Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Игровой и соревновательный методы как средство повышения уровня здоровья обучающихся

Работа №14708

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

физическая культура

Объем работы58
Год сдачи2018
Стоимость6300 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
3274
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1. Теоретические аспекты применения игрового и соревновательного методов для повышения уровня здоровья обучающихся 8
1.1. Сущность здоровья, здорового образа жизни и состояние проблемы здоровья современных обучающихся 8
1.2. Здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры в общеобразовательной школе 14
1.3. Игровая и соревновательная деятельность в повышении двигательной активности и физического развития обучающихся 23
Глава 2. Организация и методы исследования 28
2.1. Организация исследования 28
2.2. Методы исследования 28
Глава 3. Экспериментальное исследование по выявлению влияния игрового и соревновательного метода на уровень здоровья обучающихся 34
3.1. Использование игрового и соревновательного метода на уроках физической культуры 34
3.2. Оценка эффективности влияния игрового и соревновательного метода на уровень здоровья обучающихся 39
Заключение 45
Библиографический список 47
Приложения 52


Сегодня понятие физической культуры переживает процесс переосмысления. Еще недавно физическая культура в основном рассматривалась в качестве «окультуренной» двигательной деятельности. Современное представление о физической культуре значительно богаче. Оно содержит в себе различные смыслы, вкладываемое в это понятие в разные периоды развития общества, и обусловленное его особенностями. Сегодня физическая культура предстает сложным многоаспектным феноменом, который соотносится с понятием «общая культура». Физическая культура является и проявлением культуры современного общества, и средством развития этого общества и его членов.
Сегодня, по данным медицинских и педагогических исследований, в нашей стране сложилась сложная ситуация со здоровьем населения. Особую тревогу вызывает уровень здоровья детей и подростков. Около половины из них имеют хронические заболевания. Недостаточная двигательная активность ведет к заболеваниям сердечно-сосудистой и костно-мышечной системы. Из-за плохого состояния здоровья около 1 миллиона детей школьного возраста полностью освобождены от занятий физической культурой. Особую тревогу в динамике заболеваемости вызывает подростковый возраст, который связан не только с мощными эндокринными перестройками, делающими организм подростка особенно чувствительным к воздействию неблагоприятных условий внешней среды, но и подверженным влиянию вредных для здоровья привычек. На фоне социальной и соматической акселерации, свойственной современным подросткам, их вегетативные системы жизнеобеспечения оказываются более инертными, что ведет к напряжению их деятельности не только при нагрузках, но и в повседневной жизни [1].
В целях формирования культуры здоровья и повышения двигательной активности детей среднего школьного возраста в настоящее время исследователи рекомендуют самые различные пути: выведение уроков физической культуры за рамки расписания, проведение занятий в режиме динамических поз, использование различных двигательных режимов, сочетание урочных (не менее 3-4 раз в неделю) и внеурочных форм проведения занятий с предпочтением рекреационных форм организации и др. Тем не менее, по различным причинам большая часть названных рекомендаций не реализуется, что делает уроки физической культуры для обучающихся основным местом получения необходимых объемов двигательной активности.
В педагогической науке накоплен определенный запас знаний для исследования и решения проблемы воспитания ценностного отношения обучающихся к здоровому образу жизни. Это и традиционные модели уроков физической культуры, и с применением педагогических методик, таких как игра или соревнование, позволяющие решать не только оздоровительные, образовательные, но и воспитательные задачи. Актуальным является разработка методики повышения уровня физического развития обучающихся на уроках физической культуры с помощью подвижных игр и специальных упражнений, которые содействуют развитию двигательной активности.
Таким образом, актуальность исследования обусловлена, прежде всего, сложившимися противоречиями между: востребованностью теоретического и практического знания в области взаимосвязанного формирования культуры здоровья и физической культуры личности и слабой научной разработанностью этой проблемы; актуальностью педагогической задачи воспитания здорового поколения и неопределенностью позиции в отношении педагогических возможности образовательного учреждения в данном направлении.
Цель исследования: оценить влияния игрового и соревновательного методов на повышение уровня здоровья обучающихся среднего школьного возраста.
Задачи исследования:
1) изучить понятие здоровья обучающихся и проанализировать здоровьесберегающие технологии, их применение на уроках физической культуры в школе;
2) выявить роль игровой и соревновательной деятельности в повышении здоровья обучающихся;
3) провести экспериментальное исследование по выявлению влияния игрового и соревновательного метода на уровень здоровья обучающихся среднего школьного возраста.
