Введение 3
Глава I. Своеобразие английского романтизма XIX века
1.1. История возникновения и развития английского романтизма XIX
века 6
1.2. Поэтико-философские идеи английских романтиков 11
Глава II. Творчество поэтов «Озерной школы» (У Вордсворта,
С. Колриджа и Р Саути)
2.1. Особенности развития мотивов в творчестве У Вордсворта 20
2.2. Мотивы жизни и смерти в творчестве С. Колриджа 31
2.3. Свобода как выражение философии в поэзии Р Саути 40
Глава III. Программа элективного курса по литературе "Мотивы в произведениях русских и зарубежных романтиков" 49
Заключение 57
Список литературы 60
В эпоху бурных изменений социально-экономической и политической жизни Европы XIX века формируется новое направление в литературе - «романтизм», которое во всем противопоставляло себя Классицизму. Новые писатели и поэты пересматривали идейные и эстетические принципы мыслителей XVIII века, отвергали их рационализм.
Романтизм в Англии оформился раньше, чем в других странах Западной Европы. Первый этап английского романтизма (90-е годы XVIII в.) представлен «Озерной школой» - У. Вордсворт, С. Колридж, Р Саути, также в этот период творили такие английские поэты, как У. Блейк, Т. Чаттертон, Д. Китс и Т. Мур. Второй этап в развитии английского романтизма связан с творчеством Д. Байрона, П. Шелли, В. Скотта, открывших новые жанры и виды литературы: лиро-эпическую поэму и исторический роман.
Существует достаточно большое количество научных работ в области изучения европейского романтизма представляются довольно разрозненными. Достаточно хорошо изучен период развития романтизма и его сюжетно-образных трансформаций, стилистики, ритмики в работах русских литературоведов Н.М. Ильченко, Ю.В. Манна, Ф.П. Федорова, В.И. Хрулева и других исследователей. Для нас наиболее значимыми исследованиями в данной области оказались работы, которые рассматривают романтизм как историко-культурное явление и особый тип сознания - работы Н.Я. Дьяконовой, Н.А. Гуляева, В.И. Коровина, Л.Г. Королевой, В.И. Сахарова, А.Н. Соколова; особый интерес вызвали монографии, в которых говорится об английском романтизме, как о философско-эстетическом явлении: Р.М. Габитовой, И.В. Карташовой, Н.А. Соловьевой. Но в данных работах рассматриваемая тема в нашем дипломном сочинении представлена фрагментарно и требует обобщения, дополнения и уточнения. К тому же среди исследований не существует единой точки зрения на классификацию философских мотивов в творчестве поэтов " Озерной школы". Полагаем, что настоящее исследование поможет обобщить эти работы.
Актуальность нашего исследования определяется тем, что вопросы, которые поднимаются английскими поэтами XIX века, сохраняют свою важность и в наше время, особенно, они значимы для формирования подросткового поколения.
Объектом исследования являются философские мотивы в творчестве английских романтиков XIX века.
Предметом исследования являются содержание, становление и последовательное развитие философских мотивов в творчестве английских романтиков XIX века.
Цель исследования выявить своеобразие философских мотивов поэтов «Озерной школы».
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
1. проследить причины и условия возникновения философских мотивов в поэзии английских романтиков;
2. изучить особенности воплощения философских мотивов в художественных текстах У Вордсворта, С. Колриджа, Р Саути;
3. разработать элективный курс на основе поэтических текстов У. Вордсворта, С. Колриджа, Р. Саути.
Материалом исследования является поэтическое творчество английских романтиков XIX века (У. Вордсворт, С. Колридж и Р Саути).
Методы исследования - культурно-исторический, сравнительносопоставительный, элементы мотивного анализа.
Изучив методическую литературу, школьную программу и учебники по творчеству романтиков, мы обнаружили, что немногие исследователи обращались к изучению философских мотивов в произведениях зарубежных авторов. Поэтому в третьей главе мы предлагаем элективный курс для 9-11 классов, куда включены не только произведения русской литературы, но и английской.....
Формирование романтизма началось в Германии с конца XVIII века романтизм распространился в остальной части Европы. Основное внимание английских романтиков было сосредоточено на одном из важных для романтизма характеристик творчества - воображении, которое, по мнению поэтов, являлось внутренней силой, поднимающей из глубин его подсознания размышления о человеке и мире. Причиной возникшего интереса к философским мотивам у романтиков явились изменяющиеся исторические события эпохи, подталкнувшие поэтов начать поиски философского осмысления своего времени, закономерностей духовного развития современников через художественные поэтические образы.
Именно поэтому английские поэты в своих стихах стремились передать настроение общества, требующего изменений; поэты призывают к освобождению от гнета власти, размышляя о месте человека в своей стране, мире, Вселенной. В своем поэтическом творчестве английские романтики пытаются понять предназначение человека, заглянуть в будущее, приоткрыть тайну человеческого существования.
