Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР

Работа №147055

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы54
Год сдачи2018
Стоимость4650 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
12
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР 6
1.1. Понятие «исследовательские умения» в психолого-педагогической
литературе 6
1.2. Особенности формирования исследовательских умений детей
старшего дошкольного возраста 11
1.3. Характеристика дидактических игр как средства формирования
исследовательских умений детей старшего дошкольного возраста 16
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 22
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО
ФОРМИРОВАНИЮ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ
ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР 24
2.1. Диагностический инструментарий, организация эксперимента и
анализ результатов исследования 24
2.2. Дидактические игры, направленные на формирования
исследовательских умений детей старшего дошкольного возраста 35
2.3. Методические рекомендации по формирование исследовательских умений детей старшего дошкольного возраста посредством диагностических
игр 38
ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 44
ПРИЛОЖЕНИЯ

Всё более возрастающее внимание современной психолого­педагогической теории и практики системы образования к задачам исследовательского обучения и поведения воспитанников обусловлено важнейшей особенностью современного мира - его постоянной изменяемостью и высокой динамичностью. Перемены, происходящие вокруг, столь стремительны и интенсивны, что человеку достаточно сложно находиться в гармонии с окружающим, если он руководствуется старыми привычными поведенческими модели. Ежедневно жизнь требует от каждого проявления поисковой активности. Значимо, что самые прочные и ценные знания человеком добываются самостоятельно, в ходе его творческих изысканий. И наоборот, знания, усвоенные путём заучивания, по прочности и глубине существенно им уступают. Для ребёнка естественнее и, соответственно, гораздо легче осваивать новое, когда он действует подобно учёному проводит исследования - наблюдает, ставит эксперименты, выводит на этой основе суждения и умозаключения, чем воспринимать их в «готовом виде».
Актуальность проблемы формирования исследовательских умений детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр обусловлена тем, что в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, развитая любознательность дошкольника, является одним из значимых целевых ориентиров. Это означает, что ребёнок стремится ставить вопросы, которые касаются близких и далёких явлений и предметов, его интересуют причинно­следственные связи (зачем? как? почему?) Любознательный дошкольник пытается сам придумывать объяснения поступкам людей, явлениям природы, он склонен наблюдать, экспериментировать.
Детскому экспериментированию и исследовательским умениям детей дошкольного возраста посвящены работы А. П. Усовой [56], Н.А. Семеновой [50, 51], Н. Н. Поддъякова [41], А. И. Савенкова [43,44] и других
исследователей.
Выбор дидактической игры как средство формирования исследовательских умений, обусловлен тем, что игра является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, Е.Е. Кравцова, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.).
Несмотря на то, что существует множество исследований посвещенных влиянию дидактических игр на формирование познавательных психических процессов, особенности формирования исследовательских умений детей старшего дошкольного возраста посредствам дидактических игр требуют изучения, обобщения и систематизации.
Цель исследования: разработать и теоретически обосновать комплекс дидактических игр, направленных на формирование исследовательских умений детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: исследовательские умения детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: формирование исследовательских умений детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр.
В основу исследования была положена следующая гипотеза: формирования исследовательских умений детей старшего дошкольного возраста возможно посредством дидактических игр, если:
• определен перечень исследовательских умений детей старшего дошкольного возраста;
• разработан комплекс дидактических игр обеспечивающих освоение детьми всех исследовательских умений с учетом возрастных особенностей детей;
• разработанный комплекс дидактических игр предполагает совместную деятельность с педагогом и организацию самостоятельной игровой деятельности....

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Анализ психолого-педагогической и методической литературы по изучаемой проблеме позволяет сделать следующие выводы:
1. Исследовательские умения - это познавательные умения, обеспечивающие успешное осуществление поиска и решения проблемы. Основными структурными элементами исследовательских умений являются следующие умения: видеть проблему, задавать вопросы, давать определения понятиям, выделять различные гипотезы, классифицировать, проводить эксперименты и наблюдения, делать умозаключения и выводы, защищать и доказывать свои идеи.
2. Дидактическая игра - это деятельность, смысл и цель которой дать детям определенные знания и навыки, развитие умственных способностей. Дидактическая игра имеет свою структуру, включающую несколько компонентов:
• обучающая (дидактическая) задача - это основной элемент
дидактической игры;
• игровые действия - это собственно способы проявления
активности ребёнка в игре;
• правила обеспечивают развёртывание игрового содержания,
делают игру организованной.
3. Диагностическое исследование сформированности
исследовательских умений детей старшего дошкольного возраста позволили выявить, что в большинстве своем исследовательские умения находиться на среднем уровне сформированноости. Среди участников эксперимента были выявлены и с низким уровнем сформированности исследовательских умений.
4. Анализ результатов позволил разработать и описать комплекс дидактических игр, направленных на формирование исследовательских умений детей старшего дошкольного возраста. Также были разработаны методические рекомендации для реализации дидактических игр в дошкольной образовательной организации.


1. Аксенова Т.А. Развитие дошкольника в познавательно - исследовательской деятельности в условиях реализации ФГОС ДО // Молодой ученый. 2016. №12.6. С. 1- 6.
2. Апшева А.М. Психолого - педагогическое сопровождения дополнительного образования детей // Опыт практические рекомендации М: МД ЭБЦ, 2011. 180 с.
3. Величко Ю.В. Основные направления развития творческих способностей детей дошкольного возраста в условиях современной системы образования // Век - тор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология. 2012. № 2. С. 65-68.
4. Веракса Н.Е. Познавательно - исследовательская деятельность дошкольников /Н.Е Веракса, О.Р. Галимов. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. 80 с.
5. Веракса Н.Е. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников/Н.Е Веракса, О.Р Галимов. М.: МОЗАЙКА СИНТЕЗ, 2014. 40 с.
6. Веракса Н.Е. Проектная деятельность дошкольников. - М.:
МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2014. 64 с.
7. Веракса Н.Е Проект «Школа дошкольных наук» // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения.2010, №9 с.6-9.
8. Галушкина С. В. Эксперимент как средство развития познавательного интереса дошкольников // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. № 2. 2012. С. 123-125.
9. Деркунская В.А. Игры - эксперименты с дошкольниками. // Центр педагогического образования 2012. С. 54-58.
10. Дыбина О.В. Из чего сделаны предметы. Игры - занятия для дошкольников. М.: ТЦ Сфера, 2010. 156 с.
11. Дыбина. О.В. Неизведанное рядом. М.: ТЦ Сфера, 2010. 192с.
44
12. Дыбина О.В. Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников. М.: ТЦ Сфера, 2010. 135 с.
13. Дыбина О.В. Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников. / сост. О.В. Дыбина, Н.П. Рахманова, В.В Щетинина М. ТЦ Сфера, 2010. 164 с.
14. Дыбина О.В. и др. Побуждение детей к преобразованию предметов // Казанская наука. 2011. №9. С. 207-210.
15. Деятельность дошкольников в детской экспериментальной лаборатории: программа, игровые проблемные ситуации, картотека опытов. ФГОС ДО / Под. ред. Костюченко М.П. Издательство Учитель, 2015. 178 с.....54


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