Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты психологической безопасности, информационнопсихологической безопасности пожилых людей 5
1.1. Содержание и сущность понятия психологической безопасности, информационно
психологической безопасности пожилых людей 5
1.2. Характеристика угроз психологической безопасности, информационно-психологической
безопасности пожилых людей 13
Выводы по первой главе 19
Глава 2. Эмпирическое исследование формирования информационно-психологической безопасности пожилых людей 20
2.1. Диагностика и характеристика уровня информационно- психологической
безопасности 20
2.2. Разработка и реализация программы, направленной на формирование информационно
психологической безопасности пожилых людей 24
Выводы по второй главе 33
Заключение 34
Список использованной литературы 36
Приложение 38
Актуальность темы исследования. Осознание проблемы старения населения в обществе ставит перед психологической наукой ряд вопросов, связанных с закономерностями социального развития личности пожилого человека, с динамикой ее различных идентичностей, особенностями процесса его социализации, местом этой социальной группы в обществе и тому подобное. Знание и учет психологических особенностей пожилого человека является важным условием совершенствования социально-психологической работы с лицами пожилого возраста, в частности, в условиях пандемии, повышения качества их жизни, формирования положительного отношения к ним в обществе, особенно на данном этапе развития нашего общества.
Старение — это неизбежный этап развития, связанный с изменениями в физическом, психологическом, гормональном состоянии, а также с изменениями социальных условий. В пожилом возрасте люди становятся более зависимыми от других, что делает их более уязвимыми. Эдвард Дж. Штигиц определяет старение «как элемент времени жизни». По его словам, «старение — это часть жизни», которая начинается с зачатия и заканчивается смертью.
Большое значение в пожилом возрасте имеет психологическая безопасность, которая влияет не только на уверенность человека в обладании внутренними ресурсами для противостояния новым угрозам и опасным ситуациям, но и на отношение к смерти. Люди, которые находятся в состоянии безопасности, как правило, меньше боятся смерти, нежели те, кто не чувствует себя в безопасности. В то же время люди, не испытывающие состояния психологической безопасности, не имеют положительной связи с миром, подавляют свой страх перед смертью и не развивают чувство символического бессмертия.
Потребность в безопасности имеет объективный характер, поскольку все люди уязвимы. При этом, в отличие от многих других, потребность в безопасности невозможно удовлетворить полностью. Она присутствует всегда и требует постоянного к себе внимания.
Важнейшая роль в сохранении психологической безопасности личности и формировании психического здоровья принадлежит самому человеку, его образу жизни, ценностям, установкам, степени гармонизации его внутреннего мира и отношений с окружающими людьми. А субъективное отношение человека к собственной психологической безопасности и своему здоровью и здоровому образу жизни является как важным фактором регуляции его здоровья, так и источником изменения его поведения по отношению к здоровью (Г.А. Апанасенко, И.И. Брехман, Ф.Ю. Василюк, Ю.В. Шленов и др.).
Проблемами психологической безопасности человека занимались многие русские психологи: И.А. Баева, Г.В. Грачев, Г.М. Зараковский, Н.В. Куликова, В.Э. Лепский, И.К. Мельник, И.М. Панарин, С.Ю. Решетина, С.К. Рощин, Г.Л. Смолян, В.А. Соснина, Н.Л. Шлыкова и др.; проблемой психологической защиты личности: Л.И. Еремеева, Р.А. Зачепицкий, Т.С. Кабаченко, Т.И. Колесникова, О.М. Столяренко и др.
Вопросы информационно-психологической безопасности пожилых людей как одной из наиболее уязвимых к информационному воздействию групп населения нашли отражение в отдельных работах В.Г. Тыльца, Т.М. Краснянской, В.В. Иохвидова (Тылец, Краснянская, Иохвидов, 2019), Т.Б. Бересток (Бересток,2020). Вместе с тем, данные работы не дают целостного понимания проблемы.
Итак, анализ научных публикаций этих ученых свидетельствует о том, что в них не полностью раскрыты все аспекты опасностей и угроз для психологической безопасности человека. Недостаточно изученными сегодня остаются вопросы особенностей воздействия опасности и угрозы на эмоциональную сферу личности, ее поведение и др.
Цель дипломной работы: выявить и теоретически обосновать условия формирования информационно-психологической безопасности пожилых людей, обслуживаемых на дому.
Задачи дипломной работы:
1. Охарактеризовать содержание и сущность понятия психологической безопасности, информационно-психологической безопасности пожилых людей.
2. Описать угрозы психологической и информационно-психологической безопасности пожилых людей.
3. Выявить и охарактеризовать уровень информационно-психологической безопасности пожилых людей.
4. Разработать и реализовать программу, направленную на формирование информационно-психологическую безопасности пожилых людей обслуживаемых на дому.
Объект исследования: Процесс формирования информационно-психологической
безопасности пожилых людей, обслуживаемых на дому.
Предмет исследования: условия формирования информационно-психологической безопасности пожилых людей.
