Введение 4
Глава 1. Методы развития физических качеств в физической культуре и спорте 7
1.1. Характеристика физических качеств 7
1.1.1. Ловкость и возрастные особенности ее развития 7
1.1.2. Быстрота и возрастные особенности ее развития 10
1.1.3. Выносливость и возрастные особенности ее развития 12
1.1.4. Сила и возрастные особенности ее развития 13
1.1.5. Гибкость и возрастные особенности ее развития 15
1.2. Методы, направленные на воспитание физических способностей 18
1.2.1 Методы строго регламентированного упражнения 18
1.2.2. Игровой метод 21
Глава 2. Организация, контингент, методы исследования 23
2.1. Организация исследования и характеристика контингента.. 23
2.2. Методы исследования 23
2.3. Методика развития физических качеств 25
Глава 3. Результаты исследования уровня развития физических качеств обучающихся 5-9 классов 31
3.1. Динамика развития физических качеств обучающихся 5-9 классов 31
3.2. Оценка развития физических качеств 41
Заключение 44
Практические рекомендации 46
Библиографический список 47
Представленная тема занимает ведущее место в области физической культуры и спорта, тем самым определяя высокую степень актуальности для учителей, учащихся и их родителей.
Спорт заслуженно занял одно из ведущих мест в деле воспитания молодежи и формировании нравственных ценностей у подрастающего поколения. Физическое развитие человека имеет огромное значение в жизни каждого, оно отражает многие физиологические процессы организма [2].
Методика развития физических качеств играет ведущую роль в развитии функциональных возможностей организма.
Человек рождается с набором жизненно важных инстинктивных движений. В процессе его индивидуального и возрастного развития эти движения дополняются, комбинируются, таким образом, формируя двигательные качества. С точки зрения современных представлений, нет границ развития двигательных качеств, однако для каждого человека эти границы свои, определяемые его индивидуальными генотипическими особенностями. Физические качества человека делают его более подготовленным к различным физическим нагрузкам, а также уменьшают вероятность получения различных травм [3].
Освоение двигательного действия связано не только с формированием навыка, но и с развитием тех качественных особенностей, которые позволяют выполнять физическое упражнение с необходимой силой, быстротой, выносливостью, ловкостью и подвижностью в суставах. Знание соответствующих закономерностей позволит учителю найти правильное соотношение в работе над техникой физического упражнения и количественным результатом, определить возрастные границы для наиболее эффективного развития каждой качественной особенности, установить оптимальную меру комплексности в развитии качественных особенностей.
Многие выдающиеся исследователи занимались данной проблемой,которые занимались изучением этапов развития физических качеств и проблем оптимизации физической подготовки детей школьного возраста. Рубанович В.Б. [18] исследовал морфофункциональное развитие подростков в зависимости от степени полового созревания и вида двигательной активности. Фарбер Д.А. [24] определял взаимодействие эндогенных и экзогенных факторов развития, рассматривал сенситивные и критические периоды.
В последнее десятилетие наметилась тенденция к ухудшению показателей физического развития детей и подростков. Масштабы роста заболеваемости детей в последние десятилетие XX-го века настолько значительны, что, несомненно, отрицательно отразятся на состоянии здоровья населения России в последующие годы [4]. Известно, что двигательная активность учащихся школ в 2-3 раза ниже гигиенической нормы, а уроки физической культуры компенсируют в среднем 11% необходимого суточного количества движения. Суточной нормой двигательной активности школьников 11 - 15 лет является наличие 20 - 24% динамической работы в дневном распорядке, то есть 4 - 5 уроков физкультуры в неделю. При этом суточный расход энергии должен составлять 3100-4000 ккал [7]. В жизни ребенка двигательная активность является фактором активной биологической стимуляции, способствует совершенствованию механизмов адаптации, увеличивает показатели физического здоровья и умственной работоспособности [11; 27].
Высокий уровень физического развития дает возможность вырабатывания спортивных способностей в различных видах спорта. Данные способности будет влиять на дальнейший жизненный путь каждого: это состояние здоровья, уровень дальнейшего образования, жизненная позиция, дисциплинированность, трудоустройство.
Мы в своей работе постараемся подробным образом рассмотреть представленную тему и сделать соответствующие выводы.
Объект исследования: физические качества у обучающихся 5-9 классов
Предмет исследования: методики развития физических качеств.
Цель: изучить особенности развития физических качеств у обучающихся 5-9 классов.
Задачи:
1) Проанализировать научно-методическую литературу по развитию физических качеств у обучающихся 5-9 классов.
2) Охарактеризовать двигательные качества обучающихся 5-9 классов и сенситивные периоды их развития.
