ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО - ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА К ПОДБОРУ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ РЕАБИЛИТАЦИИ 7
1.1. Содержание и сущность понятий готовность, психологическая готовность
родителей с нарушениями опорно-двигательного аппарата к подбору технических средств реабилитации 7
1.2. Характеристика детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата
(типы, виды, особенности) 9
Выводы по главе 1 1
3
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНОДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА К ПОДБОРУ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ РЕАБИЛИТАЦИИ 1
4
2.1. Диагностика уровня готовности родителей детей с нарушениями опорно -
двигательного аппарата к подбору технических средств
реабилитации 1
4
2.2. Разработка и реализация программы, направленной на повышение уровня
готовности родителей детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата к подбору технических средств реабилитации 2
7
Выводы по главе 2 3
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 3
. 6
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 3
8
ПРИЛОЖЕНИЯ 4
По данным федерального реестра инвалидов на 1 апреля 2022 года численность детей с инвалидностью составила более 735 тысяч, на 2021 год их было 716 тысяч.
Жизнь ребенка с инвалидностью невозможна без обеспеченности техническими средствами реабилитации - они помогают поддерживать позу, перемещаться, манипулировать руками, быть активным в повседневных делах, играх, обучаться в школе. Технические средства реабилитации компенсируют нарушения ребенка, насколько это возможно в его состоянии и дают возможность развиваться. Для многих детей технические средства реабилитации порой это единственная возможность чувствовать себя хорошо - не испытывать боль, иметь возможность выходить на прогулку, принимать пищу в стабильной позе, в которой легче глотать и жевать.
Вопросы, связанные с обеспечением техническими средствами реабилитации, являются одними из самых актуальных для семей, в которых растут ребята с особыми потребностями.
Проблемы обеспечения детей с инвалидностью техническими средствами реабилитации, получения качественных и подходящих конкретному ребенку изделий, а также сложности, которые испытывают родители при получении технических изделий для ребенка от государства, проблемы выбора изделий для детей практически нигде не обозначаются - нами не были найдены данные по результатам чьих-то исследований или опросов.
Ежемесячно на крупнейшем в России сайте Милосердие.ру публикуются просьбы о приобретении инвалидных колясок, что говорит, во-первых, о том, что большое количество детей нуждается в них, а во-вторых о том, что существует проблема с их получением и выбором, а также с несовершенством системы обеспечения и прежде всего - с формированием готовности родителей детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата к подбору технических средств реабилитации.
Актуальность темы исследования состоит в том, что отдельно готовность родителей детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата к подбору технических средств реабилитации в литературе не исследована и никем пока не изучалась, и наша цель состоит в изучении и освещении данной проблемы.
Б.А. Душков, А.В. Королев Б.А. Смирнов разделили понятия психологическая готовность и психологическая подготовка. Психологическая подготовка - процесс формирования, закрепления и активизации готовности личности, коллектива к определенному виду деятельности или выполнению задачи. Психологическая готовность - одна из составляющих общей готовности к действию, определяемая необходимыми психологическими факторами.
Рассматриваемая нами готовность несомненно включает в себя как психологический компонент, так и является одновременно готовностью к целенаправленной деятельности.
Объект: процесс формирования готовности родителей детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Предмет: условия формирования готовности родителей детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата к подбору технических средств реабилитации.
Цель: выявление и теоретическое обоснование условий формирования готовности родителей детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата к подбору технических средств реабилитации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
• охарактеризовать содержание и сущность понятия готовность родителей детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата к подбору технических средств реабилитации;
• описать особенности детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
• провести диагностику уровня готовности родителей детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата к подбору технических средств реабилитации ;
• разработать и реализовать программу, направленную на повышение уровня готовности родителей детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата к подбору технических средств реабилитации.....
Проблемы обеспечения и выбора технических средств реабилитации для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата являются очень актуальными для семей, воспитывающих данную категорию детей, и ложатся исключительно на плечи родителей, просто обязанных быть готовыми и знать все нюансы подбора технических изделий, поскольку родители являются законными представителями детей и несут за них полную ответственность.
После анализа литературы нами не были найдены данные по результатам чьих-то исследований родителей детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата как отдельной категории исследуемых, их психологических или иных проблем, между тем в связи с повышением уровня медицины уровень инвалидизации детей растет, соответственно и растет как общий процент детей с инвалидностью, так и процент детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Поэтому целью нашего исследования было выявить и теоретически обосновать условия формирования готовности родителей детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата к подбору технических средств реабилитации.
Проанализировав психолого-педагогическую литературу, для нашего исследования мы взяли за основу компоненты готовности к родительству Р.В. Овчаровой как основные компоненты готовности родителей детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата к подбору технических средств реабилиатции: эмоциональный, ценностный, когнитивный и деятельностный.
