Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОСВЯЗЕЙ РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ И РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ЧАСТО БОЛЕЮЩИХ ДЕТЕЙ 2-3 ЛЕТ

Работа №147105

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы73
Год сдачи2017
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
12
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЗАИМОСВЯЗЕЙ РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ И РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ЧАСТО БОЛЕЮЩИХ ДЕТЕЙ 2-3 ЛЕТ 6
1.1. Мелкая моторика детей преддошкольного и дошкольного возраста:
понятие, структура, показатели, факторы 6
1.2. Родительское отношение к ребенку: понятие, структура,
показатели, факторы 17
1.3. Специфика развития часто болеющих детей 24
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗЕЙ
РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ И РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ
МОТОРИКИ ЧАСТО БОЛЕЮЩИХ ДЕТЕЙ 2-3 ЛЕТ 31
2.1. Методики исследования и описание испытуемых 32
2.2. Взаимосвязи родительского отношения и развития мелкой
моторики часто болеющих детей 2-3 лет 39
2.3. Рекомендации родителям по развитию мелкой моторики часто
болеющих детей 2-3 лет 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 66
ПРИЛОЖЕНИЯ 70

В многочисленных научных исследованиях отмечается
неблагоприятная динамика состояния здоровья дошкольников (Б.Б. Егоров, Т.В. Нестерюк, З.С. Макарова, Л.Г. Голубева). В настоящее время не более 10% детей дошкольного возраста можно считать абсолютно здоровыми. Почти у 60% детей выявляются хронические заболевания. В структуре заболеваемости детей дошкольного возраста преобладают болезни органов дыхания (бронхиты, грипп, ОРЗ, ОРВИ, трахеиты и др. (63,23%), инфекционные и паразитарные заболевания (7,38%), болезни органов пищеварения гастриты, панкреатиты, язвенные болезни желудка и пр. (23,23%) и др.).
В психологической литературе приводятся данные, указывающие на отличия часто болеющих детей от их здоровых сверстников по ряду индивидуально-психологических характеристик (Г.А. Арина, Д.Н. Исаев, Н.А. Коваленко, В.А. Ковалевский, В.В. Николаева), а также по специфике семейного воспитания (Д.Н. Исаев, В.Н. Касаткин, И.А. Коробейников, А.А. Михеева, В.В. Николаева, А.Б. Холмогорова). Так для них характерны выраженная тревожность, боязливость, неуверенность в себе, быстрая утомляемость, зависимость от мнения окружающих, что может перерасти в стойкие черты личности.
Нервно-психическое развитие «истинно» часто болеющих детей чаще замедлено. Наблюдается задержка активной речи, сенсорики, конструирования, как основы формирования логического и наглядно­образного мышления, нарушена моторика мелких мышц, что проявляется в трудностях с одеванием, застегиванием пуговиц, завязыванием шнурков.
Развитие мелкой моторики ребенка - тонких движений кистей и пальцев рук - в психологии имеет большое значение и расценивается как один из показателей психического развития ребенка. Т.П. Буцыкина, Г.М. Вартапетова, Т.А. Ткаченко показали, что овладение относительно тонкими действиями рук приходит в процессе развития зрения, осязания, развития кинестетического чувства - положения и перемещения тела в пространстве [2, 20].
Известно, что семья является главным инструментом социализации ребенка, где в отношениях со взрослыми происходит формирование личности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.). Поэтому без анализа родительского отношения к ребенку невозможно целостное понимание развития личности.
Специфика родительского отношения представляется весьма важной и в отношении проблемы развития соматически больного ребенка. Рядом исследований, посвященных анализу родительского отношения к соматически больным детям (Е.Ю. Дубовик, В.А. Ковалевский, Е.В. Котова, А.А. Михеева, С.В. Чекрякова и др.) показано преобладание неэффективного родительского отношения к ним, оказывающее негативное влияние на развитие всех личностных структур ребенка (формирование заниженной самооценки, тревожности и др.).
Причиной построения неэффективного (нарушенного) отношения родителей к ребенку является незнание психологических особенностей возраста детей, содержания, форм и методов воспитания ребенка (Е.Ю. Дубовик).
Однако следует отметить слабую разработанность проблемы взаимосвязи родительского отношения и развития мелкой моторики часто болеющих детей 2-3 лет.
Цель исследования - изучить особенности взаимосвязей родительского отношения и развития мелкой моторики часто болеющих детей 2-3 лет.
Задачи исследования:
1. Изучить проблему мелкой моторики у детей и родительского отношения в психологии.
2. Представить психолого-педагогическую характеристику часто
болеющих детей.....

