Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Фонетические и графические средства создания комического в произведениях А.А.Усачёва, Б.В.Заходера и Г.Б.Остера

Работа №147086

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы66
Год сдачи2020
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
13
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 1
ГЛАВА 1. ФОНЕТИЧЕСКИЕ И ГРАФИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА СОЗДАНИЯ КОМИЧЕСКОГО 3
1.1. Понятие комического в литературе 3
1.2. Фонетические средства выразительности 7
1.3. Графические средства выразительности 13
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ СРЕДСТВ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ А.А УСАЧЕВА, Б.В. ЗАХОДЕРА И Г.Б. ОСТЕРА 18
2.1. Художественные средства в произведениях А.А. Усачёва 18
2.1.1. Поэзия и проза А.А. Усачёва 18
2.2. Художественные средства в произведениях Б.В. Заходера 24
2.2.1. Проза и поэзия Б.В. Заходера 24
2.2.2. Сценарии Б. В. Заходера 27
2.3. Художественные средства в произведениях Г.Б. Остера 31
2.3.1. Проза и сценарии Г. Б. Остера 31
2.3.2. Сценарии Г. Б. Остера 32
ГЛАВА 3. ФОНЕТИЧЕСКИЕ И ГРАФИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА СОЗДАНИЯ КОМИЧЕСКОГО В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ А.А. УСАЧЁВА, Б.В. ЗАХОДЕРА И Г.Б. ОСТЕРА 36
3.1. Средства создания комического в произведениях А.А. Усачева 36
3.2. Средства создания комического в произведениях Б.В. Заходера 47
3.3. Средства создания комического в произведениях Г.Б. Остера 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
Список использованной литературы 60

Безусловно, комические произведения А. Усачева, Б. Заходера, Г. Остера сделали большой вклад в современную русскую детскую литературу и культуру. Это обусловливает актуальность обращения к произведениям с целью их научного исследования как одного из значимых фактов современной российской детской культуры.
Целью данной дипломной работы является выявление фонетических и графических средств создания комического, к которым прибегают писатели в своих произведениях для детей.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
• определить природу комического;
• выделить основные приемы создания комизма в литературе;
• выявить и классифицировать фонетические и графические средства создания комического в произведениях А. Усачева, Б. Заходера, Г. Остера.
Материалом для работы послужили произведения А. Усачева, Б. Заходера, Г. Остера для детей.
Объект исследования - произведения А. Усачева Б. Заходера, Г. Остера для детей. Предмет исследования - фонетические и графические приемы создания комического в данных произведениях.
Методы, использованные в работе: анализ литературного текста, выборка и классификация языкового материала, обобщение.
Практическая значимость работы состоит в использовании результатов выпускной квалификационной работы методистами детских садов, в разработке курсов по лингвокультурологии, в преподавании детской литературы, на уроках русского языка в школе.
Структура работы включает введение, три главы, заключение и список литературы. В первой главе обратимся к вопросу о комизме в литературе и приемах создания комического в литературе в целом. Во второй главе рассмотрим произведения писателей для изучения и анализа авторского стиля, а в третьей произведем анализ фонетических и графических средств создания комического, применяемых А. А. Усачевым, Б. Заходером, Г. Остером в произведениях.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Комическое всегда было одним из традиционных предметов лингвистических и шире - филологических исследований, в которых анализируются разнообразные формы и тенденции развития «смешного» в текстах.
Подводя итог проведенному исследованию, следует отметить, что по природе комическое может проявляться в двух направлениях: юмористическом и сатирическом. Наиболее частым фонетическим средством создания комического в произведениях А. Усачева являются звукоподражание и звукопись, которые применяются преимущественно в поэтических текстах. Прочие средства менее частотны, но разнообразны, и применяются с целью достижения комического эффекта также и в прозе.
Графические средства создания комического более ограниченно представлены в произведениях А. Усачева. Часто графическое выделение слов или частей слов, использование цифр несет собственно смысловую нагрузку, но не принимает активного участия в создании комического.
Для детской литературы в большей степени характер юмор, цель которого помочь привлечь и удержать детское внимание, ярко и увлекательно представить те или иные явления жизни, дать представление о мире взрослых. Детские стихотворения Андрея Усачева доступны для понимания, ритмичны, в простой форме рассказывают о довольно сложных явлениях мира и несут познавательную нагрузку. К сожалению, в последнее время воспитательный потенциал детской поэзии становиться все менее востребованным, а имя Андрея Усачева известно немногим.
Произведения Б.В. Заходера изобилуют самыми разными средствами художественной выразительности. Комичность достигается путём фонетических приёмов, таких как каламбурная рифма, паронимическая аттракция, которые легко воспринимаются зрителем. Так как данный автор увлекался переводами иностранных произведений на протяжении всей своей литературной деятельности, то и язык его произведений достаточно богат на различные фонетические, лексические и графические средства. С помощью них и в переводах мультипликационных произведений присутствует лёгкая запоминаемость цитат, реплик и диалогов сценариев детских произведений. Графические средства - чаще всего выделение текста крупным шрифтом - участвуют не столько в передаче комического, сколько в привлечении внимания зрителей.
Стихотворения Г.Б. Остера довольно яркие по характеру и более прямолинейные. Часто в них скрыт дополнительный смысл, который точно будет интересен читателю. Сценарные произведения Остера считаются знаковыми и широко известными в советской мультипликации. Также автор часто захватывает более широкое поле деятельности - и включает в свои произведения различные “задачники”, некоторые из них успешно изданы в настоящих детских учебниках по математике. Язык написания Г. Остера богат лексическими и фонетическими средствами, но графические средства используются реже. Основную комичность его произведениям придаёт само значение, вкладываемое в слова.
Существуют различные классификации и подходы к определению форм и приемов создания комического в литературе. Разные исследователи выделяют тот или иной прием в качестве основного. В качестве базовой для данной работы мы использовали классификацию, предложенную Е.А. Гараниной, которая выделяет фонетические и графические средства создания комического.
На материале поэтических и прозаических произведений А. Усачева, Б. Заходера и Г. Остера для детей мы произвели анализ соответствующих групп средств создания комического. В ходе анализа мы пришли к выводу о том, что фонетические средства представлены большим разнообразием, как поэзии, так и в прозе авторов. Наиболее частотными являются такие средства, как звукоподражание и звукопись, также достаточно широко представлены средства, основанные на отклонениях от произносительной нормы в речи персонажей, ассимиляции и диссимиляции звуков, метатезе, эпентезе и т. п., языковой игре со словами близкими по звучанию, но отличающимися значением.
Графические средства представлены в гораздо меньшей степени, наиболее часто среди них используется собственно графические (возможности шрифта, его формы и цвета).
Таким образом, цель работы, состоящая в изучении фонетических и графических средств создания комического в произведениях А. Усачева, Б. Заходера и Г. Остера была достигнута.