Объект исследования: процесс физического воспитания обучающихся средних классов общеобразовательной школы.
Предмет исследования: игровая и соревновательная деятельность на уроках физической культуры как средство повышения уровня здоровья обучающихся.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ литературы по проблеме исследования, тестирование, педагогический эксперимент, математическая обработка данных.
Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты, выводы по опытно-экспериментальной работе могут быть использованы учителями по физической культуры с целью анализа за динамикой развития уровня здоровья обучающихся.
База исследования: МБОУ «Талдинская СОШ» Усть-Коксинского района Республики Алтай.
Структура и объем работы: работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В настоящее время сложились противоречиями между: востребованностью теоретического и практического знания в области взаимосвязанного формирования культуры здоровья и физической культуры личности и слабой научной разработанностью этой проблемы; актуальностью педагогической задачи воспитания здорового поколения и неопределенностью позиции в отношении педагогических возможности образовательного учреждения в данном направлении.
Изучив научно-методическую литературу, мы выяснили, что в определении термина «здоровье» заложена индивидуальные и общественные характеристики. В характеристике человеческой личности оно является качеством приспособления индивида к внешним условиям среды и является итогом процесса взаимодействия человека и природы. Показатель здоровья зависит от результата воздействия природных и социальных факторов.
Физическое воспитание в образовательных организациях необходимо представить как целостную систему физкультурного образования обучающихся, ориентированную на профилактику и сохранение здоровья, формировании физического развития. Если рационально подобрать формы, средства и методы физического развития, это позволит учебным учреждениям решить задачу профилактики здорового образа жизни и повысить физическую кондицию учащихся, а также научить их самостоятельно использовать физические упражнениям в различных формах организации физической культуры, научить их работать со своим телом с учетом индивидуальных особенностей физического развития, медицинских показаний и собственных личностных предпочтений.
Основными методами оценки уровня здоровья служат метод наблюдения и метод тестов. Основными методами диагностики обучающихся являются следующих индексов: Кетле, Робинсона, Скибинской, Шаповаловой и Руфье.
Нами была выявлена роль игровой и соревновательной деятельности в повышении здоровья обучающихся. Использование соревнований и подвижных игр на уроках физической культуры сделает учебный процесс интересным и увлекательным. Игровой и соревновательный методы совершенствуют занятие, дают широкие возможности для развития в детях таких физических качеств, как силы, выносливости, ловкости, гибкости, координации, будут способствовать повышению двигательной активности и физического развития обучающихся. Участие в играх и соревнованиях дают возможность для развития сплоченности, чувства ответственности, коллективизма, закаляет силу воли и характер. Посредством активного участия в таких уроках у школьников укрепляется нервная, дыхательная и сердечно-сосудистая система, улучшается общее психическое состояние.
Для подтверждения проблемы исследования был проведен педагогический эксперимент на базе в МБОУ «Талдинская средняя образовательная школа» Усть-Коксинского района Республика Алтай.
Программа физического воспитания в экспериментальном классе предполагала 3 урока физкультуры в неделю. Из них два обычных, третий урок подвижные игры. Программа обучения построена на соревновательно-игровом методе выполнения физических упражнений, направленных на развитие различных физических качеств, формирование двигательных умений и навыков.
Данные, полученные в результате проведенного эксперимента, свидетельствуют о повышении уровня здоровья обучающихся посредством применения на занятиях физической культурой игровых и соревновательных методов.



1. Айзман, Р.И. Здоровье населения России: медико-социальные и психолого-педагогические аспекты его формирования [Текст] / Р.И. Айзман. - Новосибирск, 1996. - 26 с.
2. Апанасенко, Г.Л. Санология. Основы управления здоровьем [Текст] / Г. Л. Апанасенко, Л. А. Попова, А. В. Магльований. - LAMBERT Academic Publishing, 2012. - 404 с.
3. Бабенко, Т.И. Экспресс-оценка физического здоровья обучающихся, условий их обучения и воспитания [Текст] / Т.И. Бабенко, И.И. Каминский // Методические рекомендации. - Ростов-на-Дону: Ростовский облИУУ. - 2015. - 32 с.