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проведенное исследование было посвящено изучению особенностям взаимосвязи родительского отношения и мелкой моторики часто болеющих детей 2-3 лет. В основу исследования легло предположение о том, что частые заболевания ребенка в силу создаваемой болезнью особой социальной ситуации развития существенно влияет на развитие взаимоотношения между ребенком и родителями, что оказывает влияние на развитие мелкой моторики часто болеющего ребенка.
По итогам анализа психолого-педагогической литературы было выявлено: авторы, занимающиеся изучением семьи, отожествляют понятие родительское отношение, семейное воспитание, стиль детско-родительского отношения. В основе исследования основываемся на понятии «родительское отношение» (А.Я. Варга, В.В. Столин); в своем исследовании используем классификацию А.Я. Варги и В.В. Столина, которые выделили следующие типы родительского отношения к ребенку: «Принятие-отвержение»;
«Кооперация»; «Симбиоз»; «Авторитарная гиперсоциализация»; «Маленький неудачник».
Мелкая моторика - совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. К области мелкой моторики относится большое разнообразие движений: от примитивных жестов, таких, как захват объектов, до очень мелких движений, от которых, например, зависит почерк человека.
Мелкая моторика развивается естественным образом, начиная с младенческого возраста на базе общей моторики. В дошкольном и раннем школьном возрасте моторные навыки становятся более разнообразными и сложными.
Часто болеющие дети - это преимущественно дети дошкольного возраста, которые болеют различными респираторными заболеваниями более четырех раз в году; болезнь, независимо от ее нозологии, ставит ребенка в совершенно иную новую социальную ситуацию развития. Факторы, оказывающие влияние на формирование личности детей, находящихся в иной социальной ситуации развития - это особенности общения детей с взрослыми и сверстниками, личностные качества родителей, тип отношений родителей к ребенку, стиль воспитания, психическая атмосфера семьи, условия для реализации основного вида деятельности, имеющие негативное психологическое содержание.
Проведенное собственное эмпирическое исследование выявило более высокие показатели по параметрам родительского отношения: «кооперация»; «симбиоз»; «авторитарная гиперсоциализация»; «маленький неудачник».
Полученные результаты свидетельствуют о следующих особенностях родительского отношения к часто болеющим детям 2-3 лет: они в большей степени стараются во всем помочь часто болеющему ребенку, сочувствуют ему; в большей степени тревожатся и переживают за детей, стараются удовлетворить все их потребности; в большей степени требуют от ребенка послушания и дисциплины; в некоторой степени считают неудачи ребенка случайными и верят в него. В меньшей степени выражена уверенность в своем ребенке.
Проведенное собственное эмпирическое исследование развития мелкой моторики часто болеющих детей 2-3 лет свидетельствует о более низких показателях развития мелкой моторики у часто болеющих детей по показателям «Правильно воспроизводит позу», «Переключается на новую позу»: часто болеющие дети воспроизводят позу только правого указательного пальца, а левого - игнорируют, то есть наблюдается односторонняя пространственная агнозия. Также у часто болеющих детей выявлена инертность движений.....


1. Авдеева Т.Г. Детско-родительские отношения как фактор влияния на психическое развитие ребенка / Актуальные вопросы современной психологии: материалы II междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2013 г.). Челябинск: Два комсомольца. 2013. С. 97 - 99.
2. Антонов А.И. Семья: современный аспект. М.: АСТ. 2010. 253 с.
3. Апштейн З.В. Функциональная структура двигательных актов у детей дошкольного возраста / Материалы 10 научной конференции по возраст., морфол., физиол. и биохимии. Т. II. М., 2011. С. 37 - 38.
4. Бернштейн Н.А. О построении движений. М.: Медгиз. 1999. 256 с.
5. Боулби Дж., Мельникова М., Бенедек Т., Эйнсворт М. Психология привязанности. М.: ERGO. 2005. 360 с.
6. Буренкова Е.В. Исследование взаимосвязи стиля семейного воспитания, личностных особенностей ребенка и стратегии поведения значимого взрослого. Пенза, 2000. 205 с.
7. Буцыкина Т.П., Вартапетова Г.М. Развитие общей и мелкой моторики как основа формирования графомоторных навыков у младших школьников // Логопед. 2005. №3. С. 24 - 29.
8. Варга А.Я. Теория семейных систем Мюррея Боуэна // Журнал практического психолога. 2009. №2. С. 5 - 14.
9. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. М.: Юрайт. 2002. 336 с.
10. Горев А.С. Формирование в онтогенезе нейрофизиологических механизмов произвольной регуляции сенсорной деятельности / «Физиология развития человека»: Тезисы II Всесоюзной конф. Москва. 20-22 октября. 1981. С. 23.
11. Егоров Б.Б. Нестерюк Т.В. Оздоровительно-воспитательная работа с ослабленными детьми в ДОУ. Пособие для практических работников. Элиста: АПП «Джангар». 1999. 64 с.
12. Ильин Е.П. Психология индивидуальных различий. СПб., 2004. 701 с.
13. Исаев Д.Н. Формирование ВКБ у детей и психосоматическая ситуация // Вопросы психического здоровья детей и подростков. 2001. №1. С. 20 - 26.
14. Ковалевский В.А. Развитие личности соматически больного дошкольника, младшего школьника и подростка. Красноярск, 1997. 122 с.
15. Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. М., 1993. 213 с.....42


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