Связь механизмов психологической защиты и уровня тревожности у студентов (Российский Государственный Гуманитарный Университет)
|
Проведено эмпирическое исследование.
Выборка : 18 человек в возрасте от 18 до 19 лет, учащиеся на 1 курсе ВУЗов.
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СВЯЗИ МЕХАНИЗМОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ И УРОВНЯ ТРЕВОЖНОСТИ У СТУДЕНТОВ 6
1.1 ПРОБЛЕМА ТРЕВОЖНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ КЛИНИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ 6
1.2 ПРОБЛЕМА МЕХАНИЗМОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ В СОВРЕМЕННОЙ КЛИНИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ 8
1.3 ОСОБЕННОСТИ ТРЕВОЖНОСТИ У СТУДЕНТОВ 13
1.4 СВЯЗЬ МЕХАНИЗМОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ И УРОВНЯ ТРЕВОЖНОСТИ У СТУДЕНТОВ 14
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СВЯЗИ МЕХАНИЗМОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ И УРОВНЯ ТРЕВОЖНОСТИ У СТУДЕНТОВ 16
2.1 ХАРАКТЕРИСТИКА ВЫБОРКИ, МЕТОДЫ И МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ 16
2.2РЕЗУЛЬТАТЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ19
2.3 ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 27
ПРИЛОЖЕНИЯ 30
Выборка : 18 человек в возрасте от 18 до 19 лет, учащиеся на 1 курсе ВУЗов.
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СВЯЗИ МЕХАНИЗМОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ И УРОВНЯ ТРЕВОЖНОСТИ У СТУДЕНТОВ 6
1.1 ПРОБЛЕМА ТРЕВОЖНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ КЛИНИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ 6
1.2 ПРОБЛЕМА МЕХАНИЗМОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ В СОВРЕМЕННОЙ КЛИНИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ 8
1.3 ОСОБЕННОСТИ ТРЕВОЖНОСТИ У СТУДЕНТОВ 13
1.4 СВЯЗЬ МЕХАНИЗМОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ И УРОВНЯ ТРЕВОЖНОСТИ У СТУДЕНТОВ 14
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СВЯЗИ МЕХАНИЗМОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ И УРОВНЯ ТРЕВОЖНОСТИ У СТУДЕНТОВ 16
2.1 ХАРАКТЕРИСТИКА ВЫБОРКИ, МЕТОДЫ И МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ 16
2.2РЕЗУЛЬТАТЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ19
2.3 ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 27
ПРИЛОЖЕНИЯ 30
В настоящее время одной из актуальных проблем, стоящих перед психологами, является проблема исследования тревожности. Это обусловлено достаточно широкой распространенностью данного состояния среди населения. В связи с резкими переменами в жизни людей, которые порождают неопределенность будущего, эмоциональную напряженность, фрустрированность и так далее, уровень тревожности изменяется. При этом, важность изучения тревоги остается и в более узких прикладных проблемах. Это могут быть экзаменационные ситуации, проблемы в отношениях, на работе и многое другое.
Помимо реактивной (ситуативной) тревожности, описанной выше, и, представляющей собой реакцию на определенные события, существует и личностная, изучение которой тоже имеет большое значение. Она представляет собой устойчивую индивидуальную характеристику, которая отражает предрасположенность человека к тревоге.
К студенческому возрасту завершается психофизиологическое развитие человека. Он входит во взрослую жизнь, встречается с необходимостью социализироваться в новой ситуации. Возникает особая нагрузка, обусловленная учебной деятельностью. Это все может приводить к развитию тревожности.
В данном исследовании тревожность изучается и в рамках ситуативных реакций, и как личностная характеристика.
Одними из механизмов, позволяющих справиться личности с тревогой являются механизмы психологической защиты. Они формируются прижизненно, в процессе развития. Поэтому каждый человек в течение своей жизни использует определенный набор «защит». При этом психологические защиты могут как помогать человеку справляться с состоянием тревожности, так и усугублять это состояние. В связи с этим можно говорить об адекватно функционирующей защитной структуре и о неадекватно действующей системе защиты личности [19].