Нами проанализировано творчество английских романтиков У Вордсворта и С. Колридж, Р Саути, которые стремились в своих стихах и поэмах раскрыть актуальные философские мотивы: бедности и духовного обнищания человека, покорности, надежды, свободы, смерти, раскрепощения человеческого духа, борьбы, соединения жизни и смерти, веры и нравственности. В стихотворениях английских романтиков философская направленность смелее и яснее выступает как эксперимент в поэтической структуре, обозначается полнее сложная трансформирующаяся образная система. Английские романтики предстают как новаторы в раскрытии философских мотивов, используя разнообразные художественные способы выражения мироощущения и идей о сущностном единстве человеческой души и универсума.
Поэты «Озерной школы» (У. Вордсворт, С. Кольридж и Р Саути) в своем творчестве сочетали смелые эстетические искания, интерес к родной истории (Р.Саути), стилизацию форм народного творчества, реалистичность (У. Вордсворт), готические мотивы(С. Кольридж). Эти эстетические искания поэты выводили на уровень обобщений и размышлений общефилософского характера. В поэме «Прелюдия, или развитие сознания поэта» Вордсворта представлены обобщающие размышления автора об истине, которые ведут к осознанию поэтом порочности интеллектуального рабства. В произведении «Вина и скорбь» Вордсворт рассуждает о причинах дисгармонии лирического героя, который вместо того, чтобы восстановить утраченную гармонию, еще больше способствует ее разрушению. Причиной этого становится невозможность лирического героя простить и которая ведет его к преступлению(он грабит нищего). В произведении «Мечты бедной Сюзанны» отчетливо выступает другая философская тема - духовная. Трагедия нации, которую поэт видит не столько в изменении привычного векового уклада, сколько в психологической несовместимости его с новыми условиями жизни(переселение из деревень). В политических сонетах Вордсворт приветствует свободу, раскрепощение человеческого духа, воспевает борцов за революцию. В поэме «Прогулка» поэт делает акцент на философские мотивы, связанные с проблемами человеческого бытия, положением человека в мире и Вселенной. По его мнению, внутренняя жизнь сознания и душа человека представляет великую ценность, но жестоко подавляется "механическим сцеплением событий внешней жизни"[Тертерян, 1983:154].
Философская направленность лирической поэзии Колриджа включает в себя размышления о жизни и смерти, о связи человека с природой, о месте человека в мире. Значительное место в философской и эстетической системе Колриджа принадлежит воображению. Истоки философских поисков Колриджа исходят от природы, которая для поэта имеет особый смысл, особое значение: ее вечная мудрость и сила направляют, по его мнению, человека на путь истины и добра, но и они изменчивы, находятся в состоянии творчества, становления. В поэме «Сказание о мореходе» Колридж подчеркивает всеобщий упадок общества, моральную гибель и разложение, обращаясь к мотивам жизни и смерти он показывает, что за каждый поступок человека против природы ему грозит возмездие.....
1. Аникин, Г.В. История английской литературы.- М.: Высш. школа, 1985. - 29 с., 585 с.
2. Аносова, О.Г. Особенности развития литературной критики английского романтизма на страницах периодических изданий. -Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Вопросы образования: языки и специальность. - 2008. - № 3. - 24-29 с.
3. Бакалов, А.С. «Русский» Саути // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медикобиологические науки. - 2012. - Т. 14. - № 2-4. - 990-993 с.
4. Берк, 3. Философское исследование о происхождении наших идей возвышенного и прекрасного. - М.: Искусство, 1979. - 237 с.
5. Бершвский, Н.Я. Романтизм в Германии. Л.: литература, 1973. - 567 с.
6. Ботяникова, А.О формах выражения авторского сознания в романтических произведениях // Формы раскрытия авторского сознания, Воронеж, 1986. - 115 с.
7. Бугров, B.B. В поисках завтрашнего дня: о фантастике всерьез и с улыбкой. Свердловск: Сред.- Урал.книжное издательство, 1981. - 223 с.
8. Буяновская, С.М. Ориенталистские мотивы в творчестве английских романтиков Колриджа, Саути, Скотта, Мура. Теоретические проблемы изучения литератур Востока. - М., 1987. - 215-224 с.
9. Ванслов, В.В. Эстетика романтизма. - М.: Искусство, 1966. - 403 с.
10. Вельский, A.A. Английский роман 1820-х годов. Пермь: Издательство Пермского университета, 1975. - 204 с.
11. Волгов, Е.М. Развитие теории жанра немецкого романа в 19 веке. - Иваново: Издательство Ивановского университета, 1983. - 100 с.
12. Волков, И.Ф. Художественная система как форма исторического развития литературы // Литературный процесс. - М.: Издательство Московского университета, 1981. - 41-52 с.
13. Горбунов, А.Н. Вновь я посетил - диалог трех поэтов (Кольридж, Вордсворт, Пушкин) Государство, религия, Церковь в России и за рубежом. - 2011. - № 2. - 28-40 с.
14. Давлетшина, А.М. Проблема познавательного опыта в философии немецкого и английского романтизма в сборнике: Человек в мире. Мир в человеке: актуальные проблемы философии, социологии, политологии и психологии Материалы XV Международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. ФГБОУ ВПО «Пермский государственный национальный исследовательский университет» Люблянский университет (Словения). - 2012. - 37-40 с.
15. Дьяконова, Н.Я. Английский романтизм: проблемы эстетики.- М.: Наука, 1978. - 208 с....72