При исследовании каждого компонента мы использовали анализ психологической и педагогической литературы, а также эмпирический метод исследования: анкету-опросник «Опрос удовлетворенности родителей детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата качеством обеспечения детей техническими средствами реабилитации», интервью «Знание нормативноправовой базы и механизмов обеспечения детей техническими средствами реабилитации» и свободное полное включенное наблюдение «Консультация семей в магазине инвалидной техники», которые показали высокий уровень сформированности эмоционального, ценностного и когнитивного компонентов, и низкий уровень сформированности когнитивного компонента. Низкий уровень сформированности когнитивного компонента серьезно влияет на общий уровень готовности родителей детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата к подбору технических средств реабилитации.
На основании этих выводов мы разработали и реализовали программу «Родительский клуб», направленную на повышение уровня сформированности когнитивного компонента готовности родителей детей с нарушениями опорнодвигательного аппарата к подбору технических средств реабилитации.
После реализации программы и проведения повторной диагностики мы сделали вывод о том, что когнитивный компонент готовности большинства родителей детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата к подбору технических средств реабилитации изменился - от низкого до высокого. Таким образом, увеличился и общий уровень готовности родителей детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата к подбору технических средств реабилитации.
Данное исследование подтвердило гипотезу выпускной квалификационной работы - готовность родителей детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата к подбору технических средств реабилитации заключается в знании родителями механизмов обеспечения техническими средствами реабилитации детей, основных нормативных документов и прав, умении применить эти знания и быть мотивированными к подбору технических средств реабилитации.
1. Абкович, А.Я. Рекомендации по организации дистанционного обучения школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата / А.Я. Абкович, Е.Н. Крутякова. - М.: Лаборатория образования и комплексной абилитации лиц с НОДА и множественными нарушениями развития, 2020. - 125 с.
2. Андреева, И.Н. Адаптивная физическая культура для обучения детей с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью в сочетании с двигательными нарушениями: методические рекомендации / И.Н. Андреева, И.А. Покровская. - СПб.: Питер, 2014. - 35 с.
3. Бакк, А. Забота и уход: книга о людях с задержкой умственного развития / А. Бакк, К. Грюневальд. - СПб.: ИРАВ, 2001. - 237 с.
4. Беленкова, Л.Ю. Психолого-педагогическое сопровождение обучения и
развития детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата / Л.Ю. Беленкова // Организация комплексного сопровождения обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата: Сборник материалов I
Всероссийской научно-практической конференции, Москва, 30-31 октября 2018 года. - М.: Московский государственный гуманитарно -экономический университет, 2019. - С. 16-22.
5. Бессонова, Т.В. Работа с родителями, имеющими детей раннего возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ода) / Т.В. Бессонова, Н.С. Логвинова, Е.В. Харютченко // Инновационная наука. - 2021. - № 4. - С. 186187.
6. Битова, А.Л. Развивающий уход за детьми с тяжелыми и множественными
нарушениями развития: информационно-методический сборник для специалистов / А.Л. Битова, О.С. Бояршинова. - М.: Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, 2017. - 145 с.
7. Бортникова, Г.Н. Реабилитация детей с нарушениями функций опорнодвигательного аппарата / Г.Н. Бортникова // Экономика и управление в современных условиях: Международная научно-практическая конференция, Красноярск, 18-19 октября 2019 года. - Красноярск: АНО ВО СИБУП, 2019. - С. 23-27.
8. Бурыхина, Э.М. Ранняя помощь детям с особыми потребностями в учреждениях социального обслуживания красноярского края : методическое пособие для руководителей и специалистов организаций и учреждений системы социальной защиты населения Красноярского края / Э.М. Бурыхина. - Красноярск, 2017. - 112 с.
9. Быковская, Е.Ю. Новые способы и устройства для лечения детского церебрального паралича: методические рекомендации / Е.Ю. Быковкая. - Орел: Издатель Александр Воробьев, 2014. - 153 с.
10. Васильева, Е.Н. Психологическая готовность к родительству: монография / Е.Н. Васильева, А.В. Щербаков. - Н. Новгород: НИУ РАНХиГС, 2015. - 208 с.
11. Васина, В.В. Организация специальной психологической помощи детям с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата. - Казань: Издательство Казанского университета, 2021. - 118 с.
12. Джонсон-Мартин, Н.М. Программа «Каролина» для младенцев и детей младшего возраста с особыми потребностями / Н.М. Джонсон-Мартин. - СПб.: Санкт-Петербургский институт раннего вмешательства, 2004 . - 3 с.
13. Дименштейн, М.С. Педагогика, которая лечит: опыт работы с особыми детьми / М.С. Дименштейн - 5-е изд. - М.: Теревинф, 2021. - 11 с.
14. Карпов, А.В. Организация постурального менеджмента в реабилитации детей- инвалидов с опорно-двигательным аппаратом: монография /А.В. Карпов. - Великий Новгород: Виконт, 2020. - 100 с.
15. Кафенгауз, Б.Ю. Ребенок с наследственным синдромом, опыт воспитания / Б.Ю. Кафенгауз. - М.: Практическая медицина, 2008. - 73 с....48