Введение 2
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 7
1.1 Сущность понятий «здоровье» и «здоровый образ жизни» 7
1.2 Особенности формирования здорового образа жизни младших
школьников 15
1.3 Формы организации внеурочной деятельности учащихся младших
школьников по формированию здорового образа жизни (ЗОЖ) 21
Выводы по первой главе 27
ГЛАВА II МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 30
2.1 Методы исследования 30
2.2 Организация исследования Ошибка! Закладка не определена.
Выводы по второй главе 33
ГЛАВА III РАЗРАБОТКА МЕТОДИКИ ФОРМИРОВАНИЯ ОБРАЗА ЖИЗНИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 34
3.1 Изучение уровня знаний и представлений о здоровом образе жизни
младших школьников 34
3.2 Формирование знаний и представлений о здоровье и здоровом образе
жизни младших школьников на внеурочных занятиях 40
3.3. Рекомендации для педагогов 48
Выводы по третьей главе 52
Заключение 54
Список литературы 56
Приложение А (анкета) 61
Приложение В (программа) 64
Проблема сохранения здоровья учащихся и привития навыков здорового образа жизни очень актуальна в современном мире. Здоровый образ жизни по сути своей должен быть первейшей потребностью человека, но удовлетворение этой потребности, доведение её до оптимального результата носит сложный, своеобразный, часто противоречивый характер и не всегда приводит к необходимому результату. В условиях общественной неустойчивости человек должен обладать высокой адаптивностью, чтобы сохранить свою индивидуальность. Именно поэтому в последние годы медики, философы, психологи, педагоги уделяют пристальное внимание воспитанию общей культуры личности, развитию у человека умения защищать себя и свое здоровье от вредных воздействий окружающей среды. Укрепление здоровья детей рассматривается как важное условие их разностороннего развития и обеспечения их нормальной жизнедеятельности.
Многоплановый анализ здорового образа жизни представлен в трудах философов (А. П. Бутенко, В. Б. Капустин, М. Н. Руткевич, В. И. Столяров), социологов (В. В. Бовкун, И. М. Быховская, А. В. Лисовская, Л. Я. Рубина, П. Х. Титма), медиков (Н. М. Амосов, В. Е. Апарин, И. И. Брехман, А. И. Киколов, Ю. П. Лисицын, В. П. Петленко), психологов и педагогов ( М. Я. Виленский, В. А. Сластенин) [30].
Младший школьный возраст достаточно важный период для формирования здоровья и здорового образа жизни ребенка. Во-первых, в это время организм ребенка интенсивно растет. Во-вторых, происходит адаптация к новым школьным условиям существования. В-третьих, учеба - напряженный умственный труд, связанный с напряжением большого количества центров коры больших полушарий. От того, какие условия для учебы и развития ребенка созданы в школе, в первую очередь зависят здоровье и формирование здорового образа жизни развивающегося человека. Последнее особо актуально для детей младшего школьного возраста, т.к. в это время самоопределение личности предполагает определение позиции в различных сферах жизнедеятельности. В частности, в младшем школьном возрасте значимо формирование потребности в ведении здорового образа жизни [27, с. 71].
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования (ФГОС НОО), программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни должна представлять собой комплексную программу формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся на ступени начального общего образования как одной из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования [42].
Одним из необходимых условий правильной постановки всей работы по формированию здорового образа жизни детей является целесообразное чередование всех видов деятельности на протяжении всего дня. Особое значение в формировании здорового образа жизни ребенка придается развитию движений и физической культуры детей, как на физкультурных занятиях, так и во внеурочной деятельности.
Задача формирования здорового образа жизни в условиях внеурочной деятельности заключается в становлении интересов, мотиваций, что приводит к формированию постоянных потребностей к занятиям физическими упражнениями, закаливании, соблюдение гигиены, рациональном распорядке дня, соблюдении правил здорового образа жизни и к выработке нравственных качеств.
Таким образом, главная направленность деятельности педагогов по формированию здорового образа жизни учащихся должна быть ориентирована на создание психолого-педагогических условий, воспитание у школьников сознательного отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих людей, культуру поведения и здоровье-сберегающей деятельности....
Здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация, полноценное развитие во многом определяются средой, в которой он живет, ибо организм ребенка очень чувствителен к внешним факторам. Для него такой средой в первую очередь являются учреждения образования, именно там он проводит большую часть своего времени. Для младших школьников основными составляющими элементами здорового образа жизни являются рациональное питание, двигательная активность, общеукрепляющие и антистрессовые мероприятия, полноценный отдых, рациональное распределение учебной нагрузки и досуговой деятельности.
Основные компоненты здорового образа жизни, которые должны быть развиты в младшем школьном возрасте: знания детей о строении тела человека, о здоровье и здоровом образе жизни; активное отношение детей к своему здоровью, здоровому образу жизни, желание помогать себе и другим людям в его соблюдении; сформированность привычек гигиенического поведения; стремление детей к расширению своего кругозора в сфере здоровья и здорового образа жизни.
