Актуальность темы исследования. На современном этапе развития общества практика показывает, что конкурентоспособность российский производств, выпускающих готовую продукцию, зависит от уровня развития дизайна на данном производстве. В настоящих реалиях потребитель будет выбирать тот товар, который является более эстетически привлекательным, так как он создает впечатление более качественного.
Проект Федерального закона «О дизайн-деятельности в Российской Федерации» рассматривает дизайн-деятельность как одно из наиболее эффективных средств укрепления и подъёма экономики и культуры, сохранения и развития эстетической составляющей жизнедеятельности человека и создаваемой им предметной среды. Что соответствует стратегии развития РФ, закрепленной в Федеральном законе «О стратегическом планировании в Российской Федерации» и проекте «Стратегия социальноэкономического развития Красноярского края до 2030 года». Поэтому на рынке труда требуются квалифицированные кадры в области дизайна, которые хорошо разбираются в тонкостях формообразования, эргономике, имеют практическое представление о производственных технологиях и готовы вести проектную деятельность в производственной сфере.
ФГОС ВО (3++) по направлению подготовки 54.03.01 «Дизайн» (уровень бакалавриата), утвержденный приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 13.08.2020, устанавливает перечень общепрофессиональных компетенций, которые должны быть сформированы у выпускника. Общепрофессиональные компетенции показывают, что выпускник должен обладать умениями создавать авторский дизайн-проект и освоить методы творческого процесса дизайнеров. В свою очередь образовательные организации высшего образования на основе профессиональных стандартов и анализа требований, предъявляемых к выпускникам на рынке труда и ведущими работодателями, определяют профессиональные компетенции, которые способны гарантировать востребованность выпускника в производственной сфере. Такие профессиональные компетенции содержат совокупность способностей, которые необходимы будущим дизайнерам для готовности работать на всех стадиях дизайн-проекта, представлять результаты своей деятельности, а также сопровождать собственные разработки во время реализации проекта на производстве.
Таким образом, дизайнеру, который хочет быть востребован на рынке труда в области креативных индустрий, необходимо быть готовым к ведению проектной деятельности в производственной сфере (поэтапно разрабатывать авторские дизайн-проекты, применять творческий подход в решении дизайнерской задачи, иметь практику сопровождения результатов своей работы на предприятиях дизайн-индустрии и производствах, область профессиональной деятельности которых считается приоритетной в развитии государства).
Степень разработанности темы исследования
Дизайн как вид проектной деятельности описан Т. Мальдонадо, Н.В. Вороновым, В. Папанеком, Г.В. Минервиным, А.Н. Лаврентьевым, В.Ф. Рунге, В.Л. Глазычевым, С.О. Хан-Магомедовым.
Вопросы подготовки дизайнеров и специфики проектной деятельности в сфере дизайна рассматривают С.М. Михайлов, Л.М. Кулеева, В. Папанек, И. Иттен, В. Гропиус, А.М. Родченко, Т.О. Бердник, Н.А. Ладовский, А. Пулос, Н.Н. Волков, Ю.К. Сомов, Е.Н. Ковешникова, Е.В. Гадзина, О.В. Власенко, Е.О. Катранжи, О.В. Назарова, Л.В. Никульшина.
Понятия «готовность» рассматривается учеными как определенная характеристика личности. Понятие «готовность к деятельности», в том числе «готовность к профессиональной деятельности» в своих работах раскрывают Н.Д. Левитов, М.И. Дьяченко и Л.А. Кандыбович, В.Н. Дружинин, Ю.М. Забродин, В.А. Сластенин, А.К. Маркова.
Изучением проблемы организации проектной деятельности студентов занимались отечественные и зарубежные ученые А.Б. Воронцов, В.М. Заславский, С.В. Егоркина, Н. В. Кузьмина, В.А. Сластенин, А. И. Щербаков, И. С. Якиманская, В. В. Гузеев, Е. А. Крюков, Е.С. Полат, И. Д. Чечель....
В заключении отражены результаты и основные выводы научного исследования. Приводятся основные выводы, доказывающие справедливость выдвинутой гипотезы и положений, выносимых на защиту.
1. Профессиональная деятельность дизайнера определена как вид творческой проектной деятельности, раскрыта специфика дизайн-проектов через рассмотрение этапов проектирования.
2. Содержание организационно-педагогических условий направлено на:
• целевую ориентацию и содержательное наполнение подготовки будущих дизайнеров с учетом требований работодателей к разработке дизайн-проектов и их сопровождению в производственной сфере;
• определение методов и средств подготовки, способствующих приближению к реальному процессу разработки дизайн-проектов и их сопровождению в производственной сфере;
• сочетание этапов теоретического обучения и производственной практики по разработке заказанных дизайн-проектов и сопровождению их воплощения в производственной сфере.