Ряд авторов предполагают, что наиболее часто используемые механизмы психологической защиты связаны с уровнем тревожности, что представляет интерес и лежит в основе данного исследования.
Теоретико-методологической основой исследования являются психоэволюционная теория Р. Плутчика, структурная теория личности Г. Келлермана, теория ситуативной и личностной тревожности Ч.Д. Спилбергера, а также исследования студенческой тревожности В.М. Астапова и О.В. Кузнецовой и исследования связи механизмов психологических защит и уровня тревожности у студентов И.Н. Мещеряковой.
Актуальность данной работы обусловлена широкой распространенностью и ростом тревожности среди населения, в том числе, студентов, которые используют психологические механизмы защиты, имеющие определенную специфику в зависимости от уровня тревожности.
Теоретическая значимость исследования состоит в анализе и синтезе теоретико-методологических основ выбранной темы, рассмотренных в рамках раздела "Теоретический анализ связи механизмов психологической защиты и уровня тревожности у студентов", что дополнит имеющиеся знания по данной теме и позволит на более высоком уровне проводить исследования, сходные с темой "Связь механизмов психологической защиты и уровня тревожности у студентов".
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования полученных результатов психологами-практиками, что влияет на более эффективное оказание клинико-психологической помощи студентам с разным уровнем тревожности.
Объект исследования: тревожность.
Предмет исследования: механизмы психологической защиты у студентов с разным уровнем тревожности.
Цель исследования: изучить связь механизмов психологической защиты и уровня тревожности у студентов.
Задачи исследования:
1) проанализировать теоретический материал о проблеме тревожности в клинической психологии;
2) изучить теоретический материал о связи уровня тревожности и механизмов психологической защиты у студентов;
3) оценить степень выраженности реактивной и личностной тревожности у студентов;
4) определить связи между механизмами психологической защиты и уровнями реактивной и личностной тревожности у студентов.
Гипотезы исследования:
1) У студентов-первокурсников преобладают такие защитные механизмы, как проекция, отрицание и вытеснение;
2) Преобладание механизмов регрессии, замещения, отрицания и вытеснения связано с высоким уровнем ситуативной тревожности у студентов;
3) Преобладание механизмов регрессии, замещения, отрицания и вытеснения связано с низким уровнем личностной тревожности;
4) У представителей мужского и женского пола различаются связи между ситуативной и личностной тревожностью и механизмами психологической защиты (ситуативная тревожность наиболее тесно связана: у женщин с механизмом отрицания, у мужчин с механизмом замещения; личностная тревожность наиболее тесно связана: у женщин с механизмом реактивного образования, у мужчин с механизмом проекции).
Методики: Опросник «Индекс жизненного стиля» (Р. Плутчика, Х. Келлермана, Х. Конте); Шкала оценки уровня реактивной и личностной тревожности (Ч.Д. Спилбергера; в адаптации Ю.Л. Ханина).
Методы статистической обработки данных: параметрический критерий Спирмена.
Краткая характеристика выборки: 18 человек, обучающихся на первом курсе ВУЗа, 18-19 лет, формирующие группы с разными уровнями ситуативной и личностной тревожности (низкая, умеренная и высокая), определяемых с помощью «Шкалы оценки уровня реактивной и личностной тревожности» Ч.Д. Спилбергера (в адаптации Ю.Л. Ханина).
Помимо реактивной (ситуативной) тревожности, описанной выше, и, представляющей собой реакцию на определенные события, существует и личностная, изучение которой тоже имеет большое значение. Она представляет собой устойчивую индивидуальную характеристику, которая отражает предрасположенность человека к тревоге.
К студенческому возрасту завершается психофизиологическое развитие человека. Он входит во взрослую жизнь, встречается с необходимостью социализироваться в новой ситуации. Возникает особая нагрузка, обусловленная учебной деятельностью. Это все может приводить к развитию тревожности.