Далеко не все педагогические ресурсы используются в сфере воспитания и развития ребенка. К таким мало используемым средствам воспитания относится внеклассная работа. Активное участие во внеклассной работе помогает детям младшего школьного возраста сформировать адекватную точку зрения на здоровье и умение вести здоровый и здоровьесберегающий образ жизни как признак высокой культуры человека, его образованности, настойчивости и воли.
Для реализации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях доступны следующие виды внеучебной работы: спортивно-оздоровительное; художественно-эстетическое; научно-познавательное; военно
патриотическое; досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение); социальное творчество (социально значимая волонтерская деятельность); туристско-краеведческая деятельность. Правильно организованная внеурочная деятельность обязательно принесёт свои положительные результаты и эффекты.
Нами было проведено исследование уровня знаний и представлений о здоровом образе жизни у детей младшего школьного возраста. База исследования: МОУ «Лицей №1». В исследовании приняли участие
учащиеся 2-4-х классов. Всего обследовано 50 школьников в возрасте 8-12 лет: 28 девочек и 22 мальчика.
В качестве методики исследования нами был проведен опрос детей и родителей «Здоровый образ жизни». Как свидетельствуют полученные результаты анкетирования, младшие школьники достаточно информированы о важности здорового образа жизни, правильного питания и занятий спортом, но не имеют сформированных навыков ведения такого образа жизни и устойчивой внутренней мотивации к ЗОЖ, здоровье для них не является ведущей ценностью в данном возрасте. Учащиеся не видят причинноследственных связей между своим поведением и его негативными последствиями для здоровья.
Таким образом, эффективная, целенаправленная и систематическая деятельность учащихся по формированию, сохранению и укреплению своего здоровья невозможна без осознания цели такой деятельности и мотивации к ЗОЖ. С целью формирования представлений о здоровом образе жизни у младших школьников нами была разработана программа факультатива «Быть здоровым здорово!» для учащихся 3-х классов в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и рассчитана на 1 час в неделю, всего 18 часов Цель программы: создать условия для формирования у обучающихся ценностного отношения к своему здоровью.
В заключение в качестве рекомендаций мы привели в пример опыт по внеклассной работе в формировании ЗОЖ у младших школьников, накопленный образовательным учреждением ГБОУ школой № 246 Санкт- Петербурга.
1. Амосов Н. М. Алгоритм здоровья / Н. М. Амосовю - М.: АСТ; Донецк: Сталкер, 2005. - 219 с.
2. Амосов Н. М. Раздумья о здоровье / Н. М. Амосов. - М., 2009.- 264 с.
3. Арсентьева М. В. Взаимодействие семьи и школы в формировании здорового образа жизни младших школьников // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2014. - № 3-2. - С. 169-173.
4. Асеев В. Г. Мотивация поведения и формирование личности / В. Г. Асеев.
- М.: Мысль, 1976. - 158 с
5. Байер К. Здоровый образ жизни / К. Байер, Л. Шейнберг; пер. с англ.- М.: Мир, 1997. - 674 с.
6. Бойко А. Ф. Здоровье на пять с плюсом! / А. Ф. Бойко. - М.: «Российская газета», 2002. - 366 с.
7. Брехман И. И. Валеология - наука о здоровье / И. И. Брехман. - М., 2005. - 218 с.
8. Бусыгин А. Г. Двойная спираль Жизни, Здоровья и базовых потребностей: Философский трактат (Десмоэкология 2) / А. Г. Бусыгин. - Ульяновск: «Ульяновский дом печати», 2008. - 136 с.
9. Вайнер Э. Н. Валеология / Э. Н. Вайнер. - М., 2012.- 210 с.
10. Васильева О. С. Валеология - актуальное направление современной психологии / О. С. Васильева // Психологический вестник РГУ. - Ростов- на-Дону, 2007. - Вып.3.
11. Гликман И. З. Теория и методика воспитания / И. З. Гликман - М.: «Просвещение», 2012. - 156 с.
12. Горбачев Д. Ю. Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей младшего школьного возраста средствами мультимедиа и интернет - технологий / Д. Ю. Горбачев // Обучение и воспитание: методики и практика. - 2013. - № 3. - С. 25-29.
13. Давидович В. В. Здоровье как философская категория / В. В. Давидович, А. В. Чекалов // Валеология. - 2007. - № 1.
14. Донских Н. В. Формирование здорового образа жизни у младших школьников во внеурочной деятельности / Н. В. Донских, А. Ю. Карпенко // Вестник научного общества студентов, аспирантов и молодых ученых. - 2015. - № 4. - С. 59-64.
15. Евладова Е. Б. Дополнительное образование детей / Е. Б. Евладова, Л. Г. Логинова, Н. Н. Михайлова. - М.: «Просвещение», 2012. - 311 с....45