4. Безруких, М.М. Здоровьесберегающая школа [Текст]: Лекции / М.М. Безруких, В.Д., Сонькин, В.В.Безобразова. - М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2006. - 48 с.
5. БонДаревская, Е.В. Антикризисная направленность современного воспитания [Текст] / Е.В. Бондаревская // Педагогика. - 2007. - №3. - С. 5-7.
6. Борисова, А. А. Реализация здоровьеформирующих образовательных технологий в области педагогического образования [Текст] / А.А. Борисова, Л.П. Борисова, Л.И. Сыромятникова // Молодой ученый. 2012. - № 6. - С.375-377.
7. Дубровский, В.И. Реабилитация в спорте [Текст] / В.И. Дубровский. - М.: Физкультура и спорт, 1991. - 208 с.
8. Запорожец, А.В. Избранные психологические труды. Т. 1. [Текст] - М.: Педагогика, 1986. - 323 с.
9. Кудрявцев, М.Д. Методика обучения младших обучающихся двигательным действиям на основе теории учебной деятельности:
Учебно-методическое пособие [Текст] / М.Д. Кудрявцев. - М.: АПКиПРО, 2003 - 105 с.
10. Кудрявцев, М.Д. Физкультурное образовательное пространство как среда реабилитации и социальной адаптации учащихся [Текст] / М.Д. Кудрявцев. - М.: АПКиПРО, 2015. - 185 с.
11. Кузнецова, Т.Д. Особенности возрастного развития системы дыхания у детей 6-15 лет [Текст] / Т.Д. Кузнецова, О.А. Гурова, И.П. Самбурова, Е.В. Соколов, И.М. Разживина // Физиология человека. - 1991. - Т. 17. - № 5. - С. 142-150.
12. Лесгафт П.Ф. Избранные педагогические сочинения [Текст] / П.Ф. Лесгафт. - М.: Директ-Медиа, 2013. - 375 с.
13. Ливерова, Е.В. Игровой и соревновательный методы физического воспитания [Текст] / Е.В. Ливерова // Спорт в школе - 2007. - № 17. - С. 25-31.
14. Лихачев, Б.Т. Педагогика [Текст]: курс лекций / учеб. пособие для студентов педагог, учеб. заведений и слушателей ИПК и ФПК / Б.Т. Лихачев. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт. - М, 2001. - 607 с.
15. Лубышева, Л.И. Концепция формирования физической культуры человека [Текст] / Л.И. Лубышева. - М: ГЦОЛИФК, 2012. - 212 с.
16. Лубышева, Л.И. Спортивная культура в старших классах общеобразовательной школы [Текст] /Л. И. Лубышева, В. А. Романович. - М.: НИЦ Теория и практика физ. культуры и спорта, 2014. - 236 с.
17. Лубышева, Л.И. Концепция физкультурного воспитания: методология развития и технология реализации [Текст] / Л.И. Лубышева // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2011. - №1. - С. 11-17.
18. Лукина, О.Ф. Показатели функции внешнего дыхания у здоровых детей и подростков [Текст] / О.Ф. Лукина, И.С. Ширяева // Российский педиатрический журнал. - 1999. - № 2. - С. 24-27.
19. Лях, В.И. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1¬11 классов [Текст] / В.И. Лях, А.А. Зданевич. - М.: Просвещение, 2011. - 56 с.
20. Лях, В.И. Ориентиры перестройки физического воспитания в общеобразовательной школе [Текст] / В.И. Лях // Теория и практика физической культуры. - 2009. - №9. - С. 10-14.
21. Макарова, Л. П. Сохранение здоровья обучающихся как педагогическая проблема [Текст] / Л.П. Макарова, Л.Г. Буйнов, М.В. Пазыркина // Современные проблемы науки и образования. - 2013. - № 12. - С. 194¬496.
22. Масияускене, О.В. Валеология [Текст]: учеб. пособие / О.В. Масияускене. - 2-е изд., стер. - Ростов н/Д: Феникс, 2011. - 251 с.
23. Мейксон, Г.Б. Самостоятельные занятия учащихся по физической культуре [Текст] / Г.Б. Мейксон. - М.: Просвещение, 2012. - 309 с.
24. Метод проектов в технологическом образовании обучающихся: Пособие для учителя [Текст] / Под ред. И.А. Сасовой. - М.: Вентана- Графф, 2013. - 438 с.