В данном исследовании тревожность изучается и в рамках ситуативных реакций, и как личностная характеристика.
Одними из механизмов, позволяющих справиться личности с тревогой являются механизмы психологической защиты. Они формируются прижизненно, в процессе развития. Поэтому каждый человек в течение своей жизни использует определенный набор «защит». При этом психологические защиты могут как помогать человеку справляться с состоянием тревожности, так и усугублять это состояние. В связи с этим можно говорить об адекватно функционирующей защитной структуре и о неадекватно действующей системе защиты личности [19].
Ряд авторов предполагают, что наиболее часто используемые механизмы психологической защиты связаны с уровнем тревожности, что представляет интерес и лежит в основе данного исследования.
Теоретико-методологической основой исследования являются психоэволюционная теория Р. Плутчика, структурная теория личности Г. Келлермана, теория ситуативной и личностной тревожности Ч.Д. Спилбергера, а также исследования студенческой тревожности В.М. Астапова и О.В. Кузнецовой и исследования связи механизмов психологических защит и уровня тревожности у студентов И.Н. Мещеряковой.
Актуальность данной работы обусловлена широкой распространенностью и ростом тревожности среди населения, в том числе, студентов, которые используют психологические механизмы защиты, имеющие определенную специфику в зависимости от уровня тревожности.
Теоретическая значимость исследования состоит в анализе и синтезе теоретико-методологических основ выбранной темы, рассмотренных в рамках раздела "Теоретический анализ связи механизмов психологической защиты и уровня тревожности у студентов", что дополнит имеющиеся знания по данной теме и позволит на более высоком уровне проводить исследования, сходные с темой "Связь механизмов психологической защиты и уровня тревожности у студентов".
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования полученных результатов психологами-практиками, что влияет на более эффективное оказание клинико-психологической помощи студентам с разным уровнем тревожности.
Объект исследования: тревожность.
Предмет исследования: механизмы психологической защиты у студентов с разным уровнем тревожности.
Цель исследования: изучить связь механизмов психологической защиты и уровня тревожности у студентов.
Задачи исследования:
1) проанализировать теоретический материал о проблеме тревожности в клинической психологии;
2) изучить теоретический материал о связи уровня тревожности и механизмов психологической защиты у студентов;
3) оценить степень выраженности реактивной и личностной тревожности у студентов;
4) определить связи между механизмами психологической защиты и уровнями реактивной и личностной тревожности у студентов.
Гипотезы исследования:
1) У студентов-первокурсников преобладают такие защитные механизмы, как проекция, отрицание и вытеснение;
2) Преобладание механизмов регрессии, замещения, отрицания и вытеснения связано с высоким уровнем ситуативной тревожности у студентов;
3) Преобладание механизмов регрессии, замещения, отрицания и вытеснения связано с низким уровнем личностной тревожности;
4) У представителей мужского и женского пола различаются связи между ситуативной и личностной тревожностью и механизмами психологической защиты (ситуативная тревожность наиболее тесно связана: у женщин с механизмом отрицания, у мужчин с механизмом замещения; личностная тревожность наиболее тесно связана: у женщин с механизмом реактивного образования, у мужчин с механизмом проекции).
Методики: Опросник «Индекс жизненного стиля» (Р. Плутчика, Х. Келлермана, Х. Конте); Шкала оценки уровня реактивной и личностной тревожности (Ч.Д. Спилбергера; в адаптации Ю.Л. Ханина).
Методы статистической обработки данных: параметрический критерий Спирмена.
Краткая характеристика выборки: 18 человек, обучающихся на первом курсе ВУЗа, 18-19 лет, формирующие группы с разными уровнями ситуативной и личностной тревожности (низкая, умеренная и высокая), определяемых с помощью «Шкалы оценки уровня реактивной и личностной тревожности» Ч.Д. Спилбергера (в адаптации Ю.Л. Ханина).
Первая гипотеза, выдвинутая в начале исследования, частично подтвердилась- у студентов первого курса преобладают такие механизмы психологической защиты, как проекция, отрицание и вытеснение. Тем не менее, было выявлено, что, помимо указанных механизмов, преобладающим является механизм интеллектуализации.
