Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФЛОРА РЫБИНСКОГО РАЙОНА КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ КАК ОБЪЕКТ ИЗУЧЕНИЯ ФИТОНИМОВ В ШКОЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ

Работа №147090

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы62
Год сдачи2022
Стоимость4650 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
17
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ФИТОНИМЫ КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ БОТАНИЧЕСКОЙ
НОМЕНКЛАТУРЫ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ В ШКОЛЕ 6
§1.1. Определение понятия фитонимов и особенности их изучения 6
§1.2. Основная роль фитонимов в развитии ботанической номенклатуры... 8
§1.3. Значение ботанической номенклатуры как части систематического содержания на уроках биологии 14
ГЛАВА 2. РЕТРОСПЕКТИВА ИССЛЕДОВАНИЯ ФЛОРЫ РЫБИНСКОГО РАЙОНА КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ И АНАЛИЗ СИСТЕМАТИЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ УРОКОВ БИОЛОГИИ 17
§2.1. Анализ флоры Рыбинского района 17
§2.2. Анализ фитонимов флоры Рыбинского района 26
§2.3. Анализ систематического содержания школьного курса биологии ....36
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КАРТЫ УРОКА СИСТЕМАТИЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ ПО БИОЛОГИИ РАЗДЕЛА «РАСТЕНИЯ» 44
§3.1. Особенности организации и проведения уроков с систематическим содержанием 44
§3.2. Технологическая карта урока с использованием систематического материала по флоре Рыбинского района 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
Список используемых источников 60

В соответствии с ФГОС ООО проведение в школе уроков должно включать в себя обеспечение личностного развития учащихся, включая гражданское, патриотическое, духовно-нравственное, эстетическое, трудовое, экологическое воспитание. Все перечисленные требования к образовательному процессу реализуются в школьном курсе биологии, на уроках которого ученики познают особенности окружающего их мира и закономерности процессов живой природы. Разнообразие окружающей среды, с которой человек всегда оставался неразрывно связан, уже на самых ранних стадиях развития человеческого общества определяло его соответствующий характер познания, взаимодействия и общения. Важнейшим компонентом окружающей среды всегда были и остаются живые организмы - растения. Наименования растений, их смысл и история появления, издавна представляли постоянный интерес для людей и науки в целом. Внешний облик растений определяет эмоциональное состояние человека, соприкасающегося с ними, и, одновременно указывая на сходство, рождает образ, что проявляется в названии. Свойства или внешний вид растения и его мифологическое название часто обнаруживают между собой вполне очевидную связь. Терминология и признаки, которые отражены в латинских названиях растений, чрезвычайно разнообразны: животные, предметы, строение растения, лечебное действие, место происхождения. Все эти знания и их связь с названием растения - «фитонимом», создают в представлениях учащегося определенную структуру морфолого­систематических знаний, и знаний об экологии представителя растений. Помимо этого, при изучении фитонимов своего региона, учащиеся включаются в процесс изучения краеведения, изучают культуру и элементы культуры своей местности. Также, педагогическое значение краеведения заключается в организации образовательного процесса по логическому правилу - от частного к общему, когда ученики познают новое на примерах знакомого и близкого биологического материала. Это положение важно для успешной организации учебно-образовательного процесса в любом регионе России, но в данной работе особенно большое значение приобретает краеведческая работа со школьниками в условиях Рыбинского района Красноярского края. Учитывая изложенные положения, была выделена цель и задачи исследования.
Цель исследования: исследование флоры Рыбинского района Красноярского края как объект изучения фитонимов.
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс при изучении раздела "Растения" в школе на уроках с систематическим содержанием.
Предмет исследования: фитонимы Рыбинского района как методический материал для изучения раздела «Растения» в школьном курсе биологии.
Задачи:
1. Определить роль фитонимов в развитии ботанической номенклатуры как части систематического содержания на уроках биологии;
2. Проанализировать флору Рыбинского района Красноярского края и выявить связь растений с их фитонимами;
3. Изучить систематическое содержание уроков биологии школьного курса (Раздел «Растения»);
4. Разработать технологическую карту урока биологии по теме «Отдел Покрытосеменные. Общая характеристика и значение» с использованием фитонимов Рыбинского района Красноярского края в качестве методических рекомендаций для практического применения в образовательном процессе.
Этапы исследования:
Первый этап подготовительный, он связан с изучением литературы и других источников информации.
Второй этап исследования включал в себя анализ флоры Рыбинского района Красноярского края, и изучения ее фитонимов.
Третий этап включает в себя анализ школьной программы биологии, изучения глубины знаний учащихся по теме «Растения», анализ систематического содержания уроков биологии, их значение и особенности.....