25. Митяева, А. М. Здоровьесберегающие педагогические технологии [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А. М. Митяева. - М.: Академия, 2010. - 192 с.
26. Неверкович, С.Д. Психолого-педагогические основы игровых методов подготовки кадров [Текст]: Автореф. дис. д-ра наук / С.Д. Неверкович. - М., 1998. - 66 с.
27. Орлов, Е.А. Методика проведения подвижных игр [Текст] // Теория и практика физической культуры. - 2013. - № 10. - С. 14-19.
28. Пидкасистый, П.И. Самостоятельная познавательная деятельность обучающихся в обучении. Теоретико-экспериментальное исследование. [Текст] / П.И. Пидкасистый - М.: Педагогика, 1980. - 240 с.
29. Плахов, Н. Н. Безопасность жизнедеятельности: психолого¬педагогические основания здоровья [Текст] / Н.Н. Плахов // Известия Российского государственного университета им. А. И. Герцена. - 2012. № 145. - С. 90-96.
30. Покровский, Е.А. Русские детские подвижные игры [Текст] / Е.А. Покровский. - СПб.: Речь, Образовательные проекты; М.: Сфера, 2011. - 184 с.
31. Рубанович, В.Б. Основы здорового образа жизни [Текст]: учеб. пособие / В.Б. Рубанович, Р.И. Айзман. - Новосибирск: АРТА, 2011. - 256 с.
32. Сафронов, А.А. Динамика физического развития и физической подготовленности учащихся 5-6 классов [Текст] / А.А. Сафронов, И.Т. Арисланов // Молодой ученый. - 2013. - №7. - С. 25-28.
33. Сластенин, В.А Педагогика [Текст]: учебник для бакалавров / Л.С. Подымова, В.А. Сластенин; отв. ред. Л.С. Подымова, В.А. Сластенин. - М.: Издательство Юрайт, 2012. - 332 с.
34. Усова, А.П. Роль игры в воспитании детей [Текст] / А.П. Усова; под ред. А.В. Запорожца. - М.: Просвещение, 1976. - 96 с.
35. Физическое развитие детей и подростков Российской Федерации: Сборник материалов / Под. ред. А.А. Баранова, В.Р. Кучмы // Научный Центр здоровья детей РАМН - М.: ПедиатрЪ. - 2016. - 192 с.
36. ХолоДов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта [Текст]: уч. пособие для ВУЗов / Ж.К. Холодов - 3-е изд., стер. - М.: Академия, 2013. - 480 с.
37. Чернова, М.Б. Функциональное состояние обучающихся 10-12 лет в условиях напряженной когнитивной нагрузки в зависимости от стадий полового созревания и двигательной подготовленности [Текст] / М.Б.Чернова, В.К. Сухецкий, М.М. Герасимов // Новые исследования. Альманах РАМН. - 2016. - № 2. - С. 131-158.
38. Шиянов, Е.Н. Развитие личности в обучении: Учеб. пособие для студ. пед. вузов. [Текст] / Е.Н. Шиянов, И.Б. Котова - М.: Академия, 2011. - 288 с.
39. Эльконин, Д. Б. Психология игры [Текст] : анализ зарубежных теорий / Д. Б. Эльконин. - 2-е изд. - М.: ВЛАДОС, 1999. - 360 с.
40. Ямбург, Е.А. Что принесет учителю новый стандарт педагога? [Текст] / Е.А. Ямбург. - М.: Просвещение, 2014. - 168 с.
41. Макарова, Л.П. Актуальные проблемы формирования здоровья обучающихся [Текст] / Л.П. Макрова, А.В. Соловьев, Л.И. Сыромятникова // Молодой ученый. - 2013. - №12. - С. 494-496. - URL https://moluch.ru/archive/59/8450/ (дата обращения: 25.01.2018).
42. Петрова, Н.Ф. Современная школа и проблема здоровья учащихся [Электронный ресурс] / Н.Ф. Петрова, В.И. Горовая // Успехи современного естествознания. - 2005. - № 11. - С. 73-75; URL: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=9541 (дата обращения: 20.12.2017).
43. Ястребова, Э. Р. Использование здоровьесберегающих технологий как основы повышения качества обучения [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). - Челябинск: Два комсомольца, 2015. - С. 231-234. - URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/147/7178/ (дата обращения: 26.04.2018).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