Опираясь на данные, полученные из проведенного исследования, можно сделать вывод, что при высоком уровне ситуативной тревожности у студентов преобладающими защитными механизмами являются вытеснение, замещение, отрицание и регрессия, что свидетельствует о том, что вторая гипотеза исследования полностью подтвердилась.
В случае личностной тревожности была выявлена обратная зависимость с такими механизмами, как реактивное образование, отрицание, замещение и вытеснение. Это свидетельствует о том, что третья гипотеза, подразумевающая обратные связи с механизмами регрессии, замещения, отрицания и вытеснения частично подтвердилась.
Стоит отметить, что были обнаружены различия между мужчинами и женщинами. Так, у женщин были обнаружены наиболее сильные связи между личностной тревожностью и механизмами проекции, отрицания и реактивного образования; а также между ситуативной тревожностью и механизмом отрицания. У мужчин же связи были обнаружены между личностной тревожностью и механизмами замещения, регрессии, отрицания и компенсации; а также между ситуативной тревожностью и механизмом замещения. Это свидетельствует о том, что четвертая, и последняя, гипотеза, выдвинутая в начале исследования, является частично подтвержденной.
Опираясь на данные, полученные из проведенного исследования, можно сделать вывод, что при высоком уровне ситуативной тревожности у студентов преобладающими защитными механизмами являются вытеснение, замещение, отрицание и регрессия, что свидетельствует о том, что вторая гипотеза исследования полностью подтвердилась.
В случае личностной тревожности была выявлена обратная зависимость с такими механизмами, как реактивное образование, отрицание, замещение и вытеснение. Это свидетельствует о том, что третья гипотеза, подразумевающая обратные связи с механизмами регрессии, замещения, отрицания и вытеснения частично подтвердилась.
Стоит отметить, что были обнаружены различия между мужчинами и женщинами. Так, у женщин были обнаружены наиболее сильные связи между личностной тревожностью и механизмами проекции, отрицания и реактивного образования; а также между ситуативной тревожностью и механизмом отрицания. У мужчин же связи были обнаружены между личностной тревожностью и механизмами замещения, регрессии, отрицания и компенсации; а также между ситуативной тревожностью и механизмом замещения. Это свидетельствует о том, что четвертая, и последняя, гипотеза, выдвинутая в начале исследования, является частично подтвержденной.
Подобные работы
- Взаимосвязь тревожности, самоактуализации и стрессоустойчивости у студентов (Алтайский государственный педагогический университет)
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2023 - Количественные и качественные особенности когнитивной и эмоциональной сферы старшего дошкольного возраста разного пола в связи с различными типами реакции на фрустрацию
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4285 р. Год сдачи: 2018 - Психологическая коррекция дезадаптации у студентов с высоким
уровнем социальной фрустрированности средствами БОС-тренинга
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - КОПИНГ-СТРАТЕГИИ И ЗАЩИТНЫЕ МЕХАНИЗМЫ ЛИЧНОСТИ С РАЗНЫМИ СОСТОЯНИЯМИ НЕВРОТИЗАЦИИ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2018 - Психологические характеристики лиц с разной степенью адаптации к условиям срочной службы
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4815 р. Год сдачи: 2020 - Социально-психологическая адаптация к обучению в вузе городских и сельских студентов
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2019 - ВЛИЯНИЕ ВЫРАЖЕННОСТИ ПЕРФЕКЦИОНИСТСКИХ УСТАНОВОК НА УРОВЕНЬ
СОЦИАЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ У СТУДЕНТОВ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2025 - ЛИЧНОСТНЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФАКТОРЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПСИХИЧЕСКОГО ВЫГОРАНИЯ У МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ
Диссертация , психология. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004 - ЛИЧНОСТНЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФАКТОРЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПСИХИЧЕСКОГО ВЫГОРАНИЯ У МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ
Диссертация , психология. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004



