Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


формирование информационно-психологической безопасности пожилых людей, обслуживаемых на дому.

Работа №147056

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

социальная работа

Объем работы42
Год сдачи2022
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
18
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты психологической безопасности, информационно­психологической безопасности пожилых людей 5
1.1. Содержание и сущность понятия психологической безопасности, информационно­
психологической безопасности пожилых людей 5
1.2. Характеристика угроз психологической безопасности, информационно-психологической
безопасности пожилых людей 13
Выводы по первой главе 19
Глава 2. Эмпирическое исследование формирования информационно-психологической безопасности пожилых людей 20
2.1. Диагностика и характеристика уровня информационно- психологической
безопасности 20
2.2. Разработка и реализация программы, направленной на формирование информационно­
психологической безопасности пожилых людей 24
Выводы по второй главе 33
Заключение 34
Список использованной литературы 36
Приложение 38

Актуальность темы исследования. Осознание проблемы старения населения в обществе ставит перед психологической наукой ряд вопросов, связанных с закономерностями социального развития личности пожилого человека, с динамикой ее различных идентичностей, особенностями процесса его социализации, местом этой социальной группы в обществе и тому подобное. Знание и учет психологических особенностей пожилого человека является важным условием совершенствования социально-психологической работы с лицами пожилого возраста, в частности, в условиях пандемии, повышения качества их жизни, формирования положительного отношения к ним в обществе, особенно на данном этапе развития нашего общества.
Старение — это неизбежный этап развития, связанный с изменениями в физическом, психологическом, гормональном состоянии, а также с изменениями социальных условий. В пожилом возрасте люди становятся более зависимыми от других, что делает их более уязвимыми. Эдвард Дж. Штигиц определяет старение «как элемент времени жизни». По его словам, «старение — это часть жизни», которая начинается с зачатия и заканчивается смертью.
Большое значение в пожилом возрасте имеет психологическая безопасность, которая влияет не только на уверенность человека в обладании внутренними ресурсами для противостояния новым угрозам и опасным ситуациям, но и на отношение к смерти. Люди, которые находятся в состоянии безопасности, как правило, меньше боятся смерти, нежели те, кто не чувствует себя в безопасности. В то же время люди, не испытывающие состояния психологической безопасности, не имеют положительной связи с миром, подавляют свой страх перед смертью и не развивают чувство символического бессмертия.
Потребность в безопасности имеет объективный характер, поскольку все люди уязвимы. При этом, в отличие от многих других, потребность в безопасности невозможно удовлетворить полностью. Она присутствует всегда и требует постоянного к себе внимания.
Важнейшая роль в сохранении психологической безопасности личности и формировании психического здоровья принадлежит самому человеку, его образу жизни, ценностям, установкам, степени гармонизации его внутреннего мира и отношений с окружающими людьми. А субъективное отношение человека к собственной психологической безопасности и своему здоровью и здоровому образу жизни является как важным фактором регуляции его здоровья, так и источником изменения его поведения по отношению к здоровью (Г.А. Апанасенко, И.И. Брехман, Ф.Ю. Василюк, Ю.В. Шленов и др.).
Проблемами психологической безопасности человека занимались многие русские психологи: И.А. Баева, Г.В. Грачев, Г.М. Зараковский, Н.В. Куликова, В.Э. Лепский, И.К. Мельник, И.М. Панарин, С.Ю. Решетина, С.К. Рощин, Г.Л. Смолян, В.А. Соснина, Н.Л. Шлыкова и др.; проблемой психологической защиты личности: Л.И. Еремеева, Р.А. Зачепицкий, Т.С. Кабаченко, Т.И. Колесникова, О.М. Столяренко и др.
Вопросы информационно-психологической безопасности пожилых людей как одной из наиболее уязвимых к информационному воздействию групп населения нашли отражение в отдельных работах В.Г. Тыльца, Т.М. Краснянской, В.В. Иохвидова (Тылец, Краснянская, Иохвидов, 2019), Т.Б. Бересток (Бересток,2020). Вместе с тем, данные работы не дают целостного понимания проблемы.
Итак, анализ научных публикаций этих ученых свидетельствует о том, что в них не полностью раскрыты все аспекты опасностей и угроз для психологической безопасности человека. Недостаточно изученными сегодня остаются вопросы особенностей воздействия опасности и угрозы на эмоциональную сферу личности, ее поведение и др.
Цель дипломной работы: выявить и теоретически обосновать условия формирования информационно-психологической безопасности пожилых людей, обслуживаемых на дому.
Задачи дипломной работы:
1. Охарактеризовать содержание и сущность понятия психологической безопасности, информационно-психологической безопасности пожилых людей.
2. Описать угрозы психологической и информационно-психологической безопасности пожилых людей.
3. Выявить и охарактеризовать уровень информационно-психологической безопасности пожилых людей.
4. Разработать и реализовать программу, направленную на формирование информационно-психологическую безопасности пожилых людей обслуживаемых на дому.
Объект исследования: Процесс формирования информационно-психологической
безопасности пожилых людей, обслуживаемых на дому.
Предмет исследования: условия формирования информационно-психологической безопасности пожилых людей.
Гипотеза: информационно-психологическая безопасность будет осуществляться при условиях: знаний об угрозах и опасностей информационной безопасности и о способах её защиты, эмоционального самочувствия пожилых людей, позитивные эмоциональные переживания, умение применять способы обеспечения информационно-психологической безопасности.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Под информационно-психологической безопасностью пожилых людей в нашем исследовании понимается, состояние защищенности граждан пожилого возраста, от негативных информационно-психологических воздействий, которые осуществляются в информационном пространстве.
Компоненты предлагаемой системы информационно-психологической безопасности (эмоциональное переживание, удовлетворенность жизнью, умение применять способы обеспечения информационно-психологической безопасности и т.п.) могут выступать в качестве ее развития в целом и выполняться на разных этапах формирования информационно­психологической безопасности и защиты от интернет угроз.
Основной угрозой информационно-психологической безопасности пожилых людей, является эмоциональная нестабильность, доверчивость.
Угроза информационно-психологической безопасности - является та часть информационной среды общества, которая в силу различных причин не адекватно отражает окружающий человека мир. Т.е. информация, которая вводит людей в заблуждение, в мир иллюзий, не позволяет адекватно воспринимать окружающее и самого себя.
Необходимо провести ряд занятий, по обучению интернет угроз и способам защиты от них. Также провести работу с психологом на выявление и уменьшение уровня тревожности у пожилых людей обслуживаемых на дому.
Данная работа проходила в 3 этапах, состояла из 4 занятий:
1. Организационный- определение выборки исследования и выборе диагностической методике.
2. Диагностический- проведение диагностики на уровень тревожности и выявление знаний об интернет угрозах. Исследование проходило в двух этапах способом тестирования:
• Тест на тревожность Спилбергера Ханина.
• Анкетирование на выявление знаний об интернет угрозах.
3. Интерпретационный- проведении анализа полученных в результате диагностики данных.
В исследовании приняли 5 пожилых людей, нами были получены следующие результаты:
Тест на тревожность- 40% имеют высокий уровень, 40% средний уровень, 20% низкий уровень. Анкетирование на выявление знаний об интернет угрозах- 60% низкий уровень, 40 % средний.
Далее мы разработали программу направленную на изучение интернет угроз и способы защиты от них, также была проведена работа психологом с пожилыми людьми на уменьшение уровня тревожности.
Таким образом, гипотеза, выдвинутая в начале исследования, нашла своё утверждение. Повышение уровня знаний об интернет угрозах и способы защиты от них, также уменьшение уровня тревожности у пожилых людей будут способствовать следующие условия:
• организация и проведение занятий по обучению, какие существуют виды угроз и способы защиты от них.
• организация и проведение занятий на выявление что вызывает тревожность у пожилых людей, и как снизить уровень тревожности.