Гипотеза: информационно-психологическая безопасность будет осуществляться при условиях: знаний об угрозах и опасностей информационной безопасности и о способах её защиты, эмоционального самочувствия пожилых людей, позитивные эмоциональные переживания, умение применять способы обеспечения информационно-психологической безопасности.
Под информационно-психологической безопасностью пожилых людей в нашем исследовании понимается, состояние защищенности граждан пожилого возраста, от негативных информационно-психологических воздействий, которые осуществляются в информационном пространстве.
Компоненты предлагаемой системы информационно-психологической безопасности (эмоциональное переживание, удовлетворенность жизнью, умение применять способы обеспечения информационно-психологической безопасности и т.п.) могут выступать в качестве ее развития в целом и выполняться на разных этапах формирования информационнопсихологической безопасности и защиты от интернет угроз.
Основной угрозой информационно-психологической безопасности пожилых людей, является эмоциональная нестабильность, доверчивость.
Угроза информационно-психологической безопасности - является та часть информационной среды общества, которая в силу различных причин не адекватно отражает окружающий человека мир. Т.е. информация, которая вводит людей в заблуждение, в мир иллюзий, не позволяет адекватно воспринимать окружающее и самого себя.
Необходимо провести ряд занятий, по обучению интернет угроз и способам защиты от них. Также провести работу с психологом на выявление и уменьшение уровня тревожности у пожилых людей обслуживаемых на дому.
Данная работа проходила в 3 этапах, состояла из 4 занятий:
1. Организационный- определение выборки исследования и выборе диагностической методике.
2. Диагностический- проведение диагностики на уровень тревожности и выявление знаний об интернет угрозах. Исследование проходило в двух этапах способом тестирования:
• Тест на тревожность Спилбергера Ханина.
• Анкетирование на выявление знаний об интернет угрозах.
3. Интерпретационный- проведении анализа полученных в результате диагностики данных.
В исследовании приняли 5 пожилых людей, нами были получены следующие результаты:
Тест на тревожность- 40% имеют высокий уровень, 40% средний уровень, 20% низкий уровень. Анкетирование на выявление знаний об интернет угрозах- 60% низкий уровень, 40 % средний.
Далее мы разработали программу направленную на изучение интернет угроз и способы защиты от них, также была проведена работа психологом с пожилыми людьми на уменьшение уровня тревожности.
Таким образом, гипотеза, выдвинутая в начале исследования, нашла своё утверждение. Повышение уровня знаний об интернет угрозах и способы защиты от них, также уменьшение уровня тревожности у пожилых людей будут способствовать следующие условия:
• организация и проведение занятий по обучению, какие существуют виды угроз и способы защиты от них.
• организация и проведение занятий на выявление что вызывает тревожность у пожилых людей, и как снизить уровень тревожности.
1. Зотова, О. Ю. Потребность в безопасности у представителей разных социальноэкономических групп [Текст] / О. Ю. Зотова // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. - 2011. - № 4. - С. 84-91.
2. Зотова, О. Ю. Технологии коммуникативного взаимодействия для обеспечения безопасности и доверия [Текст] / О. Ю. Зотова // Национальный психологический журнал. - 2012. - № 1(7). - С. 88-94.
3. Литвинова А.В. Психологическая безопасность личности как ресурс биопсихологического возраста / А.В. Литвинова- Москва 2020.
4. Проект Федерального закона РФ «Об информационно-психологической безопасности» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.memo.ru/hr/gosduma/Wyp15/info.htm.
5. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев. - СПб.: Питер, 2001. - 288 с.
6. Баева И.А. Психологическая безопасность образовательной среды: дис. ... доктора психол. наук: спец. 19.00.07 / И.А. Баева. - М., 2003. - 386 с.
7. Белашева ИВ. Психология экстремальных и чрезвычайных состояний: учебное пособие / И.В. Белашева, А.В. Суворова, И.Н. Польшакова, Н.В. Осипова, Д.А. Ершова. - Ставрополь: Изд-во СКФУ, 2015. - 262 с.
8. Гончарова О.В. Психологическая безопасность личности в экстремальных условиях // Russian Journal of Education andPsychology. - 2014. - №9 (41). - С. 3-12.
9. Грачев Г.В. Личность и общество: информационно-психологическая безопасность и психологическая защита / Г.В. Грачев. - М.: Изд-во ПЕРСЭ, 2003. - 304 с.
10. Грачев Г.В. Личность и общество: информационно-психологическая безопасность и психологическая защита / Г.В. Грачев. - М.: Изд-во ПЕР СЭ, 2003. - 304 с.
11. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2001. - 464 с.
12. Котик М.А. Психология и безопасность / М.А. Котик. - Таллинн: Валгус, 1989. - 448 с.
13. Крайг Г. Психология развития / Г. Крайг. - СПб.: Питер, 2000. - 992 с.
14. Краснова О.В. Стереотипы пожилых и отношение к ним / О.В. Краснова // Психология зрелости и старения. - 1998. - №30 (1). - С.33-45.
15. Кузнецова Л.Б. Психологические особенности переживания процесса старения / Л.Б. Кузнецова // Вопросы журналистики, педагогики, языкознания. - 2015. - №24 (221). - С. 173181.....31