3) Определить динамику развития физических качеств на уроках физической культуры у обучающихся 5-9 классов.
Гипотеза исследования: предполагаем, что развитие физических качеств у обучающихся 5-9 классов протекает гетерохронно.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
1. Анализ научно-методической литературы по теме исследования.
2. Педагогическое тестирование.
3. Методы математической обработки результатов.
Практическая значимость исследования состоит в том, что
полученные результаты могут быть использованы учителями физической культуры для повышения эффективности учебного процесса в условиях современной школы, а также для тренеров, работающих с подростками на начальном этапе обучения.
Структура выпускной квалификационной работы: работа состоит из введения, трех глав (в первой главе рассматриваются характеристики двигательных качеств и методы их развития, во второй - организация, контингент и методы исследования; в третьей - результаты исследования уровня развития физических качеств у школьников 5-9 классов); заключения; списка литературы.
Анализ научно-методической литературы позволил рассмотреть методический аспект развития физических качеств у школьников 5-9 классов. С помощью мониторинга работ различных исследований и проведения выявлено, что для каждого человека есть свои границы, развития двигательных качеств определяемые его индивидуальными генотипическими особенностями.
Нами дана характеристика физическим качествам выносливости, быстроты, ловкости, скоростно-силовым качествам, скоростно-силовой выносливости и сенситивным периодам их развития. Для проведения практического исследования мы определили ряд тестов, которые направлены на выявление степени развития вышеуказанных двигательных качеств. Для определения скоростно-силовых качеств ног выполняют контрольное упражнение - прыжок в длину с места. Для определения скоростных способностей - бег 30 метров. Для определения скоростно-силовых качеств плечевого пояса и верхних конечностей применяется тест - метание теннисного мяча. Для определения выносливости выполняются тесты - бег на 500м, 1000м, 1500 м, и 2000 м, результат измеряется в секундах. Для определения скоростно-силовой выносливости - прыжки через скакалку за 1 минуту. Для определения ловкости и координации - челночный бег, 3х10м. Нами было определено, что все они имеют свои особенности.
Нами определена динамика развития физических качеств на уроках физической культуры у обучающихся 5-9 классов. Результаты исследования показали, что лучшие показатели у обучающихся представлены в оценке ловкости и координации, скоростно-силовых качеств, быстроте и скоростно-силовых качеств ног. Наиболее низкие показатели представлены в оценке выносливости и скоростно-силовых качеств плечевого пояса.
Для улучшения показателей нами представлены соответствующие методики, которые применяются на уроках.
С помощью проведения исследования мы определили, что физические качества в разные годы жизни ребенка развиваются неравномерно. Для каждого качества определен свой сенситивный период развития, соответственно физические качества развиваются гетерохронно.
1. Аганянц, Е.К. Очерки по физиологии спорта: Учебное пособие для высших учебных заведений физической культуры [Текст] / Е.К. Аганянц, Е.М. Бердичевская, А.Б. Трембач / Под ред. Е.К. Аганянц - Краснодар: «Экоинвест», 2001. -204 с.
2. Ашмарин, Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании [Текст]: пособие для студентов, аспирантов и преподавателей ин-тов физ. культ. / Б.А. Ашмарин - Москва: «Физкультура и спорт», 1990. - 223 с.
3. Бальсевич, В.К. Очерки по возрастной кинезиологии человека [Текст] / В.К. Бальсевич. - М.: Советский спорт, 2009. - 220 с.
4. Баранов А.А. Фундаментальные и прикладные исследования по проблемам роста и развития детей и подростков [Текст] / А.А. Баранов //Российский педиатрический журнал. - 2000. - №5. - С. 40 - 48.
5. Барчуков, И.С. Физическая культура и спорт: методология, теория, практика [Текст]: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / И.С. Барчуков [и др.]; под общ. ред Н.Н. Маликова. - М.: Академия, 2006. - 528 с.
6. Бернштейн, Н.А. О ловкости и её развитии [Текст] / Н.А. Бернштейн. - М.: ФиС, 1991. - 209 с.
7. Биологические и социальные основы физической культуры [Текст]: пособие по дисциплине «Физическая культура» для студентов всех специальностей / сост. В.А. Пасиченко, Д.Н. Давиденко. - Минск: БГТУ, 2007. - 66 с.
8. Верхошанский, Ю.В.Горизонты научной теории и методологии спортивной тренировки [Текст] / Ю.В. Верхошанский // Теор. и практ. физ. культ. 1998, № 7, с. 41-54.
