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы.
1. Несмотря на разнообразие теоретических подходов к пониманию термина «административное принуждение», в науке административного права административное принуждение рассматривается как отраслевая разновидность правового государственного принуждения, регламентированная нормами административного и административно-процессуального законодательства
Меры административно-правового принуждения применяются в процессе реализации исполнительной власти соответствующими органами и должностными лицами, что является формой проявления их государственно-властных полномочий.
2. Правовой инструментарий административного принуждения представляет собой сегодня систему мер воздействия на участников общественных отношений, которые необходимы для эффективной реализации юридического механизма правоохраны. Большинство ученых- административистов совокупность мер административного принуждения, в зависимости от целей их применения, дифференцируют на: меры предупредительного характера; меры пресечения; меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях и меры административной отв етств енно сти.
Каждый элемент представленной системы характеризуется определенными признаками, к которым можно отнести: порядок и основания применения указанных мер; их предназначение; запреты и ограничения, которые необходимо соблюдать в процессе реализации конкретных вариантов административного принуждения; предварительное и последующее документальное оформление как самого правоприменительного воздействия, так и его результатов; ограниченный перечень субъектов правоприменения и др.
3. Данная классификация в определенной степени относительна. Отдельные меры имеют различные по целевому назначению основания применения (например, проверка документов, досмотр, доставление, задержание и др.) и в зависимости от этого могут одновременно быть включены в состав нескольких групп. Кроме того, довольно специфический характер отдельных принудительных мер (например, беспрепятственное вхождение в жилые и иные помещения граждан, помещения, занимаемые предприятиями, учреждениями, организациями; использование транспортных средств предприятий, учреждений, организаций, общественных объединений или граждан; доставление в полицию лиц, подозреваемых в совершении преступлений) не позволяет однозначно определить их принадлежность к той или иной группе административного принуждения.
4. Классификация административного принуждения помогает глубже уяснить существо административного принуждения как единого собирательного понятия, отграничить его от других видов государственно-правового принуждения; определить типы и виды конкретных мер путем их дифференцирования; правоприменительным органам правильно классифицировать конкретные отклонения от норм правопорядка; способствует процессу дальнейшего совершенствования и систематизации законодательства в данной сфере.
5. Принципы административного принуждения включают в себя: общие принципы административного права, принципы административного процесса и административной ответственности, а также специальные принципы установления и применения мер административного принуждения.
6. Институт принуждения в административном праве разработан достаточно детально, но говорить о том, что его регулирование полностью отвечает запросам науки и практики, было бы преждевременно.
Так, в качестве предложений по совершенствованию действующего законодательства следует указать, например, на то, что основания применения административного задержания весьма разнообразны. Поэтому в целях совершенствования правовой регламентации административного задержания представляется целесообразным принятие единого нормативного акта, который бы урегулировал все вопросы, связанные с применением данной меры процессуального принуждения.
Кроме того, эффективность административной ответственности требует формулировки ее дефиниции в КоАП РФ.
Также в выпускной квалификационной работе обосновывается, что в современный период административно-восстановительные меры
административного принуждения не имеют систематизированного источника и применяются на основе разноуровневых нормативных правовых актов, что затрудняет их применение. Требуется кодификация указанных мер - включение их полного перечня в КоАП РФ.
Административное пресечение выступает самым объемным видом административного принуждения, полномочиями по применению которого наделены должностные лица различных государственных органов. Реализация мер административного пресечения, направленная на незамедлительное прекращение противоправного поведения или устранение общественно опасной ситуации, способна в значительной степени ограничивать разнообразные права граждан и юридических лиц. В связи с этим детальное законодательное регулирование порядка их осуществления позволит исключить из практики случаи избыточной или неоправданной реализации, когда наносится неправомерный вред принуждаемому субъекту.
Практический результат выпускной квалификационной работы - разработка урока по дисциплине «Обществознание» для учащихся 9 класса по теме «Принуждение в административном праве». Выполнение всех поставленных педагогом задач проведения урока по данной теме будет способствовать повышению правовой культуры учащихся, формирования у них компетенций, способствующих реализации своих интересов в соответствии с требованиями норм административного права.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Российская газета. 1993. 25 декабря.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 29.12.2017) // Собрание законодательства РФ. 1994. № 32. Ст. 3301; 2018. № 1 (Часть I). Ст. 43.
3. Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации: Федеральный закон от 08.03.2015 № 21-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2015. № 10. Ст. 1391.
4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 23.04.2018) // Собрание законодательства РФ. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1; 2017. № 47. Ст. 6851.
5. Уголовный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 23.04.2018) // Собрание законодательства РФ. 1996. № 25. Ст. 2954; Российская газета. 2018. № 88.
6. О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 07.06.2013 № 108 - ФЗ (ред. от 01.05.2017) // Собрание законодательства РФ. 2013. № 23. Ст. 2866; 2017. № 18. Ст. 266.
7. О полиции: Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ (ред. от 28.05.2017) // Собрание законодательства РФ. 2011. № 7. Ст. 900; 2017. № 22. Ст. 3071.
8. О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации: Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2002. № 30. Ст. 3032; 2016. № 18. Ст. 2505.
9. Апелляционное определение Московского городского суда от 26 января 2016 г. по делу № 33а-600/2016. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/.
10. Апелляционное определение Ставропольского краевого суда от 26.11.2015 по делу № 33 - 8267/2015 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/.
11. Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 18 марта 2016 г. № Ф02-815/2016 по делу № А10-4217/2015. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/.
12. Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 06.05.2016 № 02АП-2453/2016 по делу № А82-18219/2015 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/.
13. Постановление Кемеровского областного суда от 21.01.2015 по делу № 4а-88/2015 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru.
14. Постановление Оренбургского областного суда от 03.07.2015 по
делу № 4а - 334/2015. [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://www.consultant.ru/.
15. Постановление Алтайского краевого суда от 30 декабря 2015 г. № по делу № 4А-1196/2015. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/...51