1. Автором «Тотального диктанта-2016» стал детский писатель Андрей Усачев [Электронный ресурс]. URL: http: //mp gu. su/novo sti/avtorom-totalno go-diktanta- 2016-stal-detskiy-pisatel-andrey-usachev/ (дата обращения: 10.02.2020).
2. Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса [Текст]. - 2-е изд. - М.: Худож. лит., 1990 — 541с.
3. Белова Л. И. Деструктивные и конструктивные функции юмора
(социологический аспект) [Электронный ресурс] // Вестник ЮУрГУ. Серия: Социально-гуманитарные науки. - 2012. - №32. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/destruktivnye-i-konstruktivnye-funktsii-yumora- sotsiologicheskiy-aspekt (дата обращения: 15.01.2020).
4. Бергсон А. Смех [Электронный ресурс]. URL: http://krotov.info/library/02_b/er/gson_smeh.htm (дата обращения: 27.01.2020).
5. Борис Владимирович Заходер [Электронный ресурс]. URL: http://www.rodb- v.ru/writers/zahoder/ (дата обращения: 25.02.2020).
6. Борис Владимирович Заходер [Электронный ресурс]. URL: http://www.zahoder.ru/content/view/4019/203/ (дата обращения: 20.03.2020).
7. Борис Заходер. Листки (поэма в стихотворениях) [Электронный ресурс]. URL: https://ruthenia.ru/60s/zahoder/listki.htm (дата обращения: 17.02.2020).
8. Биография Бориса Заходера. РИА Новости. 9 сентября 2013. [Электронный ресурс]. URL: https://weekend.rambler.ru/items/21017950-biografiya-borisa-zahodera/ (дата обращения: 25.03.2020).
9. Гаранина Е. А. Языковые средства выражения комического в детской литературе: автореф. дис. канд. филол. наук: 10.02.01 [Текст]/ Гаранина Елена. Анатольевна. ВГПУ. - Волгоград, 1998 г. - 24с.
10. Дземидок Б. О комическом [Текст]. - М.: Прогресс, 1974 г. - 223с.
11. Е.Г. Эткинд."Поэзия и перевод". - М.-Л.: Советский писатель (Ленинградское отделение), 1963 — 431с.
12. Казанцева А.Э. Графические выразительные средства в структуре художественного произведения // Материалы IX Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» [Электронный ресурс]. URL: https:// scienceforum.ru/2017/article/2017040491 (дата обращения: 30.01.2020).
13. Криштафович И. Теория юмора [Электронный ресурс]. URL: http://www.humortheory.com/index.php/teoriya-yumor/464 (дата обращения: 26.01.2020).
14. Лук А. Н. Юмор, остроумие, творчество [Текст]. - М.: Искусство, 1977 - 38с.
15. Мемория. Борис Заходер [Электронный ресурс]. URL: https://newstes.ru/2016/09/09/memoriya-boris-zahoder.html (дата обращения: 15.02.2020)...60


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