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В результате выполнения ВКР, были сделаны следующие выводы:
1. Роль фитонимов заключается в описании морфологических и экологических характеристик растений, которое отражается в их видовых названиях. При изучении раздела «Растения» на уроках биологии систематического содержания, учащиеся знакомятся с ботанической номенклатурой посредством знакомства с фитонимами изучаемых растений.
2. Таксономический анализ флоры района показал, что на территории Рыбинского района выявлено 600 видов растений, относящихся к 286 родам и 77 семействам. Ботаническая номенклатура флоры Рыбинского района Красноярского края состоит из 963 фитонимических единиц, которые образованы от многих факторов и причин таких, как: места их произрастания; экологических условий произрастания; морфологических особенностей; таких свойств растения, как цвет, вкус, запах; сходства с другими растениями или предметами; терапевтического эффекта; токсического действия, оказываемого растением. Также растения получали свои названия в честь ученых, которые впервые их обнаружили и описали.
3. Уроки систематического содержания занимают до 30% от общего количества уроков биологии с 5 по 11 класс. Основные понятия по систематическому содержанию учащиеся изучают в 6 классе. На основании анализа 35 уроков в курсе изучения раздела «Растения» упоминается 36 семейств, 85 родов, 96 видов.
4. Технологическая карта урока биологии по теме «Отдел Покрытосеменные», как методический материал для проведения занятия, способствует формированию представления об отделе Покрытосеменные, на примере морфолого-экологического описания представителей разных семейств, произрастающих на территории Рыбинского района и их фитонимов. Основные виды деятельности на уроке: работа с гербарием; заполнение морфолого-систематической карточки; определение фитонимов растений. Урок по разработанной технологической карте был апробирован в школе МБОУ СОШ №1 города Заозерного в 6 «А» классе. На котором в 6 «А» классе выявлена положительная динамика результатов контрольной работы №2 по теме «Многообразие и развитие растительного мира». Изучение раздела биологии «Растения» на примерах родной флоры сказывается на результатах обучения положительно, новый материал лучше запоминается учениками.


1. Антипова Е.М. Флора внутриконтинентальных островных лесостепей Средней Сибири: монография. Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2012. 662 с.
2. Бугаёв И.В. Научные и народные названия растений и грибов: Научно­популярное издание. Томск: ТМЛ-Пресс, 2010. 688 с.
3. Галицына, Е. Г. Особенности изучения лексической группы фитонимов (на материале фитонимов древнеанглийского языка). Е. Г. Галицына. 2015. № 10.5 (90.5). 36-37 с.
4. Головкин Б. Н. О чем говорят названия растений. М.: Агропромиздат, 1986. 160 с.
5. Егорова Т.В., Гельтман Д.В., Губанов И.А., Новиков В.С., Пименов М.Г. и Соколова И.В. По поводу письма Н. Турланда и Г. Дэвидси о регистрации названий растений. Ботанический журнал. 1999. 84(5). 154-157с.
6. Жизнь растений: В 6 т. Под ред. А.Л. Тахтаджяна. М.: Просвещение, 1975-1982.
7. Карл Линней. Философия ботаники. М.: Наука, 1989. 456 с.
8. НейштадтМ.И. Определитель растений. М.: Госучпедгиз, 1948. 476 с.
9. Погорелова, Е. С. Этимология названий лекарственных растений. Е. С. Погорелова. Молодой ученый. 2015. № 1 (81). 531-533 с.
10. Пономарева, И.Н. Биология, 6 класс. Учебник. И.Н. Пономарева, О.А.
Корнилова, В.С. Кучменко. М.: Вентана-Граф, 2017. 192 с.
11. Пономарева, И.Н. Общая методика обучения биологии. И.Н.
Пономарева, В.П. Соломин, Г.Д. Сидельникова. М.: Академия. 272 с.
12. Пономарева, И.Н. Общая экология. И.Н. Пономарева. Пермь, 1994. 21 с..
13. Фукарек Ф., Мюллер Г., Шустер Р. Растительный мир Земли: В 2 т. Под ред. Ф. Фукарека; Пер. с нем. М.: Мир, 1982. Т. 1,2.
14. Шанский Н.М., Боброва Т.А. Школьный этимологический словарь русского языка: Происхождение слов. М.: Дрофа, 2002. 400 с.
15. Hawksworth D.L. and Greuter W. Report of the 1st meeting of a working group on lists of names in current use. Taxon. 1989. 38(1). 142-148.....30


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