9. Гужаловский, А.А. Основы теории и методики физической культуры [Текст]: учеб. для техникумов физ. культ. / А.А. Гужаловский. - М.: Физкультура и спорт, 1996. - 352 с.
10. Иванченко, Е.И. Теория и практика спорта [Текст] / Е.И. Иванченко // Учеб.- метод. пособие: В 3 ч. - М., 1997. - Ч.3. - 240 с.
11. Казызаева, А.С. Физическое развитие подростков в условиях повышенной двигательной активности и инновационного обучения [Текст]: Монография / А.С. Казызаева, В.Ф. Выставкина, А.П. Картавцева; Филиал ГОУ ВПО «Кемеровский государственный университет» в г. Прокопьевске - Прокопьевск: РИО ПФ КемГУ, 2008. - 130 с. - Библиогр.: с 101-130
12. Карпушкина, С.А. Применение Microsoft Excel для статистического анализа данных медико-биологических исследований [Текст]: Учебное пособие / С.А. Карпушкина. - Саранск: Издательство Мордовского университета, 2001. - 152 с.
13. Лубышева, Л.И. Современный ценностный потенциал физической культуры и спорта и пути его освоения обществом и личностью [Текст]: Вопросы теории / Л.И. Лубышева // Теория и практика физической культуры. - 1997. - №6. - С.12-14
14. Лях, В.И. Тесты в спортивном воспитании школьников / В.И. Лях // Пособие для учителя. - М.: ООО «Фирма» Изд-во АСТ, 1998. - 227 с.
15. Матвеев, Л.П. От теории спортивной тренировки - к общей теории спорта [Текст] / Л.П., Матвеев // Теория и практика физической культуры. - 1998. - №5. - С. 5-8.
16. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры: Общие основы теории и методики физического воспитания; теоретико-методические аспекты спорта и профессионально-прикладных форм физической культуры [Текст]: / Л.П. Матвеев // Учебник для институтов физ. культ. - М.: Физкультура и спорт, 1991. - 543 с.
17. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры [Текст]: учеб. для ин-тов физ. культуры / Л.П. Матвеев. - М.: Физкультура и спорт, 1991. - 543 с.
18. Методические рекомендации Координационной комиссии Министерства спорта Российской Федерации, по выполнению видов испытаний (тестов), входящих во Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО). [Текст]. Протокол от 23.07.2014 пункт II/1. - М.: Москва, 2014. - 12 с.
19. Рубанович, В.Б. Морфофункциональное развитие подростков в зависимости от степени полового созревания и вида двигательной активности [Текст] / В.Б. Рубанович, Р.И. Айзман // Российский физиологический журнал им. И.М. Сеченова. - 2004. - Часть 2. - Т. 90. - № 8. - С.420.
20. Руденик, В.В. Основы спортивной тренировки [Текст] / В.В. Руденик. - Гродно:ГрГУ, - 2000. - 94 с.
21. Сальников, В.А. Возрастное и индивидуальное в структуре спортивной деятельности [Текст]: Монография / В.А. Сальников. - Омск: Изд-во СибАДИ, 2000. - 160 с.
22. Смирнов, В.Н. Физиология физического воспитания и спорта. Учеб. для студ. сред. и высш. учеб. Заведений [Текст] / Смирнов В.Н. - М.: Изд. ВЛАДОС- ПРЕСС, 2002. - 608 с.
23. Солодков, А.С. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная [Текст]: учебник / А.С. Солодков, Е.Б. Сологуб. // Изд. 2-е, испр. и доп. - М.: Олимпия Пресс, 2005. - 528 с.
24. Теория и методика физического воспитания [Текст]: учеб. для ин- тов физ. культ.: в 2 т. 2 т.: Специализированные направления и особенности основных возрастных звеньев системы физического воспитания / редкол.: Л.П. Матвеев, А.Д. Новиков. - 2-е изд. испр. и доп. - М.: Физкультура и спорт, 1996. - 255 с.
25. Фарбер, Д.А. Физиология школьника [Текст] / Д.А. Фарбер, И.А. Корниенко, В.Д. Сонькин. - М.: Педагогика, 1990. - 64 с.
26. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учебное пособие для студентов высш. учеб. заведений [Текст] / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. - М.: изд. центр «Академия», 2000. - 480 с.
27. Хрипкова, А.Г. Возрастная физиология и школьная гигиена [Текст] / А.Г. Хрипкова, М.Б. Антропова, Д.А. Фарбер // Учебное пособие для педагогических институтов. - М., 1990. -75 с.
28. Щедрина, А.Г. Онтогенез и теория здоровья: Методологические аспекты [Текст] / А.Г. Щедрина. - Новосибирск, СО РАМН, 2003. - 164 с.