ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ 6
1.1 Факторы, воздействующие на здоровье обучающихся
в современных условиях 6
1.2 Особенности формирования знаний о здоровом образе жизни
у обучающихся 10
1.3 Образ жизни и здоровье, оздоровительная направленность физической
культуры школьников средней школы 28
2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 37
2.1 Организация исследования 37
2.2 Методы исследования 38
2.3 Реализация комплекса средств и методов 41
3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 42
3.1 Результаты исследования и их обсуждение 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 47
ПРИЛОЖЕНИЕ 53
На сегодняшний день одной из важнейших задач школы является сохранение здоровья учащихся. Здоровье при этом рассматривается как один из важнейших факторов, определяющих эффективность обучения. Только здоровый ребенок способен успешно овладеть школьной программой. Нарушение здоровья приводит к трудностям в обучении, особенно если в школе не созданы условия для нормальной жизнедеятельности организма растущего человека. Работа по сохранению и укреплению здоровья в образовательных учреждениях невозможна без грамотной реализации здоровьесберегающих технологий. Их использование обеспечивает выпускнику начальной школы высокий уровень реального здоровья, вооружая его необходимым багажом знаний, умений и навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни, и воспитывая у него культуру здоровья.
Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью реализации задач, поставленных в Концепции долгосрочного социальноэкономического развития Российской Федерации до 2020 года, в которой делается акцент на том, что необходимо значительно повысить кадровый потенциал страны путем реформирования системы непрерывного образования. Суть этого реформирования состоит в подготовке конкурентоспособного работника, который обладает навыками творческого саморазвития, социокультурной компетентностью, крепким здоровьем и высоким уровнем физической подготовленности [32].
Ключевую роль в выполнении этих задач выполняют педагоги, которые должны обеспечить высокий уровень состояния здоровья и физического развития, личностный рост учащихся и их гармоничное развитие. Однако этими характеристиками должен обладать ведущий субъект образовательного процесса - сам учитель, ведь только компетентный, творчески развитый и физически здоровый педагог может воспитать всесторонне развитое и здоровое поколение. Формировать эти качества необходимо начинать с самого раннего возраста в семье, детских садах и продолжать в средних, высших образовательных учреждениях и на производстве. Непременным условием их развития является наличие здоровья, ведение здорового образа жизни.
Ценность здорового образа жизни (ЗОЖ) в социальном плане выступает как ключевая категория, так как здоровье является необходимым условием не только развития и роста, но и выживания человека. Проблема здоровья подрастающего поколения в последнее время является приоритетной для государства, общества и граждан, поскольку учащаяся молодежь является основным резервом пополнения трудовых резервов страны. Обществу нужны здоровые кадры, так как от уровня здоровья каждого напрямую зависит эффективная реализация потенциала личности и социально-экономическое благополучие всей страны. Охрана здоровья подрастающего поколения важна также потому, что учащаяся молодежь является репродуктивным потенциалом страны.
В настоящее время в сохранении здоровья подростков, которые подвержены интенсивным учебным нагрузкам, наблюдаются значительные проблемы: с возрастом происходит ухудшение соматического здоровья, повышается уровень заболеваемости и отмечается неадекватное восприятие детьми состояния своего здоровья. Статистика показывает, что число здоровых детей, пришедших в школу, составляет 15%, и лишь 2-5% выпускников средних образовательных учреждений представляется возможным назвать совершенно здоровыми. За время обучения количество здоровых учащихся уменьшается примерно в 3-4 раза.
Исследования показывают, что нарушения осанки, зрения, гипо- и гипертонические реакции, невротизация и многие другие отклонения в состоянии организма человека (так называемые дидактогенные болезни) обусловлены, в значительной степени, воздействиями неблагоприятных факторов образовательной среды, пренебрежением детьми правилами здорового образа жизни.
Недостаточная разработанность рассматриваемой проблемы и ее видимая практическая значимость, в особенности для обучающихся средней школы, обусловили выбор темы исследования: формирование здорового образа жизни у обучающихся в процессе внеурочных занятий.....
Полученные в ходе педагогического эксперимента результаты, позволяют сделать следующие выводы:
1. В процессе изучения научно-методической литературы и практической деятельности специалистов в области физического воспитания, было выявлено, что в изучении данной проблемы имеются существенные недостатки. Существующие источники не раскрывают полного комплекса доступных средств и методов формирования здорового образа жизни у обучающихся. В практической деятельности преподаватели эпизодически используют данное направление своей деятельности.
2. Разработан и опробован, в процессе эксперимента, комплекс средств и методов направленный на формирование здорового образа жизни обучающихся, в условиях внеурочной деятельности.
3. Установлено, что использование, в условиях внеурочной деятельности, предложенного комплекса средств и методов позволило сформировать основы здорового образа жизни у, а значит можно говорить о том, что гипотеза нашего исследования подтвердилась.
1. Адольф В.А., Адольф К.В. Горизонты и границы современного образования // CREDE EXPERTO: транспорт, общество, образование, язык. - 2018. - № 3. - С.186-196.
2. Адольф В.А., Савчук А.Н. Сопровождение здоровьесберегающей деятельности современного педагога: монография. - Красноярск, 2014. - 256 с.26-28.
3. Андреев, В.И. Педагогика [Текст]: учебный курс для творческого
саморазвития / В.И. Андреев. - Казань: Центр инновационных
технологий,2012. - 608 с.
4. Апанасенко, Г.Л. Диагностика индивидуального здоровья [Текст] / Г.Л. Апанасенко // Современные реабилитационные технологии, 2012. - №8. - С.64-70.
5. Артемьева, Т. Вне зависимости / Т. Артемьева // Будь здоров. - 2010. - № 2. - С. 64-71.
6. Артемьева, Т. Система Амосова / Т. Артемьева // Будь здоров. - 2010. - № 1. - С. 32-39.
7. Афанасьев, В.Г. Человек. Общество, управление, информация. Опыт системного подхода [Текст] / В.Г. Афанасьев. - М.: Либроком, 2013. - 208 с.
8. Бахтин, Ю.К. Валеология - наука о здоровье: тридцать пять лет на трудном пути становления [Текст] / Ю.К. Бахтин // Молодой ученый. - 2015. - №17. - С. 36-42.
9. Васильева, Д. Вредным привычкам места нет / Д. Васильева // Пока не поздно. - 2010. - № 11. - С. 3.
10. Воронова, Е.А. Здоровый образ жизни в современной школе:
программы, мероприятия, игры [Текст] / Е.А. Воронова. Ростов на Дону: Феникс, 2011. 179 с.
11. Ворончихин, Д.В. Здоровье старшеклассников в контексте отечественного образовательного пространства: состояние, проблемы, перспективы [Текст] // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2015. №2. С.237-240.
12. Данилова, Н.Н. Психофизиология: учебник для вузов / Н.Н. Данилова. - М.: Аспект Пресс, 2014. - 373 с.
13. Дыхан, Л.Б. Теория и практика здоровьесберегающей деятельности в школе [Текст] / Л.Б. Дыхан. - Ростов н/Д: Феникс, 2012. - 412 с.
14. Ильинич, В.И. Физическая культура студента [Текст] / В.И. Ильинич. -М.: Гардарики, 2011. - 448 с.
15. Кабаева, В.М. Программа психологического обучения и воспитания школьников «Я - мой образ жизни - моё здоровье» [Текст] / В.М. Кабаева // Ежеквартальный научно-практический журнал Психология и школа. 2014.1. С. 67-104.....50