1. Зотова, О. Ю. Потребность в безопасности у представителей разных социально­экономических групп [Текст] / О. Ю. Зотова // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. - 2011. - № 4. - С. 84-91.
2. Зотова, О. Ю. Технологии коммуникативного взаимодействия для обеспечения безопасности и доверия [Текст] / О. Ю. Зотова // Национальный психологический журнал. - 2012. - № 1(7). - С. 88-94.
3. Литвинова А.В. Психологическая безопасность личности как ресурс биопсихологического возраста / А.В. Литвинова- Москва 2020.
4. Проект Федерального закона РФ «Об информационно-психологической безопасности» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.memo.ru/hr/gosduma/Wyp15/info.htm.
5. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев. - СПб.: Питер, 2001. - 288 с.
6. Баева И.А. Психологическая безопасность образовательной среды: дис. ... доктора психол. наук: спец. 19.00.07 / И.А. Баева. - М., 2003. - 386 с.
7. Белашева ИВ. Психология экстремальных и чрезвычайных состояний: учебное пособие / И.В. Белашева, А.В. Суворова, И.Н. Польшакова, Н.В. Осипова, Д.А. Ершова. - Ставрополь: Изд-во СКФУ, 2015. - 262 с.
8. Гончарова О.В. Психологическая безопасность личности в экстремальных условиях // Russian Journal of Education andPsychology. - 2014. - №9 (41). - С. 3-12.
9. Грачев Г.В. Личность и общество: информационно-психологическая безопасность и психологическая защита / Г.В. Грачев. - М.: Изд-во ПЕРСЭ, 2003. - 304 с.
10. Грачев Г.В. Личность и общество: информационно-психологическая безопасность и психологическая защита / Г.В. Грачев. - М.: Изд-во ПЕР СЭ, 2003. - 304 с.
11. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2001. - 464 с.
12. Котик М.А. Психология и безопасность / М.А. Котик. - Таллинн: Валгус, 1989. - 448 с.
13. Крайг Г. Психология развития / Г. Крайг. - СПб.: Питер, 2000. - 992 с.
14. Краснова О.В. Стереотипы пожилых и отношение к ним / О.В. Краснова // Психология зрелости и старения. - 1998. - №30 (1). - С.33-45.
15. Кузнецова Л.Б. Психологические особенности переживания процесса старения / Л.Б. Кузнецова // Вопросы журналистики, педагогики, языкознания. - 2015. - №24 (221). - С. 173­181.....31


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