3. Разработанный оценочно-диагностический инструментарий определения готовности будущих дизайнеров к разработке и сопровождению дизайн-проектов в производственной сфере представлен наличием ясных и обоснованных критериев и показателей.
4. Реализованы организационно-педагогические условия формирования готовности будущих дизайнеров к разработке и сопровождению дизайн- проектов в производственной сфере и доказана их результативность.
Проведенное научное исследование позволило доказать справедливость выдвинутой гипотезы о необходимости создания организационно-педагогических условий, которые способствуют результативному формированию готовности будущих дизайнеров к разработке и сопровождению дизайн-проектов в производственной сфере.
1. Филипская И.В. Задачи, решаемые дизайнером при проектировании предметов мебели / И.В. Филипская // Наука, образование и культура. - Иваново: ООО «Олимп», 2017. №4 (19). С. 15-17
2. Филипская, И. В. Дизайнер в структуре мебельного производства / И. В. Филипская // Молодые ученые в решении актуальных проблем науки : сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых, Красноярск, 17 мая 2018 года. - Красноярск: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М.Ф. Решетнева", 2018. С. 193-195
3. Филипская И.В. Значение проектной технологии в процессе обучения будущих дизайнеров / И.В. Филипская // Образование и социализация личности в современном обществе: материалы XII Международной научной конференции / ред. кол.; Адольф В.А. (отв. ред.); Электрон. дан. / Красноярс. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2020. С. 339-343
4. Филипская И.В. Формирование образа будущей профессии у студентов-дизайнеров / И.В. Филипская // Образование и социализация личности в современном обществе: материалы XII Международной научной конференции / ред. кол.; Адольф В.А. (отв. ред.); Электрон. дан. / Красноярс. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2020. С. 333-338
5. Филипская И.В. К вопросу подготовки будущих дизайнеров к проектной деятельности в профессиональной сфере / И.В. Филипская //
Вызовы современного образования в исследованиях молодых ученых: материалы VII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Красноярск, 21 мая 2021 г. / отв. ред. О.Н. Тютюкова; ред. кол.; электрон. дан. / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2021. С. 117-119
6. Филипская И.В. / Развитие творческого и аналитического мышления у будущих дизайнеров в рамках проекта стилизации природной формы / И.В. Филипская // Архитектура и искусство: от теории к практике : сборник трудов Международной научно-практической конференции (Ростов- на-Дону, 23-25 ноября 2021 г.) / Architecture and art : from theory to practice / отв. ред. А.М. Иванова-Ильичева, О.В. Баева ; Южный федеральный университет. - Ростов-на-Дону ; Таганрог : Издательство Южного федерального университета, 2021. С. 362-365
7. Филипская И.В. Развитие умений ведения проектной деятельности у студентов-дизайнеров первого курса путем стилизации природной формы / И.В. Филипская // Дизайн-образование - XXI век : сборник материалов Международной научно-практической конференции (Белгород, 12 ноября 2021 г.) / отв. ред. З. Ю. Черная, Ю. А. Легеза, М. К. Шемякина, Т. Ю. Афанасьева. - Белгород : БГИИК, 2022. С. 123-126
8. Филипская И.В. Содержательная характеристика компонентного состава готовности будущих дизайнеров к проектной деятельности в профессиональной сфере / И.В. Филипская // Профессиональное самоопределение молодежи инновационного региона: проблемы и перспективы: сборник статей по материалам Всероссийской (национальной) научно-практической конференции. - Красноярск, 2022. С. 342-345
9. Филипская И.В. К вопросу актуальности подготовки будущих дизайнеров к разработке и сопровождению дизайн-проектов в производственной сфере / И.В. Филипская // Образование и социализация личности в современном обществе: материалы XIII Международной научной конференции. Красноярск, 26-27 мая 2022 г. / отв. ред. В.А. Адольф; ред. кол. - Электрон. дан. / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2022. С. 283-286
10. Филипская И.В., Степанова И.Ю. Критериально-уровневый аспект формирования готовности будущих дизайнеров к проектной деятельности в производственной сфере / И.В. Филипская, И.Ю. Степанова // Образование и социализация личности в современном обществе: материалы XIII Международной научной конференции. Красноярск, 26-27 мая 2022 г. / отв. ред. В.А. Адольф; ред. кол. - Электрон. дан. / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2022. С. 100-102
11. Филипская И.В. Объемно-пространственная структура изделий проектирования в процессе обучения будущих промышленных дизайнеров / И.В. Филипская // VI Всероссийская научно-практическая интернет- конференция с международным участием «Дизайн XXI века». - Тула: Изд-во ТулГУ, 2022. С. 95-100.